21 июня 2019, 01:40
Спанда
Самое раннее упоминание спанды в шиваитской литературе относится ко II в. до н.э. и встречается в Парашамбхумахимнаставе Дурвасаса — риши, который традиционно считается основоположником учения шиваитского монизма. Слово «спанда» встречается в двух стихах шестого раздела этого гимна. В одном спанда воспевается как божественное свойство Господа, позволяющее Ему поддерживать движение всех физических и психических явлений в правильном направлении. (Парашамбхума-химнастава, VI.4). В другом стихотворении говорится о том, что йогин достигает освобождения только после реализации единства своего истинного я с высшей спандой, приводящей в движение всю Вселенную (там же, У1.5).
Абхинавагупта предлагает истолкование термина спанда, происходящее от косвенного употребления корня «спанд» в его второстепенном значении (лакшана). Он делает следующие замечания:
1 Абсолютное Сознание ничуть не отклоняется от Своей бесконечной и чистой сути, и его фундаментальная природа не подвергается никаким изменениям. Даже несмотря на то, что она неизменна, существует тонкое духовное движение внутри чистого Сознания, которое означает, что оно не полностью статично подобно пустому пространству.
2 Его характер одновременно статичен и динамичен. Неизменность — Его статический аспект.
Внутреннее духовное движение — динамический аспект, и это и есть спанда.
3 По сути, это движение чистого осознания, с помощью которого абсолютное Сознание всегда осознает Себя и Свою божественную природу. Сознание есть пракаша, а Его Само-осознание -вимарша.
По поводу реализации высшей спанды Абхинавагупта говорит:
Это то всепоглощающее Само-осознание йогина, которое сияет в его сердце, заставляя его чувствовать, что весь мир явлений поглощается им. Это то, что в шастрах называется саманъя-спанда и что является действием выплескивания Себя. Это самое тонкое движение неподвижной сущности. В ней нет никакой двойственности. Это волна океана Сознания, всегда изобилующая ею (спандой) (Тантралока, IV. 182-84).
«Кашмирский Шиваизм. Наслаждение и Освобождение». Баладжиннатх Пандит
Абхинавагупта предлагает истолкование термина спанда, происходящее от косвенного употребления корня «спанд» в его второстепенном значении (лакшана). Он делает следующие замечания:
1 Абсолютное Сознание ничуть не отклоняется от Своей бесконечной и чистой сути, и его фундаментальная природа не подвергается никаким изменениям. Даже несмотря на то, что она неизменна, существует тонкое духовное движение внутри чистого Сознания, которое означает, что оно не полностью статично подобно пустому пространству.
2 Его характер одновременно статичен и динамичен. Неизменность — Его статический аспект.
Внутреннее духовное движение — динамический аспект, и это и есть спанда.
3 По сути, это движение чистого осознания, с помощью которого абсолютное Сознание всегда осознает Себя и Свою божественную природу. Сознание есть пракаша, а Его Само-осознание -вимарша.
По поводу реализации высшей спанды Абхинавагупта говорит:
Это то всепоглощающее Само-осознание йогина, которое сияет в его сердце, заставляя его чувствовать, что весь мир явлений поглощается им. Это то, что в шастрах называется саманъя-спанда и что является действием выплескивания Себя. Это самое тонкое движение неподвижной сущности. В ней нет никакой двойственности. Это волна океана Сознания, всегда изобилующая ею (спандой) (Тантралока, IV. 182-84).
«Кашмирский Шиваизм. Наслаждение и Освобождение». Баладжиннатх Пандит
(1):
Prostovv
41 комментарий
внимательного осознавания и медитирует на природу (сварупу) Шивы, которая есть то же самое, что и собственная природа йога, и когда такой йог достигает состояния поглощения (самавеши), это поглощение таково, что оно растворяет все мироздание в его собственной природе. Когда этот йог медитирует таким образом, он достигает творческой Энергии (висарга-шакти) Господа Шивы и ощущает состояние высшего движения (спанду) Энергии в своей собственной природе. Затем он достигает входа в состояние шакти-кундалини.
Свами Лакшманджу
Тогда какова цена твоему комментарию?
Пробуждение по-грузински не понять! :))))
ты придумал, что я ставлю, реагируешь на свою фантазию, даже «гладишь минусики» :))))
Вот-вот, приехали:))
Чистая санкхья получилась.
Движение и есть Пуруша, а то что движется — Пракрити.
И какая нафик недвойственность?
Можно сколько угодно фантазировать на тему, что движется Одно, но по факту, любое движение есть двойственность.
О чем и спорили санкхьяки, и весьма успешно заткнули за пояс всех остальных.
Но «демократический централизм» победил, споры остались в прошлом, они некому не нужны, воссияло Одно, и теперь уже его довели до сегодняшней кондиции.
Но сам Шанкара и Патанджали были санкххьяками:))
А восточным людям надобно знать, что вся индийская философия со всеми фундаментальными принципами возникла в западном уме коллективного европейского Адама Смита.
И собственно была занесена на восток, в качестве прививки цивилизации от родоплеменных множественных воззрений.
Один — и точка.
Ибо процессор один! А сколько в нем ядер — не важно:))
И хозяин земли — один!
Как его зовут Вы знаете…
:)
И как видишь, Учитель — идея вошла в массы по самые гланды!
А сам то переживаешь спанду?
Конечно я не высшая спанда, даже не посередине… Но спанда!
Даже не сомневайся!
Всё твоими усилиями!