1 апреля 2021, 20:29
Дыхание в медитации_Свами Лакшманджу
Свами Лакшманджу объясняет, как дышать во время медитации с однонаправленностью в кашмирском шиваизме.
Самый важный момент о медитации содержится в этой лекции. Она очень ясно объясняет, как медитировать с однонаправленностью: те, кто вне чувственных объектов, вы должны держать их снаружи. ваш ум должен быть сосредоточен между двумя бровями; вы должны чувствовать ощущение внутри, между двумя бровями. вы должны выдыхать и вдыхать, в самате. Самата означает…
]Нет, это очень важно.
Например, вы вдыхаете и выдыхаете. Не так, как обычно. Вы не должны так вдыхать и выдыхать. Вы должны дышать в своем собственном насе (внутреннем сознании).
Например, вы должны дышать так-то и так-то; только так-то (Свамиджи показывает крошечное расстояние между большим и указательным пальцами). Вы не должны дышать [тяжело]–не так. Вы должны дышать очень медленно, очень медленно. [Так] медленно, что [вы вообще] не дышите. Для дыхания требуется лишь [небольшое] пространство. Только это. Это реальность однонаправленности.
ДЖОНАТАН: Но Свамиджи, когда вы делаете это, хотя иногда при дыхании вы не получаете достаточно дыхания; кажется, что вы не получите достаточно…
СВАМИДЖИ: [смеется] Нет, это не удушье. Вы никогда не задохнетесь, потому что это жизнь; в это время она полна жизни. Вы знаете, когда на моих курсах я не дышал. Я дышал вот так [Свамиджи демонстрирует]. Когда я был вне [моих курсов], тогда я [тяжело дышал].
ДЖОНАТАН: Да, вдруг ты вздохнешь.
СВАМИДЖИ: Да, это снаружи. Внутри это [Свамиджи снова демонстрирует], то есть когда вы вообще не дышите. Ты дышишь только отсюда и сюда, бас! Вот и все. Так что дыхания нет. Это только наваждение мадхья нахи, центральной вены. Вы пребываете в центральной вене, сушумна нахи. Она находится в сушумна нахи. Он входит в сушумна нахи, и [дыхание] заканчивается.
ДЖОНАТАН: Но с практической точки зрения ты продемонстрировал мне это однажды, когда поехал в Харван, остановился на обочине дороги и сказал: “Дыхание должно идти только так.” Но если нормальный человек садится и заставляет свое дыхание идти так, то у него одышка, не так ли? Или это чувство уходит?
СВАМИДЖИ: Нет, дыхание короче.
ДЖОНАТАН: Но есть такое чувство, что тебе нужно больше дышать.
СВАМИДЖИ: Нет, у вас нет потребности в дыхании. У вас нет потребности дышать. Это что-то другое!
ДЖОН: Мой опыт таков, что когда вы пытаетесь быть однонаправленным, наблюдая за своим дыханием и так далее…
СВАМИДЖИ: Когда это [медитация] однонаправленная, тогда вы не дышите.
ДЖОН: Дыхание замедляется автоматически.
СВАМИДЖИ: Не в таком большом пространстве.
ДЖОН: Так оно становится все меньше и меньше по мере того, как вы…
СВАМИДЖИ: А?
ДЖОН: Когда вы дышите и становитесь более однонаправленными, тогда ваше дыхание становится все менее и менее.
СВАМИДЖИ: Все меньше и меньше, все меньше и меньше. И в конце концов, он дышит только этим.
ДЖОН: Но моя проблема в том, что прежде чем я дойду до этого момента…
СВАМИДЖИ: Если он спускается отсюда, он поднимается к этому, а затем возвращается туда.
ДЖОН: Мой опыт таков: когда я становлюсь более однонаправленным, и это становится все меньше, и меньше, и меньше, внезапно приходит паника, и я говорю: “а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а -”
СВАМИДЖИ: [смеется] Это потому, что вы не сосредоточены в этом состоянии Парабхайравы. Когда вы сосредоточены в состоянии Парабхайравы, вы не будете дышать, потому что вы полны жизни.
ДЖОН: Так как же нам преодолеть этот промежуток паники, когда мы не делаем полных вдохов?
СВАМИДЖИ: Да, в обоих отношениях это божественно. В обоих направлениях. Если вы дышите, это тоже божественно; если вы не дышите, это тоже божественно. Именно это [Свамиджи демонстрирует короткое расстояние движения дыхания]. Я тебе показывал.
ДЖОНАТАН: Ты показал мне это в тот день.
СВАМИДЖИ: Говорят, насабхьянтарачарина, только дыхание не выходит из насы, из насики. Он движется только так, так сильно [Свамиджи демонстрирует]. Поэтому такого дыхания нет.
Вы не должны исследовать его. Это происходит автоматически. Это произойдет автоматически в один прекрасный день, когда вы будете прославлены моей благодатью.
ДЖОН: Что вы имеете в виду, Свамиджи, когда говорите: “удлиняйте дыхание и заставляйте его течь все дольше и дольше?” Когда мы медитировали, ты сказал, что мы должны удлинить дыхание, сделать его медленнее и длиннее. Что это значит?
СВАМИДЖИ: Удлинить? Удлинить — нет. Дышать нужно очень медленно.
ДЖОНАТАН: Вы имеете в виду длину времени и меньше в пространстве.
СВАМИДЖИ: Меньше места.
ДЖОНАТАН: И протяженность во времени.
СВАМИДЖИ: Да.
ДЖОНАТАН: Значит, потребуется больше времени, чтобы пройти даже это небольшое расстояние.
СВАМИДЖИ: Да.
ДЖОНАТАН: Но ты не должен задерживать дыхание.
СВАМИДЖИ: Долго? Нет (смеется).
ДЖОНАТАН: Именно это я и говорю. Ты не должен этого делать! Вы должны делать только это. Но времени должно быть больше…
СВАМИДЖИ: Да.
ДЖОНАТАН:… и места должно быть меньше.
СВАМИДЖИ: Да.
Как чудесно!>
(1):
rewwerty
53 комментария
Более подробно про эту медитацию лучше прочитать в его книге.
Частично выкладывал здесь Медитация на соединение (сандхи). Свами Лакшманджу.
Дыхание замедляется настолько, что кажется, что ты не дышишь вообще.
Об этом я снял ролик Медитация на соединение (сандхи). Самоисследование. Ответы на вопросы.
Лучше не уделять много внимания дыханию. Т.к. дыхание будет сбиваться, сердце колотиться, страх, волнение, куча мыслей, беспокойство ума. Лучше быть в тонком осознавании (это осознание осознания в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием).
Мое физ. тело сейчас не готово к таким стрессам. Поэтому и прошу не лезть ко мне. Если что-то резонирует, я сама спрашиваю. Я совсем не стесняюсь. Если мне что-то от кого-то надо, то меня поддерживают.
Ты о чём? Не понял.
Да и опыт. А мистический опыт у меня богатый.
Был у тебя опыт вне тела черного пространства и желтая полная луна?
Я не выходил из тела, чтобы смотреть на него со стороны.
Я не переживаю СЕБЯ телом. Такой опыт был и есть. Только сейчас по-другому, чем раньше.
Не совсем понимаю о чём ты.
Чтобы воспринимать цвета «чёрное», «жёлтое», нужно воспринимать глазами. Если глаза закрыты, то на обратную сторону век смотришь.
Можно и с открытыми видеть цветовые пространства.
Ты про какую практику говоришь? Чтобы понять о чём ты. Описывать опыт без описания практики, очень мутная история. Тем более, когда начинается интерпретация описания. Тут кто на что горазд. Вообще ничего не понятно.
Какую практику ты делала? Где твоё внимание было? Что конкретно воспринимала? Без интерпретаций и додумывания расскажи.
Была обычная медитация на сердце. Провалилась в безвременье. Сначала была кромешная тьма, затем
появилась луна. Виделось все панорамно, кто-то свидетельствовал все это. Потом описала так.
Казалось что прошло мгновение, на самом деле, когда сознание вернулось в тело- прошло очень много часов.
Я частенько погружаюсь. Опытов разных миллион, но это не самоцель, просто желание отдохнуть от мирской суеты.
Ясный Свет НЕ-2 Осознавания может переживаться как в бодрствовании, так и во сне со сновидением, так и во сне без сновидения. Во сне со сновидением или без сновидения Ясный Свет НЕ-2 Осознавания переживается как вспышка миллиона Солнц. А так, как ты описываешь «Жёлтая Луна на чёрном небе», не знаю, о чём это. Смахивает на сновидение.
Во время медитации бывают сновидения. Это препятствие в медитации.
Из твоего описания мало что понятно. Концентрировалась на сердце. Ладно. А в уме что было? А осознанность где?
Потом куда-то провалилась. Может ты заснула? Так часто бывает. Особенно, когда лёжа медитируешь.
Перед тем, как провалилась, твоё состояние сознания было ясное, бодрое или вялое, сонливое?
Допустим, ты заснула в медитации и попала в сон без сновидения и осознала себя там. Тёмный экран при самоосознании. Ладно. Что уже хорошо. Но, «жёлтая Луна на чёрном небе»… Может сновидение началось.
А дальше что было?
Кромешная тьма, приятная, потом вспышка и появление желтого диска луны.
Луна без глазок, но охватывает сознанием все пространство. И хохочет.
Затем появляется прозрачно голубое пятно и меня втягивает в тело.
После этого я как бы зависала над телом несколько лет. Пока не заземлялась грубой материей.
Фиг с ним.
Скажи. Это переживание или нечто похожее, повторялось позже?
Тело стало мягким и текучим, совсем без блоков.
Позже открылось состояние единства с миром. Я уже описывала этот опыт.
Видела по-разному6 и как волну и как частицу.
Если переживание повторяется, тогда проще осмыслить, понять, что это значит, прощу увидеть, как оно начинается, почему заканчивается, что мешает.
Это расхожая фраза. Что ты под этим понимаешь?
Не читал.
Мне важно читать описание практики, которую делаешь, стадии, которые проходишь, и только потом переживание, как результат. И опять же. Это переживание должно повторяться изо дня в день, стать обыденным, естественным. Тогда можно что-то говорить об этом, пытаться описать, осмыслить, что это такое. Иначе будет много додумывания, натягивание чужого описания на своё переживание.
Я стала тонко чувствовать мир.
Просто ощущаю жесткие структуры в теле. Много работала в последнее время.
Подустала. Взяла выходные, отсыпаюсь.
Пойду подышу воздухом. Пока.
Все эти воспоминания, кстати, могут мешать тебе.
С тобой общаюсь как личность. К мистическим опытам не привязана давно.
Мне интереснее сейчас просто бродить или созерцать небо. Глубокие погружения
ни к чему не ведут.
Это восприятие объекта.
От объектности автоматом переходишь к субъектности и далее автоматом к Недвойственности.
Невозможно не быть в переживании СЕБЯ Недвойственного.
Если у тебя по-другому, значит ты ещё в Пути.
Прикольно это слушать. Как ты вышла из этих глубоких погружений? :)
Всё, что Истинно, повторяется раз за разом и потом невозможно выйти, невозможно не Быть СОБОЙ. Посмотри, что мешает?
Все эти мистические переживания только расшатывают психику.
Ну его в пень.
Я сейчас живу обычной жизнью обычного рационального трезвомыслящего человека.
Заколебали качели уже. Потиху от васан освобождаюсь и привязанностей.
Иногда с кем-то резонанс. А за морковкой уже не бегу. Могу еще прошлое повспоминать, не более.
Результат практики — это не тот, который ты переживала много лет назад на 5 минут, а теперь только воспоминания остались.
Результат практики — это тот, который ты переживаешь каждый день, большую часть времени, то, как ты живёшь. Переживанием СЕБЯ нужно жить нон-стоп, а не заходить на 5 минут.
То что есть в данный момент, то есть. Мне уже трансцедентные состояния неинтересны, неаелась:).
Обыденность — самое то.
Сейчас вот ветер дует, раскачивая деревья. Небо голубое, по нему плывут белые облака.
Это то, что есть сейчас.
для тебя ;)
Сейчас естественно быть социальным существом.
Что есть, то есть.
Конечно. А для кого же еще?
Перестал быть папой, мужем, сыном, программистом, на работу не ходишь?:)
Увидел однажды и достаточно. Просто понимаешь, откуда мы все родом и кто мы.
И просто перестаешь рвать попу, начинаешь нормально жить.
А то эта вечная погоня за сладкой морковкой…
Погоня — это препятствие.
Прочти это, возможно, поймешь, о чем я Your text to link...
Круг завершён — это когда ты не можешь не быть Недвойственным.
Небытие?
За пределами Бытия и Небытия.
У тебя либо Бытие, либо Небытие. Ты то туда, то сюда. Потом устала. И говоришь:«Ну его нафиг! Буду в Бытии.»
То трансцендентный опыт, то социальное существо и обычная жизнь.
Потому как невозможно не быть. А как тебе это удаётся?
Т.е. ты удовлетворилась интеллектуальным пониманием?
Нормально — это как?
А при чём тут это?
Ты похоже не понимаешь, о чём речь…
Если ты тотально живёшь в восприятии объекта, то неизбежно
, рано или поздно, раскроется субъектность (осознание осознания).
Если ты тотально живёшь в субъектности, то рано или поздно, неизбежно раскроется недвойственность.
И если ты действительно прошла этот Путь в 3 шага, то ты будешь проходить его заново, каждое мгновение, всё быстрее и быстрее, естественно, спонтанно, неизбежно.
Это не вопрос «хочу или не хочу». Неизбежно.
Я в течение 7 лет переживала разные трансцедентные опыты, они сыпались на меня из рога изобилия. Самое глубокое из них- великая пустота.
Мне комфортно с самой собой, нет нужды в «других». Если перестаю общаться, то полностью растворяюсь. Поэтому и пихаюсь иногда, иногда вовлекаюсь в игры.
В общем, все как у всех:)
Желание знать ушло. И вот оно — здесь.
Прямо сейчас раскрывается.
Лан пойду я. Что-то говорить совсем не хочется. Растворяюсь сегодня совсем…
Пока.
То надоели трансцендентные опыты, то растворяюсь. :)
Сама не ищу, опыты меня находят:)
Помнится, я лежала по деревом. Надо мною пели птицы. Затем птицы стали
прыгать по моему телу. Я поднялась и стала смотреть в глаза птице. И не понятно было
кто пел: я птицей или птица мной. Птица была продолжением меня, мы были едины.
Сейчас этого состояния нет. Я очень социализировалась в последнее время. Ощущаю жесткий центр. Кмк, защиты выстроились именно в этом пространстве. Наверное, не стоило так надолго в нем задерживаться. Сейчас многое мною осознано.
Надо находиться в том месте, где тебе комфортно. Из зоны комфорта стоит выходить при очень сильном интересе.
В общем, я иду сама своим путем. Иногда общаюсь с подобными себе. Нам тоже бывает нужна поддержка братьев и сестер, близких нам по духу.
Собачиться не хочется совсем. Перестраиваю сейчас свою энергетику.
Внимание на дыхание. В районе носоглотки.
Потом — на себя.
Такое перетекание внимания от дыхания к наблюдающему ведёт к успокоению дыхания. И мыслей.
Недавно было так;
Попрактиковал. Всё, пора спать.
Почти на границе засыпания — перехода в бессознательность сна без сновидений — внимание вернулось к дыханию.
Его — нет.
Ну, думаю: когда начнётся?
Хотя комфортно.
Долго не начиналось.
В итоге сам «запустил».
Не надо было торопиться.
Но, в целом, в ходе практики присутствует небольшое усилие (не насильственное) в попытках сделалать дыхание всё более поверхностным.
Легко получается. В скором времени оно становиться совсем коротким по вдоху и выдоху. С паузами между ними.
Наверное, не стоит бояться полной остановки дыхания?
Полностью довериться происходящему?
Пусть тело умрёт, если захочет?
:)
Это дверь. Ум молчит, дыхание остановилось, промежуточное состояние между сном и бодрствованием, осознание осознания.
Доверие, открытость, приятие.
Если возникает страх, попытки контролировать, притягивание, отталкивание, ожидание, цепляние, сомнение, сопротивление. Просто наблюдаешь за этим и отпускаешь.
Опять доверие, открытость, приятие.
Вот так и медитируй минимум 2 часа за один подход. Лучше по 6 часов в день такой медитации.
Если начнёшь сваливаться в сон, вялость, тупость, сознания, то лучше сидя медитировать. Если и это не поможет, то другие ухищрения есть, чтобы не заснуть.
Попытки и усилие — это лишнее.
Не думай об этом. Это вызывает беспокойство ума.
Не умрёшь. На всё Воля Божья!
Я и многие другие через это прошли. Всё ок. ;)
Спасибо Большое за развёрнутый ответ.