2 мая 2023, 14:22
Высшая Реальность. Абсолют. Джайдева Сингх
Реальность в её конечном аспекте есть Чит или Парасанвит. Термины Чит или Парасанвит непереводимы ни на какой другой язык. Обычно их переводят как «сознание». Я и сам так поступал за неимением более подходящего слова. Но необходимо ясно понимать, что Чит не является сознанием в точном смысле этого слова. Слово Сознание подразумевает субъект-объектные отношения, дуализм знающего-знаемого. Однако Чит не содержит в себе отношений. Это просто неизменный принцип, лежащий в основе всего изменяющегося опыта. Это также Парасанвит. Это, так сказать, непосредственная данность ощущения, в котором ни «Я» ни «Это» неразличимы между собой. Это есть «полное сращение «Я» и «Это» в неразрывное единство». Возможно, вторая часть слова со-знание без приставки со- способна до некоторой степени передать идею, заключённую в Чит, или Парасанвит. Если использовать это слово без приставки со-, то получается, что Конечная Реальность, или Высшая Самость, является Самостью, непрерывно Знающей Саму Себя. В терминах Пратьябхиджня Шастры она есть пракашавимаршамайя. Высшая Самость называется Парама Шива. Она являет собой не только пракашу. Термин «пракаша» также непереводим. Дословно он означает свет, просветление. Ибо свет всякую вещь делает видимой – так, что достаточно свету просто быть, и благодаря этому всякая вещь также оказывается существующей. Как сказано в Катхопанишад, «Тамева бхантам анубхати сарвам, тасья бхаса сарвамидам вибхати». «Когда он сияет, каждая вещь начинает сиять. Под одним только его светом все оказывается проявленным». Веданта Шанкары также называет Конечную Реальность, «пракаша», но солнце также является «пракаша», даже алмаз – это «пракаша». В чем же разница между ними? Философия Шайва утверждает: «Конечная Реальность – это не только пракаша, но также и вимарша». Что означает термин вимарша? Это опять-таки непереводимое слово. Возможно, тут может помочь слово сознание без приставки со-. Конечная Реальность есть не только – Знание (пракаша), но также – Знание, непрерывно знающее себя (вимарша). Она есть не просто пракаша, инертно покоящаяся подобно алмазу, но она также обозревает саму себя. Это Знание или Обозревание Конечной Реальностью самой себя и называется вимарша. Как сказал Кшемараджа в своей Параправешики (стр.2), это есть «акритримахам ити виспхуранам»; это безотносительное непосредственное осознавание Я. Далее мы увидим, что представляет собой это «акритрима-ахам». Если бы Конечная Реальность была просто пракаша, и не была бы при этом одновременно вимарша, она оставалась бы бессильной и инертной. «Йади нирвимаршах спят аннишваро джадаща прасаджйета» (Параправешика, стр.2). Именно это чистое Я-сознание, или вимарша, ответственно за проявление, сохранение и новое поглощение Вселенной.
Чит непрерывно знает себя как Чидрупини Шакти. Это непрерывное знание себя в качестве Чидрупини Шакти есть Вимарша. Таким образом, вимарша по другому именуется также парашакти, паравак, Сватантрья, айшварья, картритва, спхуратта, Сара, хридая, Спанда (см. Параправешика, стр.2).
Из этого видно, что Конечная Реальность является не только Вселенским Сознанием, но также Вселенской Психической Энергией или Силой. Эта Все-включающая-в-себя Реальность также называется Ануттара, т.е. Реальность, выше которой не может быть ничего – Высшая Реальность, Абсолют. Она одновременно трансцендентна (вишвоттирна) и имманентна (вишвамайя).
Некоторые авторы называют философию Шайва реалистическим идеализмом. Я не думаю, что это очень удачное определение философии Шайва. У идеалистов на Западе совершенно иной подход, нежели у мыслителей в философии Шайва. Если попробовать описать последнюю в понятиях западной идеалистической традиции, то получится одна путаница. Понятие «идеи» породило полный хаос в философии Запада, и было бы несправедливо переносить этот хаос в философию Шайва. Конечная Реальность вовсе не является просто «идеей», что бы ни подразумевалось под этим словом, но она есть Самость, лежащая в основе всей реальности, Неизменный Принцип всего проявленного мира.
Пратьябхибжня-хридаям_Кшемараджа_перевод и комментарий Джайдева Сингх
Чит непрерывно знает себя как Чидрупини Шакти. Это непрерывное знание себя в качестве Чидрупини Шакти есть Вимарша. Таким образом, вимарша по другому именуется также парашакти, паравак, Сватантрья, айшварья, картритва, спхуратта, Сара, хридая, Спанда (см. Параправешика, стр.2).
Из этого видно, что Конечная Реальность является не только Вселенским Сознанием, но также Вселенской Психической Энергией или Силой. Эта Все-включающая-в-себя Реальность также называется Ануттара, т.е. Реальность, выше которой не может быть ничего – Высшая Реальность, Абсолют. Она одновременно трансцендентна (вишвоттирна) и имманентна (вишвамайя).
Некоторые авторы называют философию Шайва реалистическим идеализмом. Я не думаю, что это очень удачное определение философии Шайва. У идеалистов на Западе совершенно иной подход, нежели у мыслителей в философии Шайва. Если попробовать описать последнюю в понятиях западной идеалистической традиции, то получится одна путаница. Понятие «идеи» породило полный хаос в философии Запада, и было бы несправедливо переносить этот хаос в философию Шайва. Конечная Реальность вовсе не является просто «идеей», что бы ни подразумевалось под этим словом, но она есть Самость, лежащая в основе всей реальности, Неизменный Принцип всего проявленного мира.
Пратьябхибжня-хридаям_Кшемараджа_перевод и комментарий Джайдева Сингх
34 комментария
1. Образ себя в мышлении. Это когда в воспоминаниях о прошлом или фантазиях о будущем, ты представляешь себя, как действующее лицо в этой пьесе, и отождествляешься с этим образом, и реально переживаешь все сопутствующие эмоции.
2. От образа себя в мышлении ты пробуждаешься к Сознанию 5 органов чувств. То, что называют «будь здесь и сейчас». И когда ты привыкнешь жить в восприятии, твой ум замолкает. Ты воспринимаешь и не оцениваешь, не называешь, не сравниваешь. И вот эту Пустоту ума ты наблюдаешь одновременно с внешними объектами. Тогда ты эту Пустоту ума принимаешь за субъект. И многие эту Пустоту ума-субъект называют Наблюдателем-Свидетелем. В Пустоте ума есть Присутствие и ты называешь это яесть.
3. Но, если внешние объекты отключить и направить внимание внутрь. Это называется пратьяхара. Т, что ты наблюдаешь внутри? Ощущения в теле, мысли, эмоции и Пустоту ума. Если будешь сидеть неподвижно, ум-тело тотально расслаблены, то внутренние объекты (ощущения, мысли, эмоции) исчезнут. Останется только Пустота ума, которую ты приняла за себя. И вот тут ты начнёшь засыпать, т.к. субъект без объекта клонит в сон.Но, если сможешь удержаться в промежуточном состоянии между бодрствованием и сном, то выделится Сознание Свидетеля, а Пустота ума станет объектом. И вот это Сознание Свидетеля ты начнёшь считать собой. Это называется ахам-вритти (чувство я). Т.к. всё ещё колебание в более тонком уровне Сознания. И вот его нужно исследовать. Это называется самоисследование. Сознание Свидетеля осознаёт само себя.
4. Когда будешь исследовать себя-СознаниеСвидетеля, праны войдут в центральный канал, дыхание остановится, Сознание отделится от тела (это переживается, как потеря опоры, падение в бездну). Возникнет страх исчезновения. Вот так умирает Сознание Свидетеля. Нужно довериться процессу и позволить всему произойти. Поднимается Кундалини. Сознание Свидетеля умирает, раскрывается Сознание Блаженства (Чит-Ананда). Это кевала-нирвикальпа-самадхи. Сознание Блаженства называют Я-Сознание. Сознание Блаженства осознаёт само себя.
5. Нужно привнести нирвикальпа-самадхи в любой акт чувственного восприятия. Одновременно пребывать в Я-Сознании(внутренне Пространство) и восприятии внешнего пространства (в котором расположены внешние объекты). Это называют Путь Видения или йога Света. В результате этого Пути Видения раскрывается Нерождённое Сознание Ясного Света, в котором нет разделения на Я-Сознание и объективный мир. Весь мир переживается как проявление моего Сознания. Нерождённое Сознание Ясного Света осознаёт само себя.
6. Далее, нужно одновременно пребывать в Нерождённом Сознании Ясного Света и начальном иллюзорном теле. Тогда они растворяются друг в друге и рождается новое Иллюзорное Тело Союза(Нерождённое Тело). На этой стадии весь мир переживается как моё тело. На этой стадии тоже есть самосознание.
Если взять осознание себя в глубоком сне то это как глаз видящий темноту и сияющий свет, нет ни рук, ни чувств, ни колебаний. Это непривычное описание себя. Какое чувство себя если и чувст нет, они дальше, с персонажем случаются. У него есть личное я.
То есть везде будет идентификация, но меняется контекст.
Если возьму то что ты назвала тотальность бытия, то в этом очень проявлено Я знаю Себя во всём. Самого себя. Тоже конечно не личное. Вездесущность. И это не только знание но и разумность. Сознание
Нет отсутствия самосознания.
если брать классическое определение самосознания, то это чувство я в отличие от не я. И это именно наше привык человеческое личное я. Двойственность. Вот личное отделенное я конечно не повсюду, но Я осознаю себя больше этого описания. Личное есть только в мышлении. Отождествлённое личное я
То есть без феноменов знание себя есть? но ведь чувство это феномен…
Если помимо знания себя есть знание чего-то отдельного то это двойственность получается.как же это сознание?
если выражаться более конкретно то будет меньше недопониманий. А если мы берём готовые термины из книг мудрецов востока то будут уже проблемы, потому что у нас разная языковая система. Это не чистые переводы.
И в тоже время Я сознание есть и неотождествленное с телом и образом. Как вездесущность. знает себя
Прочти ещё несколько раз. Внимательно! Не спеши реагировать. Отложи в сторонку эти идеи-штампы, которые ты приняла на веру. Открой свой разум. Прочти и подумай без предубеждения.
Ты смотришь на мир через шоры ранее выученных наизусть концепций. Это просто самогипноз.
Научись открываться чему-то новому без предубеждения старым. Иначе ты просто не сможешь развиваться. Ты просто топчешься на месте.
Поэтому вот такие дискуссии.
Можно обсуждать палец учителя, можно обсуждать описание Луны, можно даже сказать что есть только палец, а Луна это фантазии, а можно обсуждать как перевести взгляд наконец с пальца на саму Луну.
И прошу прощения если задела нетактичными словами. Это не к тебе лично, это вообще свойство присваивать прочитанное и воспринятое умом знание как действительное знание равное опыту.
Откуда можно знать кто как себя переживает?)Только из воображения если.
Это не запирание в личности. Ты это То. Все есть Брахман. Абсолютная реальность. Не рождённое.И… Ничего не изменилось в сознании, возможно добавился конфликт между проживанием и идеей.
Переживающий за пределом восприятия находится.
Но ты все читаешь их речи. Ты ведь это от них узнала, про реальность то
?Феномены можно сравнить с зеркалом, в котором мы видим своё лицо.Без зеркала разве можно увидеть лицо?«Глаз не может видеть сам себя.
А раз пространство и время иллюзия, возникающая внутри поля восприятия и не существующая вне восприятия, то что можно сказать об всём существовании? А то, что существования нет, всё иллюзорно от начала до конца.
Есть реальность, которую не надо доказывать, она самоочевидна, и это «то что есть я».Мне не надо думать, что бы быть, не нужны никакие
особенные опыты.
Иначе у тебя однобокий подход. Все споры именно из-за этого. Ты отстаиваешь свою точку зрения. А другую точку зрения не хочешь слушать. Тогда о чём разговор? В чём смысл?
Мне видится, что ты убегаешь, прячешься, когда твоя концептуальная картина мира может пошатнуться.
Но, ты так не делаешь! :) Ты наоборот укрепляешь концепции многократно помторяя как мантру то, что однажды прочитала и приняла на веру. Ты даже не размышляла толком. Т.к. размышление подразумевает сравнение, анализ разных точек зрения.
Ты за реальность приняла что-то, что сама даже не можешь определить и объяснить. Я тебе выше расписал лестницу этих «я». Но, ты не хочешь вникать.
Это позиция страуса. Типа я в домике из концепций.
«То, что есть я». И что это? Вот в чём нужно разобраться. О чём речь? Иначе это слишком абстрактно. А за абстракциями легко прятаться и выдавать желаемое за действительное.
Обрати внимание, что когда я перехожу к конкретике, ты убегаешь в общие рассуждение ни о чём, в абстракции. Зачем тебе это? Чего ты боишься?
Это же для твоего блага. Тебе нужно разобраться, понять, на какой ступеньке ты находишься и что делать дальше.
Или ты боишься выглядеть начинающей при том, что позиционируешь себя продвинутой? Тогда ты защищаешь образ себя в мышлении. И вот где ты живёшь. Вот «то, что ты есть» на самом деле.
Чит-Парасанвит… Ругаетесь тута, как гоблины!
Очень познавательно для меня. Столько новых терминов и все вокруг одного ЗНАНИЯ, многоликого великого и универсального.
Знание – то чем как то ограничивается всевозможность
Знание – ТО что знает, ограничивая тотальную всевозможность, ограничивая тотальное ВСЁ
Знание – всё то что происходит когда ТО, что знает, знает
Знание как то уже ограниченное, уже познаное
Знание, как конечная реальность ЕСТЬ, — предельное состояние знания когда то что знает уже знает всё
Знание — конечная реальность ЕСТЬ продолжающая непрерывно знать (повторять ?) себя
Со-Знание – совместное знание отдельных уникальных знаний
Можете пояснить как про исходит вимарша, что ее направляет?
Ты с кем будешь спорить? Вот тебе Учение! Изучай! И не неси чушь драконовскую. Не смешно уже…