7 августа 2011, 14:23

Боб Адамсон: Вера в идею об отдельности



В: Когда в медитации появляется чувство или мысль, то надо просто его как-то обозначить, например «мысль» или «чувство» или «стыд» или «вина», ну и так далее, а потом отпустить?

Боб: А что если ты не будешь его никак обозначать?

В: Я просто хочу уловить связь. Ты говоришь, что всё есть энергия, изменение, и если появляется какое-то чувство, то мне не следует как-то его обозначать, называть, мне следует просто позволить ему случиться. Вот буддисты говорят, что надо обозначить его и увидеть то, чем оно является, а ты говоришь «Не обозначай». Как с этим быть?

Боб: Если ты не даешь этому название, то ты видишь это таким, какое оно есть. Это просто чистая энергия разумности. Когда ты навешиваешь на это ярлык, у тебя есть концепция того, чем это по-твоему является.

В: Так почему же тогда буддисты так говорят?

Боб: Об этом лучше спроси у буддистов. (всеобщий смех)
Эта энергия разумности в любом случае будет создавать концепции, необходимые для функционирования в текущем моменте, но вовсе необязательно, чтобы идея существования некой сущности встревала с рассказами о том, что «этого не должно происходить» или что «некая вещь или некое ощущение уходят, а я хочу ещё». Вера в эту сущность постоянно создает помехи, появляется конфликт. Это убеждение происходит потому что нет распознавания того, что оно тоже является «этим». Не существует ничего, обладающего некой вещественностью или собственной независимой природой, нет чего-то, что может быть найдено в результате поисков, и поэтому эта идея о некой сущности не может быть чем-либо отдельным от энергии разумности, о которой мы говорим.

Если появляется точка отсчёта, из которой вы сравниваете ситуацию с некой другой, произошедшей в прошлом или с какой-то воображаемой ситуацией в будущем или же может вы думаете, что такого не должно происходить с имеющимся у вас образом себя — не цепляйтесь за неё. Отчасти это имеется в виду в «Син син мин», когда говорится: «Не придерживайтесь никакого мнения — ни за, ни против». Там не говорится «Не имейте никаких мнений», потому что мнения будут возникать.

Если вы внимательно посмотрите, то заметите, что все ваши проблемы возникают из этой веры в некую сущность, обладающую собственной властью. Эта мнимая сущность стала центром личности или эго. Это точка отсчёта, то есть это нечто, с чем связывается всё происходящее. Но, в реальности, эта мнимая сущность не имеет никакой независимой природы или субстанции — это всего-навсего набор мыслей. Однако, даже когда всё это имеет место, вы по-прежнему находитесь в естественном состоянии — это естественное функционирование всё равно происходит — и всё является им.

В: Вот, к примеру, я слышу что-то — машину — и потом появляется слово «машина» — ну или что бы то ни было, из моей памяти. Что произойдет, если не знаешь, что это? Если это звук, которого до этого ты никогда в жизни не слышал и для которого у тебя нет подходящего слова?

Боб: В таком случае у тебя не будет для него ярлыка, но ты распознаешь его, если услышишь еще раз. Смотри, маленький ребёнок не знает ни одного названия. Он не знает никаких слов, но ведь всё это не является для него однородным пузырём. Он слышит звуки, видит, но у него нет идеи о том, что он отделён от чего-либо из этого. Естественное функционирование заботится о том, чтобы видеть, слышать и так далее.

В: Хорошо. С этим ясно. А что мне теперь делать с мыслями? Я могу просто сидеть здесь. Я не могу не видеть, я не могу не слышать. Но что же делать со всем остальным? (с юмором)

Боб: Осознайте насколько же много всего происходит без использования ума. В отсутствии ограничений, обусловленных верой в то, что есть отдельная сущность, с которой обязательно что-то должно случиться, ум занимает подобающее ему место. Он сонастраивается с этой разумностью и переносит её в слова, идеи и действия. Когда же у нас присутствует убеждение о сущности, обладающей некой собственной властью и недовольной происходящим, то оказывается уязвлённым наш образ себя и появляется желание как-то повлиять на ситуацию. Этот образ будет хотеть изменить или подправить то, что происходит и это влечёт за собой конфликт и сопротивление. Без этого конфликта всё происходит более гладко.

Из описанного мной вы можете уяснить, что именно имел ввиду Банкэй, когда сказал: «Все совершенно в разрешённости в нерожденном уме Будды. Зачем менять нерождённое на мысль?»

Вы убедитесь в том, что всё разрешается само по себе, естественным образом. Вам никогда не избавиться от мыслей. Пока вы обладаете телом, будут мысли. Мышление всегда будет работать точно также — оперируя противоположностями. Знание правды о нём означает, что вы не связаны, не ограничены этими концепциями, которые были раньше, не обособлены этими ошибочными убеждениями. Они являются причиной всех ваших проблем. Посмотрите и вы увидите, что в процессе мышления возникает много различных творческих идей. Но знайте, что это не «вы» их думаете. Они — часть этой естественной разумности.

3 комментария

volnodur
обозначить как то — это значит включить ум, он то и делает что хочет как то назвать объект. Осознанность в свою очередь, просто регистрирует, позволяет всему случиться, не цепляясь.
Dragon
Дело даже не в названии, а в наделении реальностью, важностью, того кто называет, определяет, описывает!:)