5 октября 2014, 19:03
Концепции
Это вторая из серии четырёх статей Горана Бэклунда www.uncoveringlife.com/
Первая здесь: Завеса восприятия
Перевод с английского
Чтобы углубить наше понимание реальности, нам необходимо изучить структурные элементы, которые составляют наше представление о ней. Концепции это способ, при помощи которого мы определяем мир для себя и других, и эти маленькие единицы смысла являются тем, что делает возможным знание и разум. Понять их, значит понять наше мышление, а это важно в нашем расследовании истины.
Концепции это единицы знания, связанные с соответствующими отображениями в языке или любой другой символической системе, такой как математика или логика. Концепции это слова, которые мы прикладываем к смыслу, а смысл, на который они ссылаются, происходит из прямого восприятия и переживаний. Концепции это то, что делает для нас возможным рассуждать, мыслить и общаться, и комбинируя их, мы можем вообразить нечто вообще несуществующее. Единорогов не существует в природе, тем не менее, мы можем нарисовать их в своём воображении, соединяя концепции, извлечённые из восприятия, такие как цвет, вид и форма.
Мы не можем напрямую сообщить свой опыт. Нельзя передать другому человеку своё переживание, чтобы тот его прочувствовал. Если мы хотим поделиться опытом с другими, мы должны дать им символ, слово, чтобы они смогли интерпретировать его в соответствии с тем, что им уже известно — их собственные ощущения и переживания. Концепция это то, что напоминает нам о знании, которое у нас уже есть.
Мы создаём концепцию, обозначая словом определённое ощущение или переживание. В детстве названия предметов говорят нам родители. Мы учимся, ассоциируя название с предметом, тем самым образуя эмпирическую концепцию. В конце концов, наш словарный запас и понимание созревают настолько, что мы можем осваивать абстракции более высокого порядка — концепции, содержащие в себе другие концепции.
Концепция, как правило, имеет эмпирическое содержание, указывающее на прямое переживание или ощущение, но концепция более высокого порядка это дополнительная абстракция, ссылающаяся на другую концепцию. Можно проиллюстрировать это, используя слово «число». Число «три» может символизировать любую группу объектов с тремя членами: три слона, три машины или три яблока. Это можно показать в прямом опыте — можно указать на яблоки и сказать: «Три». Переменная, однако, это концепция высшего порядка, и она может символизировать любое число, но имеет лишь непрямое эмпирическое содержание. Объяснять смысл переменной бесполезно, пока ваш друг сперва не освоит как следует концепцию «число». Другой пример это слово «общество», которое может символизировать любую группу людей, но без концепций «группа» и «люди» само по себе оно не имеет эмпирического содержания.
Но не имеет значения, насколько сложную концепцию вы создаёте, насколько далеко заходит абстракция, вся эта пирамидальная структура базируется на основе прямого опыта. Концепция высшего порядка не может ссылаться на нечто, эмпирически отличное от совокупного содержания тех ощущений, из которых произошли концепции, на которые она опирается. Короче говоря, все концепции указывают на прямое переживание и никуда более. Абсолютно всё знание человека — вся наука, логика и математика, весь язык и здравый смысл — не может иметь иного содержания, чем сумма ощущений, из которых образованы концепции, составляющие знание. И таким образом, ощущения и переживания, из которых берутся эти концепции, являются реальным содержанием нашего мышления.
Всё ментальное представление всегда будет ограничено в том смысле, что мы не сможем сформировать идею чего-то, чего до этого не переживали. Да, можно представить себе такие объекты, как единорог и чёрная радуга, даже если вы их раньше не видели, но эти представления сформированы соединением других конкретных концепций, как цвет, вид и форма — каждая из которых исходит из прямого опыта.
Представить себе гиперкуб четвёртого измерения невозможно, так мы не можем войти в контакт с подобным созданием. Однако, мы можем представить себе двух- или трёхмерное изображение такого куба. Это не будет реальным гиперкубом, но такое изображение мы сможем осмыслить. Как и единорог, оно будет состоять из конкретных ощущений, как цвет и линии.
Этот рисунок на самом деле двухмерная проекция трёхмерного изображения четырёхмерного гиперкуба.
Мы не можем представить себе что-то, чего никогда не воспринимали. Слово «красный» не имеет значения для человека, родившегося слепым. Глухой человек не поймёт слова «мелодия» за пределами известных ему концепций, типа «какой-то опыт не-глухих». Не важно, насколько хорошо ему объяснят другие, «мелодия» останется для него пустым словом. Концепция в контексте непрожитого опыта невозможна по той простой причине, что мы не имели опыта этого контекста.
Наше понимание мира находится в среде концепций. Они происходят из явлений на завесе восприятия, и поэтому реальное содержимое нашего мышления, в контексте переживаний и ощущений, тоже появляется на ней. Таким образом, объективных концепций не существует вообще. Концепции абсолютно субъективны — они всегда ссылаются на наш прямой опыт.
Первая здесь: Завеса восприятия
Перевод с английского
Чтобы углубить наше понимание реальности, нам необходимо изучить структурные элементы, которые составляют наше представление о ней. Концепции это способ, при помощи которого мы определяем мир для себя и других, и эти маленькие единицы смысла являются тем, что делает возможным знание и разум. Понять их, значит понять наше мышление, а это важно в нашем расследовании истины.
Концепции это единицы знания, связанные с соответствующими отображениями в языке или любой другой символической системе, такой как математика или логика. Концепции это слова, которые мы прикладываем к смыслу, а смысл, на который они ссылаются, происходит из прямого восприятия и переживаний. Концепции это то, что делает для нас возможным рассуждать, мыслить и общаться, и комбинируя их, мы можем вообразить нечто вообще несуществующее. Единорогов не существует в природе, тем не менее, мы можем нарисовать их в своём воображении, соединяя концепции, извлечённые из восприятия, такие как цвет, вид и форма.
Мы не можем напрямую сообщить свой опыт. Нельзя передать другому человеку своё переживание, чтобы тот его прочувствовал. Если мы хотим поделиться опытом с другими, мы должны дать им символ, слово, чтобы они смогли интерпретировать его в соответствии с тем, что им уже известно — их собственные ощущения и переживания. Концепция это то, что напоминает нам о знании, которое у нас уже есть.
Мы создаём концепцию, обозначая словом определённое ощущение или переживание. В детстве названия предметов говорят нам родители. Мы учимся, ассоциируя название с предметом, тем самым образуя эмпирическую концепцию. В конце концов, наш словарный запас и понимание созревают настолько, что мы можем осваивать абстракции более высокого порядка — концепции, содержащие в себе другие концепции.
Концепция, как правило, имеет эмпирическое содержание, указывающее на прямое переживание или ощущение, но концепция более высокого порядка это дополнительная абстракция, ссылающаяся на другую концепцию. Можно проиллюстрировать это, используя слово «число». Число «три» может символизировать любую группу объектов с тремя членами: три слона, три машины или три яблока. Это можно показать в прямом опыте — можно указать на яблоки и сказать: «Три». Переменная, однако, это концепция высшего порядка, и она может символизировать любое число, но имеет лишь непрямое эмпирическое содержание. Объяснять смысл переменной бесполезно, пока ваш друг сперва не освоит как следует концепцию «число». Другой пример это слово «общество», которое может символизировать любую группу людей, но без концепций «группа» и «люди» само по себе оно не имеет эмпирического содержания.
Но не имеет значения, насколько сложную концепцию вы создаёте, насколько далеко заходит абстракция, вся эта пирамидальная структура базируется на основе прямого опыта. Концепция высшего порядка не может ссылаться на нечто, эмпирически отличное от совокупного содержания тех ощущений, из которых произошли концепции, на которые она опирается. Короче говоря, все концепции указывают на прямое переживание и никуда более. Абсолютно всё знание человека — вся наука, логика и математика, весь язык и здравый смысл — не может иметь иного содержания, чем сумма ощущений, из которых образованы концепции, составляющие знание. И таким образом, ощущения и переживания, из которых берутся эти концепции, являются реальным содержанием нашего мышления.
Всё ментальное представление всегда будет ограничено в том смысле, что мы не сможем сформировать идею чего-то, чего до этого не переживали. Да, можно представить себе такие объекты, как единорог и чёрная радуга, даже если вы их раньше не видели, но эти представления сформированы соединением других конкретных концепций, как цвет, вид и форма — каждая из которых исходит из прямого опыта.
Представить себе гиперкуб четвёртого измерения невозможно, так мы не можем войти в контакт с подобным созданием. Однако, мы можем представить себе двух- или трёхмерное изображение такого куба. Это не будет реальным гиперкубом, но такое изображение мы сможем осмыслить. Как и единорог, оно будет состоять из конкретных ощущений, как цвет и линии.
Этот рисунок на самом деле двухмерная проекция трёхмерного изображения четырёхмерного гиперкуба.
Мы не можем представить себе что-то, чего никогда не воспринимали. Слово «красный» не имеет значения для человека, родившегося слепым. Глухой человек не поймёт слова «мелодия» за пределами известных ему концепций, типа «какой-то опыт не-глухих». Не важно, насколько хорошо ему объяснят другие, «мелодия» останется для него пустым словом. Концепция в контексте непрожитого опыта невозможна по той простой причине, что мы не имели опыта этого контекста.
Наше понимание мира находится в среде концепций. Они происходят из явлений на завесе восприятия, и поэтому реальное содержимое нашего мышления, в контексте переживаний и ощущений, тоже появляется на ней. Таким образом, объективных концепций не существует вообще. Концепции абсолютно субъективны — они всегда ссылаются на наш прямой опыт.
1 комментарий