13 мая 2013, 16:48

Уэйн Ликерман. Путь Бессилия. Шаг Четвертый.

[читать книгу с начала]
Путь Бессилия

ПУТЬ БЕССИЛИЯ

Адвайта и Двенадцать Шагов Восстановления




ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

«Тщательно и без страха
рассмотрели себя с точки зрения морали».

Суть жизни – в отношениях. Наше отношение к людям и событиям определяет нас самих. Если мы разберемся в этих отношениях, то различим определенные шаблоны. И хотя эти шаблоны определяли нас в прошлом, нам не обязательно быть связанными ими в будущем.
То, как вы относитесь к остальным людям, к происходящим событиям, к своим собственным мыслям и поступкам, и то, как вы относитесь к силе, более могущественной, чем ваше выдуманное отдельное «я» – это кирпичики, из которых построена ваша жизнь. Чтобы понять себя, надо сначала упорядочить эти отношения. Эгоизм, лживость, обида и страх – это то, что мешает нам иметь успешные отношения и, как следствие, успешную жизнь. В Четвертом Шаге мы рассмотрим их и запишем на бумаге, как они проявлялись в нашей жизни вплоть до настоящего момента.

НАША ИСТОРИЯ
В Четвертом Шаге, а затем снова в Двенадцатом Шаге, мы рассказываем свою историю. У каждого есть история. Наши жизни – это наши истории. Чем честнее и искреннее мы как рассказчики, тем успешнее будут наши Четвертый и Двенадцатый Шаги. Говорить правду – вот наш девиз. Со смирением приходит понимание того, что наша правда, история, которую мы рассказываем о своей жизни, не является правдой в абсолютном, объективном смысле. Ни у кого из нас нет исключительного права на истину. Она окрашена нашими убеждениями и фильтрами памяти. Нам известно, что другие зачастую видят все в совершенно ином свете. Наш собственный взгляд может измениться, и вместе с ним изменится и наша правда. Поэтому все, с чем мы можем работать – это правда настоящего момента, использовать которую следует наилучшим образом, но иметь при этом в виду, что со временем взгляду может открыться большее.

КАК СДЕЛАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ
Возможно, самым прекрасным аспектом Шагов является то, что они живые и гибкие. Точно так же, как основатели АА переработали Христианские Шаги Оксфордской Группы под нужды разношерстного коллектива лечащихся алкоголиков, Двенадцать Шагов АА были приспособлены для помощи в выздоровлении людей от широкого спектра подрывающих здоровье расстройств. Подобно бамбуку Шаги изогнулись под разные цели и при этом не сломались.
В дополнение к оригинальным инструкциям, содержащимся в пятой главе Большой Книги, существуют буквально сотни, если не тысячи, подробных инструкций по работе с Четвертым Шагом. Четвертый Шаг – это одна из вещей, делая которую, невозможно ошибиться. Главное – сделать.
Некоторые люди пишут Четвертый Шаг в форме автобиографии, записывая все, что помнят о своей жизни. Это, конечно, тоже способ, но так вы рискуете потратить уйму времени и уморить скукой человека, с которым потом будете всем этим делиться в Пятом Шаге. Подход, описанный в Большой Книге куда более целенаправлен и рационален, не говоря уже о его сравнительной простоте. Этот подход предлагает записать события своей жизни в четыре столбца: «Кто», «Что случилось», «Как это на меня повлияло» и «Какова в этом была моя роль». К сферам особого внимания здесь стоит отнести: обиды, страхи, секс и вину.
Прежде, чем вы начнете, все это может показаться чудовищной и невыполнимой задачей. Крупномасштабные проекты часто кажутся невыполнимыми, когда смотришь на них со стороны. Я бы это сравнил с написанием книги. Каждый раз, когда я задумываю написать книгу, в голове звучит громкий голос, говорящий, что я не смогу. Я слишком ленив. Я ненавижу писать. Никому это не интересно. Все это уже давно написано. И так далее. Однако я могу писать по предложению в день. Иногда, написав предложение, я обнаруживаю, что оно вылилось в целый абзац. В лучшие из дней я пишу по нескольку абзацев, из которых складывается страница или две. Через полгода, год или пять лет из всех этих предложений, абзацев и страниц получается книга. Между прочим, это моя пятая книга за двадцать лет, но сажусь писать я всегда с чувством, что никогда не смогу написать книгу. Это слишком серьезная задача!
Так же и со списком для Четвертого Шага. Не надо пытаться закончить его в один присест. Делайте столько, сколько сможете, и не больше. Старайтесь писать понемногу каждый день. Не перенапрягайтесь. Расслабленность и легкое отношение – не то же самое, что лень.
Если поблизости у вас есть кто-то, кто прошел всю программу Двенадцати Шагов и доволен результатом, советую обратиться к нему или к ней за помощью. Такой человек может предупредить вас о подводных камнях и поделиться силой собственного опыта.
В Четвертом Шаге речь идет о моральном анализе. Признаюсь, что первой моей реакцией было подозрение, что Шаги пытаются заставить меня соответствовать их иудейско-христианской морали. Но когда я успокоился и присмотрелся внимательнее, то осознал, что «моральный» анализ означает просто анализ «правильного и неправильного». Шаги, с их бесконечным простором, позволяют нам самим определить, что правильно, а что – нет. Мы не обязаны принимать взгляды какой-то определенной группы. Я понял, что при моральном анализе я должен перечислить моменты своей жизни, которые я считаю правильными и неправильными, хорошими и плохими. Короче говоря, от меня ожидалась искренность с самим собой, в особенности касательно отношений с людьми.
Чтобы возникли отношения, естественно, необходимы другие люди, однако Четвертый Шаг делает акцент на нас самих. Он советует нам воздержаться от анализа окружающих, сколь велико бы ни было искушение.

«ЧТО» И «ПОЧЕМУ»
Делая личный анализ, может оказаться полезным обратить особое внимание на различие между аспектами «что» и «почему». «Почему» – это история, которую мы рассказываем о случившемся. Эта история – фантазия, она отвлекает нас от самого переживания. «Что» намного более непосредственно и целостно, тогда как «почему» всегда относительно и субъективно.
В Четвертом Шаге мы фокусируемся на том, что случилось, а не на том, почему. Рассказывая, что случилось, мы намного меньше рискуем оказаться потакающими себе или самокритичными. Гораздо проще написать о том, что мы сделали, чего мы боимся, на что обижены, за что чувствуем вину, что мы совершили в сексуальном плане, чем пытаться понять, почему. При рассмотрении причин и условий, в которых произошли события, достойные занесения в список, наш фокус направлен на то, что послужило причиной, что за условия повлияли на их возникновение. Такой взгляд возвращает нас к Источнику (Океану). В конце концов, мы осознаем, что ответственность лежит на Источнике (Океане), представшем в виде событий.
Возможно, вы обнаружите, что ваш ум пытается перевести внимание прочь от «что», назад к «почему». Просто помните о том, что «почему» – это королевство ЛЧА. Оно властвует над всеми «могло быть» и «должно было быть». Почему я поступил так? Почему я не поступил сяк? Почему ведет к спекуляциям и сомнениям. Что укрепляет нас в правде наших переживаний.

ЧЕСТНОСТЬ
«Мы редко встречали человека, который бы строго следовал нашему пути и потерпел неудачу. Не излечиваются те люди, которые не могут или не хотят целиком отдаться этой простой программе; обычно это мужчины и женщины, которые органически не могут быть искренними с самими собой. Такие несчастные есть. Они не виноваты; похоже, что они просто родились такими. Они по натуре своей не способны усвоить и поддерживать образ жизни, требующий неумолимой искренности. Вероятность их выздоровления ниже средней. Есть люди, страдающие от серьезных эмоциональных и психических расстройств, но многие из них все-таки выздоравливают, если у них есть способность быть искренними».

Этим отрывком из Большой Книги начинают собрания программ Двенадцати Шагов по всему миру. Очевидно, искренность считается ключом к успеху, но что означает это слово? Обычно мы связываем этот термин с поведением. Если мы не крадем, не лжем и не обманываем – мы искренни. Значит, искренность с самим собой подразумевает, что мы не лжем себе и не обманываем себя (особенно важное качество при совершении Четвертого Шага).
Значение слова «искренность» в Живом Учении значительно отличается. Искренность становится синонимом осознания правды Того, что Есть. «То, что Есть» включает в себя абсолютно все: хорошее и плохое, прекрасное и отвратительное. Куда бы вы ни посмотрели – вот Оно. Даже само смотрение является Этим. Возможно, вы обнаружите, что вы (со всеми вашими недостатками и ограниченностями) – тоже являетесь Этим.

Прежде, чем ставить большие цели, ставь малые.
Прежде, чем попытаешься познать Бога, познай себя.
Каждый путь состоит из малых шагов.
Рам Цзы                    


ЗАПИШИТЕ НА БУМАГУ
В Четвертом Шаге вы записываете на бумагу (или, используя ее современный технический эквивалент) качества и детали своей жизни, которую в Третьем Шаге вы решили передать силе, более могущественной, чем вы.
Что здесь есть, прямо сейчас? Каков я? Какие у меня характеристики (вас призывают быть бесстрашными и доскональными)? Какова моя сексуальная природа? Как со мной поступали люди, и как я поступал с ними? Что я считаю своими полезными качествами? Какие у меня долги? Есть ли у меня обиды? Если да, то какие, и имеют ли они общий корень? Какова моя роль в том, что они не проходят?
Сделали ли вы что-то, ранее поклявшись никогда этого не делать? Возможно, это было нечто простое, вроде угрожающего покачивания пальцем перед ребенком (жест, который делала ваша мать, и который вы поклялись никогда не делать перед своим ребенком). Или, может быть, у вас была внебрачная связь, несмотря на то, что вы считаете это неправильным. Если вы исследуете историю своей жизни, то, возможно, вспомните несколько подобных «неловкостей». Как же вы совершили эти поступки, против которых были настроены так решительно?
Список, составленный в Четвертом Шаге, служит структурой для поиска ответов на эти вопросы. Живое Учение Адвайты накладывает поверх предложенного Шагами еще один слой – вопрошание.
После того, как вы составите полный список своих отношений с людьми, событиями и самими собой, попытайтесь глубоко заглянуть в вопрос того, что заставляет нас вести себя так, как мы себя ведем. Почему иногда мы можем действовать, руководствуясь своими принципами, а иногда нет? Откуда взялись эти характеристики? Что меня делает таким, какой я есть? Я сам себя таким сделал, или это результат неисчислимого количества сил? Смотрю ли я на вещи иначе, чем другие? Если да, то значит ли это, что один из нас прав, а другой – нет? Откуда нам знать? Что определяет мой взгляд на вещи? Что заставляет этот взгляд меняться, иногда кардинально? Кто все это делает? Кого это заботит?!
Обычно на поверхности лежит ответ ЛЧА о том, что «Я-ЛЧА» несу ответственность. «Я» мог и должен был больше стараться. «Я» должен был противостоять соблазну. «Я» должен был быть сильнее, мудрее. «Я» должен был быть менее эгоцентричным и себялюбивым.
Живое Учение приглашает вас заглянуть еще глубже, за заявления ЛЧА. Какие причины и обстоятельства предваряли и сопровождали само действие? Возьмем случай, когда вы грозили пальцем ребенку: вы видите, как Вселенские силы повлияли на ваше действие? Каков у вас был уровень гормонов в этот момент? А уровень сахара? Что случилось в вашей жизни незадолго до этого и могло повлиять на ваше настроение? Вы просыпались посреди прошлой ночи? Ваш другой ребенок исписал стены ручкой? Вы узнали о неожиданных расходах? Получили плохие вести о состоянии здоровья, своем или близкого человека? Видите ли вы, что ни у чего не бывает какой-либо единственной причины?
А как насчет радостных событий в жизни? Видите ли вы, что все, что у вас есть – это подарок? Даже если вы думаете, что усердно работали и заслужили это. Вы видите, что ваша способность заслуживать – это подарок? Вам были даны достаточный ум, устремленность, здоровье и энергия, чтобы заслуживать. Поразмыслите вот над чем: откуда берется сила заслуживать?
Можете ли вы начать видеть, как каждое действие вплетено в огромную сеть причин и условий? Можете ли вы начать видеть, как ваши характеристики и поведение неразрывно связаны с генетикой и жизненным опытом (обусловленностью)? Когда вы увидите, откуда берутся все ваши личные качества, то станете менее склонны обращать внимание на голос ЛЧА, ложно претендующий на ответственность за них.
В смотрении может родиться виденье. В видении может родиться Понимание.

«Многие из нас обладали моральными и философскими убеждениями в изобилии, но мы не могли жить в соответствии с ними, как бы нам того ни хотелось. Также мы не могли стать менее эгоцентричными, желая этого и прилагая собственные силы».

При исследовании своих обид, страхов и сексуальной истории в Четвертом Шаге можно заметить, как наши моральные и философские убеждения иногда расходятся с нашим поведением. Например, мы считаем, что следует быть великодушными по отношению к другим, но иногда ведем себя эгоистично. Считаем, что надо быть честными в семейных отношениях, но лжем – мелко или по-крупному. В Живом Учении мы капитально погружаемся в Источник такого поведения. Мы ли это? Или это некая более могущественная сила? Создатели Шагов, согласно своим религиозным истокам, признали, что Богу пришлось «помочь» им вести себя лучше. В Живом Учении, с углублением понимания, граница между Богом и нами расплывается. Но мы забегаем вперед. Главное в Четвертом Шаге – зафиксировать то, что случилось у нас в жизни и то, что мы имеем сейчас. Все станет ясно несколько позже.
Когда Шаги обсуждают наше плохое поведение, они тут же намекают, что мы не плохие – мы просто больны. Этим они стараются уберечь нас от погружения в чувство вины. Намек на болезнь – это напоминание о том, что на наши поступки влияет нечто извне. Многие из нас поступали отвратительно и с собой, и с другими. Когда исследование выносит эти поступки на поверхность, ЛЧА берет на себя ответственность за них, и обычной реакцией является чувство вины. Иногда оно чрезвычайно сильно, и кажется, что продолжать невозможно. А если мы допускаем вероятность того, что мы больны, а не низки и порочны, то оно отступает, и мы можем продолжать исследование. Болезнь – это не оправдание нашим поступкам. В Восьмом и Девятом Шагах мы увидим, что нам все еще придется искупить вину за всю боль, причиненную нами другим людям.
В список можно также включить некоторые чужие поступки, которыми люди причинили боль нам (особенно если они связаны с затаенными обидами). Самое главное – это записать все это, внимательно изучить и, возможно, высмотреть повторяющиеся шаблоны в этой безумной прожитой нами жизни. Если на плохие поступки – и наши, и других людей – смотреть как на болезнь, над которой ни у кого из нас нет контроля, то вся игра меняется. Обида, чувство вины и ненависть (к себе и к другим) просто не возникают. Это чудо.
Большая книга с ее религиозными взглядами советует молитву за выздоровление от болезни, также как и советует просить у Бога избавления от личных недостатков. В Живом Учении состояние безупречности и приятия – естественный результат осознания нашего абсолютного бессилия путем вопрошания о нашей истинной природе и интуитивного виденья за пределы ответа.
При личном исследовании и составлении списка легко отвлечься вопросами «Предельно ли я честен? А что, если я недостаточно честен? Откуда мне знать, правдивы ли мои воспоминания?» Многие из нас нашли решение в простом утверждении: «В настоящий момент я честен настолько, насколько могу». Одна из закономерностей программ Двенадцати Шагов в том, что если вы будете придерживаться этого утверждения, то по мере продвижения в вас почти наверняка разовьется еще большая способность быть искренними.
Четвертый Шаг не такой сложный, каким люди его часто считают. Вам просто надо посмотреть на то, кто вы и что вы. Начните с поверхности и копайте вглубь. Смотрите на себя. Записывайте, что вы видите. Размышляйте над этим. Необязательно делать из этого масштабную кампанию; подойдите к этому с простым любопытством, словно ребенок, смотрящий на муравья, который несет в челюстях зернышко.

ОБИДА
Составление списка обид – одно из главных заданий Четвертого Шага. Большая Книга говорит, что обида – это «преступник номер один». Она вас буквально убивает, заставляя страдать и искать убежища от страдания в своих пристрастиях.

«Будучи убежденными в том, что нас привело к провалу эго, проявляющееся разными способами, мы рассмотрели самые типичные его проявления».

То, что Большая Книга называет «эго», в Живом Учении обозначается как «ЛЧА». При составлении списка обид вы, возможно, натолкнетесь на слово, которое будет появляться снова и снова: «следовало». Наши обиды неразрывно связаны с нашими представлениями о том, что другим «следовало» или «не следовало» сделать. Чувство этого «следовало» коварно и убийственно. Оно разрушает нас изнутри. Оно отделяет и изолирует нас.
Если мы вглядимся в суть, то сможем обнаружить, что это «следовало» является отрицанием Того, что Есть. ЛЧА утверждает, что «я» знаю, как все должно было случиться. Это утверждение основано на заносчивом убеждении в том, что мои взгляды на плохое и хорошее – Истина в последней инстанции. Это не то же самое, что любить и не любить. Неприязнь к чьему-либо поступку и чувство, что им не следовало так поступать – это две очень разные вещи. Когда я говорю, что мне что-то не нравится, то, по существу, это отражает мои предпочтения и то, каким я был создан. Что-то мне нравится, а что-то – нет. Но когда я говорю, что вам не следовало так поступать – это мое суждение, основанное на стандартах, которые я считаю неоспоримо Правильными. А самое главное, я предполагаю, что в тот момент в ваших силах было не делать того, что вы сделали. Когда я чувствую, что в ваших силах было не делать то, что я считаю неоспоримо неправильным, но вы все равно это сделали, то за этим неизбежно следует обида.
Обида иногда описывается как принятие человеком яда с надеждой, что умрет некто другой. Временным решением этой проблемы является прощение. Но это подобно обрыванию цветков у сорняков. Они непременно вырастут снова. Более долговременное решение – выкопать обиду с корнем, и здесь необходимо Приятие. Приятие – это осознание того, что случившееся не могло быть иным, и в этом не виноват человек. Приятие также подразумевает осознание того, что любое мое суждение относительно, а не Абсолютно, и может меняться. Приятие включает в себя вероятность того, что я неправ, даже если убежден в обратном! Это также называется смирением.
Очень важно подчеркнуть, что Приятие – это не то же самое, что одобрение. Мы можем принять нечто как произошедшее в рамках функционирования Вселенной, но все равно не любить это. Однако, если «должно быть иначе» все еще здесь, то неизменно последует чувство вины или обиды.
«Следовало», направленное на других, ведет к обиде. «Следовало», направленное на самого себя, рождает чувство вины и эгоцентричный страх. Корнем «мне следовало» является претензия ЛЧА на власть. Когда я говорю: «мне следовало повести себя иначе», то подразумеваю этим, что мое действие – это продукт личной силы, которую я применил недолжным образом. Это чувство вины. Когда я проецирую «следует» на свои будущие действия, то мне отчасти известно, что я недостаточно могущественен, чтобы контролировать все возможные факторы для обеспечения успеха, и в результате получаю страх.
Так что мы снова стоим перед вопросом о личном могуществе. Когда мы заявляем, что оно у нас есть, то неизбежно страдаем. Когда мы свободны от ложных, по сути своей, претензий ЛЧА, то наше личное бессилие очевидно, и присутствует Мир. Этот Мир безусловен; он остается, даже когда мы расстроены из-за того, что нам что-то не нравится.
Живое Учение пытается взрастить понимание того, что все действия – и наши, и других людей – являются продуктом Высшей Силы, которая действует через хитросплетение генетической предрасположенности с жизненным опытом (обусловленностью). Генетическую предрасположенность мы видим в младенцах: кто-то от рождения пассивен, кто-то активен. По мере роста к ней прибавляется жизненный опыт, который усиливает или видоизменяет врожденные качества, и именно эта сумма влияет на действие в момент его совершения. Поэтому все действия – и плохие, и хорошие – проистекают не из личного могущества, как мы думали поначалу. С таким пониманием мы перестаем испытывать чувство вины или гордости за свои поступки, как и страдать от отравляющего чувства ненависти к другим за их действия, вне зависимости от того, какую боль они нам причинили.
Большая книга указывает на то, что эго (ЛЧА) проявляется разными способами. В Четвертом Шаге нас призывают распознать различные его проявления, начиная с обид, и затем переходя к страхам.

СТРАХИ
«Мы тщательно проанализировали наши страхи. Мы записали все, чего боимся, даже если эти страхи не были связаны с какими-либо обидами. Мы спросили себя: откуда у нас эти страхи? Не было ли причиной то, что мы во всем полагались на себя, и это нас подвело?»
Как и в случае с обидами, связь между страхом и эго (ЛЧА) чрезвычайно важна. Четвертый Шаг призван прояснить ее. Большинство из нас с раннего возраста учат, что опора на собственные силы – желанное и достойное восхищения качество, и всячески побуждают развивать его. Но чтобы действительно быть такими, нам надо прибегнуть к личной силе. Даже если мы считаем себя независимыми, то все равно знаем из собственного жизненного опыта, что личное могущество ограничено. Страх возникает, когда мы осознаем, что имеем недостаточно силы для осуществления того, что, как мы считаем, нам «следует» сделать.
Когда ваш список страхов будет готов, возможно, вы увидите нить, пронизывающую их все. Она всегда ведет к чувству недостатка могущества и невозможности контролировать.
Деятельность ЛЧА позволяет нам на время почувствовать себя могущественными и независимыми. Она заставляет нас поверить в обладание способностью управлять событиями и самими собой. С этой мнимой независимостью приходит и чувство изоляции. Пристрастие усиливает это чувство. Когда зависимость находится в активной фазе, мы остаемся один на один с чувством того, что нам «следует» быть могущественными, поскольку мы постоянно натыкаемся на печальные доказательства нашей слабости. Те из нас, кто не страдает от зависимости, тоже видят доказательства того, что мы считаем слабостью, в моменты, когда у нас не получается вести себя в соответствии с собственными моральными и философскими нормами.
В контексте Живого Учения слабость и бессилие – совершенно разные вещи. Слабость означает, что существует возможность личного могущества, но мы не обладаем достаточным его количеством. Бессилие – это признание иллюзорности личного могущества, того, что у нас никогда его не было, даже когда нам казалось обратное. Великий жизненный парадокс состоит в том, что с претензией на личное могущество приходит страх и слабость, а с осознанием личного бессилия – настоящая сила.

«Духовная жизнь – не теория.
Мы должны жить ею».

Бессилие – это не беспомощность и не фатализм. Когда мы признаем свое личное бессилие, то образуется пространство, в котором мы начинаем видеть, что нам ДАНА сила действовать, думать и чувствовать. Труднее всего признать, что она распространяется и на плохие поступки. Наше осознание должно значительно расшириться, прежде чем мы признаем, что даже наш эгоцентризм дан нам тем же Источником, что и сила совершать добрые и благородные поступки.
Когда мы начинаем осознавать, что мы – не независимые капли, а волны, неотделимые от великого Океана, эгоцентричный страх начинает естественным образом улетучиваться. Мы начинаем видеть, что все, что бы мы ни делали, является функционированием Океана в его проявлении посредством формы и движений волн – нас. Становится видно, что вся сила рождается в Океане, а мы, как волны – лишь проявляемся через нее, а не управляем ею. В таком осознании страху не выжить.

СЕКС
Сложно себе представить более обсуждаемую тему, чем секс. Она находится во главе списка самым популярных тем, на которые мы редко говорим на людях всерьез. С присущим им благоразумием, Шаги не занимают по ней никакой позиции, а просто признают, что это естественная человеческая активность, в которой важна искренность. Живое Учение тоже воздерживается от принятия морального взгляда по этой теме, но обращает внимания на то, что это сфера человеческой жизни, в которой часто наблюдается наибольшее расхождение между твердыми личными убеждениями и фактическим поведением. Поэтому секс является плодородной почвой для глубокого взгляда на претензии на личное могущество и контроль. Разве бы мы не делали всегда только то, что считаем правильным, будь это в наших силах?
Когда мы не способны поступать в соответствии со своими моральными принципами, мы называем такие моменты «моментами слабости», или считаем себя «слабыми». Этим мы имеем в виду, что обладаем личным могуществом, но в недостаточной мере. С такой позиции мы вынуждены отчаянно продолжать алчную погоню длиною в жизнь за большим могуществом и контролем.
Когда она закончится? Когда мы остановимся, оглянемся вокруг и поймем, что образ могущества и контроля, за которым мы гонимся – это мираж?
Одна из наших задач в Четвертом Шаге – письменно задокументировать нашу сексуальную историю, особенно моменты бесчестия, эгоизма и безрассудства. Мы зафиксируем каждый из своих сексуальных поступков, за которые чувствуем вину или стыд. Вина и стыд – это красные флажки, отмечающие деятельность Ложного Чувства Авторства. Мы ощущаем их только когда нам кажется, что в нашей власти было поступить правильно, но мы выбрали другой вариант. Живое Учение призывает вас поставить под вопрос основное допущение об обладании личным могуществом и выяснить, правдиво ли оно.

ЧУВСТВО ВИНЫ И СЕКРЕТЫ
Четвертый Шаг – это начало процесса искупления, который продолжится вплоть до Десятого Шага. Чтобы пройти через него, полезно включить в список обид, страхов и сексуальной истории все, из-за чего вы чувствуете вину, или продолжаете скрывать как секрет. Целью по-прежнему является предельная искренность, не скрывающая ничего, каким бы отвратительным или постыдным оно ни было.

КТО Я?
Кто я? Это главный вопрос, который ставит Четвертый Шаг, а также Живое Учение. Однако, ни Шаги, ни Живое Учение не дают вам на него ответ. Оба дают поддержку и руководство, но завершить задание придется вам.
Если вы хитры, то, возможно, спросите меня: «С кем ты говоришь? Кто это должен завершить задание?»
Сожалею, но вам не удастся выманить у меня ответ. Придется вам попробовать самим это выяснить!
Пусть оно найдет вас сейчас.

5 комментариев

Irene
Спасибо! это потрясающе.
Kapelka
Спасибо огромное!
Anna2013
уф, вроде текста не много, но читаю целый день.
чем дальше, тем читать хочется всё меньше и меньше)))
спасибо, очень важная книга.
Skylark
Просто Новый Апокалипсис!!!
БЛАГОДАРЮ!!!