25 января 2018, 00:21

Савикальпа, Нирвикальпа, Сахаджа Самадхи. В чём разница?

Рамана Махарши объясняет что такое Савикальпа, Нирвикальпа, Сахаджа Самадхи. В чём разница?

Решил вынести в отдельный топик коммент Alexandr33:
advaitaworld.com/blog/62729.html#comment1548360
А это из книжки цитаты:

И: А что можно сказать о кевала нирвикальпа самадхи и сахаджа нирвикальпа самадхи?

М: Погружение ума в Атман, но без его разрушения, это кевала нирвикальпа самадхи, в котором человек еще не свободен от васан и поэтому не достигает мукти. Освобождение приобретается только после уничтожения васан.

И: Когда можно практиковать сахаджа самадхи?

М: Даже с самого начала. Однако если искатель не искоренил васаны, то и после многих лет непрерывной практики кевала нирвикальпа самадхи Освобождение достигнуто не будет.

И: Я бы хотел получить ясное представление о различии между савикальпа и нирвикальпа.

М: Удерживание высочайшего состояния есть самадхи, которое называется савикальпа при наличии усилия, направленного на успокоение волнений ума, и нирвикальпа – при отсутствии этих волнений. Постоянное и без усилий пребывание в первичном состоянии – это сахаджа.


И: Самадхи, восьмая ступень раджа-йоги, это то самадхи, о котором вы говорите?

М: В йоге термин самадхи относится к нескольким видам транса, и существуют различные виды самадхи. Но я говорю о другом – о сахаджа самадхи В нем вы обладаете самадханой [устойчивостью] и остаетесь спокойным и сдержанным, даже будучи активным. Вы осознаёте, что движимы глубинным Я внутри. У вас нет ни терзаний, ни беспокойств, ни забот, ибо вы постигли, что нет ничего принадлежащего вам. Вы знаете, что все выполняет Нечто, с которым вы находитесь в сознательном союзе.

И: Если эта сахаджа самадхи является наиболее желательным состоянием, то в нирвикальпа самадхи необходимости нет?

М: Нирвикальпа самадхи как состояние в раджа-йоге может быть полезно само по себе, но в джняна-йоге сахаджа стхити [естественное состояние], или сахаджа ништха [пребывание в естественном состоянии], и есть само состояние нирвикальпы. Здесь ум свободен от сомнений, и ему нет нужды метаться между вариантами возможностей и вероятностей. Он не видит никаких викальп [различий] и убежден в Истине, поскольку чувствует присутствие Реальности. Даже будучи деятельным, он знает, что эта активность – в Реальности, Атмане, высочайшем Бытии.

www.yogalib.ru/maharshi/1463-ramana-maharsh
(1):  Vlar

46 комментариев

AjnaYoga
Тут нужно ещё понимать, что когда Рамана говорит «Атман», он говорит из переживания «Атман есть Брахман».
Дело в том, что первое Пробуждение — это «джива (душа) есть Атман». Это когда в результате самоисследования обнаружен Источник Наблюдающего Сознания как Безграничное Сознание (Атман). Это савикальпа самадхи. Но, есть ещё тонкая граница между субъектом и объектом. Поэтому это Махамайя- таттва.
Второе Пробуждение — это «Атман есть Брахман». Это когда в результате шамбхави-мудры (созерцательное присутствие, когда часть внимания направлена на субъект, а вторая часть внимания направлена на объективный мир рассредоточенным взглядом) видение постепенно очищается от гун и элементов и Ясный Свет Недвойственного Осознавания проявляется. Происходит выход за пределы субъекта и объекта. Мир распознаётся как проявление моего Сознания (Атман). Это нирвикальпа-самадхи. Садвидья-таттва, шудха-видья (чистое видение, очищенное от гун и элементов). Но, оно временное. Васаны (устойчивые тенденции ума) захватывают ваше внимание и выдёргивают из Недвойственного Осознавания. Вы то в нирване, то в сансаре.
И вот тут нужно возвращаться в переживание Себя как Недвойственное Осознавание и утвердиться в нём (ништха). Недвойственное Осознавание проникает в повседневную жизнь, сохраняется при любой активности тела, речи и ума. Это крама-мудра. Природа васан распознаётся как Недвойственное Осознавание и васаны растворяются в своей Природе. Когда Недвойственное Осознавание будет 24 часа в сутки нон-стоп — это сахаджа-самадхи за пределами нирваны и сансары.
Когда васаны, кармы полностью растворятся — это Освобождение от круговорота рождений и смерти (мукти). Освобождение бывает при жизни — дживанмукти. Или в момент смерти, в этот момент тело может раствориться в Свете. Это саруба-самадхи.
Савикальпа, Нирвикальпа, Сахаджа Самадхи. В чём разница?_AjnaYoga.ru
Diego
Второе Пробуждение — это «Атман есть Брахман». Это когда в результате шамбхави-мудры (созерцательное присутствие, когда часть внимания направлена на субъект, а вторая часть внимания направлена на объективный мир рассредоточенным взглядом) видение постепенно очищается от гун и элементов и Ясный Свет Недвойственного Осознавания проявляется. Происходит выход за пределы субъекта и объекта. Мир распознаётся как проявление моего Сознания (Атман). Это нирвикальпа-самадхи.
это не нирвикальпа.
с миром, и «субъектом» который осознается (значит уже не субъект а феномен).
и еще «выход за пределы субъекта и объекта» — куда? еще один феномен?
Diego
это же в бодрствовании, да?
а как же Турия, которая за пределами трех состояний?
Prostovv
Это туриятитта, за пределами всех 4-х состояний
Diego
это пятое получается? :)) нет.

турия — переводится как четвертое.
атита — превосходящее, запредельное.
турияатита — это превосходящее четвертое, трансцендентное.

то есть турия и турияатита — это об одном и том же, просто добавили «атита» чтобы не принимали турию за некое состояние, а понимали что оно запредельное трансцендентное.
Prostovv
Ну думай как хочешь
Diego
замечательный у нас диалог.
А: 2+2=5
Б: нет, 4
А: ну думай как хочешь
Prostovv
Тебе интересно мое мнение?
Prostovv
гну вот видишь, даже не ответил, поэтому понятно, что не интересно
Diego
мне интересно не мнение, правильное обоснованное описание.
если ты считаешь что у тебя есть что сказать, говори.
Prostovv
турьятитта — не состояние, это за пределами всех состояний, поэтому его нельзя назвать пятым
Diego
так и турия за пределами всех состояний, которых три.
и тоже ее нельзя назвать состоянием, поэтому придумали более точное название, не просто четвертое, а превосходящее-запредельное-трансцендентное четвертое, чтобы название четвертое не путали и не думали что это еще какое-то состояния.
Prostovv
Тем не менее турия — четвертое состояние сознания.
Diego
трансцендентное
Prostovv
Да )

а турьятитта не является состоян ем сознания )
svarupa777
армандо ты делаешь успехи…
svarupa777
балда ты старая… турия и туриятитта это одно и тоже
Prostovv
Не догоняешь.
Пока.
Но я в тебя верю.
Даже больше чем в Карузо )
svarupa777
тьфу… деревня… основ не знаешь… выдумал себе надстройку… в опыт смотри…
Prostovv
Деревня!
это не опыт и не состояние.
Темнота.
svarupa777
… тоесть турия и туриятита чем то отличаются… чем… вадюха… свистани ка умом…
Prostovv
Ты ж читал наш диалог с Диего.
Что запомнил?
svarupa777
тока футболиста читнул… а ты там какую то отсебятину гонял… с первых двух слов было видно… что ты не в теме…
Prostovv
Перескажи, сделай милость )
svarupa777
аргентинца читни… там все по делу… про турию…
AjnaYoga
Турия — это Осознанность.
И недаром в Кашмирском Шиваизме выделяют несколько уровней турии:
1. Пустотное Осознавание
2. Осознанность, очищенная от анава-малы (я-маленький, ограниченный)
3. Осознанность Недвойственная (очищенная от майя-малы).
Три Недвойственные турии.
4. Непрерывная Недвойственная Осознанность. Что и есть туриятитта.

Это просто разная степень чистоты осознанности.
Туриятитта — это всё та же Осознанность, только непрерывная.
relsam
Раму ищи, отобьёт тягу к поискам, спасению и учительствовать любого рода. Тебе некого будет учить, не с чем сравнивать и по любому способу возражений — спонтанный ржач любой степени.
Diego
это не уровни турии,
это турия + что-то еще.
AjnaYoga
можно и так сказать
Prostovv
4. Непрерывная Недвойственная Осознанность. Что и есть туриятитта.

все верно. Если бы понимал что это, то и противоречий у нас не возникло.
AjnaYoga
это не нирвикальпа.
сахаджа-нирвикальпа имеется ввиду
куда?
недвойственность
Diego
то есть твоя недвойственность это нечто, что не является ни «субъектом» (а по факту каким-то феноменом), ни миром?
получается что твоя недвойственность это некий ограниченный феномен, который осознается.
AjnaYoga
Ты сейчас пытаешься умом понять.
Объяснить это невозможно, никакие слова не помогут.
Реализуй и всё поймёшь. ;) Все вопросы отпадут. ;)
Prostovv
это не нирвикальпа.

согласен.
AjnaYoga
первое Пробуждение — это «джива (душа) есть Атман». Это когда в результате самоисследования обнаружен Источник Наблюдающего Сознания как Безграничное Сознание (Атман). Это савикальпа самадхи. Но, есть ещё тонкая граница между субъектом и объектом. Поэтому это Махамайя- таттва.
Исправляю. Это кевала-нирвикальпа-самадхи.

Второе Пробуждение — это «Атман есть Брахман». Это когда в результате шамбхави-мудры (созерцательное присутствие, когда часть внимания направлена на субъект, а вторая часть внимания направлена на объективный мир рассредоточенным взглядом) видение постепенно очищается от гун и элементов и Ясный Свет Недвойственного Осознавания проявляется. Происходит выход за пределы субъекта и объекта. Мир распознаётся как проявление моего Сознания (Атман). Это нирвикальпа-самадхи. Садвидья-таттва, шудха-видья (чистое видение, очищенное от гун и элементов). Но, оно временное. Васаны (устойчивые тенденции ума) захватывают ваше внимание и выдёргивают из Недвойственного Осознавания. Вы то в нирване, то в сансаре.
Исправляю. Это сахаджа-нирвикальпа-самадхи.
AjnaYoga
Однако если искатель не искоренил васаны, то и после многих лет непрерывной практики кевала нирвикальпа самадхи Освобождение достигнуто не будет.
Вот хорошая фраза, друзья по Дхарме.
А вы мне тут рассказываете, что только в результате нирвикальпы будет Освобождение.
Противоречите Рамане, получается. ;)
Diego
твоя выдуманная «нирвикальпа» точно неокончательное и непробуждение, это да.
relsam
Последний ответ Пасаны в тексте поста (нижний абзац) — это то что релсам обозначил как непрерывное окно в нирвикальпу.
relsam
Писал Рамана, вот память долбаного андроида.
relsam
Ты являешься при этом и океаном парабрахма и первичным солнцем истинного я, на него наложена нашлепка из естьности перса и переживаемого мира. Трёх его гун, сатвы раджаса тамаса. При этом не обязательна переживается чисто голая сатва. Все включено в игру света и тьмы.
relsam
Состояние чистой сатвы это условие практик по восхождению, ставимых в учениях по достигаторству истины.
relsam
Океан плещет волнами, но не волны обнаруживают океан)
Sofa
Разница в звучании
AjnaYoga
Итак, Рамана говорит:
1. Освобождение приобретается только после уничтожения васан.
2. Сахаджа-самадхи — это непрерывное самадхи.
А что прерывает самадхи? Васаны (устойчивые тенденции ума).
Как растворить васаны? В самадхи.