22 марта 2012, 19:26

Сознание в квантовой механике.

10 сентября 2010 года в Москве, в зале заседаний Учёного совета Института философии РАН известные российские учёные обсудили с буддистами проблему сознания и реальности. На уровне академиков – руководителей ведущих научных учреждений страны — такая встреча произошла впервые. Что же свело за круглым столом с буддистами крупных российских физиков, нейрофизиологов и философов?

отрывок из доклада проф. Менского: www.buddhismofrussia.ru/news/237/

"… Состояние квантового мира представляется совокупностью многих классических альтернатив, но наблюдатель субъективно воспринимает мир как одну из этих альтернатив. Будем говорить, что объективно сосуществуют различные классические реальности (эвереттовские миры), но они разделяются в сознании, так что, воспринимая одну из этих реальностей, наблюдатель не воспринимает остальные, которые для него как бы не существуют. Таким образом, картина единственной классической реальности – это лишь иллюзия, возникающая в сознании наблюдателя.



В 2000 году автором предложена Расширенная Концепция Эверетта (РКЭ), в которой эти два понятия отождествляются: разделение альтернатив = сознание (точнее, «корень сознания»). При этом вместо двух неопределимых, первичных понятий, остается лишь одно, которое к тому же характеризуется теперь с двух разных точек зрения: со стороны квантовой механики и со стороны психологии.
Таким образом, в РКЭ предполагается, что сознание (точнее, «корень» или «начало» сознания) – это способность человека воспринимать альтернативные классические реальности раздельно. Это предположение дает возможность сделать шаг, ведущий к новым важным следствиям. Если сознание – это разделение альтернатив, то ослабление сознания (точнее, ослабление «явного сознания», связанного с деятельностью ума и органов чувств) делает разделение альтернатив неполным. Воспринимая одну из альтернатив, человек получает доступ и к другим альтернативам. В силу обратимости квантовой эволюции доступ оказывается возможным также во все моменты времени в прошлом и будущем.

Если принято отожествление сознания с разделением альтернатив, то при «ослаблении» сознания (например, в состоянии сна, транса или медитации) открывается доступ к квантовому миру целиком (вместо единственной его классической проекции). Использование хотя бы малой части информации, доступной в этом режиме, при возвращении к полному сознанию дает тогда огромные преимущества.

Напрашивается сопоставление этого вывода с восточными духовными практиками. Все они утверждают, что сознание обладает способностями, которые невозможно объяснить рациональным образом, и такие способности возникают в состояниях, когда обычное сознание, связанное с органами чувств, ослабляется. Именно это сопоставление выводов, которые мы получили из квантовой механики, с тысячелетним опытом тех, кто практически изучал человеческое сознание, делает данное предположение правдоподобным.

Таким образом, согласно РКЭ необычные возможности возникают «на границе» между сознанием и отсутствием сознания. Для возникновения таких возможностей не обязательно, чтобы сознание во всей его полноте было ослаблено. Достаточно, чтобы оно было отключено от какого-то определенного предмета мышления. Тогда суждения об этом предмете могут черпаться из «квантового мира целиком», т.е. из совокупности параллельных классических миров (классических реальностей).
Так возникает способность «сверхинтуиции», т.е. прямого усмотрения истины. Так, в частности, возникают великие научные прозрения, которые представляют собой догадки, не основанные на информации, добытой рациональными методами в сознательном состоянии.
Более того, человек способен не только черпать информацию из «других реальностей», но и влиять на то, с какой вероятностью он субъективно будет переживать в следующие моменты времени различные альтернативы. Увеличивая «субъективные вероятности» благоприятных альтернатив, он в принципе способен творить «вероятностные чудеса» — обеспечивать субъективное переживание благоприятных для него, но маловероятных событий.
То, что было сказано о сознании человека, на самом деле обобщается на восприятие всех живых существ, в том числе простейших, не имеющих развитого сознания, но лишь его «корень». Живое существо воспринимает квантовый мир особым образом, альтернативные квантовые реальности в этом восприятии разделяются. При ослаблении этого разделения возникает возможность получать информацию, недоступную в обычном состоянии. Это объясняет фантастическую эффективность жизни, способность ее сохраняться в непредсказуемо меняющихся условиях...."

12 комментариев

ALEXVVMAN
Таким образом, картина единственной классической реальности – это лишь иллюзия, возникающая в сознании наблюдателя.
Таким образом, само присутствие, в сознании, наблюдателя — это лишь иллюзия, возникающая в Сознании :)))
veter
Таким образом, само присутствие, в сознании, наблюдателя — это лишь иллюзия, возникающая в Сознании :)))
да и возникновения иллюзии тоже нет )))
ALEXVVMAN
да и возникновения иллюзии тоже нет )))
???
Dragon
Вот ведь главный прикол в чем, если вся система наблюдатель-наблюдаемое-наблюдение, появляется в Сознании, как способ описания реальности, то и иллюзии нет совсем!:) ошибиться некому, раз субъективный наблюдатель не может исказить объективную картину мира!:)) раз они все в одной системе, то все картинки абсолютно верны, точны и объективны!:)
ALEXVVMAN
Сказок нет:))), пока не появился "?" :)))
Dragon
пока не появится описание описания, вместе с «описателем» и другим «верным» вариантом, который сейчас не совсем доступен, потому что… :))
6778019
интересно, как в этой статье характеризуется само живое существо, т.е. наблюдатель:
«определяющий признак живого существа, — состоит в способности субъективирующего реагирования. <… > Rак раз то первичное реагирование, — или тот первичный выбор альтернативы <...>, — и есть определяющий признак живого.»
Dragon
Сам этот диалог прикольный факт!:) ученые гораздо ближе к мистике, чем кто-нибудь! Вот ко мне сейчас на встречи ходит доктор физических наук! и нам интересно!:)
veter
слишком сложно))
veter
непривычная терминология, сложно уловить ход мысли)
Felix
Увеличивая «субъективные вероятности» благоприятных альтернатив, он в принципе способен творить «вероятностные чудеса» — обеспечивать субъективное переживание благоприятных для него, но маловероятных событий.
Вот на этом все Симоронские чудеса и стоят.
Omeshvara
Парасаттарка-логика, однако! Напрямую связанная с отсутствием времени. Если происходит проникновение в измерение до времени, то становится видно, что время никогда не существовало, и вся череда истории — это просто память, пустотные образы в моменте сейчас. То есть, случается как бы припоминание этого вечно-существующего факта. А потом выпадение, обратное «втягивание» в течение времени и попытки найти вневременное уже в этом потоке. Там, где его нет в принципе. Но ум-то по-другому не умеет! Хорошее высказывание есть насчет этого: «Большинство проблем не может быть решено на том уровне, на котором они были созданы». И способность наблюдателя влиять на наблюдаемое открывается как раз при осознавании обоих измерений — и временного и вневременного. Из вневременного он осознает субъективность наблюдаемого и «припоминает» его альтернативный вариант, тем самым перемещаясь в другой тоннель событий.