21 июля 2012, 18:35

Утияма-роси Косе: "Изучать путь будды - значит изучать себя"



В «Сёбогэндзо-гэндзёкоан» есть знаменитая фраза: «Изучать путь будды — значит изучать себя». Когда я впервые встретился с этими словами, я увидел, что был не единственным человеком. который пытался прожить свою жизнь, начиная с «Я». Так жил и Догэн-дзэндзи. Также и Шакьямуни оставил дом и стал монахом, потому что испытал затруднение в собственной жизни; ему пришлось искать собственное «Я».

Позднее я прочёл также «Сбёбогэндзо-дзисё-дзанмай», где Догэн-дзэндзи говорит о сходных предметах. В начале этого труда он говорит: «Когда мы следуем какому-то учителю или сутре, мы следуем „Я“» Это значит, что когда мы занимаемся практикой с учителем, который опередил нас в движении по пути или в изучении сутр, мы только следуем «Я». По словам Догэна-дзэндзи, «сутры по природе суть сутры „Я“, учитель по природе есть учитель „Я“». Когда мы занимаемся практикой с каким-нибудь учителем, этот учитель — «я сам». Когда мы изучаем какую-нибудь сутру, эта сутра — не что иное, как «моё собственное „Я“».

Догэн-дзэндзи продолжает: «Поэтому посещать учителей в разных местах — это посещать „Я“ в разных местах». Древние практикующие в своих шляпах из бамбуковых листьев, в чёрных одеяниях и соломенных сандалиях странствовали в поисках учителей. Путешествовать таким образом, чтобы найти истинного учителя, — это искать «Я». И они не прекращали странствий, пока не находили такого истинного учителя.

Позднее Догэн-дзэндзи говорит: «Постигать различные травы — это постигать „Я“. Постигать различные деревья — постигать „Я“». Это значит, что когда вы охватываете умом какую-то траву или какое-то дерево, или что-то, с чем вы встретились, вы только встречаетесь с «Я». В этих двух фразах полностью выражено самое важное: все предметы существуют как переживания моей собственной жизни. Потому что я это вижу, всё фактически действительно существует как переживание моей собственной жизни. Я живу только через моё переживание этих явлений. Реальность всех предметов и реальность моего собственного «Я» — одна и та же.

Догэн-дзэндзи также говорит: «Мы должны изучать „Я“ при помощи такой практики». Реальность жизни «Я» подобна этому. И далее: «Внутри этой практики мы отбрасываем „Я“ и по-настоящему встречаемся с „Я“». Когда мы занимаемся практикой с тем, с чем встречаемся, как с «моей собственной жизнью», — мы встречаемся с истинным «Я».

И далее Догэн-дзэндзи говорит: «Однако когда люди слышат о пути самопросветления самим „Я“, глупый человек думает, что ему не нужно получать передачу дхармы через учителя, что ему следует изучать Путь самостоятельно. Это большая ошибка». Слыша, что мы только изучаем «Я» благодаря всему, с чем мы встречаемся, поверхностная личность, возможно, подумает, что нет необходимости заниматься практикой с учителем. Это совершенно неверно. Согласно Догэну-дзэндзи, «тот, кто остаётся без передачи учителя и думает, что его собственное различающее понимание является истиной, — это не буддист, который делает упор на „естественность“». Такой человек живёт только в соответствии со своими ограниченными, ошибочно приобретёнными идеями; он не изучает «Я».

2 комментария

nick80
«тот, кто остаётся без передачи учителя и думает, что его собственное различающее понимание является истиной, — это не буддист, который делает упор на „естественность“»
ALEXVVMAN
Догэн-дзэндзи говорит: «Однако когда люди слышат о пути самопросветления самим „Я“, глупый человек думает, что ему не нужно получать передачу дхармы через учителя, что ему следует изучать Путь самостоятельно. Это большая ошибка».