28 сентября 2012, 09:39
Хуэй Хай - Учение Дзен о Мгновенном Пробуждении
8. В: Что значит поступать, как будды?
О: Это означает полноевоздержание от действия, которое называется правильным или священным. Это очень близко к тому, о чем мы говорили раньше, ибо это означает не поступать так, как будто вещи реально существуют или не существуют, и не совершать действий, вызванных отвращением, любовью и прочим (всем остальным). В Великом Каноне монашеских Правил сказано: «Мудрые не поступают так, как остальные люди; и остальные люди не поступают так, как Мудрые».
9. В: Что значит правильное восприятие?
О: Это значит восприятие того, что нет ничего, что следует воспринимать.
В: А что это значит?
О: Это значит, (что нужно) замечать все виды форм, не становясь ими запятнанными в том смысле, что в уме не должны возникать мысли о любви или отвращении. Достижение этого состояния называется Взглядом Будды, которое действительно не означает ничего иного, кроме этого. Если все-такизрелище различных формвызывает в вас любовь или отвращение, это называется восприятием форм так, как если бы они имели объективное существование, что предполагает обладание взглядом обычного человека, ибо у обычных людей в действительности никакого другого взгляда нет. То же самое относитсяко всем остальным органам (восприятия).
10. В: Когда вы сказали, что мудрость является назначением, чтовы имели в виду под мудростью?
О: Знание того, что благодаря осознанию (пустотности) всех противоположностей приходит освобождение и что без этого осознания выникогда не достигните освобождения. Это — то, что мы называем мудростью или способностью отличать неправильное от правильного. Другое название этому — знание назначения «сущности». Что касается нереальности противоположностей, то именно мудрость, присущая «сущности», позволяет узнать, что осознать их (пустотность) означает освобождение и что относительно этого не может быть больше никаких сомнений. Это то, что мы подразумеваем подназначением. Таким образом, говоря о нереальности противоположностей, мы говорим о несуществовании относительностей, таких как «есть» и «нет», добро и зло, любовь и отвращениеи т.д.
В: Посредством чего можно войти во врата нашей школы?
О: Посредством данапарамиты.
В: Согласно Будде, Путь Бодхисаттвы включает шесть парамит. Почему тогда вы упомянули одну? Пожалуйста, объясните, почему ее одной достаточно для нас, чтобы войти?
О: Введенные в заблуждение люди не могут понять, что пять остальных парамит вытекают из данапарамиты и что
практикуя ее, можно выполнить все остальные.
В: Почему она называется данапарамита?
О: Дана значит отказ.
В: Отказ от чего?
О: Отказ от двойственности противоположностей.
В: Что это означает?
О: Это означает полный отказ от идей двойственной природы хорошего и плохого, существования и не-существования, любви и отвращения, пустоты и не-пустоты, сосредоточения и отвлечения, чистого и нечистого. Отказавшись отвсего это, мы достигаем состояния, в котором все противоположности видятся как пустота. Настоящая практика данапарамиты ведет к достижению этого состояния без мысли о том, что «сейчас я вижу, что противоположности представляют собой пустоту» или «сейчас я отказался от них». Мы также можем назвать его одновременным отсечением десяти тысяч видов сопутствующих причин, ибо когда они отсечены, вся Дхарма-Природа становится пустотой а это пустотностьДхармы-Природы означает не-нахождение ума где-либо. Когда это состояние достигается, становится невозможным различение отдельной формы. Почему? Потому что наша собственная природа нематериальна и не содержит ни одного отдельного объекта (чуждого ей самой). То, что не содержит ни одногоотдельного объекта, является истинной Реальностью, чудесной формой Татхагаты. В Алмазной Сутре сказано:«Те, кто отказываются от всех форм, зовутся буддами (просветленными)».
В: Однако Будда говорил о шести парамитах, тогда почему вы сейчас говорите, что ихможно выполнить, практикуя эту одну? Пожалуйста, объясните это.
О: В Сутре Вопросов Брахмы говорится:«Джалавидья, Старейший, обратился к Брахме со словами: „Бодхисаттвы, отказавшись от всех загрязнений (клеша), можно сказать, выполнилиданапарамиту, известную еще как полный отказ; не отвлекаясь ни на что, они, можно сказать, выполнилисилапарамиту, известную также как следование наставлениям; не испытав вреда ни от чего, они, можно сказать, выполниликсантипарамиту, известную также как упражнение в воздержании; не цепляясьни за что, они, можно сказать, выполнили варьяпарамиту, известную также как упражнение в усердии; не обитая нигде, они, можно сказать, выполнили дхьянапарамиту, известную также как практикование дхьяны и самадхи; не говоря ни о чем презрительно, они, можно сказать, выполнилипраджнапарамиту, известную также как упражнение в мудрости. Все вместе они называются шестью методами. “То, что я сейчас скажу об этих шести методах, будет абсолютно тем же — первый (метод) ведет к отказу; второй — к не-возникновению (восприятия, ощущения и т.д.); третий — к отсутствиюмышления; четвертый — к отстранению от форм; пятый — к отсутствию приверженности (ума); и шестой — к отсутствию пренебрежительной речи.
Мы даем другие названия этим шести методам, потому что они нужны для удобства, лишьна время; ибо когда мы приходим к замечательному принципу, заложенному в них всех, мы не находим абсолютно никаких различий. Поэтому вы должны только понять, что благодаря одному-единственному акту отказа, вы отказываетесь от ВСЕГО; и что невозникновение означаетневозникновение чего угодно, где угодно. Те, кто сбился со своего пути, не понимают этого интуитивно; поэтому они говорят о методах так, как будто они отличаются друг от друга. Глупцы, увязнувшие во множественности методов, вращаются в бесконечном цикле жизней. Я призываю вас, изучающих, практиковать метод отказа и больше ничего, ибо он приводит к выполнению не только пяти остальных парамит, но и десяти тысяч дхарм (методов).
О: Это означает полноевоздержание от действия, которое называется правильным или священным. Это очень близко к тому, о чем мы говорили раньше, ибо это означает не поступать так, как будто вещи реально существуют или не существуют, и не совершать действий, вызванных отвращением, любовью и прочим (всем остальным). В Великом Каноне монашеских Правил сказано: «Мудрые не поступают так, как остальные люди; и остальные люди не поступают так, как Мудрые».
9. В: Что значит правильное восприятие?
О: Это значит восприятие того, что нет ничего, что следует воспринимать.
В: А что это значит?
О: Это значит, (что нужно) замечать все виды форм, не становясь ими запятнанными в том смысле, что в уме не должны возникать мысли о любви или отвращении. Достижение этого состояния называется Взглядом Будды, которое действительно не означает ничего иного, кроме этого. Если все-такизрелище различных формвызывает в вас любовь или отвращение, это называется восприятием форм так, как если бы они имели объективное существование, что предполагает обладание взглядом обычного человека, ибо у обычных людей в действительности никакого другого взгляда нет. То же самое относитсяко всем остальным органам (восприятия).
10. В: Когда вы сказали, что мудрость является назначением, чтовы имели в виду под мудростью?
О: Знание того, что благодаря осознанию (пустотности) всех противоположностей приходит освобождение и что без этого осознания выникогда не достигните освобождения. Это — то, что мы называем мудростью или способностью отличать неправильное от правильного. Другое название этому — знание назначения «сущности». Что касается нереальности противоположностей, то именно мудрость, присущая «сущности», позволяет узнать, что осознать их (пустотность) означает освобождение и что относительно этого не может быть больше никаких сомнений. Это то, что мы подразумеваем подназначением. Таким образом, говоря о нереальности противоположностей, мы говорим о несуществовании относительностей, таких как «есть» и «нет», добро и зло, любовь и отвращениеи т.д.
В: Посредством чего можно войти во врата нашей школы?
О: Посредством данапарамиты.
В: Согласно Будде, Путь Бодхисаттвы включает шесть парамит. Почему тогда вы упомянули одну? Пожалуйста, объясните, почему ее одной достаточно для нас, чтобы войти?
О: Введенные в заблуждение люди не могут понять, что пять остальных парамит вытекают из данапарамиты и что
практикуя ее, можно выполнить все остальные.
В: Почему она называется данапарамита?
О: Дана значит отказ.
В: Отказ от чего?
О: Отказ от двойственности противоположностей.
В: Что это означает?
О: Это означает полный отказ от идей двойственной природы хорошего и плохого, существования и не-существования, любви и отвращения, пустоты и не-пустоты, сосредоточения и отвлечения, чистого и нечистого. Отказавшись отвсего это, мы достигаем состояния, в котором все противоположности видятся как пустота. Настоящая практика данапарамиты ведет к достижению этого состояния без мысли о том, что «сейчас я вижу, что противоположности представляют собой пустоту» или «сейчас я отказался от них». Мы также можем назвать его одновременным отсечением десяти тысяч видов сопутствующих причин, ибо когда они отсечены, вся Дхарма-Природа становится пустотой а это пустотностьДхармы-Природы означает не-нахождение ума где-либо. Когда это состояние достигается, становится невозможным различение отдельной формы. Почему? Потому что наша собственная природа нематериальна и не содержит ни одного отдельного объекта (чуждого ей самой). То, что не содержит ни одногоотдельного объекта, является истинной Реальностью, чудесной формой Татхагаты. В Алмазной Сутре сказано:«Те, кто отказываются от всех форм, зовутся буддами (просветленными)».
В: Однако Будда говорил о шести парамитах, тогда почему вы сейчас говорите, что ихможно выполнить, практикуя эту одну? Пожалуйста, объясните это.
О: В Сутре Вопросов Брахмы говорится:«Джалавидья, Старейший, обратился к Брахме со словами: „Бодхисаттвы, отказавшись от всех загрязнений (клеша), можно сказать, выполнилиданапарамиту, известную еще как полный отказ; не отвлекаясь ни на что, они, можно сказать, выполнилисилапарамиту, известную также как следование наставлениям; не испытав вреда ни от чего, они, можно сказать, выполниликсантипарамиту, известную также как упражнение в воздержании; не цепляясьни за что, они, можно сказать, выполнили варьяпарамиту, известную также как упражнение в усердии; не обитая нигде, они, можно сказать, выполнили дхьянапарамиту, известную также как практикование дхьяны и самадхи; не говоря ни о чем презрительно, они, можно сказать, выполнилипраджнапарамиту, известную также как упражнение в мудрости. Все вместе они называются шестью методами. “То, что я сейчас скажу об этих шести методах, будет абсолютно тем же — первый (метод) ведет к отказу; второй — к не-возникновению (восприятия, ощущения и т.д.); третий — к отсутствиюмышления; четвертый — к отстранению от форм; пятый — к отсутствию приверженности (ума); и шестой — к отсутствию пренебрежительной речи.
Мы даем другие названия этим шести методам, потому что они нужны для удобства, лишьна время; ибо когда мы приходим к замечательному принципу, заложенному в них всех, мы не находим абсолютно никаких различий. Поэтому вы должны только понять, что благодаря одному-единственному акту отказа, вы отказываетесь от ВСЕГО; и что невозникновение означаетневозникновение чего угодно, где угодно. Те, кто сбился со своего пути, не понимают этого интуитивно; поэтому они говорят о методах так, как будто они отличаются друг от друга. Глупцы, увязнувшие во множественности методов, вращаются в бесконечном цикле жизней. Я призываю вас, изучающих, практиковать метод отказа и больше ничего, ибо он приводит к выполнению не только пяти остальных парамит, но и десяти тысяч дхарм (методов).
2 комментария