19 мая 2017, 12:28

Лонгрид


Вещи, которые я раньше, как правило, не замечал, стали занимать меня. На второй день во время медитативной прогулки по лесу я стал замечать не только качество осеннего света, пробивавшегося сквозь листву, но и пятнистое многоцветье недавно опавших листьев, текстуру лишайника на коре и то, как корни деревьев переплетались друг с другом и перебирались через старые каменные стены. Сразу возникал позыв схватить телефон и сфотографировать это — но не тут-то было: карман был пуст. Поэтому я просто смотрел. В какой-то момент я заблудился и в поисках дороги назад вынужден был полагаться на свое чувство направления. Я услышал пение птиц — впервые за многие годы. То есть, конечно, я всегда слышал его, но я так давно его не слушал.

В самом деле, ведь на протяжении десятков тысяч лет мы черпали ощущение собственной полноты именно из того, что скромно справлялись с задачами практической жизни, — до тех пор пока технологии и капитализм не сделали это совершенно необязательным. Если мы хотим понять, почему отчаяние так быстро распространилось в столь многих пришедших в упадок сообществах, нам полезно будет, мне кажется, обратить внимание не только на экономические показатели, но и на исчезновение практических профессий прошлого и той осмысленности, которую они придавали жизням людей.

Я знал, что рубец от этой формирующей травмы остался у меня на душе. Два десятилетия я проходил психотерапию, распутывая и исследуя эту травму, выясняя, как из-за нее меня стала настолько пугать близость с другими людьми, как из-за нее стали еще острее мои собственные спазмы подростковой депрессии, как жизнь с этой болью, полученной от самого мощного источника любви в моей жизни, привела к тому, что я стал таким разбитым сосудом, каким являюсь сейчас. Но я никогда не чувствовал этого так живо с тех самых пор, когда эта травма впервые поглотила и определила меня. Как будто, медленно и постепенно удалив из своей жизни все отвлекавшее, я вдруг столкнулся лицом к лицу с тем, от чего я
Читать дальше →
3 января 2017, 06:49

Смена формы

Люди Ойкумены живут более осознанной жизнью, рефлексируя и осознавая возможности и ограничения своей психики. Многие создают виртуальные личности со своими особенностями, инвестируя свои силы и время в накачку этих виртуальных Я (заметим, такие виртуальные Я существуют и для многих жителей Окраины). Размытость границ между реальным и виртуальным Я, по сути, создает дополнительную жизнь и служит замещающей терапией против стрессов постоянных изменений и повышения разнообразия, что приводит к снижению уровня невротичности по сравнению с началом XXI века (хотя кто-то сможет переместить невроз в виртуальность, а кто-то, наоборот, будет невротично проживать судьбу своего «виртуального профиля»). Живя в мире, где нет приватности, и будучи постоянно на связи с тысячами других, они, тем не менее, остро ощущают одиночество и ценят немногие «сильные связи». Технологии детекции лжи и проверки фактов в реальном времени делают ложь невозможной. Однако не все прорывы носят технологический характер: развитие мышления приводит к появлению новых навыков, с точки зрения предыдущих поколений представляющих собой экстраординарные способности (много столетий назад так воспринимало умение читать и считать неграмотное большинство). В частности, углубление эмпатии приводит к развитию навыков прямого ощущения другого. Конечно, люди Ойкумены далеко не святые, поэтому традиционные человеческие грехи приобретают там новые формы
Подностью:
Читать дальше →
10 мая 2015, 17:58

Танго с манекеном

Дней творения было семь
На седьмой из них вышел сбой.
Потеряв себя насовсем,
Становились мы до конца собой.©

Прикольная, кстати, книга («Танго с манекеном») — рекомендую.
8 января 2015, 10:36

Анабиоз


Попробуем теперь по-иному взглянуть на экзистенциальную ситуацию человека. Рассматривая данность происходящего, философия давно уже выражает досаду: ну почему мы никогда не в состоянии оценить то, что случается с нами здесь и сейчас? Мы говорим себе: скорее, некогда. Или говорим: о, это пригодится потом. Результат известен: всегда потом, никогда сейчас. Турист на развалинах Парфенона думает: я запомню, чтобы рассказать об этом. Художник гуляет по лесу, как по пейзажу — вот перспектива, которую он изменить не в силах, ведь она его сотворила, а не он ее. Приходится брать специальные уроки восприятия, чтобы заметить вещь потому, что она просто " сейчас", а не потому, что когда-нибудь пригодится. Уроки восприятия отсылают достаточно далеко, например к японской практике " моно-но-аварэ" (" чары вещей" ), к созерцанию кончика сосновой иглы…

Теперь мы наконец понимаем, что все это другая сторона медали: издержки колоссального внутреннего напряжения, создаваемого отсрочкой.

Я живу, как будто собираюсь жить вечно — таковы уж условия бытия в этом времени. Эсхатология это не сугубая теоретическая конструкция, а простая ежедневная данность. Озабоченность будущим, маниакальная проецированность в воображаемую точку за горизонтом, опустошает мгновение. Но из опустошенных мгновений складываются часы, дни, годы, столетия, складывается " великая пустота", буддийская шуньята. Так восполняется дефицит творения.

Мы хватаемся за голову, сообразив на секунду, чего лишаем себя (кажется, всего). Но кто бы стал двадцать лет учиться, писать книги, собирать марки, оставлять наследство, если бы неповседневная навязчивая эсхатология? Если бы не эта (роковая? спасительная?) иллюзия, что настоящее будет потом. А главное, мы именно тем и похожи друг на друга, тем что собираемся жить вечно, как раз в этом направлении нас единообразно сплющило давление времени, придав самую общую топологию " эону отложенного будущего". А правила
Читать дальше →
13 октября 2014, 14:45

Закачанный допуск

Караев, видимо, хотел, чтобы Кеша ему возразил – под его креслом появились опции ответной реплики. Из «почему, интересно» и «отчего, мне очень интересно» Кеша выбрал второй вариант, но Караев неумолимо покачал головой.

– Нет времени, – сказал он. – С тех пор технологии наблюдения стали неизмеримо совершеннее. А после появления внутримозговых подключений говорить о каком-то сопротивлении сканированию просто смешно. Тебе не понять этого олимпийского всемогущества, этого божественного всеведения, с которым смотрит в ваши души любой офицер спецслужб с полным допуском… Чем выше мы поднимаемся по служебной лестнице, тем больше узнаем про мир, в котором живем. Но я был уверен, Ке, что мои глаза открылись еще до того, как мне дали высший допуск. Я думал, что понял главную тайну сам.

Кеша покосился на опции и выбрал верхнюю.

– Какую именно? – спросил он.

– Слушай внимательно.

Читать дальше →
4 октября 2014, 01:14

Cogito ergo sum

Можно не понимать этого изречения.*
Можно его понимать.

Понимать, что это понимание ложно можно лишь перестав понимать изречение. Различив ложность системы координат утверждения. Перестать ожидать возможность добычи любого смысла, любой пользы от понимания. «Эврика понимания» которая проскочила искрой в тот первый раз уже не может случится когда электроды — это муляжи как и та искра.
Никто не пробуждается. Сон продолжается без спящего.

Только набор импульсов ( каждый из которых с одного края творит(воспроизводит!) точку в окружающем, а с другого чувствующую точку органа чувств), создающий иллюзию я и иллюзию мира одновременно. Независимость я от мира — такая же иллюзия как независимость береговой линии от воды и суши. Не флаг, ни ветер, но импульс. В этой матрице нет никого с той стороны электрода (и даже электрода!). За краями импусльса ничего нет. Убежденным в своей независимости невозможно признаться в этой зависимости.

*- изречение может быть любым.