AjnaYoga
ничего не читал, ничего не понял, но мнение сложилось :)))))
AjnaYoga
А ты видно пробуждённый? :))))
AjnaYoga
нулевая :)
AjnaYoga
идея переживается как идея и ничего более :)
AjnaYoga
Уж ты! мастерский разворот :)))))))
Я так понимаю ты всё уже исцелил? :)
AjnaYoga
Даршана в разных школах йоги
Длинный, правда, текст. Но, стоит того, чтобы разобраться, чем отличаются теории и максимально-возможная реализация в разных школах. Это очень интересно (лично мне).
А то тут люди разглагольствуют, не понимая основ даже на теоретическом уровне.
AjnaYoga
Но, комментарий оставить не забыл. :)
Тогда какова цена твоему комментарию?
AjnaYoga
AjnaYoga
Кашмирский Шиваизм также разработал ком­плексный и эффективный метод духовной практи­ки, сочетающей глубокую преданность, овладение правильным знанием, и особого рода йогу, не из­вестную другим системам практической филосо­фии. Сочетание этих трех методов приводит к овла­дению мощными энергиями. Йога — основной путь, ведущий к Самореализации. Теоретическое знание помогает йогинам не попасть в ловушку некой бла­женной, но промежуточной стадии духовного про­гресса, а бхакти дает силу и сосредоточенность, ко­торые помогают правильно усвоить плоды йоги и, таким образом, избежать злоупотребления ими. Это практика для ума, и вместе с тем, для сердца. Учение предлагает свежий и глубокий взгляд на жизнь, развивающий умственные способности, в то время как аспект бхакти углубляет сердечность адептов. Такое сочетание способствует достижению высшей цели, к которой ведет шиваитская йога. Йогическая система Кашмирского Шиваизма из­вестна как Трика. Она включает в себя множество методов йоги, которые подразделяются на три группы: шамбхава, шакта и анава. Шамбхава-йога состоит из практик прямой реализации истины, без приложения какого-либо усилия в медитации, созерцании или в изучении текстов. Акцент делает­ся на подлинном присутствии, свободном от любых аспектов становления. Такая йога выходит за преде­лы умственной деятельности. Шакта-йога состоит из разнообразных практик созерцания истинной природы Я. Анава-йога включает различные формы медитации на предметах, отличных от истинного Я, таких как ум, жизненная энергия с ее пятью функ­циями (пятью пранами), физическое тело с нервны­ми центрами, звук дыхания, и всевозможные аспек­ты времени и пространства. Трика-йога учит особому виду духовной прак­тики. Эта система, вместе с ритуалами, подробно рассматривается в многотомном произведении Абхинавагупты Тантпралока, одном из величайших мировых трудов по философии и теологии. В отли­чие от многих других форм йоги, Трике чуждо по­давление ума, эмоций и инстинктов, а также блоки­ровка органов чувств. Она исключает все практики самоистязания, аскетические обеты, запреты и са­моотречение. Йогинам-шиваитам не нужно покидать свой дом или скитаться бродячими монахами, прося милосты­ню. Бесстрастие (вайрагья), непривязанность к мир­ской жизни не считаются непременными условиями
практики Трика-йоги. Привлекательность чувствен­ных удовольствий сама собою меркнет, в сравнении с неописуемым переживанием блаженства Я. Это преображение естественным образом пробуждает глубокое безразличие к мирским наслаждениям. Наконец, Трика-йога открыта для всех тех, кто бла­годаря нисхождению божественной благодати,
ощутил в себе глубокое стремление к реализации истины и решил посвятить себя Божественному, не­зависимо от касты, вероисповедания и пола.
«Кашмирский Шиваизм. Наслаждение и Освобождение». Баладжиннатх Пандит
AjnaYoga
«Кашмирский Шиваизм. Наслаждение и Освобождение». Баладжиннатх Пандит
AjnaYoga
Теистический абсолютизм — пример одной из таких концепций. На востоке и западе существует мно­жество теистических школ мысли, но все они, так или иначе, не затрагивают понятия абсолютизма. Большинство из них опирается на концепцию лич­ного Бога, пребывающего в божественной обите­ли. Даже западные пантеисты, имеющие некоторое сходство с Кашмирским Шиваизмом, не восприни­мают Бога как абсолютную реальность, пребываю­щую во всех явлениях. Адвайта-Веданта — школа, поддерживающая концепцию абсолютизма, но она не принимает теизм как совершенную истину. Ведантисты считают, что причиной веры в Бога явля­ется заблуждение людей, находящихся в состоянии авидьи, изначального неведения. Кашмирский Ши­ваизм, напротив, указывает, что существует только одна извечная реальность неограниченного чистого Сознания, не доступная ни речи, ни уму, ни интел­лекту. Сознание это — единственная Абсолютная Реальность. Более того, эта школа утверждает, что теизм является неотъемлемой частью Абсолют­ной Реальности и такое переживание и понимание Бога разъясняет извечные проблемы, касающиеся вопроса творения и проявленного существования, с которыми сталкиваются другие школы.
Вишнуитские школы не принимают концепции абсолютизма. Так называемая теория «чистой не­двойственности» (шуддхадвайта) Валлабхи, несмо­тря на близость Кашмирскому Шиваизму в своих пантеистических взглядах, мало внимания уделя­ет абсолютизму. Великий поэт Сурдаса, писавший на хинди, искренний последователь Валлабхи, ис­кусно критиковал и высмеивал абсолютизм в сво­их поэмах, посвященных эпизоду в Бхрамарагите в жизнеописании Господа Кришны. В то же время, несмотря на то, что элемент бхакти (преданности Божественному) развит в Кашмирском
Шиваизме не менее, чем в школе Валлабхи, он наста­ивает на трансцендентном Абсолютизме, когда речь заходит о высшей и извечной Реальности. Согласно этому взгляду, абсолют настолько безвременен, без­граничен и чист, что он не может быть воспринят, представлен, объективно постигнут, или же выра­жен какими-либо словами, поскольку он находится за пределами интеллектуального постижения. Абхинавагупта так говорит об этом:
«Это состояние очень трудно понять. Поэтому говорится, что оно есть та форма трансцен­дентной реальности, за пределами которой ни­чего не существует.» (Тантралока, 11.28).
Проблема творения или проявления — еще один философский вопрос, вокруг которого кипели горя­чие споры между различными школами индийской философии. Каковы отношения между создателем и созда­нием? Сам вопрос подразумевает двойственность, и многие школы разработали теории создателя и со­здания, отражающие двойственность, присущую
обычному процессу мышления. В общем, существует целый ряд подходов к этому предмету. Разные школы индийской мысли установили свои собственные монизм, плюрализм, дуализм, или моно-дуализм как основу своей философии. Только Кашмирский Шиваизм предложил совершенно недуалистиче­скую форму теистического абсолютизма, который,
в конечном счете, включает и раздвигает границы всех остальных теорий феноменального существо­вания. Согласно такому подходу, существует толь­ко одна извечная сущность, известная как Абсолют, Абсолютное Сознание, Парамашива, Высочайшее, Господь, Абсолютная Реальность, Бог, и т.д. Поэто­му Кашмирский Шиваизм не соглашается с ведантийской концепцией неведения (авидьи), даже если объяснять мироздание с его помощью. Вместо этого, он решает эту ключевую проблему монистической философии с помощью понятия спанда, или тонкой вибрации творческой энергии.
Спанда будет подробно рассмотрена в 6 главе, но мы кратко остановимся на ней в связи с вопро­сом о проявлении мира. Впервые это понятие было представлено в древней традиции Кашмирского Шиваизма в учении Васугупты. В дальнейшем, его трактовали Бхатта Каллата, Сомананда, Утпаладэва и Абхинавагупта. (Спанда упоминается в Ануттарапракашапанчашике Адинатхи, а также в более древнем сочинении риши Дурвасаса под названием Парашамбхумахимнастава, но получила свое раз­витие как центральная теория Кашмирского Шива­изма благодаря вышеупомянутым мастерам).
Согласно Кашмирскому Шиваизму, Абсолют пре­исполнен покоя, поскольку он свободен от волнений, вызываемых пятью клешами, о которых говорится в Йогасутрах. Несмотря на это, Он не есть пустота или чистое пространство, из которых исходят будди­сты, поскольку такой покой равен неодушевленно­сти. Абсолют есть Сознание. Он всегда есть Само­-осознание, что значит, что Он всегда осознает Себя и свою божественную природу. Само-осознание Абсолюта есть тонкая форма активности, обладаю­щей двумя важными качествами. Во-первых, Созна­ние обладает собственным светом; свет Сознания(пракаша) не нуждается ни в каком другом источ­нике освещения; это аспект знания (джняны). Вовторых, процесс осознания Себя Самого(вимарша) есть аспект действия Абсолюта(крия). Это дейст­вие состоит в тонком движении, создающем радость и творческий импульс. Это тонкое движение не по­хоже на физическое движение или умственное воз­буждение. Скорее, его можно описать как духовное побуждение, напоминающее ощущение, испыты­ваемое всеми в моменты прямого Само-осознания, вызванного острыми переживаниями. Это движение Само-осознания и есть спанда. Она наделяет Абсолютное Сознание вибрацией и вызы­вает его экспансию, и именно эта активность и есть
главный источник любого творческого проявления. Все сущее, живое и неживое есть результат этого дви­жения спанды. Даже ведантийская теория изначаль­ного неведения есть создание спанды Абсолютного Со­знания. Пять божественных действий космического созидания, сохранения, растворения, омрачения и раскрытия — внешние проявления Божественных энергий Абсолюта, вызванных спандой, неотъемле­мой частью природы Бога. Теория созидания — одно
из самых важных духовных открытий Кашмирского Шиваизма.
Существует целый ряд важных философских теорий, сопутствующих этому взгляду на процесс созидания. Бог, разворачиваясь в виде различных явлений, не претерпевает никаких изменений сво­ей основной природы. В Абсолюте не происходит никаких изменений, поскольку все проявленное, вызванное спандой, появляется как отражение.
Другими словами, божественные энергии Абсолю­та, отражаясь вовне посредством вибрации спанды, проявляются в виде феноменального существова­ния. Это понятие отраженного проявления — космо­гоническое представление Кашмирского Шиваизма и естественное следствие спанды. Кашмирский Шиваизм утверждает, что все, что когда-либо появляется во Вселенной, имеет вечное существование внутри Абсолютного Сознания. По­скольку время и пространство для Абсолюта не су­ществуют, эти явления не присутствуют внутри Со­знания подобно предметам в комнате. Скорее, они пребывают и сияют внутри Абсолюта как чистое Сознание. Например, растение присутствует в семе­ни как его потенциал превращения в растение. Вся Вселенная заключена внутри Абсолютного Созна­ния в форме божественного потенциала. Сознание может появляться в любой форме в силу своей собст­венной свободной воли. Следовательно, Кашмир­ский Шиваизм утверждает, что все вещи имеют веч­ное и совершенно реальное существование внутри чистого и абсолютного Сознания. Этот подход из­вестен как духовный реализм, и представляет собой еще один пример специфической для Кашмирского Шиваизма теории.
Духовный реализм существенно отличается от реализма других философских систем, например, материалистического реализма Ньяя-вайшешики и Санкхьи. Также его следует отличать от опреде­ленных форм идеализма, как в Индии, так и в Евро­пе. Такая форма идеализма обычно рассматривает феноменальное существование как внешнее про­явление ментальных впечатлений прошлого, воз­никающих, словно во сне. Кашмирский Шиваизм считает, что явления этого мира не есть сон, так как они определенно существуют во времени, представ­ляют собой цель действий многих людей и играют конкретную роль. Для практической деятельности вещи оказываются вполне реальными. Таким обра­зом, мастера Кашмирского Шиваизма разработали теорию прагматического реализма.
Связанность и освобождение — другая важная тема, которую Кашмирский Шиваизм трактует по-своему уникально. Большинство школ индийской философии считает, что все существа ответственны за свои несчастья и могут достичь освобождения лишь ценой собственных усилий. Хотя Кашмир­ский Шиваизм и одобряет личное устремление к до­стижению свободы, он видит основной источник, как связанности, так и свободы, в божественном творческом самовыражении. Эта философия часто описывает мир и наши жизни как божественную драму или представление, единственным постанов­щиком, режиссером и актерами которых выступает Парамашива. Он — все, свернутое в одном. Именно Он, скрывая в начале божественной драмы свою бо­жественность и чистоту, появляется как обыкновен­ное ограниченное существо, постепенно приобретая все большую плотность и, следовательно, становясь все невежественнее. Но в финале представления Он ниспосылает божественную благодать человеческой личности, которой Он сам и является. Такой человек прекращает влачить жалкое существование; он на­чинает проявлять интерес к духовной философии, находит учителя, получает посвящение в духовную практику (садхана), достигает правильного знания теоретических основ абсолютной недвойственности, практикует йогу, и полностью посвящает себя Богу. В конечном итоге, такой человек познает себя как Бога. В этой драме раскрываются понятия омрачения и божественной благодати, известные как ниграха и ануграха. Эти термины упоминаются и в некото­рых других школах индийской мысли, но получили
философское развитие только в Кашмирском Ши­ваизме. Тема божественной благодати, известная как шактипата, была подробнейшим образом ис­следована Абхинавагуптой в Тантралоке. Абхинавагупта классифицировал шактипату на двадцать семь основных видов. Никакая другая философская система не представила такого детального изучения
и понимания шактипаты.
AjnaYoga
Ты говоришь про джняну, но текст не понял. :)
AjnaYoga
дело ведь не в идее, а в переживании :)
AjnaYoga
Никто не может с вами сравниться в способности говорить так, чтобы никто ничего не понял. :)
AjnaYoga
Это да! :)
AjnaYoga
Это ты так сам себя подтверждаешь? :)
AjnaYoga
Что к чему? :) Ты воистину Гегам! :)
AjnaYoga
тело само по себе — это и есть отдельность :)
AjnaYoga
а тебе уже ничего не поможет :)
это диагноз :)
AjnaYoga
В соответствии с утверждением шиваитских писаний, когда йог осуществляет поддержание
внимательного осознавания и медитирует на природу (сварупу) Шивы, которая есть то же самое, что и собственная природа йога, и когда такой йог достигает состояния поглощения (самавеши), это поглощение таково, что оно растворяет все мироздание в его собственной природе. Когда этот йог медитирует таким образом, он достигает творческой Энергии (висарга-шакти) Господа Шивы и ощущает состояние высшего движения (спанду) Энергии в своей собственной природе. Затем он достигает входа в состояние шакти-кундалини.
Свами Лакшманджу