Слово «парадигма» происходит от греческого корня paradeigma, который означает «модель или образец». В своей книге «Сила ума» (Powers of the Mind) Адам Смит определяет парадигму как «общий набор допущений» и продолжает: «Парадигма является способом, которым мы воспринимаем мир; она – как вода для рыбы. Парадигма объясняет нам мир и помогает предсказывать его поведение». Социальные парадигмы определяют наше поведение и ценности. Медицинские парадигмы определяют, что мы думаем о своих телах. Наши парадигмы о рынке и определяют, и ограничивают наше взаимодействие с ним.
Парадигма – это фильтр, через который мы смотрим на мир, это наше восприятие реальности. И поскольку парадигма определяет нашу реальность, мы редко когда ее замечаем и еще реже в ней сомневаемся. Наши личные парадигмы определяют нашу личную реальность и наше восприятие нашего же мира. Мы не думаем об этих предпосылках, мы думаем исходя из них. Мы никогда не видим мир непосредственно; мы всегда видим его через эти фильтры парадигм. Мы никогда не видим мир полностью; мы видим лишь его кусочки.
То же справедливо и в отношении рынка. Мы никогда не видим его целиком; мы видим только его часть. И наш склад ума естественным образом склоняет нас к тому, чтобы видеть только те части мира (рынка), которые поддерживают наши парадигмы. Кроме того, они фильтруют входящую информацию, что имеет тенденцию усиливать удобные парадигмы (системы убеждений и умственные программы), ранее существовавшие в нашем сознании. Вот почему рынок напоминает Большой каньон и отражает все, что вы в него прокричите. Мир – это эхо ваших собственных личных парадигм.
Такая точка зрения на парадигмы подвергает сомнению мнение о неизменной объективной Вселенной (о неизменном объективном рынке). Так же, как объект выглядит иначе в инфракрасном или дневном свете или на рентгеновском снимке, то, как представляется нам реальность (рынок), имеет меньше общего с тем, что существует на самом деле, чем с тем, как мы его
Читать дальше →