7 августа 2012, 14:09

Пустотность, Обусловленность, Таковость

Все мы читая древние и современные тексты нередко там встречаем эти слова: «пустота», «пусто», «пустотность» и т.п.
Например, из Сутры Сердца: «Авалокитешвара, бодхисаттва-махасаттва, практикуя созерцание глубокой мудрости, выводящей за пределы, увидел, что пять скандх по природе своей чисты и пусты.»

Сегодня утром в результате короткого неспешного серфинга в инете я забрел на страницу об учении Нагарджуны и осознал, что я (и скорее всего, не только я) не совсем правильно понимаю идею о Пустоте и Пустотности. Можно, конечно, упрекнуть в этом неточность или невозможность ни точного названия, ни перевода. Можно сказать, что и вообще это правильно понять невозможно, поэтому существует масса толкований в различных направлениях буддизма. Но все же если существует такая концепция, то её можно более-менее корректно объяснить, разумеется, с помощью других концепций. Но впрочем, какая разница. :) В общем, прочитанные тексты привели к такому краткому исследованию и обобщению.

Так вот за абстракцией «пустоты» у меня есть более-менее конкретный образ некого «пустого пространства», т.е какого-то объекта (например, комнаты), внутри которого пусто, т.е. ничего нет. Или как вариант, ночного неба без звезд, образ которого ограничен, углом-широтой зрения. Понятное дело пустота — это ничто, абстракция, отрицающая существование, наличие всего и чего-либо, но так как образное мышление всегда позитивно, то оно по-любому что-то себе «нарисует». Я это к тому, что слыша слова «пусто», «пустота», возникает «напряжение» в мышлении между различными его «слоями», т.е. в абстрактном мы как бы должны все выкинуть, но не можем выкинуть то пространство, откуда мы все это выкидываем.

Значение «пустоты» в контексте «восточных учений» — это скорее иллюзорность, кажимость, т.е. феномены, которые мы наблюдаем, не то, что нам кажется, а в крайней форме, отрицание существования феноменов… или еще более сложно — несубстанциональность — отсутствие у феноменов самосущной природы, зависимости (относительности) их от чего-то другого независимого (абсолютно) существующего (ноумен, Истина, Абсолют, Брахман, ТО). Или вот эта самая Пустота, в которой ничего нет, но которая типа сама существует и из которой все появляется. Т.е ход мышления в силу его разделяющей природы снова такой же: если есть что-то зависимое, иллюзорное, то есть нечто независимое и истинное.

Так вот Нагарджуна раскритиковал такое понимание и учил разоблачению теоретизирования, в результате которого возникают абстракции, которые становятся не менее реальными, чем то, «на фоне» чего они были созданы. Т.е. короче «нечто самосущее и независимое» создано как понятие в опоре на «зависимое», и тем самым уже не так уж независимо.
Главный вывод Нагарджуны: всё существует лишь постольку, поскольку является причинно обусловленным, и нет ничего, что было бы не причинно обусловлено.
Т.е. получается нет ничего независимого, а если это так, то смысл вообще рассуждать о зависимости. Т.е. под «пустотностью» как «зависимое, обусловленное существование» феномена нужно понимать его «таковость» — т.е ТАК, КАК ЕСТЬ.

и все тут :)))

А если вам этого недостаточно и хотите сломать мозг — почитайте «Муламадхьямика-карика» Нагарджуны (я нашел в сети перевод текста и комментариев с санскрита и тибетского Андросова В.П, есть и другие переводы но с английского)

Кратко об Учении Нагарджуны (кому интересно) я выложил в отдельный пост.

52 комментария

Radha
Этот уровень недоступен для логического дискурса, но постижим силами йогической интуиции.
SanchoPanza
Змей Арджуна :)
Очень умный, с наскоку не разбёрешься.

«На относительном уровне есть Атман, на абсолютном нет ни уровней, ни Атмана, ни Анатмана.»
Dragon
Тот еще Наг Арджуна! Драконы не слишком жалуют людские заблуждения, даже приятные!:))
nobody
Т.е. под «пустотностью» как «зависимое, обусловленное существование» феномена нужно понимать его «таковость» — т.е ТАК, КАК ЕСТЬ.
Иными словами, смысл этой фразы таков — не парьте мозги всякой абстрактной хренью, вы всё равно ничего не поймёте, и понимать ничего не требуется.))
Dragon
типа попутали слова «просто» и «пусто»!:))
nobody
«пустотность», «таковость», «никаковость» — леденцы для ума, не вижу никакой разницы.)
Dragon
находится ли в твоем мозгу или глазу вещь, когда ты смотришь на нее?! или де она находится?!:)))
nobody
Понятия не имею где она находится, могу только пофантазировать на эту тему ))
Dragon
вещи должны быть действительно «пусты» чтобы столько насовать их в голову причем без головной боли!:)))
BodhiSatprem
О! Отличное объяснение пустотной природы феноменов!!! :)))
nobody
Свято место «пусто» не бывает.))
Dragon
тут не про святость а про феномены, а так как это видимости в Сознании они не святы и не не святы!:)
nobody
Это просто поговорка такая )) Типа была бы голова, а уж насовать туда всякого добра это дело нехитрое.)
BodhiSatprem
а что не леденцы?
nobody
Всё абстрактное — леденцы. Все эти понятия можно годами мусолить в голове но зачем, что это меняет?
BodhiSatprem
Так пост же об этом. Ведь Нагарджуна именно и разоблачал все эти пустые абстракции. Ему приходилось вступать в спор с лучшими интеллектуалами своего времени. Утверждение «Все это фигня!» не прокатывает и сейчас.
а «леденцы» для ума — не только абстракции. Я бы сказал, что все есть — леденцы для ума, и сам он — та еще карамель :))
nobody
Это да, я имею ввиду что ум можно и нужно, когда он нужен с пользой и удовольствием использовать для нужд повседневной жизни. Ну а долгие размышления о пустотности с перебиранием разнообразных вариантов в надежде выудить из всего этого ментального болота единственно верный и окончательный вариант могут закончиться только эзотерическим неврозом. ))
BodhiSatprem
Да, надежда «может закончиться неврозом» и/или пониманием, что это никуда не ведет. Было время после «философской интоксикации» лет в 20 я занимался с пользой и удовольствием повседневными делами, и всякими практиками по выходу из ума, но это тоже никуда не ведет. А что куда-то нужно попасть? Ничто никуда не ведет и не должно. Вся польза, и вред относительны. Выхода нет. Кашки поел, чайком запил, мозг покрутил, тебе ответ написал. Есть абстракции, есть конкретика, и все на своих местах, ничто не лучше и не хуже, не ниже и не выше. Обнимаю, брат.
wwwatcher
Когда мне говорять «НЕТ ВЫХОДА!!!» у меня это не вызывает невроз, совсем наоборот, неописуемую радость. )))
BodhiSatprem
«Нет выхода» — это леденец «на любителя». Вкус зависит от наличия и какчества ароматизатора «моя надежда», идентичного натуральному :)))
wwwatcher
Где здесь есть место каким-то надеждам? когда говорят Выхода нет!!! Это должно пробить до мозга костей, когда это случается, надежда умеряет первой, ну туда ей и дорога. )))
BodhiSatprem
Выхода нет — та еще идея ))) Ты продолжишь )))
wwwatcher
Это не идея, это просто слова. ))) Ты не можешь не быть ни чем другим, как только тем кем не можешь не быть, и в этом у тебя НЕТ ВЫХОДА!!!
wwwatcher
когда осознание этого приходит, все концепции рушатся прямо на глазах. )))
BodhiSatprem
все концепции рушатся прямо на глазах.

… и возникают новые :)))
wwwatcher
сочувствую!!! )))
BodhiSatprem
Ах да!!! Слова, слова!!! paroles-paroles-paroles :)))
nobody
А что куда-то нужно попасть?
Вот, вот. Затухание идеи о том что что-то не так как надо — лучший финал двадцатилетней философской интоксикации. Хорошего дня, брат. ))
wwwatcher
Почитай Ницше! Для непросветлённого обладает бешеной прозорливость. Это тем кто хочет ещё не много яда. ))
BodhiSatprem
типа того :))
настолько это сложно взаимообусловленное существование, что разбираться в этом можно бесконечно, и потому — ПУСТОЕ это занятие.
проще согласиться с тем что есть — а это такой ПУСТЯК :)))
отсюда корректный перевод «пустотности» — «пустяковость» :)))
Dragon
раз все вещи есть порождение ума, они не отличны от Природы Ума! Это об этом!:))
BodhiSatprem
Спасибо, это самое лучшее объяснение «пустотности».
nobody
Да, ментальный онанизм чистой воды. «I can get no satisfaction» ))
Dragon
что делать, обычный видно в те времена не приветствовался!:))
BodhiSatprem
«дришти» в те времена называлось это явление :))
Dragon
было такое воззрение как «дришти-сришти-вада», мне нравится!
Dragon
кстати считается что это более точное воззрение, чем причинность и обусловленность! означает мгновенное проявление! типа «солипсизм» по восточному!:))
BodhiSatprem
Да, похоже: мир иллюзорен абсолютно — есть только одно-единственное сознание.
Dragon
и это абстракция чистой воды, крайняя форма идеализма!
BodhiSatprem
«Шуньявада» Нагарджуны, как я понял, более «точное», так как отвергает как причинность, так и беспричинность :))
Dragon
Да оно наиболее близко к аджатаваде — несотворению!
BodhiSatprem
очень близко или, возможно, аналогично.
я все не осилил, но самом начале Муламадхьямика-карик Нагарджуны есть вот эти слова:
«Ничто не прекращается и не возникает, не
разрушается и не постоянно, не приходит и не уходит, не
различно и не одинаково»
BodhiSatprem
дришти — учения, утверждающие и развивающие абстрактные теории
Dragon
так и есть! если перевернуть дришти сришти вада, будет сришти дришти вада — учение о постепенном возникновении о реальности причин и следствий!
agch07bkru
Выкиньте вы всю эту хрень из головы!:)
BodhiSatprem
спасибо, уже сама вышла :))
Dragon
и засуньте туда теперь не-хрень!:))
BodhiSatprem
не-хрень — это тоже хрень (в квадрате)
не засунешь — не выкинешь
войдет и выйдет не спросив :)))
agch07bkru
Всё это разговоры ситные..!:)