19 января 2012, 13:49
Мейстер Экхарт Вечное Рождение
Мейстер Экхарт Вечное Рождение
Ниже представлена одна проповедь из небольшого сборника, недавно переведенного в Лондоне с немецкого языка. Весной 1982 г. журнал «Материал для размышлений» (Material for Thought) опубликовал другую проповедь из этого же сборника — «Как человеку следует работать наиболее практическим образом». Проповеди Экхарта на латинском языке были представлены в ортодоксальных формах его времени, именно на немецком языке он проповедовал мирянам и выразил на нем всю глубину и магическое качество своих мыслей.
И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
(Лк. 2:42)
Из Евангелия мы знаем, что когда нашему Господу было двенадцать лет, Он вместе с Девой Марией и Иосифом отправился в Иерусалимский Храм, и, когда они ушли, Он остался в Храме, а они не знали об этом. И когда они возвращались домой, то хватились, что Его нет, и искали Его среди своих знакомых, родственников и в толпе, но не могли найти, они потеряли Его в толпе. И поэтому они были вынуждены вернуться туда, откуда пришли, в начальную точку, в Храм, где и нашли Его.
Итак, вам действительно также нужно покинуть толпу и вернуться к источнику и основе, откуда вы пришли, если вы хотите обрести это благородное рождение. Толпа – это энергии и движения души. Память, разум и воля – все это рассеивает вас. Поэтому вы должны оставить все это: движение чувств, воображение и все, в чем вы пребываете или воображаете себя пребывающими. Только тогда вы можете обрести это рождение, и, конечно, никак иначе. Иисуса нельзя найти среди друзей или среди родни, или среди недавних знакомых. Среди них, наоборот, можно полностью потерять Его.
Отсюда возникает вопрос: может ли человек обрести это рождение через определенные вещи, хотя и божественные, но все же приходящие к человеку извне, через органы чувств, как например, определенные представления о Боге: что Он добр, мудр и действительно милосерден; представления, которые человеческий разум может создать о самом себе, но которые, в то же время, действительно божественны, – можно ли обрести это рождение с их помощью? Конечно нет! Потому что хотя они все могут быть хороши и божественны, они все же приходят через чувства. Чтобы это рождение засияло истинно и чисто, все должно появляться и изливаться единственно и исключительно только изнутри, из Бога. Все ваши усилия должны помогать Его работе, а не вашей.
Если эта работа должна быть безупречной, тогда один Бог должен выполнить ее, и вы должны претерпеть ее безоговорочно. На самом деле, там, где вы по своей воле отказываетесь от своего знания, туда с готовностью вступает со своим знанием Бог и озаряет все своим сиянием. Вне божественного знания ваше собственное знание не может утвердиться или служить какой-либо цели. Не воображайте ни на миг, что ваш разум может настолько развиться, что вам удастся познать Бога. Скорее, если Бог должен наполнить вас божественным светом, ваш собственный естественный свет вам в этом не поможет. Скорее, он должен быть погашен и полностью оставить вас. Только тогда Бог сможет прийти со своим светом, принося с собой все то, от чего вы отказались, и еще в тысячу раз больше, вместе с новой формой, которая будет в себе все это содержать.
Об этом в Евангелии есть притча. Когда Господь наш дружелюбно поговорил у колодца с язычницей, она бросила там свое ведро и побежала назад в город и крикнула людям, что пришел истинный Мессия. И люди, не поверив её истории, вернулись вместе с ней и увидели Его там собственными глазами, и тогда они говорили ей: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали» [Ин. 4:42]. (И действительно, подобным образом вас нельзя привести к божественному знанию Бога с помощью любого тварного знания или с помощью вашей собственной мудрости). Если вы хотите познать Господа божественным путем, тогда ваше знание должно стать чистым незнанием и забвением себя.
Здесь вы можете спросить: «Для чего нужен мой ум, если он должен оставаться в стороне и в бездействии? Как может быть наилучшим то, что я подниму себя до состояния незнания, которое является тем, что не может в действительности существовать? Ведь если я что-то узнаю, то это уже не будет незнанием, не будет свободой, и это не будет выражено. Следует ли мне оставаться в полной темноте?».
Да, именно так! Для вас нет ничего лучше, чем находиться в состоянии тьмы и незнания.
«Увы, неужели мы должны посвятить себя этому полностью, так что нельзя будет вернуться?».
Да, воистину, нельзя будет вернуться.
«Но что такое эта темнота, каково ее значение, каково ее имя?».
Она может быть определена как готовность к восприятию, которая однако не испытывает недостатка в бытии, но это только потенциальная восприимчивость, с помощью которой вы можете реализоваться. Вот почему из темноты нет возврата. Если бы вы, тем не менее, вернулись, то не из-за какой-то истины, а по другой причине, такой как, например, влечение чувств, мира или дьявола. Если вы отдадитесь этому возвращению, тогда вы неизбежно впадете в грех, и вы можете зайти так далеко, что навсегда погибнете. Поэтому нет возврата, а есть только ваши постоянные толчки вперед, стремление к реализации данной вам возможности. И это не прекращается никогда, до тех пор, пока ваше бытие не будет реализовано. И это действительно так: как материя никогда не успокоится, пока не воплотится во все возможные формы, также и разум никогда не успокоится, пока не реализует весь свой потенциал.
Относительно этого один языческий мудрец говорил: «В природе нет ничего быстрее, чем Небо, которое опережает все вещи на их пути. Однако поистине ум человеческий опережает все на своем собственном пути. Предполагая, что он остается активным в своих способностях и остается неразрушенным и неразорванным вульгарными и грубыми вещами, он может овладеть самым высоким небом и не остановиться до самой вершины, чтобы там кормиться и питаться самым прекрасным Добром».
Как благостно было бы тогда осознавать эту возможность, и, сохраняя себя свободным и невинным, стремиться только к этой тьме и незнанию и не поворачивать назад! Здесь лежит возможность обрести Того, который есть всё. И чем больше вы отдаете себя темноте и остаетесь не привязанными к вещам, тем ближе вы приближаетесь к Нему.
Об этой пустыне написано у пророка Осии: «Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее» [Осия 2:14]. Истинное слово вечности произносится только в уединении, когда человек становится одиноким и отчужденным от самого себя и от всего многообразия. Пророк жаждал этой оставленности и отчужденности от самого себя, когда сказал: «О, кто даст мне крылья, подобные голубиным, чтобы я мог улететь и обрести покой». Где можно найти покой и отдохновение? Поистине только в отречении, оставленности и отчуждении от всех существ. Об этом пророк Давид сказал: «Я лучше останусь в одиночестве в доме Господа моего, чем буду жить в почете и богатстве в жилище нечестивца».
И сейчас вы можете сказать: «Если это должно быть так, если я должен лишиться всего внутри и снаружи, лишиться сил, также как и их действий, – если все это должно быть отнято, – Бог оставляет меня стоящим так, без поддержки, и продолжает лишать меня Его света, слова и трудов, как вы говорите, тогда это сделает положение очень трудным. Если человек должен оставаться таким образом в чистом ничто, не лучше ли будет, чтобы он отвлекся от этой тьмы и заброшенности, например, молясь, читая или слушая проповедь, или совершая добродетельные поступки, чтоб этим помочь себе?».
Нет, вы можете быть уверены в этом. Оставаться в полной тишине так долго, как это только возможно, это лучше всего. Совершенно определенно нельзя без ущерба обратиться к чему-либо еще. Может быть, вы хотели бы приготовиться частично своими силами и частично с Его помощью, но это невозможно. Однако, вы не можете так быстро подумать о том, чтобы подготовиться или возжаждать Его раньше, чем Он уже окажется рядом с вами: так Он подготавливает вас. Если же предположить, что это совмещено: ваши приготовления и Его воздействие или наполнение вас, что невозможно, – знайте, что Бог вынужден действовать и наполнять вас, как только Он найдет вас подготовленными. Не следует предполагать, что Бог подобен плотнику, который работает или не работает, как ему захочется, и может делать что-то или оставить это, если ему взбредет это в голову. С Богом это не так. Где бы и когда бы Он ни нашел вас готовыми к этому, Он должен действовать и наполнить вас Собой, так же как когда воздух ясен и чист, солнце должно сиять и не может скрываться. Найди Он вас свободными и открытыми, было бы большим упущением для Бога не совершить в вас великую работу и не наполнить вас великим благом.
Мудрецы пишут, что в тот же момент, когда тело ребенка созревает в материнской утробе, в тот же самый момент Бог наполняет его тело живым духом, который есть душа, живущая в телесной форме. Это длится одно мгновение: обретение готовности и наполнение. Когда природа достигает своей высшей точки, Бог являет свою милость: в тот же самый момент, когда дух готов, Бог входит без задержки и колебаний. В Откровении Иоанна написано, что Господь наш обратился к людям и сказал: «Я стою у двери, стучу и жду, пока кто-нибудь не впустит меня внутрь, и с ним я сяду за трапезу». Вам не нужно искать Его здесь или там. Он не дальше от вас, чем дверь вашего сердца, за ней Он стоит и надеется, и ждет кого-нибудь, кто готов открыть Ему и впустить Его. Вам не нужно звать Его издалека: Он совсем рядом и ждет не дождется, когда Вы ему откроете. Он стремится к вам в тысячу раз сильнее, чем Вы стремитесь к Нему: открытие и наполнение это один и тот же миг.
Вы можете сказать: «Как это может быть? Я совсем не чувствую Его». Сейчас будьте внимательны! Чувствовать – не в вашей власти, но в Его. Когда Он хочет, Он являет Себя, и Он скрывает себя, когда Он этого желает. Вот что имел в виду Христос, когда Он сказал Никодиму: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» [Ин. 3:8]. Это противоречие: ты слышишь, но не знаешь. Через слушание можно узнать. Христос имел в виду: через слушание можно вобрать в себя или воспринять, как если бы Он хотел сказать: «Ты принимаешь дух, и все же ты не знаешь», Бог не может оставить что-либо пустым и заброшенным, Бог и природа не могут допустить, чтобы что-то было заброшенным и пустым. Поэтому если вам кажется, что вы никак Его не воспринимаете и совершенно лишены Его присутствия, это не так. Ибо если бы было что-то пустое под небесами, будь оно малым или большим, либо небеса подняли бы это к себе, либо им пришлось бы снизойти в этот мир и наполнить его собой.
Бог, господин природы, не терпит, чтобы что-то было пустым. Поэтому оставайтесь неподвижны и не отклоняйтесь от этой пустоты: как бы вы ни отворачивались от нее в этот миг, вам уже никогда не вернуться обратно.
Здесь вы можете сказать: «Сэр, вы хотите сказать, что однажды во мне произойдет это рождение, что сын будет рожден? Могу ли я иметь знак, чтобы я мог узнать, что это действительно происходит?». Да, конечно, есть три надежных знака. Сейчас я расскажу вам об одном из них. Меня часто спрашивают, может ли человек достичь состояния, в котором для него больше не будет помехой ни время, ни многообразие, ни материальность. Да, именно так! Когда это рождение действительно произошло, тогда никакие создания не могут ему помешать, скорее, они все направят вас к Богу и к этому рождению.
Это можно сравнить с молнией: когда она ударяет, то во что бы ни попал ее удар, будь это дерево, животное или человек, они оборачиваются к ней. Если человек стоял к ней спиной, он мгновенно оборачивается навстречу ей. Если на дереве тысяча листьев, они все поворачиваются ей навстречу. То же самое происходит со всеми, кто испытывает это рождение. Все они быстро поворачиваются к этому рождению со всем, что в них присутствует в этот момент, каким бы грубым оно ни было. Более того, то, что было когда-то препятствием, теперь помогает вам. Ваше лицо теперь полностью обращено навстречу этому рождению. Да и во всем, что вы видите и слышите, что бы это ни было, во всех вещах, которые вы можете воспринимать, нет ничего кроме этого рождения. Во всех вещах вы видите только Бога, потому что во всех вещах, которые вы видите, для вас есть только Бог. Как если бы человек долго смотрел на солнце, тогда образ солнца появляется во всем, что человек видит. Когда всего этого недостает в вашем поиске Бога во всем, тогда и этого рождения вам также недостает.
Вы можете спросить: «Следует ли человеку, который продвинулся так далеко, практиковать покаяние? Упускает ли он что-то, если не практикует его? Послушайте! Жизнь в покаянии, будь это посты, бдения, молитва, коленопреклонение, самобичевание, ношение власяницы, сон на жестком ложе, и какие бы другие похожие вещи ни существовали, все это было придумано, потому что тело и плоть во все времена противостояли духу. Тело часто оказывается слишком сильным для него, между ними всегда борьба, вечная битва. В этом мире тело храбро и сильно, потому что оно живет здесь, мир ему помогает, земля – это его родной дом, все подобные вещи помогают ему, пища, питье, хорошая жизнь – все против духа. Дух здесь чужой, его племя и его кровное родство находятся на небесах.
Чтобы помочь духу в его затруднениях, как-то ослабить плоть в этой борьбе, чтобы она не подавляла дух, человек берет на себя узду искупительных практик, чтобы подчинить плоть и чтобы дух управлял ею. Это делают, чтобы держать её в плену, но если вы хотите усмирить её в тысячу раз лучше, наложите на неё узы любви. С любовью вы победите её вернее всего, и с любовью вы заставите её работать изо всех сил. Вот почему Бог больше всего остального заботится о том, чтобы в нас была любовь. Любовь подобна рыболовному крючку. Рыбак не может удержать рыбу, пока она не попадется на крючок. Если она схватит крючок, тогда рыбак будет уверен в том, что рыба поймана, и куда бы рыба ни направилась, рыбак не сомневается в своем улове.
Я говорю это также и о любви: кто бы ни был ею пойман, опутан крепчайшими узами и все же несет сладкую ношу. И кто принял на себя это сладкое бремя, тот обретет больше и пойдет дальше, чем тот, кто занят практиками искупления и смирения, что может практиковать каждый. Он способен радостно терпеть и переносить все, что с ним происходит, что бы ни послал ему Бог. Ничто, кроме уз любви не приведет вас ближе к Богу и не обратит Бога к вам.
Тот, кто обрел этот путь, не должен искать другого пути. Кто попался на этот крючок, пленен настолько, что ноги, руки, рот, глаза и сердце, и все, чем человек является и владеет, принадлежит Богу. И потому вы не можете победить этого врага и защититься от него лучше, чем любовью. Вот почему сказано: «Любовь сильна как смерть, тверда как ад».
Смерть отделяет душу от тела, но любовь отделяет от души все вещи. Любовь не терпит ничего, что не есть Бог и что не божественно. Кто бы ни попал в эту сеть и ни шел этим путем, какую бы работу он делал или не делал, ее совершает любовь. И самая маленькая работа или дело такого человека более полезно и плодотворно для него и для всех людей, и более приятно Богу, чем дела тех, которые хотя и не совершают смертных грехов, но имеют в себе меньше любви. Его отдых приносит больше пользы, чем труд других. Поэтому ищите только этого крючка, чтобы быть успешно пойманными, и чем надежнее вы будете пойманы, тем вернее освободитесь.
И пусть Бог, который есть сама любовь, поможет нам, чтобы мы могли быть надежно пойманы и надежно освобождены. Аминь.
перевод Евгения Милявского
Ниже представлена одна проповедь из небольшого сборника, недавно переведенного в Лондоне с немецкого языка. Весной 1982 г. журнал «Материал для размышлений» (Material for Thought) опубликовал другую проповедь из этого же сборника — «Как человеку следует работать наиболее практическим образом». Проповеди Экхарта на латинском языке были представлены в ортодоксальных формах его времени, именно на немецком языке он проповедовал мирянам и выразил на нем всю глубину и магическое качество своих мыслей.
И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
(Лк. 2:42)
Из Евангелия мы знаем, что когда нашему Господу было двенадцать лет, Он вместе с Девой Марией и Иосифом отправился в Иерусалимский Храм, и, когда они ушли, Он остался в Храме, а они не знали об этом. И когда они возвращались домой, то хватились, что Его нет, и искали Его среди своих знакомых, родственников и в толпе, но не могли найти, они потеряли Его в толпе. И поэтому они были вынуждены вернуться туда, откуда пришли, в начальную точку, в Храм, где и нашли Его.
Итак, вам действительно также нужно покинуть толпу и вернуться к источнику и основе, откуда вы пришли, если вы хотите обрести это благородное рождение. Толпа – это энергии и движения души. Память, разум и воля – все это рассеивает вас. Поэтому вы должны оставить все это: движение чувств, воображение и все, в чем вы пребываете или воображаете себя пребывающими. Только тогда вы можете обрести это рождение, и, конечно, никак иначе. Иисуса нельзя найти среди друзей или среди родни, или среди недавних знакомых. Среди них, наоборот, можно полностью потерять Его.
Отсюда возникает вопрос: может ли человек обрести это рождение через определенные вещи, хотя и божественные, но все же приходящие к человеку извне, через органы чувств, как например, определенные представления о Боге: что Он добр, мудр и действительно милосерден; представления, которые человеческий разум может создать о самом себе, но которые, в то же время, действительно божественны, – можно ли обрести это рождение с их помощью? Конечно нет! Потому что хотя они все могут быть хороши и божественны, они все же приходят через чувства. Чтобы это рождение засияло истинно и чисто, все должно появляться и изливаться единственно и исключительно только изнутри, из Бога. Все ваши усилия должны помогать Его работе, а не вашей.
Если эта работа должна быть безупречной, тогда один Бог должен выполнить ее, и вы должны претерпеть ее безоговорочно. На самом деле, там, где вы по своей воле отказываетесь от своего знания, туда с готовностью вступает со своим знанием Бог и озаряет все своим сиянием. Вне божественного знания ваше собственное знание не может утвердиться или служить какой-либо цели. Не воображайте ни на миг, что ваш разум может настолько развиться, что вам удастся познать Бога. Скорее, если Бог должен наполнить вас божественным светом, ваш собственный естественный свет вам в этом не поможет. Скорее, он должен быть погашен и полностью оставить вас. Только тогда Бог сможет прийти со своим светом, принося с собой все то, от чего вы отказались, и еще в тысячу раз больше, вместе с новой формой, которая будет в себе все это содержать.
Об этом в Евангелии есть притча. Когда Господь наш дружелюбно поговорил у колодца с язычницей, она бросила там свое ведро и побежала назад в город и крикнула людям, что пришел истинный Мессия. И люди, не поверив её истории, вернулись вместе с ней и увидели Его там собственными глазами, и тогда они говорили ей: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали» [Ин. 4:42]. (И действительно, подобным образом вас нельзя привести к божественному знанию Бога с помощью любого тварного знания или с помощью вашей собственной мудрости). Если вы хотите познать Господа божественным путем, тогда ваше знание должно стать чистым незнанием и забвением себя.
Здесь вы можете спросить: «Для чего нужен мой ум, если он должен оставаться в стороне и в бездействии? Как может быть наилучшим то, что я подниму себя до состояния незнания, которое является тем, что не может в действительности существовать? Ведь если я что-то узнаю, то это уже не будет незнанием, не будет свободой, и это не будет выражено. Следует ли мне оставаться в полной темноте?».
Да, именно так! Для вас нет ничего лучше, чем находиться в состоянии тьмы и незнания.
«Увы, неужели мы должны посвятить себя этому полностью, так что нельзя будет вернуться?».
Да, воистину, нельзя будет вернуться.
«Но что такое эта темнота, каково ее значение, каково ее имя?».
Она может быть определена как готовность к восприятию, которая однако не испытывает недостатка в бытии, но это только потенциальная восприимчивость, с помощью которой вы можете реализоваться. Вот почему из темноты нет возврата. Если бы вы, тем не менее, вернулись, то не из-за какой-то истины, а по другой причине, такой как, например, влечение чувств, мира или дьявола. Если вы отдадитесь этому возвращению, тогда вы неизбежно впадете в грех, и вы можете зайти так далеко, что навсегда погибнете. Поэтому нет возврата, а есть только ваши постоянные толчки вперед, стремление к реализации данной вам возможности. И это не прекращается никогда, до тех пор, пока ваше бытие не будет реализовано. И это действительно так: как материя никогда не успокоится, пока не воплотится во все возможные формы, также и разум никогда не успокоится, пока не реализует весь свой потенциал.
Относительно этого один языческий мудрец говорил: «В природе нет ничего быстрее, чем Небо, которое опережает все вещи на их пути. Однако поистине ум человеческий опережает все на своем собственном пути. Предполагая, что он остается активным в своих способностях и остается неразрушенным и неразорванным вульгарными и грубыми вещами, он может овладеть самым высоким небом и не остановиться до самой вершины, чтобы там кормиться и питаться самым прекрасным Добром».
Как благостно было бы тогда осознавать эту возможность, и, сохраняя себя свободным и невинным, стремиться только к этой тьме и незнанию и не поворачивать назад! Здесь лежит возможность обрести Того, который есть всё. И чем больше вы отдаете себя темноте и остаетесь не привязанными к вещам, тем ближе вы приближаетесь к Нему.
Об этой пустыне написано у пророка Осии: «Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее» [Осия 2:14]. Истинное слово вечности произносится только в уединении, когда человек становится одиноким и отчужденным от самого себя и от всего многообразия. Пророк жаждал этой оставленности и отчужденности от самого себя, когда сказал: «О, кто даст мне крылья, подобные голубиным, чтобы я мог улететь и обрести покой». Где можно найти покой и отдохновение? Поистине только в отречении, оставленности и отчуждении от всех существ. Об этом пророк Давид сказал: «Я лучше останусь в одиночестве в доме Господа моего, чем буду жить в почете и богатстве в жилище нечестивца».
И сейчас вы можете сказать: «Если это должно быть так, если я должен лишиться всего внутри и снаружи, лишиться сил, также как и их действий, – если все это должно быть отнято, – Бог оставляет меня стоящим так, без поддержки, и продолжает лишать меня Его света, слова и трудов, как вы говорите, тогда это сделает положение очень трудным. Если человек должен оставаться таким образом в чистом ничто, не лучше ли будет, чтобы он отвлекся от этой тьмы и заброшенности, например, молясь, читая или слушая проповедь, или совершая добродетельные поступки, чтоб этим помочь себе?».
Нет, вы можете быть уверены в этом. Оставаться в полной тишине так долго, как это только возможно, это лучше всего. Совершенно определенно нельзя без ущерба обратиться к чему-либо еще. Может быть, вы хотели бы приготовиться частично своими силами и частично с Его помощью, но это невозможно. Однако, вы не можете так быстро подумать о том, чтобы подготовиться или возжаждать Его раньше, чем Он уже окажется рядом с вами: так Он подготавливает вас. Если же предположить, что это совмещено: ваши приготовления и Его воздействие или наполнение вас, что невозможно, – знайте, что Бог вынужден действовать и наполнять вас, как только Он найдет вас подготовленными. Не следует предполагать, что Бог подобен плотнику, который работает или не работает, как ему захочется, и может делать что-то или оставить это, если ему взбредет это в голову. С Богом это не так. Где бы и когда бы Он ни нашел вас готовыми к этому, Он должен действовать и наполнить вас Собой, так же как когда воздух ясен и чист, солнце должно сиять и не может скрываться. Найди Он вас свободными и открытыми, было бы большим упущением для Бога не совершить в вас великую работу и не наполнить вас великим благом.
Мудрецы пишут, что в тот же момент, когда тело ребенка созревает в материнской утробе, в тот же самый момент Бог наполняет его тело живым духом, который есть душа, живущая в телесной форме. Это длится одно мгновение: обретение готовности и наполнение. Когда природа достигает своей высшей точки, Бог являет свою милость: в тот же самый момент, когда дух готов, Бог входит без задержки и колебаний. В Откровении Иоанна написано, что Господь наш обратился к людям и сказал: «Я стою у двери, стучу и жду, пока кто-нибудь не впустит меня внутрь, и с ним я сяду за трапезу». Вам не нужно искать Его здесь или там. Он не дальше от вас, чем дверь вашего сердца, за ней Он стоит и надеется, и ждет кого-нибудь, кто готов открыть Ему и впустить Его. Вам не нужно звать Его издалека: Он совсем рядом и ждет не дождется, когда Вы ему откроете. Он стремится к вам в тысячу раз сильнее, чем Вы стремитесь к Нему: открытие и наполнение это один и тот же миг.
Вы можете сказать: «Как это может быть? Я совсем не чувствую Его». Сейчас будьте внимательны! Чувствовать – не в вашей власти, но в Его. Когда Он хочет, Он являет Себя, и Он скрывает себя, когда Он этого желает. Вот что имел в виду Христос, когда Он сказал Никодиму: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» [Ин. 3:8]. Это противоречие: ты слышишь, но не знаешь. Через слушание можно узнать. Христос имел в виду: через слушание можно вобрать в себя или воспринять, как если бы Он хотел сказать: «Ты принимаешь дух, и все же ты не знаешь», Бог не может оставить что-либо пустым и заброшенным, Бог и природа не могут допустить, чтобы что-то было заброшенным и пустым. Поэтому если вам кажется, что вы никак Его не воспринимаете и совершенно лишены Его присутствия, это не так. Ибо если бы было что-то пустое под небесами, будь оно малым или большим, либо небеса подняли бы это к себе, либо им пришлось бы снизойти в этот мир и наполнить его собой.
Бог, господин природы, не терпит, чтобы что-то было пустым. Поэтому оставайтесь неподвижны и не отклоняйтесь от этой пустоты: как бы вы ни отворачивались от нее в этот миг, вам уже никогда не вернуться обратно.
Здесь вы можете сказать: «Сэр, вы хотите сказать, что однажды во мне произойдет это рождение, что сын будет рожден? Могу ли я иметь знак, чтобы я мог узнать, что это действительно происходит?». Да, конечно, есть три надежных знака. Сейчас я расскажу вам об одном из них. Меня часто спрашивают, может ли человек достичь состояния, в котором для него больше не будет помехой ни время, ни многообразие, ни материальность. Да, именно так! Когда это рождение действительно произошло, тогда никакие создания не могут ему помешать, скорее, они все направят вас к Богу и к этому рождению.
Это можно сравнить с молнией: когда она ударяет, то во что бы ни попал ее удар, будь это дерево, животное или человек, они оборачиваются к ней. Если человек стоял к ней спиной, он мгновенно оборачивается навстречу ей. Если на дереве тысяча листьев, они все поворачиваются ей навстречу. То же самое происходит со всеми, кто испытывает это рождение. Все они быстро поворачиваются к этому рождению со всем, что в них присутствует в этот момент, каким бы грубым оно ни было. Более того, то, что было когда-то препятствием, теперь помогает вам. Ваше лицо теперь полностью обращено навстречу этому рождению. Да и во всем, что вы видите и слышите, что бы это ни было, во всех вещах, которые вы можете воспринимать, нет ничего кроме этого рождения. Во всех вещах вы видите только Бога, потому что во всех вещах, которые вы видите, для вас есть только Бог. Как если бы человек долго смотрел на солнце, тогда образ солнца появляется во всем, что человек видит. Когда всего этого недостает в вашем поиске Бога во всем, тогда и этого рождения вам также недостает.
Вы можете спросить: «Следует ли человеку, который продвинулся так далеко, практиковать покаяние? Упускает ли он что-то, если не практикует его? Послушайте! Жизнь в покаянии, будь это посты, бдения, молитва, коленопреклонение, самобичевание, ношение власяницы, сон на жестком ложе, и какие бы другие похожие вещи ни существовали, все это было придумано, потому что тело и плоть во все времена противостояли духу. Тело часто оказывается слишком сильным для него, между ними всегда борьба, вечная битва. В этом мире тело храбро и сильно, потому что оно живет здесь, мир ему помогает, земля – это его родной дом, все подобные вещи помогают ему, пища, питье, хорошая жизнь – все против духа. Дух здесь чужой, его племя и его кровное родство находятся на небесах.
Чтобы помочь духу в его затруднениях, как-то ослабить плоть в этой борьбе, чтобы она не подавляла дух, человек берет на себя узду искупительных практик, чтобы подчинить плоть и чтобы дух управлял ею. Это делают, чтобы держать её в плену, но если вы хотите усмирить её в тысячу раз лучше, наложите на неё узы любви. С любовью вы победите её вернее всего, и с любовью вы заставите её работать изо всех сил. Вот почему Бог больше всего остального заботится о том, чтобы в нас была любовь. Любовь подобна рыболовному крючку. Рыбак не может удержать рыбу, пока она не попадется на крючок. Если она схватит крючок, тогда рыбак будет уверен в том, что рыба поймана, и куда бы рыба ни направилась, рыбак не сомневается в своем улове.
Я говорю это также и о любви: кто бы ни был ею пойман, опутан крепчайшими узами и все же несет сладкую ношу. И кто принял на себя это сладкое бремя, тот обретет больше и пойдет дальше, чем тот, кто занят практиками искупления и смирения, что может практиковать каждый. Он способен радостно терпеть и переносить все, что с ним происходит, что бы ни послал ему Бог. Ничто, кроме уз любви не приведет вас ближе к Богу и не обратит Бога к вам.
Тот, кто обрел этот путь, не должен искать другого пути. Кто попался на этот крючок, пленен настолько, что ноги, руки, рот, глаза и сердце, и все, чем человек является и владеет, принадлежит Богу. И потому вы не можете победить этого врага и защититься от него лучше, чем любовью. Вот почему сказано: «Любовь сильна как смерть, тверда как ад».
Смерть отделяет душу от тела, но любовь отделяет от души все вещи. Любовь не терпит ничего, что не есть Бог и что не божественно. Кто бы ни попал в эту сеть и ни шел этим путем, какую бы работу он делал или не делал, ее совершает любовь. И самая маленькая работа или дело такого человека более полезно и плодотворно для него и для всех людей, и более приятно Богу, чем дела тех, которые хотя и не совершают смертных грехов, но имеют в себе меньше любви. Его отдых приносит больше пользы, чем труд других. Поэтому ищите только этого крючка, чтобы быть успешно пойманными, и чем надежнее вы будете пойманы, тем вернее освободитесь.
И пусть Бог, который есть сама любовь, поможет нам, чтобы мы могли быть надежно пойманы и надежно освобождены. Аминь.
перевод Евгения Милявского
2 комментария
Иначе весь пост целиком попадает в ленту с новыми постами и его надо долго и нудно пролистывать :) А так — кому интересно, нажмёт «читать далее» и прочтёт целиком :)