26 февраля 2017, 14:23
Основные моменты в дзадзэн (выводы из личного опыта)
1. Правильное положение тела.
2. Правильное дыхание.
3. Постоянная бдительность.
Итог правильной практики — безусильное проявление нужного для сжигания васан «состояния» сознания.
1. Правильное положение тела.
Удобное, неподвижное положение тела (сидение) во время практики помогает быстрее забыть о теле и при этом не заснуть. Почему сидя? Потому что в этом положении сложнее заснуть. Лёжа это происходит почти сразу. Почему удобное и неподвижное? Так быстрее исчезает ощущение физического тела. Когда физическое тело не ощущается, то нет и телесного сознания. Нет мыслей. Если при этом не провалиться в глубокий сон или в сон со сновидениями, то проявляется нужное состояние — Космическое Сознание, «Я есмь».
При исчезновении ощущений физ. тела (телесного сознания) это происходит само по себе, безусильно. Усилия необходимы «лишь» для сохранения постоянной бдительности, чтобы не погрузиться в грезы (сон со сновидениями) или в глубокий сон.
2. Правильное дыхание.
Есть способы дыхания, которые поначалу помогают в контроле ума (не уплывать в грёзы, размышления) и в сохранении постоянной бдительности (бдительной осознанности). По мере прогресса в практике этот пункт уже не нужен.
3. Бдительная осознанность.
Позволяет не заснуть во время практики, благодаря чему при отключении ощущений физического тела (уходит телесное сознание) проявляется особое состояние.
Далее в этом состоянии следует оставаться и во время деятельности. Это самое сложное.
Но когда я только начинала практиковать (да и позже также), мне было очень сложно уйти от ощущений физического тела. Мешали потоки мыслей, которые не давали погрузиться «в себя». Внимание цеплялось за них и оставалось «на поверхности». В таком случае помогал счёт дыханий (вдохов и выдохов или только выдохов) до 10-ти.
Также помогают такие практики, как тарабарщина (мысленная), решение коанов, дхьяна (сосредоточение внимания на одной мысли), самоисследование «Кто я?». Принцип действия таких техник? «Клин клином вышибают».
«Состояние ума, в котором нет ни одной мысли, называется «мунен» — «свобода от мыслей». Ты можешь достичь «мунен», избавляясь от мыслей посредством других мыслей.
Когда одна мысль уничтожает другую, ставшую болезнью ума, обе мысли (уничтожающая и та, которую уничтожают) исчезнут вместе, подобно тому, как клин вышибают клином. Застрявший клин расшатывают, вбивая другой клин рядом с первым. Второй клин также окажется расшатанным, поэтому они освободятся оба.
По такому же принципу, если мысль, ставшая болезнью ума, уходит, вместе с ней уйдет и мысль, которая ее прогнала. Вот что означают слова: «У кого есть мысли, у того нет мыслей».»
«Хэй-хо-Кадэн-сё», или «Наследственное руководство по искусству боя»
mir-bez-granits.ru/osnovnyie-momentyi-v-dzadzen-vyivodyi-iz-lichnogo-opyita/
Прошу воздержаться от оффтопиков/флуда в данной теме. По правилам за это выдается отдых от сайта на 3 дня.
2. Правильное дыхание.
3. Постоянная бдительность.
Итог правильной практики — безусильное проявление нужного для сжигания васан «состояния» сознания.
1. Правильное положение тела.
Удобное, неподвижное положение тела (сидение) во время практики помогает быстрее забыть о теле и при этом не заснуть. Почему сидя? Потому что в этом положении сложнее заснуть. Лёжа это происходит почти сразу. Почему удобное и неподвижное? Так быстрее исчезает ощущение физического тела. Когда физическое тело не ощущается, то нет и телесного сознания. Нет мыслей. Если при этом не провалиться в глубокий сон или в сон со сновидениями, то проявляется нужное состояние — Космическое Сознание, «Я есмь».
При исчезновении ощущений физ. тела (телесного сознания) это происходит само по себе, безусильно. Усилия необходимы «лишь» для сохранения постоянной бдительности, чтобы не погрузиться в грезы (сон со сновидениями) или в глубокий сон.
2. Правильное дыхание.
Есть способы дыхания, которые поначалу помогают в контроле ума (не уплывать в грёзы, размышления) и в сохранении постоянной бдительности (бдительной осознанности). По мере прогресса в практике этот пункт уже не нужен.
3. Бдительная осознанность.
Позволяет не заснуть во время практики, благодаря чему при отключении ощущений физического тела (уходит телесное сознание) проявляется особое состояние.
Далее в этом состоянии следует оставаться и во время деятельности. Это самое сложное.
Но когда я только начинала практиковать (да и позже также), мне было очень сложно уйти от ощущений физического тела. Мешали потоки мыслей, которые не давали погрузиться «в себя». Внимание цеплялось за них и оставалось «на поверхности». В таком случае помогал счёт дыханий (вдохов и выдохов или только выдохов) до 10-ти.
Также помогают такие практики, как тарабарщина (мысленная), решение коанов, дхьяна (сосредоточение внимания на одной мысли), самоисследование «Кто я?». Принцип действия таких техник? «Клин клином вышибают».
«Состояние ума, в котором нет ни одной мысли, называется «мунен» — «свобода от мыслей». Ты можешь достичь «мунен», избавляясь от мыслей посредством других мыслей.
Когда одна мысль уничтожает другую, ставшую болезнью ума, обе мысли (уничтожающая и та, которую уничтожают) исчезнут вместе, подобно тому, как клин вышибают клином. Застрявший клин расшатывают, вбивая другой клин рядом с первым. Второй клин также окажется расшатанным, поэтому они освободятся оба.
По такому же принципу, если мысль, ставшая болезнью ума, уходит, вместе с ней уйдет и мысль, которая ее прогнала. Вот что означают слова: «У кого есть мысли, у того нет мыслей».»
«Хэй-хо-Кадэн-сё», или «Наследственное руководство по искусству боя»
mir-bez-granits.ru/osnovnyie-momentyi-v-dzadzen-vyivodyi-iz-lichnogo-opyita/
Прошу воздержаться от оффтопиков/флуда в данной теме. По правилам за это выдается отдых от сайта на 3 дня.
46 комментариев
почитайте по этой ссылке.
«Ищущий: Какова должна быть практика у начинающего?
Рамана Махарши: Ум может стать спокойным только посредством исследования «Кто я?». Мысль «Кто я?», разрушающая все остальные мысли, в конце концов сгорит и сама подобно палке, используемой для перемешивания погребального костра.»
«Поскольку каждая очередная мысль может возникать только вслед за подъёмом “я”-мысли и так как ум есть не что иное, как связка мыслей, ум успокаивается только исследованием “Кто я?”. Более того, неотъемлемая “я”-мысль, подразумеваемая под “я” в таком исследовании, разрушив все остальные мысли, в конце концов уничтожится, или истребится, сама, подобно палке, используемой для перемешивания погребального костра.»
«Поэтому откажитесь от этого бесчувственного тела, как если бы оно действительно было трупом. Даже не шепчите слово “Я”, но проницательно исследуйте внутри, что это сейчас сияет в глубине Сердца как “Я”? Предваряя непрекращающийся поток переменчивых мыслей, там появляется постоянное, непрерывное осознавание, безмолвное и спонтанное (переживаемое), как “Я–Я” в Сердце. Если держаться этого осознавания и оставаться спокойным, то оно полностью уничтожит чувство “я” в теле, эго, и само исчезнет, словно огонь, сжигающий камфару. Мудрецы и Писания свидетельствуют, что это и будет Освобождением».
Потому и пришла на ум аналогия с пословицей «клин клином».
2. Типичная ошибка — концентрация на одном объекте или мысли — это дхарана. Дхьяна — безобъектная медитация, без мыслей.
3. Мастера дзен хором утверждают, что избавляться от мыслей посредством других мыслей — всё равно, что смывать с одежды кровь кровью или стирать грязное бельё в грязи. Вместо одного клина получишь кучу вбитых клиньев (васан) рядом. Концентрация на ОДНОЙ мысли(особенно, если это — имя Бога) — совсем другое дело, это уже Клин, а поскольку имя Бога — прекрасная васана, то она безобидна и уходит сама.
2. Это просто термины. Есть источники, где говорится, что дхьяна — это медитация на объекте. В любом случае она начинается с этого. Безобъектная медитация — это атма-вичара. В этом и отличие вичары от медитации. В медитации есть объект, а в вичаре его нет.
3. Конечно, речь не об избавлении от мыслей посредством множества других мыслей, а о концентрации на чём-то одном. И это не обязательно мысль или образ. Так ум успокаивается очень быстро.
2.Вичара (почитай Раману Махарши) — самоисследование, самозапрос — Кто Я? Это никак нельзя назвать медитацией. А дхьяной объектную медитацией называют неправильно слабые переводчики, в основном с китайского и японского — за неимением этого термина в своём словаре или из-за неразличения этих тонкостей, но у индусов таких ошибок не бывает.
Куда Вы направляете внимание в дзадзэн с открытыми и с закрытыми глазами?
Не пукаешь?
Не пукаешь восемь часов?
Не пукаешь двадцать лет?
Ай-яй-яй!
Дремучий ты человек!
Вначале сосредотачивала внимание на одной мысли — коане, например хлопок одной ладонью.
Затем сочетала с самоисследованием (для кого пришла мысль — для меня — внимание на точке в голове, за глазами — кто я? — нужное состояние).
Когда поняла процесс, то начала сразу переносить внимание «вовнутрь», «туда» (тонкое тело-ативахика шарирам-чистый ум).
Тогда нет ощущения физ. тела, нет мыслей. Если при этом доносятся какие-то звуки, то нет понимания, что говорится и где, нет «права, лева, вверху, внизу». У меня так…
При медитации с открытыми глазами важно, куда направлен взгляд.
Куда?
Мой опыт сампраджнята самадхи (и логика) говорит о том, что голова должна держаться прямо, глаза должны быть полностью открыты, взгляд направлен прямо перед собой и расфокусирован. (Например, направлен на пустоту, объемлющую объекты). В поле зрения не должно быть движущихся предметов…
Почему голова должна быть наклонена, глаза прикрыты, а взгляд должен быть направлен вниз перед собой? Вы можете это аргументировать?
Я пробовала сидеть прямо, глаза полностью открыты, направлены на стену перед собой. Когда состояние в практике углубляется, голова сама немного наклоняется. Потому так.
Аргументировать? Когда вы смотрите сейчас в монитор ноутбука, он находится прямо на уровне головы или же на столе, а потому голова немного наклонена и взгляд опущен вниз? Попробуйте посидите долго с прямой шеей. Это просто нефизиологично, шея и спина быстро устают и не получается уйти от ощущений физ. тела.
Разумеется, что потерянную вещь гораздо легче искать не в темноте, а там, где светло…
вроде как в описании техники такого нет.
advaitaworld.com/blog/57385.html
кто концентрируется на точке?
и дальше, если приходит ответ «Я» — задавать вопрос «кто я?»
а если приходит другой ответ, который обозначает объект, то опять нужно задать вопрос о воспринимающем субъекте.
когда вы возвращаетесь к «я-мысли» ум не может развернуть «я есть это», то есть отождествление невозможно, а без отождествления «я-мысль» растворяется.
цель ведь в этом, растворение ума, а ум это мысли — нет мыслей, нет ума.