18 декабря 2017, 18:59
Все относительно... ВСЕ
Буддизм был завезен в Японию из Китая через Корейский полуостров в середине VI века. В средние века он был уже прочно укоренен, и началась его новая жизнь на японской земле. Синран был весьма характерным для Японии буддийским мыслителем. Известный популяризатор буддизма Судзуки Дайсэцу рассматривает школу Синрана наравне со школой Дзэн как религию, пробудившую «японский мистицизм». К этому утверждению мы еще вернемся, что же касается Синрана, то особо важно в его учении то, что он разрушил устоявшиеся представления относительно Добра и Зла. Суммарно его идеи можно представить следующим образом:
Прежде всего, по существовавшим в тогдашнем буддизме понятиям, соблюдение разных установлений и заветов — само по себе уже есть Добро, а нарушение их — Зло. Ранний буддизм выделял десять видов Зла: убийство, воровство, прелюбодеяние, ложь, криводушие, брань, «пустые словеса», алчность, гнев, упорство в заблуждениях. Синран же указал на ложность такой формальной позиции, выступил с критикой господствовавшего тогда буддизма «южной столицы» и «северного пика» и решительно провозгласил «несоблюдение заветов», ибо хорошо знал, как трудно человеку их придерживаться.
Синран отверг буддийскую концепцию, гласившую, что добрые деяния поощряемы, а злые наказуемы. Он не возводил в добродетель воздержание от «пяти видов Зла». (В «Большой Сутре Чистой Земли», где в окончательном виде сформулировано учение амидаизма, «пять видов зла» — это нарушение пяти основных заповедей: не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять спиртного.) Синран не пожелал воспринимать концепцию Добра и Зла на столь формальном, упрощенном уровне, он предпочел глубоко погрузиться в осознание Зла.
Синран очень опасался того, что в буддийском учении цель и средства ее достижения поменяются местами. Он считал непозволительным, исходя из относительных понятий Добра и Зла, ставить цель, превосходящую средства. Например, человек может совершить множество добрых деяний и являть собой образец всех добродетелей, но если образ жизни превратится у него в самоцель, то добрые деяния, наоборот, станут препятствием на его пути к Будде и окажутся злодеянием. То есть, по Синрану, прежде всего важно избавиться от сосредоточенности на себе, поскольку цель веры в конечном счете — постижение «Пути Чистой Земли», то есть рая Будды Амида.
Синран утверждал, что в мире, где представления о Добре и Зле относительны, преодолеть эту относительность, опираясь лишь на собственные силы, невозможно, и в конечном счете включил понятие дзирики (опора на собственные силы) в категорию Зла. В учении «Путь Дзёдо», которое призывает уповать на Будду Амида (то есть не на свои, а на внешние силы), Синран видел путь к преодолению расхожих представлений о Добре и Зле. Он считал, что нельзя ограничиться простым избеганием Зла. Само Добро Синран рассматривал как одно из измерений Зла, которое путем самоотрицания превратилось в свою противоположность. В то же время человек, оказавшийся в плену категорических представлений о Добре, на самом деле пребывает во Зле. Коротко Синран выразил свою позицию так: «возвести в принцип отсутствие принципа». Такова его универсальная формула: чтобы не запутаться в относительности Добра, надо непосредственно, даже не прибегая к посредничеству языка, обращаться к Будде Амида.
Как удалось Синрану столь глубоко проникнуть в суть природы Зла? Ключей к этой загадке по меньшей мере два.
Одна причина в том, что он без всяких колебаний, в одиночку двигался навстречу Будде. Хорошо известны слова, вынесенные в заключение «Таннисё»: «Если глубоко вдуматься в волю Будды Амида, то окажется, что все затеяно ради одного лишь Синрана». На первый взгляд может показаться, что Будда намеревался спасти одного лишь Синрана, или, того хуже, что это слова, преисполненные крайней заносчивости и гордыни. Однако Синран имеет в виду совершенно иное: он говорит о своей нелегкой решимости иметь дело с Буддой один на один, без каких бы то ни было посредников.
Существовал и еще один фактор, определивший позицию Синрана. Дело в том, что чувство греховности, чувство вины у этого вероучителя было гораздо острее, чем у обычных людей. Поэтому, возглашая молитвенную формулу «Наму Амида-буцу» («Помилуй меня, Будда Амида»), он не знал, попадет ли в Чистую Землю или низвергнется в ад; проблема собственного спасения всегда была для него нерешенной, тонущей в глубоком мраке. У него сказано: «Неизвестно, станет ли обращение к Будде семенем, из которого произрастет последующее возрождение в Чистой Земле, или деянием, за которое попадают в ад» («Таннисё»). Из тягостного ощущения собственной греховности и возникло его учение о «верном шансе для грешника». Синран говорит: «Даже хороший человек может возродиться в Чистой Земле, а уж дурной тем более. Об этом обычно толкуют наоборот — мол, даже дурной человек может возродиться в раю, а уж хороший тем более. Это их речение может показаться разумным, однако оно противоречит смыслу обета Будды Амида — »спасение через внешнюю силу" («Таннисё»).
Под «дурным человеком», «грешником» здесь вовсе не имеется в виду человек, совершивший преступление. Нет, речь идет о том, кто страдает от собственных желаний, терзается тем, что существует на свете, и постоянно ощущает собственную греховность. Синран, оборачиваясь на себя самого, рассуждает следующим образом.
В его трактате «Гимны-воспоминания о печалях и сетованиях Гутоку» он говорит о себе:
В жизни трудно избавиться от греховности.
Душа человеческая схожа со змеей или скорпионом.
И служение Будде тоже содержит разные виды отрав,
Посему назову его пустой ложью.
Синран не только уловил и выразил ограниченность упования на собственные силы, усмотрев в этом Зло и грех, — он пошел дальше. В человеке глубоко укоренены дурные страсти, побуждающие спрятаться в своем ограниченном мирке, сосредоточиться только на себе самом, — к такому выводу пришел Синран. Исходя из этой позиции, он говорит о человеческом эгоизме: «Людям на земле, погрязшим в ошибках, гордыне и Зле, чрезвычайно трудно обрести радостную веру [в Будду Амида]. Это труднейшее из самого трудного, нет ничего труднее».
А его собственное горчайшее чувство греховности нашло выражение в следующих страшных словах.
Как рассказывается в 13-м параграфе «Таннисё», однажды, обращаясь к своему ученику Юйэну, Синран осведомился, поступает ли тот в соответствии с его велениями. Юйэн ответил, что всегда действует сообразно драгоценным речениям учителя, и тогда Синран заявил: «Человек, наверное, сможет возродиться в Чистой Земле, даже совершив тысячу убийств». На это Юйэн ответил: хоть это речи почитаемого им учителя, но он лично не мог бы убить и одного-единственного человека. Ответ Синрана: человек не способен по собственному изволению управлять своим сердцем — «если бы все на свете можно было подчинить велениям сердца, то сказали б тебе — убей тысячу человек и попадешь в Чистую Землю, и ты, верно, убил бы».
Стало быть, если кто-то не способен на убийство, то лишь потому, что не все в мире идет по нашей воле. Поэтому любое учение, предписывающее опору на собственные силы, на собственную волю, есть «отсутствие силы», оно может сбить нас с пути.
Таким образом, наше душевное состояние не подчиняется нашей воле. Все определяется кармой, идущей из предыдущего рождения. Иными словами, при соответствующей карме человек убьет и сотню, и тысячу людей. Состояние души здесь ни при чем. И Синран говорит далее так: «Мы не убиваем вовсе не потому, что мы хорошие люди. Бывает, человек стремится не причинять никому вреда, а ему приходится убить и сотню, и тысячу». Таким образом, сердце человека изначально нельзя считать ни хорошим, ни дурным, но оно \может стать\ добрым или злым, потому что легко изменяется под воздействием кармы. Следовательно, человек становится хорошим вовсе не в результате собственной воли или духовного роста. Хороший человек нередко трансформируется в дурного. И Синран интерпретирует человеческую природу как «содержащую внутри себя пустую ложность».
.
Прежде всего, по существовавшим в тогдашнем буддизме понятиям, соблюдение разных установлений и заветов — само по себе уже есть Добро, а нарушение их — Зло. Ранний буддизм выделял десять видов Зла: убийство, воровство, прелюбодеяние, ложь, криводушие, брань, «пустые словеса», алчность, гнев, упорство в заблуждениях. Синран же указал на ложность такой формальной позиции, выступил с критикой господствовавшего тогда буддизма «южной столицы» и «северного пика» и решительно провозгласил «несоблюдение заветов», ибо хорошо знал, как трудно человеку их придерживаться.
Синран отверг буддийскую концепцию, гласившую, что добрые деяния поощряемы, а злые наказуемы. Он не возводил в добродетель воздержание от «пяти видов Зла». (В «Большой Сутре Чистой Земли», где в окончательном виде сформулировано учение амидаизма, «пять видов зла» — это нарушение пяти основных заповедей: не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять спиртного.) Синран не пожелал воспринимать концепцию Добра и Зла на столь формальном, упрощенном уровне, он предпочел глубоко погрузиться в осознание Зла.
Синран очень опасался того, что в буддийском учении цель и средства ее достижения поменяются местами. Он считал непозволительным, исходя из относительных понятий Добра и Зла, ставить цель, превосходящую средства. Например, человек может совершить множество добрых деяний и являть собой образец всех добродетелей, но если образ жизни превратится у него в самоцель, то добрые деяния, наоборот, станут препятствием на его пути к Будде и окажутся злодеянием. То есть, по Синрану, прежде всего важно избавиться от сосредоточенности на себе, поскольку цель веры в конечном счете — постижение «Пути Чистой Земли», то есть рая Будды Амида.
Синран утверждал, что в мире, где представления о Добре и Зле относительны, преодолеть эту относительность, опираясь лишь на собственные силы, невозможно, и в конечном счете включил понятие дзирики (опора на собственные силы) в категорию Зла. В учении «Путь Дзёдо», которое призывает уповать на Будду Амида (то есть не на свои, а на внешние силы), Синран видел путь к преодолению расхожих представлений о Добре и Зле. Он считал, что нельзя ограничиться простым избеганием Зла. Само Добро Синран рассматривал как одно из измерений Зла, которое путем самоотрицания превратилось в свою противоположность. В то же время человек, оказавшийся в плену категорических представлений о Добре, на самом деле пребывает во Зле. Коротко Синран выразил свою позицию так: «возвести в принцип отсутствие принципа». Такова его универсальная формула: чтобы не запутаться в относительности Добра, надо непосредственно, даже не прибегая к посредничеству языка, обращаться к Будде Амида.
Как удалось Синрану столь глубоко проникнуть в суть природы Зла? Ключей к этой загадке по меньшей мере два.
Одна причина в том, что он без всяких колебаний, в одиночку двигался навстречу Будде. Хорошо известны слова, вынесенные в заключение «Таннисё»: «Если глубоко вдуматься в волю Будды Амида, то окажется, что все затеяно ради одного лишь Синрана». На первый взгляд может показаться, что Будда намеревался спасти одного лишь Синрана, или, того хуже, что это слова, преисполненные крайней заносчивости и гордыни. Однако Синран имеет в виду совершенно иное: он говорит о своей нелегкой решимости иметь дело с Буддой один на один, без каких бы то ни было посредников.
Существовал и еще один фактор, определивший позицию Синрана. Дело в том, что чувство греховности, чувство вины у этого вероучителя было гораздо острее, чем у обычных людей. Поэтому, возглашая молитвенную формулу «Наму Амида-буцу» («Помилуй меня, Будда Амида»), он не знал, попадет ли в Чистую Землю или низвергнется в ад; проблема собственного спасения всегда была для него нерешенной, тонущей в глубоком мраке. У него сказано: «Неизвестно, станет ли обращение к Будде семенем, из которого произрастет последующее возрождение в Чистой Земле, или деянием, за которое попадают в ад» («Таннисё»). Из тягостного ощущения собственной греховности и возникло его учение о «верном шансе для грешника». Синран говорит: «Даже хороший человек может возродиться в Чистой Земле, а уж дурной тем более. Об этом обычно толкуют наоборот — мол, даже дурной человек может возродиться в раю, а уж хороший тем более. Это их речение может показаться разумным, однако оно противоречит смыслу обета Будды Амида — »спасение через внешнюю силу" («Таннисё»).
Под «дурным человеком», «грешником» здесь вовсе не имеется в виду человек, совершивший преступление. Нет, речь идет о том, кто страдает от собственных желаний, терзается тем, что существует на свете, и постоянно ощущает собственную греховность. Синран, оборачиваясь на себя самого, рассуждает следующим образом.
В его трактате «Гимны-воспоминания о печалях и сетованиях Гутоку» он говорит о себе:
В жизни трудно избавиться от греховности.
Душа человеческая схожа со змеей или скорпионом.
И служение Будде тоже содержит разные виды отрав,
Посему назову его пустой ложью.
Синран не только уловил и выразил ограниченность упования на собственные силы, усмотрев в этом Зло и грех, — он пошел дальше. В человеке глубоко укоренены дурные страсти, побуждающие спрятаться в своем ограниченном мирке, сосредоточиться только на себе самом, — к такому выводу пришел Синран. Исходя из этой позиции, он говорит о человеческом эгоизме: «Людям на земле, погрязшим в ошибках, гордыне и Зле, чрезвычайно трудно обрести радостную веру [в Будду Амида]. Это труднейшее из самого трудного, нет ничего труднее».
А его собственное горчайшее чувство греховности нашло выражение в следующих страшных словах.
Как рассказывается в 13-м параграфе «Таннисё», однажды, обращаясь к своему ученику Юйэну, Синран осведомился, поступает ли тот в соответствии с его велениями. Юйэн ответил, что всегда действует сообразно драгоценным речениям учителя, и тогда Синран заявил: «Человек, наверное, сможет возродиться в Чистой Земле, даже совершив тысячу убийств». На это Юйэн ответил: хоть это речи почитаемого им учителя, но он лично не мог бы убить и одного-единственного человека. Ответ Синрана: человек не способен по собственному изволению управлять своим сердцем — «если бы все на свете можно было подчинить велениям сердца, то сказали б тебе — убей тысячу человек и попадешь в Чистую Землю, и ты, верно, убил бы».
Стало быть, если кто-то не способен на убийство, то лишь потому, что не все в мире идет по нашей воле. Поэтому любое учение, предписывающее опору на собственные силы, на собственную волю, есть «отсутствие силы», оно может сбить нас с пути.
Таким образом, наше душевное состояние не подчиняется нашей воле. Все определяется кармой, идущей из предыдущего рождения. Иными словами, при соответствующей карме человек убьет и сотню, и тысячу людей. Состояние души здесь ни при чем. И Синран говорит далее так: «Мы не убиваем вовсе не потому, что мы хорошие люди. Бывает, человек стремится не причинять никому вреда, а ему приходится убить и сотню, и тысячу». Таким образом, сердце человека изначально нельзя считать ни хорошим, ни дурным, но оно \может стать\ добрым или злым, потому что легко изменяется под воздействием кармы. Следовательно, человек становится хорошим вовсе не в результате собственной воли или духовного роста. Хороший человек нередко трансформируется в дурного. И Синран интерпретирует человеческую природу как «содержащую внутри себя пустую ложность».
.
70 комментариев
Синран ©
.
Убийство допустимо в ряде случаев — например, по отношению к тому, кто нарушил священные установления или причинил вред «способным чувствовать» (живым существам); такое убийство несет символическое значение. Допустимо также самоубийство, если человек желает избавиться от собственной несовершенной души.
В зачаточном виде такая точка зрения уже содержится в учении Махаяны. Например, в сутре «Дайнити-кё» (VII в.), во фрагменте, толкующем завет «не отнимать жизнь», утверждается, что с другим надо поступать, как с самим собой. Однако сразу же вслед за этим дается разъяснение, что если ставить целью помочь другому избежать воздаяния за содеянное Зло и при этом самому не иметь злого умысла, то можно и убить — убийство будет прощено. У Дзэнмуи в комментариях к сутре «Дайнити-кё» говорится, что убийство ради спасения может быть прощено, если, убивая одного, можно спасти многих или если убитому благодаря убийству предоставляется возможность покинуть мир иллюзорных заблуждений и перейти в рай. Надо сказать, что в любом из этих случаев необходимой предпосылкой провозглашается «Великое милосердие», то есть стремление предоставить людям возможность к спасению.
Итак, если человек в самом деле движим желанием принести благо другим, то даже убийство не окажется злодеянием.
В учении буддизма Алмазной колесницы эта теория получила дополнительное развитие. Свидетельство тому — «Тантра тайных собраний» (Guhyasamaja-tantra), центральный текст учения йоги и тантризма. Во вспомогательной части этой тантры, именуемой «Уттара-тантра», перечисляются шесть пунктов или «шесть ветвей», которые надо соблюдать: овладение чувствами, успокоение души, гармонизация дыхания, поддерживание достигнутого состояния, сосредоточение, забытье. Примечательно при этом, что здесь отсутствуют какие-либо запреты или рекомендации, они оказались за пределами текста. Запреты — это этические нормы (не убей, не солги, не укради, соблюдай целомудрие, не стяжательствуй и т.д.); здесь же рекомендуются нормы религиозные — ритуальное очищение, довольство имеющимся, аскетизм, учеба, посвященность высшим божествам. В тантрической йоге отсутствуют моральные запреты и рекомендации — такова главная особенность этой мистической школы. Некоторые аспекты тантризма придают статус «искусной уловки» даже откровенно дурным действиям, обычно осуждаемым мирянами: для последователей йоги, ничем не связанных, ведущих собственную стихийную жизнь, дурное деяние не является грехом, а напротив, ведет к освобождению. В одном тантрическом тексте говорится так:
Другие осуждены тысячелетьями гореть в аду.
Приверженцу йоги те же деянья простятся.
Нет для него запретных деяний, встречаемых всеми со страхом.
.
Этот пост тоже зашел на ура, да почти всё заходит, но во многих поста комментарии закрыты к сожалению…
Тема:!)))
.
.
… голову включай хоть иногда))
.
Уже давно нашел
любая опора на собственный силы, свой путь — ложна по своей сути. Ты это ложь и обман в чистом виде, лишь набор дхарм… освобождение случается, только через внешнюю силу.
.
* )))
.
Трам-пам-пам)
.
Your text to link...
.
Наверно тоже относительно.
В среде порока сложно встать на Путь, найти учителя, но если уж встал- «легче» его держаться, поскольку он ценен!
так как присутствует нужная степень обреченности и открывается вот это
advaitaworld.com/blog/63162.html
.
:)
мне тоже это дорого. Вообще, тему здесь поднял сложную, никто к ней здесь даже не прикасался (без иллюзий вообще), так что читаем — и проходим мимо)
.
остались только со-гласные, пхаха))))))))
.
ты прекрасна, солнца)
.
это огромная иллюзия
.
А с другой стороны, БГита, Арджуна, который стоял на коленях, не в силах начав битву… Как эту тему обойдёшь?! Меня не раз в это переживание выносило.Мух гоняю, не убий, не могу.А в клеточной памяти исторически разного понаписано.
А сегодня прочитала это, посмотрела на отклик.
Пронеси господи, конечно, однако ответ другой…
Тот кто знает — тот знает,
что значит — отдать все другому.
.
это призыв бога к действию, коннотации есть и в христианстве и в исламе, боже упаси сравнивать это с буддизмом чистой земли
.
Не знаю. Это действительно «высокие материи».
только, чтобы его понять нужна…
.
зачем, если все тлен?! Я разучилась мечтать.Это скорее всего ложь очередная.
но ни чем помочь не могу, это именно так работает — по другому главный приз не выкупается. Однако, есть и неплохие известия — не всем же нужна эта чертова реализация… ставь планку *под себя*, под свой рост… и делай что можешь… война все равно план покажет)
.
«Что бы вы посоветовали: просто нырнуть в безнадёжность или постепенно взращивать её?
Ответ:
Это зависит от вас. Это действительно зависит от вас. Я скажу только одно. Невозможно развить безумную мудрость без чувства безнадёжности, тотальной безнадёжности.»
Интересно комменты к топику сейчас прочла… Да, изменения произошли у нас:)
Саш, спасибо!
И вчера тоже «подразмешал»:)
на здоровье, вчера ты была в ударе)
Омм))
_/\_
Из интервью Дзонгсара Кхьенце и продюсера Линг Донга.
Май 2017, Катманду:
ЛД: Ринпоче, я слышал, что вы предпочли бы в следующей жизни переродиться проституткой на благо всех существ. Объясните, пожалуйста, почему вы сделали такое пожелание?
Ринпоче: Знаете… Это не вылетело из моего рта случайно. Как и президент, и премьер-министр, роль ламы — приносить пользу лишь уже обращённым. Это так легко по сравнению с тем, что могут делать проститутки. Вот и всё.
ЛД: Это великое желание. Но я слышал также, что надо быть осторожнее со своими желаниями, ведь они могут сбыться.
Ринпоче: С этим я осторожничать не буду, я не первый. В прошлом многие бодхисаттвы так делали, а я им просто подражаю. Я не говорю, что я такой великий бодхисаттва. Но я к этому стремлюсь.
ЛД: Нам надо чтить всех проституток, ведь любая может оказаться бодхисаттвой.
Ринпоче: Я бы сказал, что процент бодхисаттв, которых вы могли бы найти среди Квартала красных фонарей…Я не удивлюсь, что там их окажется больше, чем в монастырях, пещерах или на святых местах.
+ 100-500
.
.
Да, да, да.
И хотя там и опилки,
Но кричалки и дразнилки,
А так-же сопелки, пыхтелки
Сочиняю я неплохо иногда.
Да!
Хорошо живёт на свете
Винни Пух,
От того поёт он эти песни вслух.
И не важно, чем он занят,
Если он худеть не станет,
А ведь он худеть не станет — Если конечно вовремя подкрепиться.
Да!
Трам-па-рам-па-рам-па-рам-па.
Трам-пам-па.
Трум-пу-рум-пу-трум-пу-рум-пу.
Трам-пам-пам.
Трам-па-рам-па-рам-па-рам-па.
Трам-па-рам-па-рам-па-рам-па.
Трум-пу-рум-пу-трум-пу-рум-пу.
.
других нет
.
.
Она не оспорима
алмазна и небоподомна, это вам не какой нить ср-ный абсолют в относительности)
.
хочешь назначу тебя здесь — верховной дакиней, без проблем?
.
ес-но сказки) тв че с ходу решила стать аппостолом моего небоподобного учения, да!? На ходу подметки рвешь)
.
Отставить стебать — тебе еще любить!!!
* ))
.
мне это было очевидно сразу, как я с ней здесь познакомился, есть еще пара другая чел, но озвучивать имена это не корректно. Ты — нет, раз напросилась)
* )))
.