6 мая 2020, 17:56
возможна ли жизнь в китайской комнате?
можно ли создать искусственный интеллект? очень похоже, что да. в том плане, что он будет распознавать, анализировать, обучаться и выдавать информацию в том или ином виде. но можно ли создать искусственное человеческое сознание? и, главное, каковы критерии того, что это будет именно сознание?
есть так называемый утиный тест, заключающийся в том, что если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка. т.е. если проявления того, что претендует называться уткой, соответствуют проявлениям реальной утки, то это тоже реальная утка. думается, что пойдя по этому пути, можно рано или поздно создать и человеческое сознание. и оно во всех своих проявлениях будет именно как человеческое. если это необходимое и достаточное условие — то цель скорее всего может быть достигнута. но если условие создания искусственного сознания состоит в том, чтобы заставить его именно переживать что-либо и переживать это именно по-человечески — то выполнима ли задача?
под «переживать» имеется в виду присутствие в сознании любого опыта. и под присутствием я понимаю не просто информационный факт «есть» то или это, а именно переживабельный факт опыта. опыта мышления, чувств и эмоций, обоняния, осязания, вкуса, зрения, слуха. само переживание — сфера очень субъективная. и малообъяснимая в том смысле, что объяснить переживание невозможно тому, кто его не переживал так или иначе. да, мы как сторонние наблюдатели можем регистрировать некую активность мозга, связанную с какими-то переживаниями. но такая активность — это лишь внешнее проявление переживания, а не само переживание того, кто его переживает. и даже если предположить полностью созданный искусственный аналог мозга, то вызовут ли в нём реальные переживания индуцированные электрические сигналы и химические реакции, соответствующие этому переживанию? или это будет, если грубо, как у эрлэнда лу? ведь внешнюю реакцию (как будто бы что-то реально переживается) можно и имитировать. именно так компьютеры через понятные для человека интерфейсы и работают (как "китайская комната"). этой имитацией даже реальный человек часто пользуется. например, улыбаясь, не чувствует радости, или делая огорчённый вид, не чувствует огорчения.
насколько я разбираюсь в материалистическом подходе, он как раз и идёт со стороны создания такой штуки или совокупности штук, что они в итоге родят реальное сознание. что на мой взгляд сомнительно и непроверяемо. другой взгляд — это уже больше духовный или мистический. где именно сознание даёт жизнь телу как инструменту восприятия. и когда чел помер, то его вроде как исправный инструмент перестаёт работать. с этой точки зрения сознание и даёт ту возможность, которая на мой взгляд и недостижима искусственному творению. это возможность переживать, жить, быть.
есть так называемый утиный тест, заключающийся в том, что если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка. т.е. если проявления того, что претендует называться уткой, соответствуют проявлениям реальной утки, то это тоже реальная утка. думается, что пойдя по этому пути, можно рано или поздно создать и человеческое сознание. и оно во всех своих проявлениях будет именно как человеческое. если это необходимое и достаточное условие — то цель скорее всего может быть достигнута. но если условие создания искусственного сознания состоит в том, чтобы заставить его именно переживать что-либо и переживать это именно по-человечески — то выполнима ли задача?
под «переживать» имеется в виду присутствие в сознании любого опыта. и под присутствием я понимаю не просто информационный факт «есть» то или это, а именно переживабельный факт опыта. опыта мышления, чувств и эмоций, обоняния, осязания, вкуса, зрения, слуха. само переживание — сфера очень субъективная. и малообъяснимая в том смысле, что объяснить переживание невозможно тому, кто его не переживал так или иначе. да, мы как сторонние наблюдатели можем регистрировать некую активность мозга, связанную с какими-то переживаниями. но такая активность — это лишь внешнее проявление переживания, а не само переживание того, кто его переживает. и даже если предположить полностью созданный искусственный аналог мозга, то вызовут ли в нём реальные переживания индуцированные электрические сигналы и химические реакции, соответствующие этому переживанию? или это будет, если грубо, как у эрлэнда лу? ведь внешнюю реакцию (как будто бы что-то реально переживается) можно и имитировать. именно так компьютеры через понятные для человека интерфейсы и работают (как "китайская комната"). этой имитацией даже реальный человек часто пользуется. например, улыбаясь, не чувствует радости, или делая огорчённый вид, не чувствует огорчения.
насколько я разбираюсь в материалистическом подходе, он как раз и идёт со стороны создания такой штуки или совокупности штук, что они в итоге родят реальное сознание. что на мой взгляд сомнительно и непроверяемо. другой взгляд — это уже больше духовный или мистический. где именно сознание даёт жизнь телу как инструменту восприятия. и когда чел помер, то его вроде как исправный инструмент перестаёт работать. с этой точки зрения сознание и даёт ту возможность, которая на мой взгляд и недостижима искусственному творению. это возможность переживать, жить, быть.
0 комментариев