29 августа 2023, 19:13

Ловушка Адвайты



(Пьеса в одном действии)

А и Б гуляют вместе в местном парке. Стоит прекрасный солнечный день.

А: Эй, посмотри туда. Видишь? Какое красивое дерево!

Б: ОСТАНОВИСЬ! Нет никакого «дерева»! Нет никакой «красоты»! И «дерево», и «красота» — всего лишь концепции, возникающие в пространственно-подобном, вечно присутствующем осознании! Не довольствуйся простыми концепциями, А! Не покупайся на невежество ума! Покончи с поисками раз и навсегда, здесь и сейчас! Все слова — лишь указатели! Отбрось эти указатели!

А: Э… да. Конечно. Я поняла. Я просто хотела сказать…

Б: СТОП! Нет никакого «я», чтобы что-то «понять»! И нечего понимать! И нет никакого «сказать»!

А: Да. Я знаю. Я это вижу.

Б: КТО это видит? ЧТО можно увидеть? КТО видит ЧТО? Нет никакого видящего! Задай себе вопрос «КТО ВИДИТ»?! Есть только ясное, похожее на пространство виденье, в котором никто ничего не делает! Нет никакой двойственности! Есть только недвойственность! Двойственность — это иллюзия! Только недвойственность реальна!

А: Я просто говорила…

Б: КТО говорил? ЧТО нужно сказать? И КОМУ?

[Пауза]

А: Слушай, ты вообще дашь мне говорить?

Б: КТО даст КОМУ говорить?..

А: Господи, Б, я знала, что ты это скажешь! Знаешь, ты стал таким предсказуемым с тех пор, как занялся этой адвайтой. Слушай, всё, что я хотела сказать, это то, что дерево вон там… прекрасное. Красивое. КРАСИВОЕ. И да, я знаю, что в конечном итоге это всего лишь концепции, и слово – это не сама вещь, и нет отдельного «дерева», бла-бла-бла. Но разве я не могу просто сказать, что это красивое дерево? Могу я сказать это? Я имею в виду, да ладно, оно красивое. Разве ты так не думаешь?..
Б: Нет! Здесь нет НИКОГО, кто бы думал! Ты заблудилась в мире невежества! Ты еще не пробудилась к своей истинной природе!

А: Ого. Ладно, ладно, ты, кажется, сильно завёлся из-за этого…

Б: Нет! НИКТО здесь не «завёлся»! «Завёлся» — это всего лишь концептуальное наслоение, появляющееся в осознании! Это всё просто твоё восприятие, проекция твоего собственного невежества. У тебя по-прежнему существует убеждение, что ты — это ограниченное во времени «я»…

А: Хорошо! Хорошо! Неважно, Б. Я сдаюсь. Я просто подумала, что это красивое дерево. Я хотела поделиться с тобой чем-то. Не знаю. Просто поделиться чем-то. Чем-то… красивым. Вот и всё. Ни больше, ни меньше. Если тебе это не нравится, хорошо. Я сдаюсь…

Б: Ты говоришь о прошлом! Но нет никакого прошлого! Только вечное настоящее! Только СЕЙЧАС!

[Пауза].

А: Б, могу я быть честной с тобой? С тех пор, как ты, ну, говоря твоими же словами, «осознал свою истинную природу», вся радость, кажется, ушла из тебя. Я уверена, что ты обрёл некоторую ясность в том или ином смысле, но мне кажется, что ты потерял способность, ну, относиться ко мне как к человеку. Ты всегда чувствуешь необходимость поучать всех, даже если они не просили твоей помощи или совета. Как будто тебе всегда нужно играть роль учителя. Ты пытаешься учить меня, когда мне это не нужно.

Б: Это то, что всегда говорит ищущий! Но невежество ищущего должно быть выжжено огнём Истины!

А: Видишь? Опять ты за свое! Я пытаюсь поговорить с тобой по-человечески, по-дружески, не прося о помощи, а просто общаясь, а ты как будто больше не слышишь этого. Что с тобой случилось?

Б: Здесь нет личность! Избавься от этого невежества, что я личность и что ты личность, и будь свободной!..

А: Как я уже сказала, с тобой больше не интересно. Раньше было время, когда я могла говорить о красоте деревьев. Мы разговаривали, и это было весело, приятно и совершенно искренне. Теперь я чувствую, что это неправильно. Как будто ты считаешь это неправильным. Как будто это недопустимо в твоём недвойственном… восприятии. Если я не использую тот же язык, что и ты, если я не говорю вещи так же, как ты, то тебя тут же тянет поучать и проповедовать. И ты тут же злишься. Но никому не нравится быть рядом со злым проповедником. А еще хуже, когда разгневанный проповедник потом отрицает, что он разгневан и что он проповедует!

Б: Ах, твои чувства задеты! Бедное маленькое уязвленное эго! Верный признак того, что ты застряла в невежестве! Если бы ты, как и я, полностью осознала свою истинную природу, то не было бы никаких обид! Обида — это признак НЕДОСТАТОЧНОСТИ, что и есть эго! Перестань быть ребенком! Отбрось это обиженное маленькое эго и просто СМОТРИ! Будь бесстрашной, как Я! Перестань жаловаться, не воспринимай всё лично! Помни, мои указатели безличностны!

А: Б, послушай, что я говорю. Я не говорю, что мое эго задето. Я не говорю, что я в поисках. Я не говорю, что мне нужен учитель. Послушай, что я говорю. Я говорю, в последнее время ты кажешься мне безрадостным и злым. Как будто ты чувствуешь необходимость все время учить меня, хотя я не просила тебя быть моим учителем, и мне не нужен учитель. Я просто сказала, что это красивое дерево. Это так просто, а ты, кажется, больше не можешь этого услышать. Что с тобой случилось? Я думала, что осознание своей истинной природы должно приносить свободу? И простоту? Но кажется, что ты злее и высокомернее, чем когда-либо. Ты слышишь, что я говорю, Б? Как друг другу, слышишь ли ты это?

Б: Нет того КТО слышит!

А: Боже правый! 'Это красивое дерево'. Так просто. Ты больше не можешь это услышать?

Б: Нет ТОГО КТО слышит! НИКОГО нет! Никого! Ничего!!!

А: Я знаю, Б, я знаю! Ты говоришь это около десяти тысяч раз в день. Здесь никого нет. Чистое осознание. Все есть концепция. Иллюзия двойственности. Я поняла. Я вижу эту недвойственность. Я вижу истину в этих указателях. Я вижу, что я абсолютно свободна и несвязана. Я вижу чудо жизни. Но я никогда, никогда не чувствую необходимости говорить об этом. Я никогда не чувствую необходимости обращать кого-либо в свою веру. Я никогда не чувствую необходимости учить или проповедовать. Я чувствую себя свободной, чтобы просто жить обычной жизнью. Я чувствую себя настолько свободной, что даже могу сказать: «Красивое дерево»! Да, для меня это часть свободы. Свобода говорить обычные вещи обычным способом! Свобода использовать такие слова, как «я», «мне» и «дерево», свобода говорить о времени и пространстве, хотя в конечном счете это всего лишь понятия. Тем не менее, не может быть ничего плохого в том, чтобы произносить эти слова, не так ли? Ведь ни в чём не может быть ничего плохого, не так ли? Да, я понимаю, я действительно понимаю, здесь никого нет, нет дерева и нет красоты, в абсолютном смысле, я понимаю это, но всё же, это прекрасное дерево! Разве это не может быть так же верно, как и его противоположность? В конце концов, разве «дерево» и «не дерево» не могут быть… равны?..

Б: Если ты говоришь «я поняла», то предполагается, что есть кто-то, кто это понял…

А: Знаешь что? Я ухожу. Мне неприятно это говорить, но с тобой больше не прикольно быть рядом, Б. Раньше ты смеялся. Раньше ты относился ко всему легко. Тебе нравилось гулять на природе. Мы наслаждались прогулками на природе. Вместе. Смотрели на эти деревья. Болтали как равные. Раньше это никогда не было проблемой. Сейчас, когда ты рядом, это кажется проблемой. Я больше не чувствую, что мы равны. Как будто ты видишь всех ниже себя. Ты видишь во всех отчаявшихся искателей, в то время как ты единственный, кто освобождён. Разве ты не видишь, что это чудовищное предположение с ТВОЕЙ стороны?..

Б: Нет никакого предположения, есть только распахнутое осознание. Всё, что ты говоришь, является ТВОЕЙ проекцией.

А: Хорошо. До свидания, Б. Извини, но я ухожу. Наслаждайся своим пространственно-подобным осознанием. В одиночестве.

[уходит]
Б: Отлично! ЛАДНО! Уходи! Посмотрим, будет ли мне до этого дело! КОМУ не всё равно? КОГО это беспокоит? Здесь нет никого, кому было бы не всё равно! Видишь, какой я беззаботный! НИКОМУ НЕТ ДЕЛА! Не о чем волноваться и НЕКОМУ! Это всё ТВОЯ проекция! Твои страдания — это твоя проблема, а не моя! В этом изначальном присутствии нет проблем! Ты все еще блуждаешь в разделённости! Я не могу тебе помочь! Но ЗДЕСЬ НЕТ СТРАДАНИЯ!

[Пауза].

Б: Лишь немногие услышат это послание! Большинство людей уйдут! Ты не единственная! Многие другие тоже ушли! Это послание никогда, никогда не будет популярным! Я здесь для того, чтобы разрушить ваши поиски, а не для того, чтобы утешить вас! С самого начала времен лишь немногие услышали это! Люди просто не готовы встретиться со своей истинной природой! Все эти эго убегают сломя голову, когда сталкиваются с моей ясностью! Они все страшатся этого учения! Боятся услышать правду! Боятся больше не быть безрадостными, одинокими искателями! Боятся отпустить все свои концепции и прийти к глубокому, постоянному покою в распахнутом осознании! Боятся быть свободными и умиротворёнными, как я! Боятся моей безжалостной, бескомпромиссной любви!..

Б долго стоит в одиночестве, глядя на дерево.

Б (втайне думая про себя): Боже мой, какое красивое дерево…

[Основано на реальной истории! Да, я когда-то был Б!]
Джеф Фостер

27 комментариев

kirienko
Прикольная тема. Знакомая по дискуссиям на форумах. Не у нас конечно. Тут такого нет.
Safiya
Нет никакой двойственности! Есть только недвойственность! Двойственность — это иллюзия! Только недвойственность реальна!
Б: КТО говорил? ЧТО нужно сказать? И КОМУ?

Б: Если бы ты, как и я,

Б: послушай, что я говорю.

Б: Нет того КТО слышит!


этот Б похоже сам засел в концепциях)
Amitola
Да уж этих «Б» на сайте дохрена))) Только молотят без конца кто о Хатабычей, кто о субъектах. Жизни в них нет, испарилась.)
Sofa
Ну так тематика этого сайта как раз для искателей правды о себе, нет? Для любителей чувственных впечатлений есть другие ресурсы.
Sofa
Грехорадение, кстати, случилось как раз на плане чувственных восприятий.
Amitola
Это типа взяли грех на душу что ли?)
Sofa
Грех-это когда источником наслаждения считаются чувственные восприятия, когда в Реальности в самом божественном происхождении человека заложено наслаждение.Источником наслаждения является Бог, а не материальный мир.
Amitola
А вот Махарши говорил, «Когда вы чувствуете удовольствие, то это происходит из Источника.»)
Sofa
Видишь в моих и его словах противоречие?)
.Источником наслаждения является Бог, а не материальный мир.

«Когда вы чувствуете удовольствие, то это происходит из Источника.»)
Amitola
Ты сразу ставишь понятие «Бог» первым, то есть включаешь мифическое сознание. А Махарши говорит — про удовольствие мирское, а уж потом добавляет, что это из Источника.)
Sofa
То есть в наличие себя не сомневаешься, а в наличии Бога не уверен? Бог-миф, а ты сам-Реальность?
Sofa
Рамана никогда про мирское не говорил, но о природе реальности.
svarupa777
в буквальном переводе грех-промахнуться…
rewwerty
Грехопадение случилось на ментальном плане: по вкушении плодов с дерева познания добра и зла (по известной притче).

Вспомнилось:

«Вы говорите, что вы – грешник. Вы говорите так, потому что думаете так. Что вы знаете о до­бре и зле, кроме того, что содержится в вашем уме? Когда вы увидите, что всё придумывает ум, всё исчезнет. Добро исчезнет, зло исчезнет, и вы останетесь тем, кто вы есть».

Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши


И:

М. Мысли – это всего лишь васаны* [склонности], накопленные в бесчисленных предшествующих рождениях. Их уничтожение и есть Цель. Состояние свободы от васан есть первоначальное состояние и вечное состояние чистоты.


* ва́сана – vāsana – привычка ума; скрытая склонность или впечатление. (Глоссарий книги)

Беседы с Шри Раманой Махарши. Том 1


~
Опыт Пападжи возврата к чистому состоянию: ссылка
Sofa
Нет, падение Люцефера-это астральный план, когда знание «Я есть» обрастает чувственным восприятием-плотью.
А мысли пусты сами по себе, если к ним не прицепляется чувственный контекст, именно чувства придают мыслям значимость.
Максим Исповедник именно чувственный план называет древом познания добра и зла.
Sofa
Я-есть это ментальный план, а я-есть-тело это астральный план.
rewwerty
Мнение с другого конца:

Младенец не оброс пока мыслями о добре и зле, нет разделения на хорошее и плохое, «я» и «не-я».
Но и знание Себя в нём — в тумане майи. Воспринять наставления об отведении внимания от воспринимаемого, о развороте его внутрь он не может.
Но его чистота от мыслей — указатель для зрелых ищущих, при котором отведение внимания должно произойти беспрепятственно.
Ибо пока эгоистическая форма мышления есть, внимание погружено в него, с соответствующим выстраиванием отношений к воспринимаемому.

«Пока не станете как шестимесячный младенец, не надейтесь войти в царство истинной мудрости».

В. Ганешан «Рамана Перийя Пуранам»
Sofa
Для тебя мысли зло и ты воображаешь, что можно обойтись совсем без мыслей? Без мыслей не возможно знание о себе, без мыслей нет восприятия.И не бывает тела без самосознания, наоборот самосознание предшествует восприятию тела, самосознание я-есть является условием для появления восприятия.
rewwerty
Для тебя мысли зло и ты воображаешь, что можно обойтись совсем без мыслей?

Не зло. Препятствие для Само-озознания.

Выше в ветке диалога есть ссылка на опыт Пападжи, работавшего без мыслей.

Без мыслей не возможно знание о себе

Смотря а каком «я» идёт речь.

«Мысли – хорошие или плохие – отдаляют от цели, а не приближают к ней, потому что Я пребывает за пределами мысли».

Рамана Махарши. «Проблема Самопостижения». Из книги "Беседы со Шри Рамана Махарши". Тируваннамалай, 1963, выборочно

*
«Выброси свои мысли. Ты будешь наслаждаться свободой только в состоянии, где нет мыслей».

В. Ганешан «Рамана Перийя Пуранам»

*
"Мауна – «Безмолвие»; один из наиболее любимых Раманой Махарши синонимов для обозначения свободного от мыслей переживания Истинного Я".

Шри Муруганар «Падамалай. Наставления Шри Раманы Махарши», Глоссарий
rewwerty
Мудрец (джняни) есть состояние до́ мыслей.

Но гуны материальной природы при этом продолжают через него играть. Для стороннего наблюдателя. (В Бхагавад-Гите по гунам хорошо разложено).

P.S.
Ниже
Sofa
«Состояние без мыслей» тоже мысль.Восприятию предшествует мысль-«я»
«Выброси свои мысли. Ты будешь наслаждаться свободой только в состоянии, где нет мыслей».
восприятию любого состояния предшествует мысль «я», состояние само по себе тоже мысль… причём вторичная мысль после первичной мысли «я».
для обозначения свободного от мыслей переживания Истинного Я".

Любому переживанию предшествует мысль «я»,«переживание» тоже мысль.
rewwerty
Речь о «состоянии» вне́ состояний, «состоянии» до́ переживаний, до́ опытов.

Конечная по Учению адвайты:

Если свободное от ума Сознание, находящееся на стыке глубокого сна и бодрствования, каким-то образом становится непрерывным, то обретенное состояние обозначается мудрецами как состояние освобождения.

Шри Муруганар «Падамалай. Наставления Шри Раманы Махарши»


Подробнее
rewwerty
Мудрец есть «состояние» до́ воспринимаемого, до́ знаемого.

Ссылка
rewwerty
Максим Исповедник именно чувственный план называет древом познания добра и зла.

Через известных Пробуждённых тоже играли и играют чувства. Но их игра на ставшем открытым фоне Чистоты (Себя, чистого Сознания, чистого Осознавания).

Вот такой вывод априори (до опыта).
rewwerty
Посему игра чувств через Пробуждённого отличается по восприятию от игры чувств через обычного человека (обособленную форму сознания, эго).

Однажды у одного мудреца спросили: «Как можно распознать хорошего человека?» И мудрец ответил: «Это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а та атмосфера, которая создается в его присутствии. Вот что является свидетельством. Ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его духу.»

Источник


~

«Тишина твоего сердца — это голос Бога, а суета твоего сердца — это голос мира».

«Признак человека, обретшего Бога, — исходящие из него тишина и покой».

Симеон Афонский
Erofey
«До слез знакомый образ»