21 мая 2012, 04:46
Третий аспект или знание напрямую
В своих сатсангах Адьяшанти часто говорит что настоящее понимание происходит «от шеи вниз» (from the neck down). Другими словами не в голове, не на уровне интеллекта. Как это понимать? Я помню как меня бесило иносказательство, уклончивость Дзена. К чему все эти указатели, притчи, загадки, неужели нельзя сказать напрямую? Оказывается, нельзя…
Интеллект, ум живет в мире идей, концепций, теорий, стратегий и т.д. Каждая «теория» подразумевает ряд утверждений которые принимаются за «правду» (не обязательно всеми :). Это — хорошо, то — плохо. Но эти основоположения, эти утверждения эфемерны по своей природе, зависят от времени, места и даже статуса того кто утверждает. Для тех из нас кто ещё помнит времена СССР переменчивость «незыблемых истин» совершенно очевидна. Mир интеллекта — двумерное пространство (да и нет, правда и ложь, любовь и смерть).
И вот начинает открываться что, оказывается, есть третье измерение! Возможно совсем другое восприятие мира! Причём правила и знания двумерного пространства на него не распространяются. Здесь нам приходится начинать с нуля. Оно включает двумерное пространство, но не ограничено им. Никакого парадокса или противоречия между «ничего нет» и «я существую», «я ничего не знаю» и «я знаю», пустотой и формой — нет! Как это обьяснить интеллекту для которого третье измерение ещё не открылось? Собственно, невозможно. Как сказал кто-то из Дзен мастеров, это как если бы глаз попытался увидеть сам себя. Так и обьясняют — «пустота есть форма, форма есть пустота» (Сутра сердца).
В третьем измерении восприятия мы просто знаем. Это знание живет, движется, раскрывается, выражается, включая выражение в двумерном пространстве. Никаких проблем с миром идей, с семантикой и определениями… называйте как хотите! В Дзене это называют «знание напрямую». Причем, действительно это знание ощущается где-то между сердцем и солнечным сплетением, от шеи вниз. Ближе всего, пожалуй, сравнение с интуицией, но гораздо сильнее и отчетливее.
Это изменение часто происходит когда интеллект просто исчерпывает все попытки найти правду в идеях и смиренно признается сам себе — я не знаю. Адьяшанти называет это момент незащищенности (moment of vulnerability). Каждый из нас уникален и неповторим в том где и когда пробуждение этого нового восприятия случается. На сайте conscious.tv множество интервью с людьми у которых это восприятие открылось спонтанно, без какой-то предварительной работы. Причем не нужно заблуждаеться, открытие этого восприятия совсем не решает наших жизненных проблем. Мы можем отчетливо увидеть, что какая- то ситуация в нашей жизни основана на отжившей модели мира, но изменять эту ситуацию (сменить работу, покинуть партнера и т.д) приходится нам!
Интеллект, ум живет в мире идей, концепций, теорий, стратегий и т.д. Каждая «теория» подразумевает ряд утверждений которые принимаются за «правду» (не обязательно всеми :). Это — хорошо, то — плохо. Но эти основоположения, эти утверждения эфемерны по своей природе, зависят от времени, места и даже статуса того кто утверждает. Для тех из нас кто ещё помнит времена СССР переменчивость «незыблемых истин» совершенно очевидна. Mир интеллекта — двумерное пространство (да и нет, правда и ложь, любовь и смерть).
И вот начинает открываться что, оказывается, есть третье измерение! Возможно совсем другое восприятие мира! Причём правила и знания двумерного пространства на него не распространяются. Здесь нам приходится начинать с нуля. Оно включает двумерное пространство, но не ограничено им. Никакого парадокса или противоречия между «ничего нет» и «я существую», «я ничего не знаю» и «я знаю», пустотой и формой — нет! Как это обьяснить интеллекту для которого третье измерение ещё не открылось? Собственно, невозможно. Как сказал кто-то из Дзен мастеров, это как если бы глаз попытался увидеть сам себя. Так и обьясняют — «пустота есть форма, форма есть пустота» (Сутра сердца).
В третьем измерении восприятия мы просто знаем. Это знание живет, движется, раскрывается, выражается, включая выражение в двумерном пространстве. Никаких проблем с миром идей, с семантикой и определениями… называйте как хотите! В Дзене это называют «знание напрямую». Причем, действительно это знание ощущается где-то между сердцем и солнечным сплетением, от шеи вниз. Ближе всего, пожалуй, сравнение с интуицией, но гораздо сильнее и отчетливее.
Это изменение часто происходит когда интеллект просто исчерпывает все попытки найти правду в идеях и смиренно признается сам себе — я не знаю. Адьяшанти называет это момент незащищенности (moment of vulnerability). Каждый из нас уникален и неповторим в том где и когда пробуждение этого нового восприятия случается. На сайте conscious.tv множество интервью с людьми у которых это восприятие открылось спонтанно, без какой-то предварительной работы. Причем не нужно заблуждаеться, открытие этого восприятия совсем не решает наших жизненных проблем. Мы можем отчетливо увидеть, что какая- то ситуация в нашей жизни основана на отжившей модели мира, но изменять эту ситуацию (сменить работу, покинуть партнера и т.д) приходится нам!
17 комментариев
Причем не нужно заблуждаеться, открытие этого восприятия совсем не решает наших жизненных проблем. Мы можем отчетливо увидеть, что какая- то ситуация в нашей жизни основана на отжившей модели мира, но изменять эту ситуацию (сменить работу, покинуть партнера и т.д) приходится нам! ЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО А НЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СВОИХ ИДЕЙ.
Например, сначала мы видим глазом объект, после этого к нашему мыслительному сознанию идет сообщение о том, что глаз ухватил объект, и мыслительное сознание понимает, что было воспринято глазом. Сразу же после этого, отправляется сообщение различающему сознанию, посредством которого мы ощущаем объект как хороший, плохой, красивый, некрасивый и так далее. И это распознавание есть функция различающего сознания. Но практикующий, имеющий реализацию, осознает объект мыслительным сознанием прежде, чем различающее сознание вынесет свое суждение. Это суждение мы делаем на основе своих омраченных мыслей. Вот в чем разница между тем, кто реализовал и тем, кто не реализовал. Это касается не только внешних объектов но и наших ощущений и переживаний.Даже мысль видится мыслью и отсутствие мысли это мысль об отсутствии.