24 июня 2016, 10:33

Йога Васиштхи "Утпатти Пракарана"


отрывок из второй саги
Жил однажды мудрец Акаша-джа, дваждырожденный брахмана, приверженный дхарме и постоянно погруженный в медитацию, благожелательный ко всем в своем сердце.
Он жил уже очень долго, когда Смерть решила забрать его, подумав: «Только я одна не умираю, и ем всех этих существ! Почему же я до сих пор не съела этого дваждырожденного Акаша-джу? Тут моя сила и решительность пропадают, как будто мой меч ударяется о камень».
Так, решив убить его, она пошла в город, где он жил — те, кто стремятся к цели, не оставляют своих усилий и действий.
Но когда она попыталась войти в его жилище, на ее пути встало огромное пламя, подобное огню, поглощающему вселенную.
Прорвавшись через огромные языки пламени, она вошла в дом и увидела
дваждырожденного. Она долго пыталась схватить его своей рукой,
Но даже сотней рук она не могла схватить брахману, видя его прямо перед собой, как силач бессилен перед человеком, твердо настаивающим на своем. Тогда Смерть пошла к богу Яме, заведующему судьбами смертных, за помощью в решении проблемы, и спросила его: «Молю тебя, великий, скажи мне, почему я не могу забрать этого Акаша-джу?»
Яма ответил:
На самом деле, Смерть, ты никого не можешь убить! Смерть вызывается собственной кармой, результатами собственных действий, и ничем иным.
Потому попробуй узнать карму этого брахманы, которого ты намереваешься погубить, и с ее помощью ты сможешь его съесть.
Тогда Смерть пошла искать карму этого человека, бродя и близко, и далеко, ища в реках и озерах, повсюду во всех направлениях;
В лесах, джунглях и болотах, горах и на берегах океанов, на разных континентах и в чащах, в городах и деревнях; В селах и во всех королевствах, в дальних странах — и так, бродя по всей земле, она нигде не могла найти карму святого человека.
Смерть нигде не смогла найти карму этого Акаша-джи, как мудрый не может
обнаружить существование сына бесплодной женщины, и как никто не может взойти на воображаемую гору.
Снова она вернулась к всезнающему Яме с теми же вопросами и сомнениями, подобно тому, как слуга просит разъяснений у своего хозяина.
Смерть спросила: «Скажи мне, О господин, где можно найти карму Акаша-джи?»
После долгого размышления, мудрый правитель сказал так.
Яма сказал:
О Смерть, этот святой Акаша-джа действительно был рожден только от пространства и потому вообще не имеет кармы.
Он также чист, как породившее его пространство, и не связан никакими действиями или их результатами — у него нет кармы.
Он нисколько не связан кармами прошлого, подобно сыну бесплодной
женщины, — ведь он вообще не был рожден.
У него нет причины, и потому он подобен пространству; у него нет прошлых карм, и потому он подобен огромному воображаемому дереву в небе.
Из-за отсутствия прошлых карм, у него даже нет независимого разума, и он не накопил действий, которые сделали бы его доступным тебе. Его сущность — пространство, его форма — лишь форма чистого пространства, он всегда сам себе причина и не имеет других причин.
У него нет прошлых карм, и он не совершает действия в настоящем, он представляет собой только сущность осознающего пространства.
Он кажется живущим, дышащим и действующим только для нас и других, но для него не существует понятия кармы.
Его действия и намерения — чистое сознание, они проявляются как различные формы в неизменной массе сознания.
Этот святой дваждырожденный существует, как сама сущность чистого пространства. Как текучесть естественным образом присутствует в воде, или пустотность — в небе,
Как движение неразрывно связано с ветром, так и этот святой остается в высочайшем состоянии. У него нет ни карм прошлых рождений, ни кармы этой жизни. Он существует, не завися от прошлого или от желаний самсары. У него нет причины,
Он сам себе причина, он существует так, как он себя ощущает. Без внешних
причин для своего существования, он есть порождение самого себя.
Он не является деятелем ни раньше и ни сейчас, скажи, разве можешь ты его достать? Если бы у него в разуме были мысли, тогда его можно было бы считать уже мертвым. Тот, кто считает, что он является телом, созданным из пяти элементов, несомненно, смертен, и ты можешь его настичь.
Но этот дваждырожденный не имеет тела из пяти элементов и ты его,
рожденного из пространства, не можешь забрать, как невозможно даже самой крепкой веревкой связать небо.
Смерть спросила:
О Великий, скажи мне, если он порожден пустотой, состоит ли он из пяти материальных элементов или нет?
Яма ответил:
Этот святой никогда и нигде не рождался и не нерождался, он есть абсолютный безграничный свет Сознания, такова сама его сущность. Когда наступает время космического разрушения, не остается ничего, помимо нерушимого бесконечного безграничного спокойствия Брахмана;
Пустого, неизменного, тончайшего и лишенного признаков, высочайшего, в котором появляются воображаемые формы, подобные огромным скалам.
Когда в его чистейшей природе Сознания сама собой возникает идея «я есть
тело», он видит свою форму, подобно тому, как ворона садится на пальму, и с нее в тот же момент падает кокос — не связанные между собой события, кажущиеся причиной и следствием!
Этот брахмана с начала творения остается в чистом пространстве, как само неконцептуальное пространство осознания. У него нет ни тела, ни карм, ни обусловленностей и привычек, и он не чувствует себя деятелем. Он — чистое пространство Сознания, безграничная плотная масса Сознания.
Ему вообще неизвестна сеть прошлых обусловленностей, его природа — только чистое пространство, подобно тому как блистающий свет — природа огня.
Когда прекращается объектное восприятие, он не видится даже таким, а только как чистое пространство осознания.
Где в нем материальность пяти элементов? Могла ли она в нем появиться? При таком состоянии дел, О Смерть, тебе лучше отказаться от попыток забрать его. Невозможно никак и никогда ухватить пространство.
Услышав это, удивленная Смерть возвратилась к себе домой.

2 комментария

Gor
Годная сказка
tnc
О, перевод уже не с английского, а с санскрита! +++