Первым этапом в йоге Шри Ауробиндо и главной задачей, решение которой
послужит ключом ко многим постижениям, является установление безмолвия в разуме. Могут спросить: зачем нужно это безмолвие ума? Очевидно, если мы хотим открыть новую страну внутри себя, то для начала нам необходимо покинуть старую, и все зависит от решимости, с которой мы делаем этот первый шаг. Иногда это похоже на вспышку. Что-то кричит в нас: «Довольно этой болтовни!», и мы сразу оказываемся на пути и идем, не оборачиваясь назад.
Другие говорят «да», затем «нет» — они колеблются до бесконечности между двумя мирами. Еще раз подчеркнем, что мы не стремимся оторвать от себя то, что у нас уже есть и что досталось нам тяжелым трудом, во имя Мудрости-Мира-Просветленности, и постараемся избегать слов высоких и пустых; мы стремимся не к святости, а к юности — вечной юности вечно растущего существа, мы стремимся не к ущемленному бытию, но к существованию более совершенному и прежде всего более широкому: Не приходило ли вам когда-нибудь в голову, что если бы они действительно стремились к чему-то холодному, темному и мрачному, то они были бы не мудрецами, а ослами? — как-то шутя заметил Шри Ауробиндо.
Действительно, когда останавливается машина ума, человек делает разного рода открытия и, прежде всего, он понимает, что если способность думать — это замечательный дар, то способность не думать — дар гораздо более великий. Пусть
Читать дальше →
Чувство юмора?
Это же соль существования.
Без него мир давным-давно бы полностью утратил равновесие
(а он уже и так достаточно расшатан)
и устремился бы в ад.
Бог, не умеющий улыбаться, не смог бы
создать этой забавной вселенной,
Я могу передать состояние сознания цветку легче, чем человеку: цветок очень восприимчив, хотя он и не знает, как сформулировать свое переживание для себя, потому что ему не хватает разума. Но чистое психическое сознание для него инстинктивно. Поэтому, когда вы предлагаете цветы мне, их состояние почти всегда указывает на ваше. Есть люди, которым никогда не удается принести мне цветок свежим — даже если цветок свеж, он вянет в их руках. Другие всегда приносят свежие цветы и даже дают новые силы поникшим. Если ваше стремление сильно, поднесенные вами цветы будут свежими. Если вы восприимчивы, вам будет легко впитать сообщение, которое я вложила в цветы, которые я дала вам. Когда я даю их, я даю состояние сознания; цветы являются посредниками, и эффективны они или нет, все зависит от вашей восприимчивости...
Давным-давно, в сухих землях, которые теперь называются Аравией, божественное начало инкарнировало на землю, чтобы пробудить в ней высшую любовь. Как и ожидалось, он преследовался людьми, не понимался, подозревался, подвергался гонениям. Смертно раненый своими гонителями, он хотел умереть спокойно в одиночестве, и завершить свою работу, и, преследуемый, он удалился. Неожиданно в обширных пустынных землях появился маленький куст граната. Спаситель вполз под низкие ветви и оставил свое тело покоится; и сразу куст чудесно разросся, он становился все выше, больше, стал крепким и тучным, так что когда преследователи проходили мимо, они даже не заподозрили, что Тот, на кого они охотятся, спрятан там, и они прошли своей дорогой. И когда священная кровь падала капля за каплей, оплодотворяя почву, куст покрылся чудесными цветами, багряными, большими, со множеством лепестков… бесчисленными каплями крови. Это — цветы, которые выражают и хранят для нас Любовь Божества.
***
Сладкая Мать, имеет ли эта халдейская легенда, которую вы написали, какое-то отношение к Кали Пудже? Да, мое дитя, потому что в день Кали Пуджи я всегда даю цветы «Любви Божества»; ибо Кали — самая любящая изо всех аспектов Махашакти; здесь — самая активная и самая мощная Любовь. И именно поэтому каждый год я раздаю лепестки «Любви Божества» в День Кали. Вот объяснение, почему были выбраны, естественно, эти цветы, чтобы выразить Любовь Божества, — это достаточное объяснение...(МАТЬ)
Простота, простота! Как сладка чистота Твоего присутствия! Как только всякое усилие исчезает из манифестации, она становится очень простой, с простотой открывающегося цветка, проявляющего свою красоту и распространяющего свой аромат без шума или показного жеста. И в этой простоте лежит величайшая сила, сила, которая менее всего смешана и меньше всего дает подниматься вредным реакциям. Силе витала не следует доверять, она — искуситель на пути работ, и всегда есть риск попасть в ее сети, ибо она дает вам вкус немедленного результата; и в своем первом пылком стремлении сделать работу хорошо, мы разрешаем себе уноситься, чтобы использовать эту силу. Но очень скоро это отклоняет всю нашу деятельность с правильного курса и вносит семя иллюзии и смерти в то, что мы делаем...
Цветы учат нас очарованию тишины — и тем самоотдаче, которая не требует ничего взамен...
Будьте как цветок. Нужно стараться стать подобным цветку: открытым, откровенным, ровным, щедрым и сердечным. Знаете ли вы, что это означает? Цветок открыт всему, что окружает его: природе, свету, лучам солнца, ветру и т.д. Он оказывает спонтанное влияние на все, что его окружает. Он излучает радость и красоту. Он откровенен: он не скрывает ничего от своей красоты и дает ей откровенно течь из себя. Тому, что внутри, что находится в его глубинах, он дает выходить, чтобы каждый мог видеть это. Он ровен: он не имеет предпочтений, Каждый может насладиться его красотой и его ароматом без какого-либо соперничества. Он ровен и одинаков со всеми. Ни в чем и нигде он не отличается. Затем щедрость: без остатка или ограничения, как он отдает мистическую красоту и самый сокровенный аромат природы. Он жертвует собой всецело для нашего удовольствия, он даже жертвует своей жизнью, чтобы выразить красоту и тайну того, что собрано в нем. И затем сердечность: он так мягок, он так сладок, так близок нам, он такой любящий. Его присутствие наполняет нас радостью. Он всегда бодр и счастлив. Счастлив тот, кто может поменять свои качества на подлинные качества цветов...(Мать)
СФИНКС
Иногда надо суметь стать проще и, оставив литературное множественное, сказать «я», как бы мимоходом: «Который час или куда ты идешь? И что движет тобою, человек?»
Так говорил Сократ: «Остановись, мой друг, побеседуем немного. Не об истине, которая поблекла, не о скрытой природе мира, но о том, что ты собирался делать, когда я тебя встретил. Ты думаешь, что ты хочешь сделать справедливо, красиво или хорошо потому только, что ты собираешься это сделать. Но объясни мне тогда, что такое справедливость, красота, добро».* Справедливость — красота — добро… Черт возьми! Где прячутся все эти птицы?
Я иду… я много прошел. Я даже промчался галопом через несколько континентов. Но что заставляло меня идти? Что приводило в движение мои ноги, и почему я выбирал тот или иной курс из стольких всяких курсов, словно ясновидящий безумец? Ни разу во мне не шевельнулась мысль, ни разу не возникла абстракция: я моряк, бретонец, я люблю морской простор, чаек, хотя и родился в Париже на улице Джордано Бруно (тоже довольно упрямый еретик, за что и был сожжен заживо). Все начиналось хорошо. Однако на дорогах Афганистана я вспоминал Мальро: «Пусть других поразит сдача на волю судьбы и мучительная предопределенность неведомого». Неведомое — это очень по-бретонски (один из моих предков был юнгой на первых парусниках), неизвестность, приключения, тем более что «обыденное» вызывало во мне тошноту.
Но почему так? Что заставило меня тронуться в путь? Моряки говорят, что они «отдают швартовы». В конце пути находишь то же, что было в начале — и это, может быть, вопрос, который задают все. Молчаливый вопрос ребенка, глядящего на бегущие волны и на то, как легкий ветер гонит их в открытое море. «И что же все это значит?»
Читать дальше →
ЕДИНСТВО И УЧЕНИЕ ШРИ АУРОБИНДО
Один из духовных гигантов нашего века – так же как и всех веков – человек, чей вклад в наш мир начался в тюрьме в индийском городе Алипоре. Затем Шри Ауробиндо быстро достиг вершины самореализации. Глубина и всеобъемлемость его достижения поистине выдающиеся; это одна из высших точек современных духовных попыток прозондировать высшую, предельную реальность и превратить человеческую жизнь в «божественную жизнь», по аналогии с названием основного труда Шри Ауробиндо. Его жизнь и его учение предлагают метод самопреображения, хорошо подходящий для нашего времени.
После своего переживания в Алипоре Шри Ауробиндо почувствовал, что совершенство человека может быть достигнуто только после кардинального изменения сознания всего мира – изменения, допускающего единство всего существования, проявляющегося во всех отдельных формах, которых это Единое касается. Для достижения этого Шри Ауробиндо создал свою йогу трансформации, которая сегодня распространилась по всему земному шару из его ашрама в Пондишерри (Индия) и расположенного неподалеку Города Рассвета, названного Ауровилем, который был основан в 1968 году Матерью, соратницей Шри Ауробиндо, чтобы выразить этим его наследие.
Его видение неотразимо, и оно подкрепляется практическими инструкциями и методами достижения мощных эволюционных изменений в человеческом обществе. В отличие от многих его предшественников, учителей йоги, которые предлагали покинуть мир и совершить «прыжок в нирвану», Шри Ауробиндо пытался привнести божественный потенциал человека в его повседневную жизнь и таким образом воплотить Бога в мире. Шри Ауробиндо не только не отворачивался от Земли и от Человека, а искал пути трансформировать их – и Землю, и Человека.
Читать дальше →
*
Грех — это то, что когда-то было на своем месте, а ныне оказалось
не на месте; иной греховности нет.
*
Исследуй себя нещадно, тогда ты станешь более милосердным и
сострадательным к другим.
*
Европа гордится своей практической и научной организацией и
великими достижениями. Я жду, пока ее организация достигнет совершенства — тогда дитя сокрушит ее.
*
Когда наше знание свежо, оно непобедимо; когда знание стареет, оно
утрачивает свои достоинства. Так случается потому, что Бог никогда не стоит
на месте.
*
Стыд приносит свои восхитительные плоды, и как в эстетике, так и в
этике мы едва ли смогли бы обойтись без него; но в остальном он является
признаком слабости и свидетельством невежества.
*
Сверхъестественное есть то, природа чего нами пока еще не
постигнута, не познана, или силами чего мы еще не овладели. Жажда чуда,
присущая человеку, указывает на то, что восхождение его еще не завершено.
*
Боль — это прикосновение Матери нашей, которая развивает нашу
способность к переживанию все более высокого восторга. Три ступени в ее
школе: сначала — терпение, затем — невозмутимость души и, наконец, — экстаз.
Смерть тела является лишь привычкой самих клеток. Боль является их привычкой. Они также, как и ум, должны осознать свое тождество с Богом, понять, что смерть необязательна, как необязательны и прочие, навязанные Майей, физические «законы». Так вкратце можно было бы описать путь к тотальному Совершенству, которое не отрицает ничего, даже Материю.
«Если плоть произошла ради духа, это — чудо. Если же дух ради тела, это — чудо из чудес. Но я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности.» (Слова Иисуса, Евангелие от Фомы)