13 октября 2014, 21:12
СНЯТИЕ ЗАВЕСЫ
Последняя четвёртая статья Горана Бэклунда www.uncoveringlife.com/
Предыдущая статья здесь Главное заблуждение
Перевод с английского
Завесы восприятия никогда не было. Ничто никогда не скрывало внешний мир, потому что внешнего мира не существует. Нет ничего, что существовало бы вне переживания. Есть только восприятие. И суть восприятия это самό сознание — то, из чего создано восприятие. Сознание является реальностью, в которой происходят все переживания, и является всем, что есть в существовании как таковом. Это суть жизни.
Сознание это то, что есть жизнь.
Наша человеческая жизнь состоит из переживаний. Это всё, что есть в жизни, какой мы её знаем, это всё, с чем мы можем столкнуться, и это появляется в Сознании.
То, что мы думали о жизни — что мы живём на этой голубой планете во внешней и независимой от нас вселенной, что наши тела это физические существа, подверженные распаду, и что мир продолжит свой путь вокруг солнца, когда пройдут отпущенные нам 80 лет и мы перестанем существовать — теперь оказалось на более, чем сном, кинофильмом, воспроизводящимся на экране Сознания. Есть много снов, конечно, миллиарды, и у каждого уникальный взгляд на мир. Но все они видятся одному единственному сновидящему — Сознанию, которое их создало.
Убеждения о существовании внешнего мира настолько глубоко и прочно укоренились в нашей культуре, что будет не так-то просто выбросить их из головы. Как правило, люди не хотят, чтобы их версия реальности подвергалась сомнению, и принять это новое знание, значит полностью переориентировать своё мировоззрение. И не только это стоит под вопросом, но и то, чем вам казалось вы являетесь — этим человеческим телом из плоти и костей.
Если у вас всё ещё есть сомнения, или вы по-прежнему убеждены в существовании внешнего независящего от вас мира, поразмыслите вот над чем:
Если внешнего мира нет, то у нас были бы в точности те же самые причины верить, что он существует, какие у нас есть сейчас. Объекты нашего восприятия по-прежнему вели бы себя в соответствии с законами физики. По-прежнему существовали бы порядок и предсказуемость, к которым мы так привыкли, потому что так задуман сон.
Мы убеждены, что если бы внешнего мира не существовало, то мир каким-то образом виделся нам другим; что внешний мир должен существовать и быть причиной наших переживаний, в противном случае вещи вели бы себя иначе. Но вещи ведут себя так, а не иначе потому, что мы с самого начала заключили, что существует внешний мир. Фактически наши мысли и убеждения на счёт внешнего мира не отдельны от сновидения — мы не находимся вне сна, глядя в него — но наши мысли и теории являются частью сна. Иллюзия внешнего мира это часть замысла. Если бы вещи в этом сне вели себя по-другому, то наши теории о законах физики были бы совсем другими. Если бы объекты падали вверх, то нам пришлось подстраивать под это нашу теорию гравитации.
С первого взгляда может показаться, как будто открытия науки противоречат идее о сознании как реальности. Однако, до сих пор мы изучали метафизические истины реальности, а метафизика выходит за пределы сферы науки, ограниченной областью наблюдаемых феноменов. Проблема науки в том, что она делает необоснованные выводы относительно отношений между феноменами и реальностью, а именно, то, что мы наблюдаем, это и есть то, что объективно существует. Научные открытия и «факты» относятся только к наблюдаемым феноменам. Точка зрения, что описанный наукой мир реален, и что научные теории могут достоверно соответствовать истинному знанию о реальности — просто необоснованные верования. В науке то, что лежит в основе природы вещей, лишь подразумевается. Никто на самом деле не видел атом. Субатомные частицы, гравитация и радиоактивность не существуют иначе, кроме как теоретические мысленные модели для описания явлений. Пространство и время, на чьё объективное существование опираются эти модели, не существуют, а следовательно, нет и материи.
Сегодня у нас есть множество электронных устройств, которые, похоже, предполагают существование атомов. Электричество предполагает существование электронов. Если вы подумаете над тем, как концепция электричества обнаруживается в вашем восприятии, вы увидите, что это переживание. Если вы видите сон о светящейся ночью лампочке, значит ли это, что электричество является питающей энергией, действующей в вашем сне? Нет, электричество это просто наше название определённого феномена. Если вы вскроете компьютер, вы увидите кучу схем. Что это такое? Ощущения. Если вы будете с ними экспериментировать, пытаясь измерить или установить их функции, результат придёт к вам в виде ощущения (переживания). Если вы включите компьютер, запустив операционную систему, что вы увидите? Опять ощущения. Скажем, вы знаете внутреннюю работу компьютера. Вы знаете входы и выходы электрических схем, механизм модулей памяти и коммуникацию между внутренними устройствами. Теперь, если вы увидите компьютер ночью во сне, вы естественно предположите, что машина питается от электричества, и внутри происходят цифровые процессы, что вызывает картинки на экране. Но как только вы проснулись, вы осознали, что никакого компьютера не было, скорее всё это было в вашей голове. Это было Сознание, которое явило его. То же самое происходит в состоянии бодрствования.
Вопрос: Но сон и бодрствование это разные вещи!
Какая в действительности между ними разница? Всё, из чего они оба состоят, это переживания (ощущения). Отличается лишь содержание, а сутью как сна, так и бодрствования, является самό сознание.
Мы можем наблюдать биологические процессы, происходящие в мозге, используя высокотехнологичное сканирующее оборудование, но как инструменты, так и измерения мозговой активности, состоят из ощущений. Они существуют лишь в мыслях. Взаимосвязь между мозговой активностью и деятельностью объекта исследования исходит только из восприятия этих картинок в воображении. Возможно, выводы могут быть убедительными, но они терпят крах, когда мы понимаем, что всё это — часть сна. Сканирующее оборудование, тестируемый и результаты измерений — всё это фантазии, проявляющиеся в сознании как переживания. И точно также изображения клеток, бактерий и других биологических существ под микроскопом — лишь ощущения, наблюдаемые явления, пыль сновидений.
Этим я хочу сказать, что научные открытия сами по себе не находятся в оппозиции нашему метафизическому заявлению, что реальность есть сознание. Только когда учёные пытаются объяснить мир, а не описать его, они начинают соскальзывать в область метафизики, ведь позиция научного реализма скользкая штука, полагаясь на предположения и просто на веру.
Иллюзия индивидуальности
Вера в то, что в мире существует множество разных существ, приходит отчасти из иллюзии материальности. Мы мним себя воспринимающими мир. Мы верим, что имеем местоположение в мире, и что каждый из нас имеет личное сознание, находящееся в теле, благодаря которому мы воспринимаем себя и своё окружение.
Из картинок, появляющихся в сознании, мы делаем вывод, что существует непрерывное физическое пространство, в котором мы существуем. Но картинки это просто картинки. Они не отображают реальность. Они изображаются для реальности. То, что они собой представляют, не имеет реального существования независимо от восприятия. Однако, наша концепция физической реальности основана на содержании этих картинок. Например, вот изображение комнаты. Мы предполагаем, что существует настоящая комната, и что я, центр восприятия, нахожусь внутри комнаты. Мы думаем, что комната реальна, в то время как она фактически только изображение. Разумеется, оно очень убедительное — если вы начнёте двигаться по комнате, разглядывая её под различными углами, вам будет казаться, что вы внутри неё, а не просто какие-то картинки появляются последовательно в сознании. И появляются не только визуальные образы, но также и другие образы восприятия, такие как баланс и ощущение движения воздуха на щеках. Понятие о материальности исходит из переживания этих ощущений, и таким образом, материальность как таковая это не более чем суждение о содержании опыта. Это суждение является мыслью, а мысли, как и всё остальное, это лишь ещё одно переживание, возникающее в сознании. Мы верим, что мысли наша собственность, они принадлежат лично мне, когда по факту они возникают в одном Сознании вместе с остальными ощущениями, что составляет видимый мир, тело и ум.
Разные взгляды людей это просто переживания, возникающие в едином Сознании. Может казаться, что вы являетесь одним переживающим, находящимся в определённом месте в мире, а я — другим. Однако, материальность это только иллюзия.
Сознание есть реальность, и поэтому не имеет локализации. Локализация это суждение, исходящее из воспринимаемых образов. Всё, что есть в локализациях или в центрах восприятия, это образы, возникающие в едином Сознании. Ваш взгляд и мой, тотальность нашего опыта, возникает в одном и том же сознании, в одном и том же переживающем. В сущности, понятия «Твой» и «Мой» совершенно теряют своё значение в этом свете, ибо по сути мы — одно и то же.
Есть только одно Бытие. Фундаментальное интуитивное чувство, которое у нас есть относительно собственного существования — самость — это аромат лежащей в основе всего самоосознающей реальности, которая даёт проявиться любому переживанию. Это есть чувство Бытия и оно всегда присутствует во всех нас; это то, что воспринимает — Сознание, реальность. И то, что вы есть, реальный вы, ваше истинное «я», это оно.
Вы — то, что переживает. Вы не тело, не ум. Это всё переживания, появляющиеся для вас, самого Сознания, единственного существующего Бытия. Тело, которое вы знаете как «ваше», является частью переживания, частью ландшафта. Как и другие переживания — деревья и небо, боль и страдание, мысли и чувства — они появляются перед вами как содержимое сна. Но вы это не содержимое, вы — его очевидец.
И я — то же самое.
Переживание себя, своих мыслей и чувств, своих хороших и плохих дел, свидетельствуется тем же Сознанием, которое свидетельствует «вас». Персонаж, печатающий сейчас эти слова, который в разговоре ссылается на себя как «я», это просто переживание. Это актёр, играющий роль в фильме «Моя жизнь». Но актёр это не тот, кто переживает, он переживается. Он переживается единым Бытием, этой «самостью», для которой происходят все переживания.
Вопрос: Но если наша жизнь возникает в Сознании, и ваше и моё сознание едины и одно и то же, почему я не вижу то, что видите вы? Как получается, что я не помню «вашего» опыта?
Вас обманывает вера, что тот, кто переживает, должен быть способным помнить все предыдущие переживания. Сознание ничего не помнит. Воспоминания возникают в сознании, они создаются и свидетельствуются им, но воспоминания имеют отношение к переживанию, а не к переживающему. Память это просто чувство, а не свойство сознания. Переживание происходит, как правило, с точки зрения тела, со всеми его мыслями, чувствами и памятью. Именно они составляют человеческий опыт и создаются и свидетельствуются сознанием. Но следующее переживание может быть из совсем другого тела, с другими мыслями, эмоциями и памятью. И между этими переживаниями нет никаких воспоминаний.
Представьте себе сон, где вы воспринимаете глазами персонажа, скажем фермера, с его личным набором мыслей, чувств и воспоминаний. Ваш сон развивается из этой перспективы, и вы верите, что являетесь этим персонажем. В следующий момент вам снится, что вы совершенно другой человек — король, тоже с собственным набором мыслей, чувств и воспоминаний. Будучи королём, вы абсолютно забываете о фермере — опыт фермера исчезает без следа. Что остаётся одним и тем же, однако, сквозь оба эти опыта, это чувство «самости», чувство Бытия.
Когда вы просыпаетесь, вы осознаёте, что переживали обе жизни — короля и фермера; что вы видели из обеих перспектив, и что их сутью, сутью их бытия, было одно и то же — Вы. Король и фермер, два совершенно разных человека, оба переживались одним и тем же сознающим свидетелем. Хотя пример был приведён о ночном сне, тот же принцип применим и в реальности. Все люди и их жизни переживаются одним Сознанием.
В примере со сном переживание фермера предшествовало переживанию короля. В реальности личности существуют одновременно. Индивидуальные жизни людей происходят в одно и то же время. А отдельной жизнь одного человека от другого делает непрерывность восприятия. Содержание личного восприятия всё время различно — не только взгляд на мир, но ощущения тела, мысли ума и эмоции внутри нас постоянно изменяются. Но в этом есть целостность. Мгновенья нашей жизни связаны — непрерывный поток, река восприятия, последовательность, где переживания причинно связаны. Он начинается с рождением и кончается со смертью. Именно на эту непрерывную последовательность указывает термин «моя жизнь». Этот поток видится моими глазами, и эта точка зрения является тем, чем я себя считаю, а то, что я вижу, содержание потока, это «моя жизнь».
Однако, эта непрерывность — иллюзия.
Впечатление целостности создаёт память. Воспоминания, кажется, ссылаются на прошлое, но это не так — их содержание это фактически завершённые сами по себе переживания. Они независимы, их содержание свежо, уникально и так же оригинально, как и каждое мгновение опыта. Основное свойство этой памяти-мысли — создавать впечатление указывания на прошлое, и фактически существование прошлого исходит исключительно из присутствия памяти.
Но не предыдущие переживания вызывают воспоминания, так как нет прошлого, и таким образом, нет таких вещей как предыдущие переживания.
Времени не существует. Сознание безвременно. Тогда как же мы можем вообще иметь какие-то переживания, если время нереально? Ответ в том, что все переживания, все мгновения существуют одновременно. Точно так же, как вы видите все кадры разом на размотанной киноплёнке, переживания, составляющие жизнь всех людей, животных и других сознательных существ — фактически все возможные переживания — содержатся в безвременном сознании. И переживания не лежат в спячке, ожидая, чтобы их пережили — все мгновения переживания случаются одновременно. Хотя «одновременно», в общем-то, не очень подходящее слово, так как оно предполагает существование времени, но оно довольно близко описывает, как переживание происходит за пределами времени. Но можно сказать иначе: Всё переживается в один единственный безвременный момент.
Переживание не происходит во времени, но время происходит в переживании. Чувство времени возникает каждый момент, или, используя аналогию с киноплёнкой, оно возникает в кадре. Только кажется, что моменты появляются в особом временнόм порядке, но по факту порядок, в котором они переживаются, чувство этого порядка, сам появляется вместе с любым индивидуальным кадром переживания. Не существует временнЫх отношений между переживаниями — переживание вашего рождения существует бок о бок с переживанием вашей смерти. И частью переживания вашей смерти являются воспоминания о вашей взрослой жизни и детстве, создавая впечатление, что они случились до этого момента, но воспоминания не относятся к другим переживаниям — они и их содержание это часть этого переживания.
Воспоминания создают иллюзию последовательности, идущего времени. Память о так называемом прошлом возникает вместе с содержанием настоящего момента и создаёт ощущение непрерывности. Но как каждый отдельный кадр в киноплёнке независим в том смысле, что не имеет причинных отношений с предыдущим или последующим кадром, так и в случае с переживанием. Непрерывность исходит не из переживания множества кадров, но чувство непрерывности возникает в моменте, это независимое содержание каждого кадра. Если посмотреть на один кадр фильма, персонажи могут быть в середине разговора, который кажется, уже продолжается какое-то время. Однако, реальный кадр не имеет причинной связи с предыдущим кадром, он может с таким же успехом описывать совершенно другую сцену. Лишь содержание этого кадра предполагает, что разговор продолжается какое-то время.
Поэтому нет «потока» переживаний, есть лишь индивидуальные независимые кадры восприятия. Каждый отдельный кадр несёт в себе содержимое, которое само по себе способно убедить нас, что он причинно связан с другими кадрами. К тому же причинность — тоже всего лишь иллюзия. Во-первых, понятие о причинности включает в себя время и пространство, которые не имеют объективного существования. А во-вторых, причинность с вообще не имеет места в нашем восприятии. Причинность это просто послемыслие, утверждающее что «событие А послужило причиной события Б».
Из каждого индивидуального кадра переживания возникает чувство, что это часть потока, человеческая жизнь. Но содержимое каждого кадра уникально. Предполагаемые им убедительная непрерывность, связность и поток не реальны. И это означает, что переживание, происходившее со мной секунду назад, и переживание, происходящее со мной сейчас, так же отличаются, как ваша жизнь и моя. Таким образом, индивидуальные жизни и сама личность как таковая — просто иллюзия, ибо есть только одна Жизнь и каждый момент переживание является уникальным её выражением.
Предыдущая статья здесь Главное заблуждение
Перевод с английского
Завесы восприятия никогда не было. Ничто никогда не скрывало внешний мир, потому что внешнего мира не существует. Нет ничего, что существовало бы вне переживания. Есть только восприятие. И суть восприятия это самό сознание — то, из чего создано восприятие. Сознание является реальностью, в которой происходят все переживания, и является всем, что есть в существовании как таковом. Это суть жизни.
Сознание это то, что есть жизнь.
Наша человеческая жизнь состоит из переживаний. Это всё, что есть в жизни, какой мы её знаем, это всё, с чем мы можем столкнуться, и это появляется в Сознании.
То, что мы думали о жизни — что мы живём на этой голубой планете во внешней и независимой от нас вселенной, что наши тела это физические существа, подверженные распаду, и что мир продолжит свой путь вокруг солнца, когда пройдут отпущенные нам 80 лет и мы перестанем существовать — теперь оказалось на более, чем сном, кинофильмом, воспроизводящимся на экране Сознания. Есть много снов, конечно, миллиарды, и у каждого уникальный взгляд на мир. Но все они видятся одному единственному сновидящему — Сознанию, которое их создало.
Убеждения о существовании внешнего мира настолько глубоко и прочно укоренились в нашей культуре, что будет не так-то просто выбросить их из головы. Как правило, люди не хотят, чтобы их версия реальности подвергалась сомнению, и принять это новое знание, значит полностью переориентировать своё мировоззрение. И не только это стоит под вопросом, но и то, чем вам казалось вы являетесь — этим человеческим телом из плоти и костей.
Если у вас всё ещё есть сомнения, или вы по-прежнему убеждены в существовании внешнего независящего от вас мира, поразмыслите вот над чем:
Если внешнего мира нет, то у нас были бы в точности те же самые причины верить, что он существует, какие у нас есть сейчас. Объекты нашего восприятия по-прежнему вели бы себя в соответствии с законами физики. По-прежнему существовали бы порядок и предсказуемость, к которым мы так привыкли, потому что так задуман сон.
Мы убеждены, что если бы внешнего мира не существовало, то мир каким-то образом виделся нам другим; что внешний мир должен существовать и быть причиной наших переживаний, в противном случае вещи вели бы себя иначе. Но вещи ведут себя так, а не иначе потому, что мы с самого начала заключили, что существует внешний мир. Фактически наши мысли и убеждения на счёт внешнего мира не отдельны от сновидения — мы не находимся вне сна, глядя в него — но наши мысли и теории являются частью сна. Иллюзия внешнего мира это часть замысла. Если бы вещи в этом сне вели себя по-другому, то наши теории о законах физики были бы совсем другими. Если бы объекты падали вверх, то нам пришлось подстраивать под это нашу теорию гравитации.
С первого взгляда может показаться, как будто открытия науки противоречат идее о сознании как реальности. Однако, до сих пор мы изучали метафизические истины реальности, а метафизика выходит за пределы сферы науки, ограниченной областью наблюдаемых феноменов. Проблема науки в том, что она делает необоснованные выводы относительно отношений между феноменами и реальностью, а именно, то, что мы наблюдаем, это и есть то, что объективно существует. Научные открытия и «факты» относятся только к наблюдаемым феноменам. Точка зрения, что описанный наукой мир реален, и что научные теории могут достоверно соответствовать истинному знанию о реальности — просто необоснованные верования. В науке то, что лежит в основе природы вещей, лишь подразумевается. Никто на самом деле не видел атом. Субатомные частицы, гравитация и радиоактивность не существуют иначе, кроме как теоретические мысленные модели для описания явлений. Пространство и время, на чьё объективное существование опираются эти модели, не существуют, а следовательно, нет и материи.
Сегодня у нас есть множество электронных устройств, которые, похоже, предполагают существование атомов. Электричество предполагает существование электронов. Если вы подумаете над тем, как концепция электричества обнаруживается в вашем восприятии, вы увидите, что это переживание. Если вы видите сон о светящейся ночью лампочке, значит ли это, что электричество является питающей энергией, действующей в вашем сне? Нет, электричество это просто наше название определённого феномена. Если вы вскроете компьютер, вы увидите кучу схем. Что это такое? Ощущения. Если вы будете с ними экспериментировать, пытаясь измерить или установить их функции, результат придёт к вам в виде ощущения (переживания). Если вы включите компьютер, запустив операционную систему, что вы увидите? Опять ощущения. Скажем, вы знаете внутреннюю работу компьютера. Вы знаете входы и выходы электрических схем, механизм модулей памяти и коммуникацию между внутренними устройствами. Теперь, если вы увидите компьютер ночью во сне, вы естественно предположите, что машина питается от электричества, и внутри происходят цифровые процессы, что вызывает картинки на экране. Но как только вы проснулись, вы осознали, что никакого компьютера не было, скорее всё это было в вашей голове. Это было Сознание, которое явило его. То же самое происходит в состоянии бодрствования.
Вопрос: Но сон и бодрствование это разные вещи!
Какая в действительности между ними разница? Всё, из чего они оба состоят, это переживания (ощущения). Отличается лишь содержание, а сутью как сна, так и бодрствования, является самό сознание.
Мы можем наблюдать биологические процессы, происходящие в мозге, используя высокотехнологичное сканирующее оборудование, но как инструменты, так и измерения мозговой активности, состоят из ощущений. Они существуют лишь в мыслях. Взаимосвязь между мозговой активностью и деятельностью объекта исследования исходит только из восприятия этих картинок в воображении. Возможно, выводы могут быть убедительными, но они терпят крах, когда мы понимаем, что всё это — часть сна. Сканирующее оборудование, тестируемый и результаты измерений — всё это фантазии, проявляющиеся в сознании как переживания. И точно также изображения клеток, бактерий и других биологических существ под микроскопом — лишь ощущения, наблюдаемые явления, пыль сновидений.
Этим я хочу сказать, что научные открытия сами по себе не находятся в оппозиции нашему метафизическому заявлению, что реальность есть сознание. Только когда учёные пытаются объяснить мир, а не описать его, они начинают соскальзывать в область метафизики, ведь позиция научного реализма скользкая штука, полагаясь на предположения и просто на веру.
Иллюзия индивидуальности
Вера в то, что в мире существует множество разных существ, приходит отчасти из иллюзии материальности. Мы мним себя воспринимающими мир. Мы верим, что имеем местоположение в мире, и что каждый из нас имеет личное сознание, находящееся в теле, благодаря которому мы воспринимаем себя и своё окружение.
Из картинок, появляющихся в сознании, мы делаем вывод, что существует непрерывное физическое пространство, в котором мы существуем. Но картинки это просто картинки. Они не отображают реальность. Они изображаются для реальности. То, что они собой представляют, не имеет реального существования независимо от восприятия. Однако, наша концепция физической реальности основана на содержании этих картинок. Например, вот изображение комнаты. Мы предполагаем, что существует настоящая комната, и что я, центр восприятия, нахожусь внутри комнаты. Мы думаем, что комната реальна, в то время как она фактически только изображение. Разумеется, оно очень убедительное — если вы начнёте двигаться по комнате, разглядывая её под различными углами, вам будет казаться, что вы внутри неё, а не просто какие-то картинки появляются последовательно в сознании. И появляются не только визуальные образы, но также и другие образы восприятия, такие как баланс и ощущение движения воздуха на щеках. Понятие о материальности исходит из переживания этих ощущений, и таким образом, материальность как таковая это не более чем суждение о содержании опыта. Это суждение является мыслью, а мысли, как и всё остальное, это лишь ещё одно переживание, возникающее в сознании. Мы верим, что мысли наша собственность, они принадлежат лично мне, когда по факту они возникают в одном Сознании вместе с остальными ощущениями, что составляет видимый мир, тело и ум.
Разные взгляды людей это просто переживания, возникающие в едином Сознании. Может казаться, что вы являетесь одним переживающим, находящимся в определённом месте в мире, а я — другим. Однако, материальность это только иллюзия.
Сознание есть реальность, и поэтому не имеет локализации. Локализация это суждение, исходящее из воспринимаемых образов. Всё, что есть в локализациях или в центрах восприятия, это образы, возникающие в едином Сознании. Ваш взгляд и мой, тотальность нашего опыта, возникает в одном и том же сознании, в одном и том же переживающем. В сущности, понятия «Твой» и «Мой» совершенно теряют своё значение в этом свете, ибо по сути мы — одно и то же.
Есть только одно Бытие. Фундаментальное интуитивное чувство, которое у нас есть относительно собственного существования — самость — это аромат лежащей в основе всего самоосознающей реальности, которая даёт проявиться любому переживанию. Это есть чувство Бытия и оно всегда присутствует во всех нас; это то, что воспринимает — Сознание, реальность. И то, что вы есть, реальный вы, ваше истинное «я», это оно.
Вы — то, что переживает. Вы не тело, не ум. Это всё переживания, появляющиеся для вас, самого Сознания, единственного существующего Бытия. Тело, которое вы знаете как «ваше», является частью переживания, частью ландшафта. Как и другие переживания — деревья и небо, боль и страдание, мысли и чувства — они появляются перед вами как содержимое сна. Но вы это не содержимое, вы — его очевидец.
И я — то же самое.
Переживание себя, своих мыслей и чувств, своих хороших и плохих дел, свидетельствуется тем же Сознанием, которое свидетельствует «вас». Персонаж, печатающий сейчас эти слова, который в разговоре ссылается на себя как «я», это просто переживание. Это актёр, играющий роль в фильме «Моя жизнь». Но актёр это не тот, кто переживает, он переживается. Он переживается единым Бытием, этой «самостью», для которой происходят все переживания.
Вопрос: Но если наша жизнь возникает в Сознании, и ваше и моё сознание едины и одно и то же, почему я не вижу то, что видите вы? Как получается, что я не помню «вашего» опыта?
Вас обманывает вера, что тот, кто переживает, должен быть способным помнить все предыдущие переживания. Сознание ничего не помнит. Воспоминания возникают в сознании, они создаются и свидетельствуются им, но воспоминания имеют отношение к переживанию, а не к переживающему. Память это просто чувство, а не свойство сознания. Переживание происходит, как правило, с точки зрения тела, со всеми его мыслями, чувствами и памятью. Именно они составляют человеческий опыт и создаются и свидетельствуются сознанием. Но следующее переживание может быть из совсем другого тела, с другими мыслями, эмоциями и памятью. И между этими переживаниями нет никаких воспоминаний.
Представьте себе сон, где вы воспринимаете глазами персонажа, скажем фермера, с его личным набором мыслей, чувств и воспоминаний. Ваш сон развивается из этой перспективы, и вы верите, что являетесь этим персонажем. В следующий момент вам снится, что вы совершенно другой человек — король, тоже с собственным набором мыслей, чувств и воспоминаний. Будучи королём, вы абсолютно забываете о фермере — опыт фермера исчезает без следа. Что остаётся одним и тем же, однако, сквозь оба эти опыта, это чувство «самости», чувство Бытия.
Когда вы просыпаетесь, вы осознаёте, что переживали обе жизни — короля и фермера; что вы видели из обеих перспектив, и что их сутью, сутью их бытия, было одно и то же — Вы. Король и фермер, два совершенно разных человека, оба переживались одним и тем же сознающим свидетелем. Хотя пример был приведён о ночном сне, тот же принцип применим и в реальности. Все люди и их жизни переживаются одним Сознанием.
В примере со сном переживание фермера предшествовало переживанию короля. В реальности личности существуют одновременно. Индивидуальные жизни людей происходят в одно и то же время. А отдельной жизнь одного человека от другого делает непрерывность восприятия. Содержание личного восприятия всё время различно — не только взгляд на мир, но ощущения тела, мысли ума и эмоции внутри нас постоянно изменяются. Но в этом есть целостность. Мгновенья нашей жизни связаны — непрерывный поток, река восприятия, последовательность, где переживания причинно связаны. Он начинается с рождением и кончается со смертью. Именно на эту непрерывную последовательность указывает термин «моя жизнь». Этот поток видится моими глазами, и эта точка зрения является тем, чем я себя считаю, а то, что я вижу, содержание потока, это «моя жизнь».
Однако, эта непрерывность — иллюзия.
Впечатление целостности создаёт память. Воспоминания, кажется, ссылаются на прошлое, но это не так — их содержание это фактически завершённые сами по себе переживания. Они независимы, их содержание свежо, уникально и так же оригинально, как и каждое мгновение опыта. Основное свойство этой памяти-мысли — создавать впечатление указывания на прошлое, и фактически существование прошлого исходит исключительно из присутствия памяти.
Но не предыдущие переживания вызывают воспоминания, так как нет прошлого, и таким образом, нет таких вещей как предыдущие переживания.
Времени не существует. Сознание безвременно. Тогда как же мы можем вообще иметь какие-то переживания, если время нереально? Ответ в том, что все переживания, все мгновения существуют одновременно. Точно так же, как вы видите все кадры разом на размотанной киноплёнке, переживания, составляющие жизнь всех людей, животных и других сознательных существ — фактически все возможные переживания — содержатся в безвременном сознании. И переживания не лежат в спячке, ожидая, чтобы их пережили — все мгновения переживания случаются одновременно. Хотя «одновременно», в общем-то, не очень подходящее слово, так как оно предполагает существование времени, но оно довольно близко описывает, как переживание происходит за пределами времени. Но можно сказать иначе: Всё переживается в один единственный безвременный момент.
Переживание не происходит во времени, но время происходит в переживании. Чувство времени возникает каждый момент, или, используя аналогию с киноплёнкой, оно возникает в кадре. Только кажется, что моменты появляются в особом временнόм порядке, но по факту порядок, в котором они переживаются, чувство этого порядка, сам появляется вместе с любым индивидуальным кадром переживания. Не существует временнЫх отношений между переживаниями — переживание вашего рождения существует бок о бок с переживанием вашей смерти. И частью переживания вашей смерти являются воспоминания о вашей взрослой жизни и детстве, создавая впечатление, что они случились до этого момента, но воспоминания не относятся к другим переживаниям — они и их содержание это часть этого переживания.
Воспоминания создают иллюзию последовательности, идущего времени. Память о так называемом прошлом возникает вместе с содержанием настоящего момента и создаёт ощущение непрерывности. Но как каждый отдельный кадр в киноплёнке независим в том смысле, что не имеет причинных отношений с предыдущим или последующим кадром, так и в случае с переживанием. Непрерывность исходит не из переживания множества кадров, но чувство непрерывности возникает в моменте, это независимое содержание каждого кадра. Если посмотреть на один кадр фильма, персонажи могут быть в середине разговора, который кажется, уже продолжается какое-то время. Однако, реальный кадр не имеет причинной связи с предыдущим кадром, он может с таким же успехом описывать совершенно другую сцену. Лишь содержание этого кадра предполагает, что разговор продолжается какое-то время.
Поэтому нет «потока» переживаний, есть лишь индивидуальные независимые кадры восприятия. Каждый отдельный кадр несёт в себе содержимое, которое само по себе способно убедить нас, что он причинно связан с другими кадрами. К тому же причинность — тоже всего лишь иллюзия. Во-первых, понятие о причинности включает в себя время и пространство, которые не имеют объективного существования. А во-вторых, причинность с вообще не имеет места в нашем восприятии. Причинность это просто послемыслие, утверждающее что «событие А послужило причиной события Б».
Из каждого индивидуального кадра переживания возникает чувство, что это часть потока, человеческая жизнь. Но содержимое каждого кадра уникально. Предполагаемые им убедительная непрерывность, связность и поток не реальны. И это означает, что переживание, происходившее со мной секунду назад, и переживание, происходящее со мной сейчас, так же отличаются, как ваша жизнь и моя. Таким образом, индивидуальные жизни и сама личность как таковая — просто иллюзия, ибо есть только одна Жизнь и каждый момент переживание является уникальным её выражением.
7 комментариев
Воспоминания создают иллюзию последовательности, идущего времени.))) достаточно посмотреть семейный фотоальбом и многое прояснится, что и в какой последовательности происходило в этом нереальном мире, с его нереальными существами, а ещё очень хорошо посмотреть съёмки боевых действий, там всё очень наглядно выглядит, и тело не разрывает на части, пока не произошёл взрыв, это не о аричине и следствии, а о том как происходит в этом реальном сне акхахаха