9 августа 2021, 06:58

Основы практики Махамудры в изложении Преподобного Ламы Конг Ка

Для того, чтобы практиковать Махамудру, прежде всего следует получить посвящение у опытного Гуру. Цель такого посвящения в Махамудру — помочь ученику осознать просветляющую Пустоту его ума. Только после постижения этого «лишенного содержания» Осознания ученик может правильно практиковать Махамудру. До той поры ему будет трудно избежать вовлечения в разделение всего на субъект и объект и привести свой ум к состоянию недвойственности и непривязанности. Для того чтобы углубить это Осознание просветляющей Пустоты, ученик должен регулярно практиковать согласно указаниям, изложенным ниже.

Тот, кто способен пребывать своим умом в чистом Само-осознании, не отвлекаясь ни на что иное, сможет добиться всего. Для того чтобы практиковать Махамудру, он должен отказаться от дуалистического мировоззрения, отбросить привычные мысли о «приятии» и «неприятии», стремясь к достижению такого состояния, в котором Самадхи и повседневная деятельность становятся одним. Пока же он не достиг этого, он должен вначале уделить первостепенное внимание медитации покоя, а затем, в качестве дополнительной практики, прилагать свое осознание Махамудры ко всем своим повседневным действиям.

* * *

Практика Махамудры предполагает развитие равновесия, расслабления и естественности.

Первое подразумевает достижение равновесия тела, речи и ума. Путь Махамудры к достижению равновесия тела — это его расслабление, к равновесию речи — замедление дыхания. А достижение равновесия ума означает не цепляться ни за что и ни на что не полагаться, не иметь ни в чем опоры.
Это высший путь к достижению контроля над телом, дыханием [праной] и умом.

Достичь расслабления — это значит снять напряжение ума, оставив все как есть, отбросив все идеи и мысли. Когда тело и ум человека становятся расслабленными, он может без всяких усилий оставаться в естественном состоянии, которое само по себе недвойственно и неподвластно отвлекающим факторам.

Достичь естественности — значит не «принимать» и не «удерживать» ничего, иными словами, йогин не совершает ни малейшего усилия какого бы то ни было рода. Он позволяет уму и мыслям либо остановиться, либо течь самим по себе, ни помогая, ни сдерживая их. Практиковать естественность — значит не совершать усилий и быть спонтанным.

Вышесказанное можно обобщить следующим образом:
Суть равновесия — не цепляться.
Суть расслабления — не удерживать.
Суть естественности — не совершать усилий.

Ссылка
(2):  OHA, Tosha777

10 комментариев

death
Человеку следует находиться в самопроизвольном самадхи – т. е. в своем чистом состоянии – в любой обстановке.

Беседы с Шри Раманой Махарши. Том 1
rewwerty
Для того чтобы практиковать Махамудру, держи расслабленным как ум, так и тело, но без особого усердия делай это; отбросив все сомнения и волнения, оставайся в равновесии.
<...>

Сохранять тело расслабленным не значит полностью отказаться от всех видов деятельности. Действия должны осуществляться, но плавно, расслабленно и спонтанно.

Сохранять ум расслабленным не значит сделать его нечувствительным или тупым. Следует стремиться повышать и оттачивать его способность к ясному осознаванию.

Учения Тибетской Йоги,
Часть I. Гл. «Пять аналогий в описании переживания Махамудры»
rewwerty
Выйти за рамки двойственности —
Вот Царственный Путь;
Преодолеть рассеянность —
Вот Высшая Практика;
Путь Не-деяния —
Вот Путь всех Будд;
Тот, кто следует по этому Пути,
Достигает состояния Будды.

Учения Тибетской Йоги,
Часть I. Гл. «Песнь махамудры Тилопы»

~~~

Учение адвайты:

Отклоняйте все мысли, кроме одной: мысли «я есть». Вначале ум будет протестовать, но если сохранять терпение и упорство, он уступит и успокоится. Когда вы в покое, вещи начинают происходить спонтанно и совершенно естественно, без какого-либо вмешательства с вашей стороны.

Нисаргадатта Махараджа «Я есть То»

*

Оставаться в покое — то же самое, что и отсутствие делателя.

Ночур Венкатараман «Блаженство Естества: Swātmasukhi»
rewwerty
Сохранять ум расслабленным не значит сделать его нечувствительным или тупым. Следует стремиться повышать и оттачивать его способность к ясному осознаванию.

Всё, что вам нужно, — тихий ум. Всё остальное будет происходить правильно, если ваш ум спокоен. Как солнце, поднимаясь, делает мир активным, так самоосознание влияет на изменения в уме. В свете покоя и постоянного самоосознания внутренние энергии просыпаются и творят чудеса без всякого усилия с вашей стороны.

Нисаргадатта Махарадж «Я есть То»
rewwerty
Махамудра (букв. «Великий Символ») — учение, ведущее к постижению Изначального Ума, или Дхармакайи: практические указания к медитации на Шуньяте (Пустоте).

Дхармакайя — «Тело Истины» или «Реальное» Тело Будды, которое бесформенно, вездесуще, пустотно и всепроникающе.

— Глоссарий книги
rewwerty
Из топика:
Для того, чтобы практиковать Махамудру, прежде всего следует получить посвящение у опытного Гуру. Цель такого посвящения в Махамудру — помочь ученику осознать просветляющую Пустоту его ума. Только после постижения этого «лишенного содержания» Осознания ученик может правильно практиковать Махамудру.

Вариант
rewwerty
Обнаружить эту пустоту помогает мантра пхат. Сядем или встанем прямо, сосредоточимся, глубоко вздохнем и в полную грудь крикнем: «Пхат!» В следующую секунду ум станет полностью пустым. Через какое-то время нахлынут мысли и ощущения, но в первую секунду мы будем абсолютно открыты и пусты. Мелькание картинок при этом остановится.

Работая с мантрой, мы знакомимся с состоянием пустоты и открытости. Мантра «пхат» — древняя дзогченовская практика, используемая для того, чтобы отсечь отождествление себя с любым из состояний, возникающих в медитации. Это состояния, на которых мы «зависли», включая положительные состояния ясности, прозрачности, блаженства и всесилия.

Смысл практики — перестать привязываться к любому из состояний, выйти за их пределы. Любое из наших состояний окрашивает реальность, тем самым искажая ее. Быть вне состояний означает просто быть, полностью прекратив как негативное, так и позитивное интерпретирование действительности.

Илья Беляев. «Пространство сознания. Опыт практики».
Гл. 12 «Пхат»


P.S. Сам практиковал дома, крича шёпотом, чтобы соседи не слышали. Работает и таким образом.
rewwerty
Gross_Kino
спасибо за напоминание, хороший топик — откликается.
rewwerty
Из топика: 
Суть естественности — не совершать усилий.

(Давно заметил: Если интересоваться значением слов, то можно прийти к более полной картине понимания.)

Значение слов по словарю Т.Ф. Ефремовой:

Усилие
Напряжение сил – физических, умственных, душевных – для достижения, осуществления чего-л.
— Источник: tolkslovar.ru/u2774.html  

Напряжение
2. Состояние по знач. глаг.: напрягать, напрячь, напрягаться, напрячься.
3. Несвободное, неестественное состояние; натянутость.
4. Состояние подъема, повышенных усилий в осуществлении чего-л.
tolkslovar.ru/n2362.html

Напрягаться
2. Прилагать усилия, делая что-л.; повышаться в силе.
3. Усиливаясь, делаться неестественным (о голосе).
tolkslovar.ru/n2358.html 

Естественный 
4. Изначально присущий кому-л., чему-л.; прирожденный, природный, не искусственный.
tolkslovar.ru/e705.html 

Свободный
8. Совершаемый, осуществляющийся, протекающий легко, без напряжения.
tolkslovar.ru/s2654.html 

Натянутость
1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: натянутый.
2. Отсутствие естественности, непринужденности.
tolkslovar.ru/n3423.html 

Натянутый
1. Находящийся в состоянии напряжения; возбужденный.
2. Лишенный простоты, естественности.
3. устар. Искусственный, ненатуральный.
tolkslovar.ru/n3424.html 

Искусственный
2. Надуманный, ненастоящий. // Лишенный простоты, естественности.
​​​​​​- tolkslovar.ru/i3853.html 

––
Добавка