21 мая 2013, 20:01

эго: начало

Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.

Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался.

И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой.

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»
21 мая 2013, 19:30

Мишель Фуко. "Слова и вещи".

В наши дни мыслить можно лишь в пустом пространстве, где уже нет человека. Пустота эта не означает нехватки и не требует заполнить пробел. Это есть лишь развертывание пространства, где наконец-то можно снова начать мыслить.

Мишель Фуко.

21 мая 2013, 15:09

Суть Дзэн

Бодхидхарма известен, как первый патриарх дзэн. Дзэн-буддизм — это
синтез буддизма и даосизма. В Китае дзэн вырос, распространился по всей
стране и достиг Японии. Дзэн в переводе с японского означает «медитация».
Дзэн — это творческое состояние, возникающее, когда «жаждущий
припадает к источнику Бытия». Словами это невозможно передать, но Мастера
стремятся выразить это примером своей жизни, как бы говоря: «К чему слова?
Делай, как я!»
Ум — это постоянные вопросы и ответы. У пытливого человека должны
быть вопросы, но если он примет ответ — вопрос умрет. Вопросы должны
оставаться. Один вечный вопрос к Бытию и один вечный, непрерывный ответ
Бытия.
Один ученый пришел к Будде и задал сразу множество вопросов. Будда
спросил его:
— Вы пришли искать или задавать вопросы? Ученый ответил:
— Какая разница? Вопрос — это и есть поиск! Будда сказал:
— Разница такая же, как при соизмеримости Небес и Земли. Поиск — это жажда,
а вопрос — это игра ума.
21 мая 2013, 14:58

Несите мою любовь

Ученик Будды собрался идти распространять учение в очень беспокойное
место, никто еще не ходил туда. Узнав об этом, Будда спросил его:
— Перед тем, как решить окончательно, ответь мне на три вопроса. Первый
вопрос: знаешь ли ты, что люди той области очень жестоки и легко
раздражаются? Опасно идти к ним, поэтому никто из моих учеников не ходил
туда.
Читать дальше →
19 мая 2013, 21:59

Два пандита...или мудрое слово коровы :)

Два пандита пришли в ашрам, чтобы присутствовать на сатсанге. Был прохладный, освежающий вечер и на лужайке постелили большую циновку. Пандиты были первыми из прибывших и сели на циновку прямо напротив места гуру. Вскоре пришло много других людей, и когда гуру занял свое место, сатсанг начался.
Сначала участники сатсанга занимались асанами, пранаямой и другими йогическими практиками. После некоторого времени пандиты сказали гуру: «Мы пришли сюда обсудить более важные вещи, мы пришли спросить вас о философском смысле самадхи». Началась дискуссия. Один пандит настаивал: «Асампраджнята самахи и нирбиджа самадхи, несомненно, одно и то же». Другой не соглашался: «Нет, сегодня ты не прав, они различны». Каждый начал обширно цитировать различные священные писания, чтобы подтвердить свою точку зрения и вскоре в своей аргументации они дошли до неистовства. Гуру не мог вставить и слова и так и сидел в молчании. Пандиты забыли про него, однако в какой-то момент один из них повернулся к нему и спросил: «Что вы думаете, отличается асампраджнята самахи от нирбиджа самадхи или нет?»
Но прежде, чем гуру успел ответить, тот же пандит продолжал: «Книги, которые я прочитал, говорят, что они определенно отличаются». Гуру сохранял молчание и пандиты продолжали свою дискуссию. В конце концов, они стали кричать друг на друга и почти дошли до драки.
Горячая дискуссия продолжалась в течение около получаса. В это время большая толстая довольная корова небрежно забрела на циновку, поскольку та занимала всю лужайку. Всех забавляло прибытие нового посетителя… всех, кроме пандитов, которые были так вовлечены в свои дебаты, что не замечали корову. Люди уступили ей дорогу и она спокойно села позади пандитов. По всему было видно, что корова внимательно интересуется дискуссией и серьезно размышляет над каждый произнесенным словом. Вдруг корова замычала: «Му-у-у», как бы полностью одобряя сказанное. Оба пандита подпрыгнули от испуга. Впервые за вечер они сохраняли молчание и даже спустя
Читать дальше →
18 мая 2013, 15:12

Идиот

Однажды священник зашел в зоомагазин и спросил, нет ли для него чего-нибудь интересного.
Продавщица принесла попугая.
«Вот он вам наверняка понравится, — сказала девушка, — если вы дернете его за эту лапку, он произнесет молитву, если за другую — споет псалом».
Священник был восхищен и при одной мысли о столь знакомом благочестивом ритуале ощутил прилив священной радости.
«А что будет, — лучезарно улыбаясь, спросил он, — если я дерну сразу за обе лапки?»
«Башкой ударюсь, идиот!» — заорал попугай.
17 мая 2013, 09:54

Наука побеждать

На востоке искателям Истины принято ходить по всей стране и бросать
вызов известным мастерам. Это не враждебный вызов, а дружеский. Например,
когда Шанкара начал беседовать с Мандалом Мишрой, он прикоснулся к его
ногам и попросил его благословения на то, чтобы победила Истина. Когда Шанкара нанес поражение Мандалу Мишре, тот немедленно встал, прикоснулся к
его ногам и попросил посвятить его.
В индийской философии есть знаменитое изречение: «Истина должна
победить; не имеет значения, кто проиграл».
Эта традиция перешла в Китай, Японию и другие страны. И теперь, когда
мы видим двух японских борцов, перед началом поединка они кланяются друг
другу с огромным уважением. Нет места враждебности.
Если проявится личная неприязнь, то поражение предопределено.
В традиции восточных единоборств выигрывает не личность, а искусство. Как в
философии побеждает истина, так здесь побеждает искусство. Если нет эго, то
вы не можете проиграть. Если вас там нет, если вы полностью отсутствуете,
тогда никакой меч не поразит вас. Даже на одно мгновение боец не должен
подумать о себе, о своей личной победе, поскольку это мгновение обернется
поражением.
То же самое относится и ко всем аспектам, человеческой деятельности.
Такова наука
Читать дальше →
16 мая 2013, 17:59

Я вижу Свет

Будда критиковал браминов за кастовость. Но среди его учеников было
много людей, относящихся к высшей касте. Одним из них был Сарипутта.
Он пришел поспорить с Буддой.
Была такая традиция. Ученые путешествовали по стране, побеждая в спорах
друг друга. К тому времени Сарипутта победил всех ученых и имел огромное
количество учеников. Будда спросил его:
— Вас интересует Истина или ваша победа? Вы познали Истину или Вы пока еще
просто ученый? Сарипутта ответил:
— Я не могу утверждать, что познал Истину. Тогда Будда сказал:
— Я готов спорить, но возможен ли спор? Я вижу Свет, Вы — нет. Я не смогу
объяснить Вам, что такое Свет. Так что, если Вы заинтересованы в Истине, а
не в победе, оставайтесь здесь.
Сарипутта обратился к своим ученикам:
— Больше я вам не учитель, я остаюсь у ног этого человека как ученик, если
хотите, оставайтесь и вы.
16 мая 2013, 17:51

Сострадание

Будда говорил, что не может быть осознанности без сострадания, как и
сострадания без осознанности. Сострадание — это внутренняя сторона
осознанности.
Став просветленным, Будда отправился домой Его отец был в гневе! Все
это время он копил свои эмоции, и вот настал момент выплеснуть их. Он начал
оскорблять сына, говоря: «Почему ты пришел сейчас, через 12 лет? Ты был
»глубокой раной" для меня. Ты почти убил меня! Я так долго ждал! Ты не был
для меня сыном, ты был врагом!"
Это продолжалось долго, Будда молчал, в его глазах была любовь и
великое сострадание. «Почему ты молчишь?» — спохватился отец.
Будда сказал:
— Вначале выскажи все то, что ты накопил в себе за 12 лет. Отведи душу!
Только тогда ты сможешь понять меня. Я хотел бы сказать тебе одну вещь: ты
разговариваешь с кем-то другим, не со мной. Человек, который покинул твой
дом много лет тому назад, не вернулся. Он умер! Я совершенно новый человек.
Но сначала отведи душу, твои глаза полны гнева, так что ты не можешь даже
видеть меня.
Постепенно отец остыл, он вытер слезы и с интересом стал разглядывать
сына. «Да, это другой человек. Конечно, лицо и фигура те же самые, но он не
знаком мне, это совершенно новое существо» — думал он про себя. Он сказал:
— Ты изменился. Я хотел бы вкусить то, что ты вкусил. Смерть приближается,
я очень стар. Посвяти меня в Тайну! Прости меня за мой гнев. Хорошо, что ты
Читать дальше →
16 мая 2013, 17:47

Пробудитесь

Когда Будда стал просветленным, он воскликнул:
— Это невероятно! Значит я с самого начала был просветленным, а все эти
цепи и оковы были лишь сном!
Впоследствии, когда люди спрашивали его: «Что нам делать, чтобы
избавиться от пороков?», Будда неизменно отвечал: «Будьте сознающими,
внесите в свою жизнь осознанность».
Слушая его, Ананда, один из его учеников, спросил:
— Люди приходят к тебе с разными проблемами, а у тебя на все «недуги» один
рецепт. Например, один человек спрашивает: «Как избавиться от гнева?»,
ты ему отвечаешь: «Будь осознанным!» Другой спрашивает: «Как избавиться от
жадности?», ты ему отвечаешь: «Будь осознанным!» Третий спрашивает: «Как
избавиться от обжорства?», ему ты тоже советуешь: «Проявляй осознанность».
Как это понять?
Будда ответил:
— Их недуги отличаются друг от друга, как отличаются сны, которые снятся
разным людям. Но если они все при идут ко мне и спросят, я скажу им:
«Начните осознавать! Пробудитесь!»