Беседы мастера Банкея посещали не только ученики дзэн, но и вообще лица всякого звания и разных сект. Он никогда не цитировал сутр, не вступал в схоластические обсуждения. Но слова шли прямо из его сердца в сердца слушателей. Его многолюдные собрания очень раздражали священника секты Нитирэн, последователи которой также ходили слушать о дзэн. Самолюбивый священник пришёл в храм, решив поспорить с Банкеем. — Эй, дзэнский учитель! — позвал он, — подожди-ка минутку. Всякий, кто тебя уважает, будет повиноваться твоим словам, но вот если человек вроде меня тебя не уважает, сможешь ли ты заставить его подчиниться? — Подойди ко мне, и я это покажу, — сказал Банкей. Священник принялся горделиво расталкивать толпу, пробиваясь к учителю. Банкей улыбнулся: — Стань от меня слева. Священник повиновался. — Нет, — сказал Банкей, — будет лучше разговаривать, если ты станешь справа. Пройди сюда. Священник гордо пошёл направо. — Видишь, — заметил Банкей, — ты меня слушаешься, и я думаю, что ты очень добрый человек. А теперь сядь и слушай…
«Как же, Владыка, распространять Учение Твое? Как же, Владыка, найти тех, кому суждено приложить слово Твое к исполнению?» И сказал Владыка в напоминание:«Искал отшельник, кому отдать Откровение. И вынес он список, и положил его на распутье. Пусть Высший сам укажет, кому найти указы его. И прошла девочка, и обернула хлеб в писания свитка. Но отшельник изготовил другой список иопять положил его на распутье. И прошел купец и покрыл свиток цифрамидохода своего. Но отшельник не устал полагать следующий список, и так до скончания дел и дня своего. Когда же Владыка спросил его: „Какраздал ты Учение?“, он ответил: „Не мне судить, которая птица совьет из начертаний лучшее гнездо“. Так не знаем, кто отдаст список на терзание, кто на забвение, а кто положит его под изголовье свое, чтобы утвердить на нем основание свое. „Не думаю, что поступил неправо, отдавая труд тот на пользу неведомых мне“.И утвердил Владыка раздачу Учения без лица, без нетерпения, без раздражения и ожидания». Так отдавайте и вы, не судя, кому отдаете, не утверждая суда каждого дня. Неси, птичка, Учение и на полетеопусти его к очагу, где живут и знают получение в предвидении. Отнесите Учение на перепутье.
Знаки Агни-Йоги (4.669)
Однажды к Анааме Бабе на
даршан (чтобы увидеть его
и обрести просветление)
пришли несколько ищущих
и каждый по очереди
подходил к нему с личной
просьбой.
— Тебе чего? — спросил Баба
очередного.
— Учитель, я хочу быть
свободным.
— Свободен, сказал Баба.
— Следующий.
Бог регулирует знание о Себе следующим образом — Он оставил знаки Своего существования, которые видимы для ищущих Его, но не для тех, кто Его не ищет. Для тех, кто только хочет видеть, есть достаточно света, чтобы видеть, а для тех, чьи намерения противоположны, — достаточно мрака.
Все, кто бывал в китайских кварталах Америки, видели там статуи бравого молодца с мешком на спине. Китайские торговцы зовут его Счастливым Китайцем или Смеющимся Буддой. Этот человек по имени Хотэй жил во времена династии Тан (618 — 907). Он не желал называться мастером дзэн, не желал собирать вокруг себя учеников. Вместо этого он с большим мешком бродил по улицам. В мешке были фрукты, орехи, сладости, которые он раздавал детям, собиравшимся возле него. Он устраивал на улицах детские сады. Встречая почитателя дзэн, он обязательно протягивал руку и говорил: «Дай монетку». Когда кто-нибудь просил его вернуться в монастырь и учить других, он снова говорил: «Дай монетку». Однажды, когда он разгуливал со своей весёлой работой, проходивший мимо другой мастер дзэн спросил его: — В чём значение дзэн? В качестве немого ответа Хотэй тут же хлопнул мешком о землю. — А в чём же тогда реализация дзэн? — спросил другой. Счастливый Китаец немедленно вскинул мешок на плечи и продолжил путь…
Один человек задал Учителю Мудрости вопрос:
— Учитель, поможешь ли Ты мне достичь просветления?
Вместо ответа учитель встал и сказал:
— Иду помочится.
Возвратившись, он сказал:
— Такая мелочь, но даже это человек вынужден делать сам.
Некто собирался в ученики к суфию, и его предупредили:
— Ты должен будешь ответить на вопрос. Если ты дашь правильный ответ, он возьмёт тебя в обучение на три года.
Вопрос был задан и ученик, поломав голову, выдал ответ. Представитель учителя удалился и через несколько минут объявил, что ответ верен.
— Теперь ты должен удалиться и ждать 1001 день. После этого ты можешь явиться и получить Учение.
Соискатель был польщён. Он поблагодарил представителя и спросил:
— А что было бы, если бы я не ответил?
— О, в этом случае вы были бы приняты немедленно!
Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, — бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть…
(Франц Кафка)
******************************************************************
Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа…
(Стивен Ликок)
******************************************************************
У человеческой жизни нет цены, но мы всегда поступаем так, словно существует нечто еще более ценное…
(А.Сент-Экзюпери)
Еще вчера я мыслил себя частицей, пульсирующей без всякого ритма в сфере жизни. Теперь я знаю, что я семь сфера, и жизнь во всех своих частицах ритмично пульсирует во мне…
Не стоит менять картину ни внутри, ни снаружи себя; менять нужно то, как ты смотришь.