Когда один врёт, это называется «враньем»; когда другой повторяет это вранье, это называется «цитатой»; когда все повторяют вранье, это называется «общеизвестным фактом»; когда вранье преподается в школе, потом в институте — это называется «высшим образованием»; когда это вранье становится общим, его называют «знанием».
Наставник, встретившись как-то под вечер со своими учениками, попросил их разложить костёр, чтобы присесть у огня и поговорить.
— Духовный путь подобен этому пламени, — сказал он. — Тот, кто желает развести огонь, должен стерпеть едкий и неприятный дым, от которого першит в горле и слезятся глаза. Так же в точности происходит и обретение веры. Но когда огонь разгорается сильно и ярко, дым исчезает и языки пламени озаряют всё вокруг.
— Ну а если кто-то заранее разложит для нас костёр? — спросил один из учеников. — И тем самым избавит нас от неприятного дыма?
— Тот, кто сделает это, будет лжеучителем. Он сможет развести огонь там, где пожелает, руководствуясь лишь собственной волей и вкусом. Он, если захочет, сможет и погасить его в любой момент. А поскольку он никого не научил тому, как разложить костёр, то весь мир будет погружён во тьму.
Духовный человек находит счастье в любви и сострадании ко всем, даже к тем, кто против него. Он похож на дерево, которое дает тень, даже тем, кто его рубит…
***
— Что такое Будда? — спросил Монах у Хякудзё.
— Кто ты?
— Я это я.
— Ты знаешь это “я”?
— Вполне.
Хякудзё поднял хоссы и спросил:
— Ты видишь это?
— Вижу.
— Мне больше нечего сказать.
(Ученик, который не знает, что он не знает, безнадёжен.)
***
Дзэн-буддийская история, в которой ученик спрашивает своего мастера:
“Мастер, как вести просветление в действие? Как практиковать его в повседневной жизни?”
“Тем, что ты ешь и спишь”, — ответил мастер.
“Но, Мастер, каждый человек ест и каждый — спит”.
“Но не каждый ест, когда он ест, и не каждый спит, когда он спит”.
От этой истории происходит знаменитая дзэнская пословица: “Когда я ем, я ем; когда я сплю, я сплю”
***
Сосан обратился к патриарху со словами:
— Я согрешил. Умоляю вас, освободите меня от грехов.
— Дай мне свои грехи, и я освобожу тебя, — сказал Патриарх.
Сосан задумался на некоторое время, а потом сказал:
— Я не могу добраться до них.
— В таком случае, я уже освободил тебя! — заключил Патриарх.
Любовь не войдет в сердце того, кто полон эгоизма и тщеславия. Сатья Саи Баба
***
Можно долго говорить о воде, но уста от этого не увлажнятся. Можно полностью объяснить природу огня, но тело при этом не согреется.
Не прикасаясь к подлинной воде и подлинному огню, человек не познает этих вещей. Даже объяснение, основанное на знании книг, не углубит его понимания. Пищу также можно детально описать, но это не утолит голода.
Едва ли можно достичь подлинного понимания, опираясь на объяснения других.
Читать дальше →
Так, я не могу видеть гору Фудзи, если её заслоняет толстое дерево со многими ветвями и листьями. Но как огромную гору Фудзи может заслонить одно-единственное дерево? Я не могу видеть гору Фудзи в силу узости моего видения, а также потому, что дерево стоит в поле зрения. Мы продолжаем думать, что дерево заслонило гору Фудзи, хотя на самом деле виной тому узость нашего зрения.
Не понимая сути вещей, люди подчас делают умные лица и критикуют понимающих. И хотя может показаться, что они надсмехаются над другими, в действительности они надсмехаются над собой. Об этом знают, по крайней, мере, те, кто подлинно понимает.
Однажды весенним спокойным днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. Наш вагон был относительно пуст — в нем ехали несколько домохозяек со своими чадами и пожилые люди, отправившиеся за покупками. Я равнодушно смотрел из окна на пробегающие мимо убогие домики и запыленные живые изгороди. На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно дневное спокойствие было нарушено мужчиной, который яростно выкрикивал нечленораздельные ругательства. Он прямо-таки ввалился в наш вагон. Это был крупный пьяный и грязный мужчина, одетый в рабочий комбинезон. Выкрикнув что-то, он бросился на женщину с ребёнком на руках. От удара она оказалась на коленях у пожилой пары, ребёнок чудом не пострадал.
Супружеская пара в испуге поспешила в другой конец вагона. Работяга нацелился пнуть женщину в спину, но промахнулся, и она сумела уклониться от удара. Это так рассердило пьяного, что он схватился за металлическую стойку в центре вагона и попытался вырвать её из опоры. Я заметил, что одна его рука была поранена и кровоточила. Поезд тронулся, находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. Я встал. Тогда, двадцать лет назад, я был молод и находился в хорошей форме. Последние три года я регулярно по восемь часов в день занимался айкидо — японской спортивной борьбой. Мне нравились броски и захваты. Я считал себя крутым. Беда состояла в том, что моя выучка не была проверена в настоящем бою. Нам, занимающимся айкидо, не разрешали бороться. — Айкидо, — не раз повторял
Читать дальше →
Как не назвать глупцом того, кто не стремится обрести плод Освобождения, познав, насколько тяжело обрести рождение человеком, достичь самоосознания и иметь возможность постигать Учение Истины. Привязываясь к преходящему, он уничтожает самого себя (тот, кого древние писанияназывают убийцей души).
Истина обнаруживается в распознавании ложного. Вы можете знать то, чего нет. Тем, что есть, вы можете только быть.
Знание относится к познанному. В некотором смысле это обратная сторона неведения. Там, где нет неведения, зачем нужно знание? Сами по себе ни неведение, ни знание не существуют. Это просто состояния ума, который, в свою очередь, является лишь видимостью движения в сознании, которое по сути своей Неизменно.