«Однажды Чжуанцзы приснилось, что он — бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуанцзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он — Чжуанцзы и не мог понять: снилось ли Чжуанцзы, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжуанцзы?!»
«Когда я недвижно пребывал в земле, в почве, реке и источнике Божественного, никто не спрашивал меня, куда я иду и что делаю. Некому было спрашивать. Но когда я вышел, все существа воскликнули: «Бог!»».
Мейстер Экхарт
Соберите всех великих учителей в одной комнате, и они договорятся обо всех вещах в мире. Соберите их учеников — и они вместе будут спорить обо всём.
Крестьянин шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал: — Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный — он проваливается под теми, кто говорит неправду. Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его. Крестьянин со своим сыном вступили на мост, и вдруг… тот провалился. А ведь я тебя обманул, — сознался крестьянин мальчику, когда они выбрались на берег. — Волшебных мостов не бывает.
Жил на свете мужчина. Он славился своим спокойствием и любовьюко всему на свете. Любое дело, за которое он брался, у него получалось отлично. Все его уважали, часто приходили за советом. Однажды к нему пришёл сосед, который ему во всем завидовал. Он был величав и горд.
— У меня в жизни всё есть! — сказал сосед уважаемому мужчине.
— Я живу в полном достатке. Но тебя в городе уважают больше чем меня. Как по твоему, на кого я похож? Мудрый человек улыбнулся и говорит:
— Ты похож на Бога. Завистливый сосед довольно улыбнулся. Но ему хотелось сделать какую-то гадость приятелю, поэтому он выкрикнул:
— Зато ты похож на кусок дерьма! Мне не понятно почему весь город к тебе таскается!
Ничего не ответил на это мудрый человек, лишь слегка улыбнулся. Это ещё больше разозлило соседа. Но он всё же спросил:
— Почему ты не обижаешься на мои слова, ведь ты назвал меня Богом, а я тебя — дерьмом.
— А на что здесь обижаться? — ответил мудрый человек.
— Кто познал в себе Бога, тот видит Его и в других людях. А тот, кто полон дерьма, видит каждого другого, как кучу дерьма.
В уме человека всегда существует какая-то спутанность. Следовать любому «изму» – значит быть фанатичным. Если вы фанатичны, вы не сможете увидеть буддхадхарму, как бы близко к вам она ни находилась.
Мысль – не что иное, как выдумка. Буддхадхарма – всё, что существует до того, как мы выдумываем разные истории.
Саваки-роси
Однажды Акбар, великий император династии моголов, спросил своего министра:
— Бирбал, мне давно не дает покоя один вопрос. Я уверен, ты на него ответишь. Мы прекрасно видим всё в солнечном свете. Но чего нельзя увидеть даже при свете солнца?
— Ваше Величество, — молвил Бирбал, — есть нечто, чего не увидишь даже при свете солнца. Даже солнце не в силах осветить это.
— Но что же это, Бирбал?
— Ваше Величество, это темнота человеческого ума.
Ответ Бирбала абсолютно соответствует истине. Единственный вопрос, на который не ответил бы даже Бирбал, — есть ли что-то такое, что может продемонстрировать нам невежество ума и просветлить его. Темный, неосвещенный, мрачный, нечистый ум можно просветлить, вынося на передний план свое внутреннее солнце. Наше внутреннее солнце, которое бесконечно ярче физического солнца, рассеет вековую ночь невежества.
Люби Истину. Это человеческое просветление.
Стань Истиной. Это божественное просветление.
Ты и есть Истина. Это высочайшее просветление.
Кто-то спросил у Мастера Риндзая: — Как прийти к познанию Изначального? Риндзай совершал утреннюю прогулку с посохом в руке. Он поднял посох перед глазами вопрошающего и сказал:— Наблюдайте! Это посох. Если вы можете его наблюдать, нет никакой нужды никуда идти. Человек, должно быть, был слегка озадачен. Он посмотрел на посох и спросил: — Как можно достичь просветления простым наблюдением посоха? Риндзай сказал: — Вопрос не в том,
что ты наблюдаешь, а в том, что ты
наблюдаешь!
Однажды Будда почувствовал, что его сердце пребывает в большом смятении.
Он удалился в лес и припал к земле у корней дерева.
К Будде подошел слон и сказал, что ему неприятно видеть его в унынии.
Будда был в смятении и поэтому он вернулся к началу, вернулся туда, откуда пришел, чтобы найти ответ.
Поэтому, когда зайдешь в тупик, вернись к началу и найди свой путь.
«Человек становится личностью благодаря ощущению взора пустоты». (Судзуки Тору)