26 сентября 2011, 13:11

Опыт мистического растворения. Часть 1

Глава 5 из книги «Игра. Руководство пользователя»

Духовность – это движение в направлении мистического растворения границ и раскрытия единства бытия. Просветление – это про свет. Мы наполняем светом все состояния и все свои тела, стираем границы и погружаемся в божественное. Поскольку у такого определения целых пять векторов, духовное раскрытие человека может быть неравномерным и иметь различные акценты. Духовный опыт – это пиковые переживания кратковременного или длительного растворения любой или всех границ и прикосновения к единой природе всех феноменов.

В момент переживания естественного состояния все границы на время исчезают вместе с субъектом, и снова появляются по возвращении в состояние бодрствования или состояние единства. В недвойственном состоянии «одного вкуса» все границы снова присутствуют, но уже осознаются как иллюзорные на фоне переживаемого единства себя и всех объектов восприятия. Важной особенностью этих состояний является то, что после их переживания у человека формируется устойчивое понимание иллюзорности любых разделений, происходит прорыв.

В классическом понимании это называется пробуждением, или осознанием своей природы, но не является просветлением. По мере практики доступ к этим состояниям становится более произвольным. В традиционном понимании критерием полной реализации считается, если практик во время сна может осознанно выбрать не сновидеть. Полностью просветленные мистики не покидают недвойственного состояния 24 часа в сутки, без необходимости медитировать. Они встречаются чрезвычайно редко и обычно вдалеке от социума.

Обретение мистического единства не гарантирует интеграции личностных границ и тонких энергий, психологического здоровья и адекватности эго. Более того, зачастую оказывается, что ситуация только ухудшается, поскольку пробужденный начинает верить в совершенство, а порой даже в отсутствие, своего эго и своей картины мира. Аналогично никакое количество терапевтических сессий, работы с тенью, тренингов личностного роста и работы с телом не могут гарантировать переживания единства. Это попросту разные вещи.

Любое из наших тел может стать более целостным и гармоничным в ходе терапии и развивающих практик и этот процесс совершенствования бесконечен. Сами же границы тел между собой и с миром – это то, что требует иного подхода. Ни психология, ни какая другая область знания до них не дотягивается. Границы не подлежат совершенствованию, поскольку это рамки бытия. С ними можно просто слиться. Иногда это происходит спонтанно с людьми, которые даже не думали ни о духовном поиске, ни о развитии. Это еще один аргумент в пользу рассмотрения пяти фундаментальных границ: они существенно отличаются от остальных.

Осознанно или нет, вся практика духовных традиций направлена на работу с этими рамками. Хотя духовная практика почти всегда подразумевает исцеление личности, тела, отношений и социальных аспектов жизни, это скорее приятное побочное действие, чем непосредственная цель: крайне сложно работать с учениками, чей ум непрерывно обеспокоен телесной и личностной болью и различными беспокойствами. Цель работы настоящего духовного учителя – узнавание учеником своей подлинной природы за пределами ума и непрерывная интеграция этой пробужденности со всеми относительными явлениями бытия в течение дня и ночи.

В контексте этой книги под границами я понимаю любые преграды, что отделяют «я» от «не-я». Это не только я и дерево. Например, у меня может возникнуть мысль кого-то ударить, но я посчитаю это мысль чужой, поскольку даже не допускаю, чтобы я мог сделать такое. Такая мысль становится «не-я» по отношению к структуре «я»-идентичности, с которой я отождествлен. И значит между этой структурой (или самостью) и этой мыслью возникает напряженность, или граница.

Аналогично к структуре самости могут относиться эмоции, мысли, убеждения, предпочтения вроде «я пунктуальный», «деньги решают все», «мужчины не плачут», «людям нельзя доверять», «инопланетян не существует» или даже «нужно быть», каждое из которых удерживает определенную границу или напряжение в сознании. Любую такую границу можно интегрировать при помощи психологии и терапии.

В ходе такой интеграции граница не исчезает полностью. На ее место сразу же приходит другая граница, другое отождествление, более адекватное жизненному опыту, более целостное. Например, появляется новая граница «в некоторых ситуациях деньги решают все». Этот процесс улучшения модели реальности бесконечен. Любая, даже полностью здоровая и интегрированная личность каждую секунду сталкивается с новым опытом и непрерывно вносит изменения в свою модель реальности и структуру самости. В этом смысле целостность условна и иллюзорна, а единство вполне реально и непреходяще.

Особенностью мистического растворения любой из пяти базовых границ является временное растворение и всех остальных. Достаточно пережить единство внешнего и внутреннего или грубого и тонкого как вы попадаете в недвойственное состояние, в котором и другие границы сразу пошатываются. Само переживание единства будет окрашено особым отношением к нему в зависимости от того, через какую границу вы прошли.

В этом смысле пять естественных границ – это пять порталов в единство, пять врат в божий храм. Изначальную мудрость границ можно назвать алмазной, или нерушимой, поскольку это высшее понимание пребывает вне времени и эволюции. Вероятно, знание границ — это именно те самые ключи от царствия небесного, которые Иисус передал святому Петру – первому Папе римскому. Именно эти ключи устраняют первичный «грех» разделенности, представляя власть связывать и разрешать на земле.

Ниже я предлагаю описание пяти аспектов переживания единства, или чистого видения, в котором границы воспринимаются как иллюзорные. Это лишь один из возможных вариантов интерпретации, который отражает мой собственный опыт тантрической практики, но он может быть полезен для более глубокого понимания сути пяти границ. Если в какой-то момент вам станет не все понятно, можете переходить к главе «Интеграция границ» – там начнутся практические рекомендации. Обратите внимание, что дальнейшее чтение может повлиять на изменение вашего энергетического состояния.

Индивидуальное / коллективное

Этот аспект переживания можно назвать единством множественности. Неотъемлемым качеством недвойственного состояния является непреходящее тотальное принятие, необусловленная любовь и переживание синхроничности. Все, что происходит, совпадает с моими спонтанными желаниями. Я думаю то, что происходит, и происходит то, о чем я думаю. Каждый человек, всякое живое существо вокруг делает то, что согласуется с моими целями. Даже если я не понимаю, что и зачем кто-то делает, это вызывает глубокое принятие и одобрение.

Я обнаруживаю себя охваченным жаром пылающего сердца любви, которое и есть сознание абсолютного единства всех вещей. Я глубоко признателен всем, за то, что они находятся рядом и делают то, что делают. Действия каждого видятся только благом, игрой и заботой. Никто не страдает – все искренне и увлеченно играют в свои игры, осознают они это или нет. По причине сильной любви ум просто не может видеть дурное в поступках других людей и все осознается лишь совершенной игрой. Каждый видится близким родственником. Когда кто-то заигрывается, возникает желание помочь ему осознать последствия такой игры.

Если совершается действие, интерпретировать которое сколько-нибудь положительно невозможно даже в таком состоянии, возникает невероятное сострадание и уважение к опыту существа, которое выбрало прожить такой болезненный опыт. При этом ясно видятся как многие причины, так и следствия такого выбора – возрастает чувствительность и глубина понимания других. Если для понимания причин и следствий чьих-то и даже своих действий недостаточно развит интеллект – способность схватывать более тонкие и сложные объекты и связи – возникает незыблемая уверенность в правильности всего, что происходит с каждым существом и доверие пространству.

Нельзя не заметить, что для того, чтобы прямо сейчас происходила синхронность, действие должно было начать разворачиваться значительно раньше, чем возникла моя мысль. Значит и моя мысль и действия других людей в некотором смысле были известны или предопределены заранее и, по меньшей мере, и мысли и действия всех нас связаны в одно единое поле. В этом не возникает никаких сомнений. Есть высшая сила, координирующая все индивидуальные миры и сознания, которая при согласовании сценариев учитывает все возможные тенденции.

Это не размышление, а прямое переживание себя как целого и как множества. «Мои» желания целиком вплетены в общую сеть жизни и также не возникают независимо: я определяю все, что есть вокруг, но я и определяюсь всем, что есть вокруг. Несмотря на разделение физических тел, я и другие ощущаемся единым живым полем. В ум просто не приходят грубые эгоистические мысли или желания, которые не согласуются с благом всех существ и с утверждением своей игры, уникальности и празднования жизни.

В этом состоянии все есть я, и значит желания и свободный выбор других существ – это также и мои желания. С другой стороны, это мой мир и я сам приписываю людям их мотивацию и создаю интерпретации. Я просто не могу создавать в своем мире обиды и искать превосходства, когда сердцем все вокруг воспринимается сами собою. Открывается удивительная взаимосвязь ума и сердца. Ум предлагает концепции, отражающие степень открытости сердца, и только сердце способно увидеть большую глубину и усомниться в любых логических основаниях. С позиции этой границы все мировоззрение держится только на сердце, поскольку ум лишь организует пространство игры, исходя из степени участия и заботы, которого оно достигло.

При общении не возникает и тени страха. Искреннее принятие защищает от всех опасностей и обезвреживает любые препятствия. Значительно ускоряется понимание и возрастает активный интерес к взаимному резонансу. Каждый человек воспринимается источником своего неповторимого переживания реальности и уникального взгляда на мир. Возрастает уважение к опыту других. Никакое состояние не дает возможность увидеть мир глазами другого. Для этого нужно общаться. Возникает желание делиться с другими своей перспективой, радовать других своими талантами, а также радоваться талантам других. Когда идентичность выходит за пределы индивидуального тела-ума, последующие игры начинают быть связанными только с всеобщим благом.

Что бы ни происходило в моем мире, нужно для моей игры. Я просто начинаю это видеть. Каждая встреча, каждая ситуация, любое обстоятельство. На фоне понимания, что все игроки вместе и есть предельное «я», возникает невероятная сердечная благодарность всем живым существам за совместную игру. Сердце и ум становятся настолько всеобъемлющими, что удерживают любовь и признательность всем людям, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться. При желании осознается значение каждой такой встречи как для своего узора бытия, для своей игры, так и для игры партнера.

Когда нет разделения на «я» и «другие», великое «Я» сияет в миллионах телах, каждое из которых видится великим буддой, совершенно играющим в свою игру. Я осознаю желания этого человека, чьими глазами и умом я смотрю на мир, но это лишь одно из многих существ, интересы которого я считаю своими. Больше нет своих и чужих, дальних и близких – все живые существа воспринимаются равностно. Энергия земли переживается как низкий поклон всем живым существам, в котором благодарность сливается с прощением и глубоким принятием. Принятие и сострадание, а также способность видеть уникальность каждого – неотъемлемые свойства чистого видения равностности.

Внутренне / внешнее

В недвойственном состоянии вы можете устойчиво наблюдать, что знание не рождается моментально и независимо. Мир не возникает в вашем сознании как простое зеркальное отражение. Даже простое восприятие физических объектов не рождается само по себе. В любом переживании участвует наше собственное творчество. Любое переживание отчасти создается нашими интерпретациями потока чувственного, ментального и прочего восприятия. Это как когда мы смотрим на многозначные картинки и можем увидеть либо одно изображение, либо другое, как на картинках ниже. Это вопрос выбора и гибкости, а не случая или данности.



Следуя за Кастанедой этот аспект можно описать как смещение «точки сборки». Это касается не только визуального ряда, это касается формирования любых объектов, и прежде всего мыслеформ и смыслов. Мы едины с потоком восприятия и оформляем его своим переживанием. Поэтому в недвойственном состоянии в пространстве могут видеться одновременно десятки и сотни вариантов интерпретации смыслового и чувственного потока данных. Это довольно забавно. Чтобы остановить на каком-то объекте свое внимание, я должен его по ходу создать, или, по крайней мере, выбрать и зафиксировать.

Удержание единственного варианта реальности в единстве становится заметным напряжением. Их одновременно видится множество из одного и того же потока бытия. Объекты рассыпаются, становится сложно сосредотачивать взгляд на мелких деталях и внимание на отдельных словах и мыслях. Взгляд несколько расфокусируется и видит более общие и глубинные паттерны. Аналогично ум схватывает более глубокие смысловые аспекты и связи происходящих событий. И снаружи и внутри все выглядит невероятно красивым, загадочным и потрясающим. Мир восхищает своей глубиной и многозначностью.

Создается впечатление, что реальность становится более туманной, хрупкой, неустойчивой и многомерной. Без привязанности к конкретной версии восприятия увеличивается проницательность и гибкость работы моделирующего ума. Проступают различные новые варианты интерпретаций, причем познание происходит интуитивно и пластично. По мере ослабления привязанности к старым интерпретациям, улавливаются новые связи и отношения между событиями и объектами. Утверждать что-либо с твердой определенностью становится не просто и это может касаться лишь самых глубинных осознаваемых свойств предмета рассмотрения.

Представьте, что все вокруг начинает видеться подобно картинкам выше. Причем, в значительно большей степени это касается тонкой сферы мыслей, чувств, ассоциаций и концепций. По мере практики становится возможным манипулировать целыми облаками вероятностей интерпретаций. Мышление и язык становятся более абстрактными, а объекты интереса более общими. Мышление начинает оперировать тенденциями и вероятностями как объектами. Хотя, при желании можно видеть старый туннель реальности — это зависит от намерения. Даже если вы делаете выбор видеть мир через старые фильтры, в любом случае остается уверенность в условности любых моделей.

Общаться становится не так просто, поскольку много больше времени и энергии уходит на подстройку к контексту собеседника и его удержание. Любой символический образ с тысячью глаз становится интуитивно близким, поскольку контексты видятся бесконечными. Понимание с полуслова становится ценностью, поскольку таких людей вокруг оказывается не много. В этом свете привязанность людей к идеям и концепциям выглядит очень явной и забавной! В этом состоянии особенно остро ощущается потребность каждого человека в культурном сообществе, способном понимать на том же уровне символической абстракции. Можно только представить насколько одинокими ощущали себя мистики до ХХ века.

Мы видим свой образ реальности в зависимости от выбора его видеть тем или иным образом. Между тем, мы не создаем его произвольно, а оформляем лишь отчасти. Это обусловлено как минимум физическим телом и культурой. В движущемся навстречу автобусе я могу рассмотреть разноцветное облако, но такая интерпретация реальности может оказаться несовместимой с продолжением воплощенной жизни. Аналогично собственное прочтение общественных норм может привести это тело-ум как к лаврам первопроходца, так и к большим проблемам с адекватностью в обществе.

Недвойственное состояние может иметь различную глубину в зависимости от объема энергетического накопления. От простых проблесков иллюзорности восприятия подобно картинкам выше до полного растворения потока бытия в океане максимальной потенциальности и выпадению из состояния единства в естественное состояние не-ума, когда поток бытия не переживается, не интерпретируется и не распознается.

В высокоэнергетичном недвойственном состоянии отдельные объекты уже практически не воспринимаются, зрение расфокусируется, все видится горячим пульсирующим туманом неопределенностей и возможностей, подобно океану Солярис, избирательно материализующему образы, возникающие в сознании людей. Чем больше глубина созерцания, тем более тонкие и энергетически мощные объекты и тенденции можно воспринимать, подобно переключению частот радиоприемника. К примеру, направление тенденций в сторону предстоящего коллективного пробуждения. Для этого в большинстве традиций имеются специальные энергетические практики.

В конечном счете, будучи предельно расслабленным и открытым, можно позволить себе не переживать, пребывая в чистой ясности сознания, и тогда вообще ничего не будет происходить – я пропадаю когда не участвую в творении. Чтобы возникло любое переживание, поток восприятия нужно индивидуально интерпретировать, войти с ним в резонанс, оформить и украсить. Нужно выбрать определенную частоту и форму фиксации феномена — дорога возникает под ногами идущего. Это можно сделать творчески, осознавая бесконечное богатство возможностей бытия, а можно по привычке, не задумываясь, держась за синицу в руках.

Обычно грубые физические ощущения интерпретируются почти автоматически. Тонкое восприятие проходит через более гибкие фильтры убеждений и концепций. Причинное требует узнавания основы. Каждому телу соответствует свой ум, каждому уму своя интерпретация. Без интерпретации, без личного вклада даже восприятие не может возникнуть. Любое переживание – это соединение некоторой данности из облака предлагаемых вероятностей и индивидуальной интерпретации этого. Это очень похоже на квантовые теории. Памятование относительной произвольности и игровой природы любого переживания – важное свойство чистого различающего видения.

Продолжение. Часть 2

7 комментариев

Dragon
Если это текст Кена Уилбера можно разместить в раздел КЕН УИЛБЕР, а не сатсанг!
integral-center
Спасибо большое)))))… но это не Кен Уилбер)))
Dragon
А кто автор сего произведения?
volnodur
Недвойственное состояние может иметь различную глубину
Истиной не может быть состояние.
в зависимости от объема энергетического накопления

улыбнуло :))))))))))))
Dragon
Автор сей книги не известен, но думается, что это Олег Линецкий. Очень похоже на его стиль. Много интересных моментов, но путаница продолжается. Вот например пять границ — это и не границы вовсе, это ловушка мышления предложить искать границы между двумя противоположными концепциями. Поэтому так и получается, когда казалось бы все пять границ растворены и осознанна их иллюзорность, возникают новые и все более тонкие.
agent
Вот это ОСОБЕННО ПОНРАВИЛОСЬ:
Великое «Я» сияет в миллионах телах, каждое из которых видится великим буддой, совершенно играющим в свою игру. Я осознаю желания этого человека, чьими глазами и умом я смотрю на мир, но это лишь одно из многих существ, интересы которого я считаю своими. Больше нет своих и чужих, дальних и близких – все живые существа воспринимаются равностно.