9 марта 2019, 22:38
5 традиций мгновенного просветления
ТОП 5 недвойственных учений
Среди учений и школ, практики которых направлены на достижение просветления, выделяют две большие категории – постепенные и мгновенные методы. Постепенные методы говорят о длительной предварительной практике, после которой возможно достичь состояния Будды. Мгновенные методы говорят о том, что пробуждение это наша изначальная природа, и достигать её не нужно, нужно лишь увидеть, что человек по самой своей природе является просветлённым, поскольку его подлинная сущность есть Сознание. Традиции мгновенного пробуждения относят к недвойственным учениям.
До настоящего времени сохранилось несколько основных традиций мгновенного просветления. 3 из них связаны с буддизмом и 2 с индуизмом. Знатоки и философы этих школ проводят споры, какой из этих методов лучше и приводит к более высокой реализации. Нас не интересуют тонкости этих учений, мы лишь рассмотрим, что их объединяет – это методы мгновенного пробуждения.
Если взять за критерий хронологию, то наиболее древним учением можно условно назвать дзогчен, в переводе «высшее совершенство» или ати-йога – изначальная йога, выше которой нет. Дзогчен уникальная традиция, возникшая в результате объединения очень древних недвойственных направлений устной передачи с буддизмом. Ати-йогу считают высшей колесницей в школах тибетского буддизма. Различают буддийский дзогчен и бонский дзогчен – учения во многом схожие по практикуемым методам. Основу учения буддийской ати-йоги составляют три завета мастера Гараба Дордже: получить переживание, не оставаться в сомнении, непрерывно пребывать. Переживание происходит в результате прямой передачи или непосредственного введения от мастера ученику. Для последователей высших способностей рекомендуется самоосвобождение – спонтанное самоузнавание всех явлений как изначальное состояние природы ума, называемое ригпа. Для последователей средних и обычных способностей применяют разделы учения, связанные с умом, визуализацией, повторением мантр и др. Представление об учении ати-йоги можно получить из текста «Кунжед Гьялпо», переведённого на русский язык. В линии учения дзогчен было много мастеров высочайшей духовной реализации в момент смерти не оставивших физического тела.
Следующей по времени возникновения недвойственной традицией в буддизме можно назвать дзен (японское произношение слова дхьяна, приближённый европейский перевод «медитация»). Школа дзен возникла, как результат развития учений буддизма Махаяны в Китае. В частности один из проповедников Ланкаватара-сутры по имени Бодхидхарма считается основателем традиции дзен. В дальнейшем школа дзен разделилась на много направлений или домов. До настоящего времени сохранилось в основном два направления – школа Риндзай и школа Сото. Также дзен или чань вобрал в себя недвойственные аспекты китайского даосизма – представление о безграничном Дао. В дзен родилась замечательная практика коанов – упражнений для выхода за пределы ума, а также особая традиция диалогов мастера и ученика в ходе которых учитель выясняет уровень понимания последователей. В настоящее время в качестве методик в дзен также применяется дзадзен – неподвижное сидение и медитативная ходьба. До настоящего времени сохранились многие переводы проповедей и сочинений мастеров дзен, а также описание их диалогов с учениками, в ходе которых ученик достигал просветления.
Также на основе философий колесниц буддизма Махаяны и Ваджраяны возникает направление махамудры, в переводе «великий символ». Временем возникновения учения считают 6-7 века н.э. Основателем махамудры является великий мастер Сараха, живший в Индии. Впоследствии учение махамудры стало практиковаться во многих школах тибетского буддизма. Сараха оставил много текстов, описывающих суть учения махамудры. Также одним из основополагающих текстов считается песнь Тилопы о Махамудре. В махамудре Сарахи изначально отсутствует какой-либо метод постижения, ибо махамудра – это состояние за пределами слов. Для практикующих высших способностей, через не-усилие понимание природы ума возникает само естественно и спонтанно. Со временем в махамудре появились системы медитаций и упражнений для ума, а также различные описания стадий постижения, высшая из которых стадия не-медитации.
Что касается индуизма, то описание недвойственного единого Брахмана встречается в очень древних текстах, датируемых учёными 1-м тысячелетием до н.э. Однако, основание недвойственных учений, как философских направлений, школ и практик приходится на 8 век н.э.
Традиция адва йта-веданта основана учителем Шри Шанкарой. Шанкара составил множество текстов, в которых описывается суть учения и философии адвайты – недвойственности. Как отмечают некоторые духовные учителя, адвайта родилась как результат дальнейшего развития учения индуизма о недвойственном Брахмане, в том числе, испытав на себе влияние философских школ и недвойственных традиций буддизма. Основная концепция адвайты: существует только Брахман – единое Сознание. Все явления неотделимы от Брахмана. Иллюзорное незнание Брахмана возникает в силу майи – иллюзии, покрова, также являющейся частью Брахмана. Просветление происходит в результате размышления: кто я? Кем я являюсь на самом деле? Процесс такого размышления называется джняна-йога – йога знания. В настоящее время термин адвайта широко применяется на сатсангах и в среде последователей различных мастеров. Адвайта выступает как символ недвойственного сознания и недвойственных учений в целом. Получить представление об учении адвайты можно из многочисленных трактатов Шанкары, переведённых на русский язык.
Другое недвойственное направление индуизма – это уникальное учение, также появившееся приблизительно в 9 веке н.э. в результате развития некоторых индийских тантрических школ. Это учение получило название кашмирского шиваизма, по месту в Гималаях (Кашмир), где жили и практиковали наиболее выдающиеся его последователи. Высшее состояние именуется Шива-таттвой, где Шива выступает не как один из богов индуизма, но как абсолютное сознание. В кашмирском шиваизме разработана уникальная практическая философия, подробно объясняющая строение вселенной, различные состояния сознания, методы практики для последователей разных способностей. Высшим методом реализации просветления называется ану-пайя – не-метод, за пределами пути. Практикующий высших способностей достигает мгновенного просветления не используя для этого привычные в обычном смысле йоги практики. Это происходит в силу непостижимых с точки зрения обыденного ума факторов. Поэтому, что касается ану-пайя, лишь мастер может открыть его ученику. Для остальных последователей применяются методы других путей – особые системы медитаций и другие практики. Один из наиболее известных текстов кашмирского шиваизма, в котором описываются техники медитации называется «Виджняна-бхайрава тантра».
Это основные недвойственные традиции, сохранившиеся до наших дней по линии передачи учитель-ученик или в виде текстов. Другие учения, которые говорят о недвойственности, но широко применяют постепенные методы, как правило, опираются на философские традиции этих основных направлений.
Среди учений и школ, практики которых направлены на достижение просветления, выделяют две большие категории – постепенные и мгновенные методы. Постепенные методы говорят о длительной предварительной практике, после которой возможно достичь состояния Будды. Мгновенные методы говорят о том, что пробуждение это наша изначальная природа, и достигать её не нужно, нужно лишь увидеть, что человек по самой своей природе является просветлённым, поскольку его подлинная сущность есть Сознание. Традиции мгновенного пробуждения относят к недвойственным учениям.
До настоящего времени сохранилось несколько основных традиций мгновенного просветления. 3 из них связаны с буддизмом и 2 с индуизмом. Знатоки и философы этих школ проводят споры, какой из этих методов лучше и приводит к более высокой реализации. Нас не интересуют тонкости этих учений, мы лишь рассмотрим, что их объединяет – это методы мгновенного пробуждения.
Если взять за критерий хронологию, то наиболее древним учением можно условно назвать дзогчен, в переводе «высшее совершенство» или ати-йога – изначальная йога, выше которой нет. Дзогчен уникальная традиция, возникшая в результате объединения очень древних недвойственных направлений устной передачи с буддизмом. Ати-йогу считают высшей колесницей в школах тибетского буддизма. Различают буддийский дзогчен и бонский дзогчен – учения во многом схожие по практикуемым методам. Основу учения буддийской ати-йоги составляют три завета мастера Гараба Дордже: получить переживание, не оставаться в сомнении, непрерывно пребывать. Переживание происходит в результате прямой передачи или непосредственного введения от мастера ученику. Для последователей высших способностей рекомендуется самоосвобождение – спонтанное самоузнавание всех явлений как изначальное состояние природы ума, называемое ригпа. Для последователей средних и обычных способностей применяют разделы учения, связанные с умом, визуализацией, повторением мантр и др. Представление об учении ати-йоги можно получить из текста «Кунжед Гьялпо», переведённого на русский язык. В линии учения дзогчен было много мастеров высочайшей духовной реализации в момент смерти не оставивших физического тела.
Следующей по времени возникновения недвойственной традицией в буддизме можно назвать дзен (японское произношение слова дхьяна, приближённый европейский перевод «медитация»). Школа дзен возникла, как результат развития учений буддизма Махаяны в Китае. В частности один из проповедников Ланкаватара-сутры по имени Бодхидхарма считается основателем традиции дзен. В дальнейшем школа дзен разделилась на много направлений или домов. До настоящего времени сохранилось в основном два направления – школа Риндзай и школа Сото. Также дзен или чань вобрал в себя недвойственные аспекты китайского даосизма – представление о безграничном Дао. В дзен родилась замечательная практика коанов – упражнений для выхода за пределы ума, а также особая традиция диалогов мастера и ученика в ходе которых учитель выясняет уровень понимания последователей. В настоящее время в качестве методик в дзен также применяется дзадзен – неподвижное сидение и медитативная ходьба. До настоящего времени сохранились многие переводы проповедей и сочинений мастеров дзен, а также описание их диалогов с учениками, в ходе которых ученик достигал просветления.
Также на основе философий колесниц буддизма Махаяны и Ваджраяны возникает направление махамудры, в переводе «великий символ». Временем возникновения учения считают 6-7 века н.э. Основателем махамудры является великий мастер Сараха, живший в Индии. Впоследствии учение махамудры стало практиковаться во многих школах тибетского буддизма. Сараха оставил много текстов, описывающих суть учения махамудры. Также одним из основополагающих текстов считается песнь Тилопы о Махамудре. В махамудре Сарахи изначально отсутствует какой-либо метод постижения, ибо махамудра – это состояние за пределами слов. Для практикующих высших способностей, через не-усилие понимание природы ума возникает само естественно и спонтанно. Со временем в махамудре появились системы медитаций и упражнений для ума, а также различные описания стадий постижения, высшая из которых стадия не-медитации.
Что касается индуизма, то описание недвойственного единого Брахмана встречается в очень древних текстах, датируемых учёными 1-м тысячелетием до н.э. Однако, основание недвойственных учений, как философских направлений, школ и практик приходится на 8 век н.э.
Традиция адва йта-веданта основана учителем Шри Шанкарой. Шанкара составил множество текстов, в которых описывается суть учения и философии адвайты – недвойственности. Как отмечают некоторые духовные учителя, адвайта родилась как результат дальнейшего развития учения индуизма о недвойственном Брахмане, в том числе, испытав на себе влияние философских школ и недвойственных традиций буддизма. Основная концепция адвайты: существует только Брахман – единое Сознание. Все явления неотделимы от Брахмана. Иллюзорное незнание Брахмана возникает в силу майи – иллюзии, покрова, также являющейся частью Брахмана. Просветление происходит в результате размышления: кто я? Кем я являюсь на самом деле? Процесс такого размышления называется джняна-йога – йога знания. В настоящее время термин адвайта широко применяется на сатсангах и в среде последователей различных мастеров. Адвайта выступает как символ недвойственного сознания и недвойственных учений в целом. Получить представление об учении адвайты можно из многочисленных трактатов Шанкары, переведённых на русский язык.
Другое недвойственное направление индуизма – это уникальное учение, также появившееся приблизительно в 9 веке н.э. в результате развития некоторых индийских тантрических школ. Это учение получило название кашмирского шиваизма, по месту в Гималаях (Кашмир), где жили и практиковали наиболее выдающиеся его последователи. Высшее состояние именуется Шива-таттвой, где Шива выступает не как один из богов индуизма, но как абсолютное сознание. В кашмирском шиваизме разработана уникальная практическая философия, подробно объясняющая строение вселенной, различные состояния сознания, методы практики для последователей разных способностей. Высшим методом реализации просветления называется ану-пайя – не-метод, за пределами пути. Практикующий высших способностей достигает мгновенного просветления не используя для этого привычные в обычном смысле йоги практики. Это происходит в силу непостижимых с точки зрения обыденного ума факторов. Поэтому, что касается ану-пайя, лишь мастер может открыть его ученику. Для остальных последователей применяются методы других путей – особые системы медитаций и другие практики. Один из наиболее известных текстов кашмирского шиваизма, в котором описываются техники медитации называется «Виджняна-бхайрава тантра».
Это основные недвойственные традиции, сохранившиеся до наших дней по линии передачи учитель-ученик или в виде текстов. Другие учения, которые говорят о недвойственности, но широко применяют постепенные методы, как правило, опираются на философские традиции этих основных направлений.
7 комментариев
но такое чуство, как то сухо)
Джняна-йога — это самоисследование. Самоисследование — это НЕ размышление!
Самоисследование (атма-вичара) состоит из 3-х составляющих:
1. Вичара — исследование своим вниманием
2. Вивека — различение одного от другого
3. Вайрагья — Невовлечение в более грубое и остаться вниманием в более тонком
— Мастер, сколько времени требуется для постепенного Просветления
— 20 лет
— А для мгновенного Просветления?
— 20 лет
:)
Так что… не обольщайтесь идеями о мгновенном Просветлении. :)
Всё равно придётся практиковать! Одним размышлением и балтовнёй к Просветлению не приблизишься даже. :) А может даже и отдалишься.