20 июля 2013, 23:15

По воле Аллаха

Однажды Молла пошел на базар за праздничными подарками. По дороге он встретил приятеля, и тот спросил его:
— Молла, куда ты идешь?
— На базар, — ответил Молла.
— А что случилось? К добру ли?
— Я иду купить подарки и какие-нибудь сладости к празднику.
— Скажи: «Если позволит Аллах», — заметил приятель.
— Деньги — у меня в кармане, а ум — в голове. При чем тут Аллах?
На базаре Молле залезли в карман. Вскоре он сунул туда руку и увидел, что там нет ни копейки.
Опечалился Молла и с пустыми руками вернулся к себе в село.
Тот же приятель встретил его и спросил:
— Молла, что ты купил?
— Ничего не купил, по воле Аллаха. Залезли мне в карман, по воле Аллаха. Когда я встретил тебя рано утром, лучше бы ты переломал себе ноги, по воле Аллаха. Отсох бы у тебя язык, по воле Аллаха.
2 июля 2013, 23:55

Суфийская притча. 1001 день.


Некто собирался в ученики к суфию, и его предупредили:
— Ты должен будешь ответить на вопрос. Если ты дашь правильный ответ, он возьмёт тебя в обучение на три года.
Вопрос был задан и ученик, поломав голову, выдал ответ. Представитель учителя удалился и через несколько минут объявил, что ответ верен.
— Теперь ты должен удалиться и ждать 1001 день. После этого ты можешь явиться и получить Учение.
Соискатель был польщён. Он поблагодарил представителя и спросил:
— А что было бы, если бы я не ответил?
— О, в этом случае вы были бы приняты немедленно!
18 июня 2013, 00:01

Умение, Которого Нет Ни У Кого

-Трудновато тебе придется, — произнес мудрец, — пока ты не будешь готов учиться «Умению, Которого Нет Ни У Кого».
-Как может вообще существовать нечто такое, что называется «Умением, Которого Нет Ни У Кого»? — спросил юноша.
-Этого нет ни у кого, потому что люди делают это, — сказал дервиш, — а делают они это только тогда, когда они уже имеют нечто, кое-что еще. Вот когда у них есть это дополнительное кое-что, умение само на них работает, и поэтому им вовсе не обязательно иметь его.
-Все это очень сложно, — сказал Анвар, — и все-таки не могли бы вы рассказать, как мне приняться за это?
-Разумеется, — сказал старик. — Вот дорога, всегда придерживайся ее направления, ничему не позволяя сбить тебя с этой дороги и не думая, что есть что-то важнее этой дороги.
###
-Анвар! Теперь ты готов продолжить свой поиск. Ты преуспеешь, ибо я дал тебе «Умение, Которого Нет Ни У Кого».
-Но я не понимаю, — удивился Анвар.
-Если ты думаешь, что понимаешь, значит, ты не понимаешь. С другой стороны, если ты думаешь, что не понимаешь, ты можешь беспрепятственно пользоваться этим.
-Все равно не понимаю.
-Если бы ты покинул нас, то никогда не научился бы, — продолжал дервиш. — А поскольку я прогоняю тебя, ты научишься. Если же вздумаешь вернуться, ты опять таки не научишься. Но если тебе понадобится помощь, я появлюсь.
-Почему это так? — спросил Анвар в недоумении.
-Потому что помимо того, что есть у тебя, я — часть «Умения», которая не может оставаться с тобой, и поэтому она хранится во
Читать дальше →
14 июня 2013, 19:40

Единый стандарт

Если вы взглянете на наиболее частые причины, которыми женщины, по общему мнению, объясняют, почему им чего-то хочется, вы немало удивитесь, сравнив их с объяснениями «менее легкомысленных» желаний. В левой колонке — список причин или оправданий, приводимых женщинами; справа приведены взятые из моей переписки примеры причин, которыми люди объясняют, почему они должны учиться быть суфиями:
1. Это поднимает мне настроение. 1. Я хочу быть счастливым, достичь полноты
2. Это из Парижа. 2. Это с Востока
3. У всех это есть. 3. Все имеют право на знание
4. Этого ни у кого нет. 4. Это редкое знание, для избранных
5. В перспективе это все равно окажется дешевле. 5. Возможно, это трудно, зато более реально
6. Это ни на что не похоже. 6. Это ни на что не похоже
7. Я так долго ждала этого. 7. Я ждал этого всю жизнь
8. Мне это нравится: значит это то, что мне нужно. 8. Что-то подсказывает мне, что это и есть истина
9. Я всегда хотела этого… 9. Такая потребность всегда жила во мне

Несомненно, что желание украсить себя, равно как и поиски более тонкого «духовного» удовлетворения, в этих случаях являются разновидностями жажды потребления.
Суфии осознают, что эта стадия должна быть пройдена. Чтобы выйти за пределы такой стадии стяжательства, человеку может понадобиться сперва достичь ее, осознать и затем отказаться от нее. Вот три полезные темы для размышления, которые подходят для описания этого состояния и его преодоления:
1. Если я поклоняюсь Тебе из желания Рая, лиши меня Рая; если я поклоняюсь Тебе из страха перед Адом, ввергни меня в Ад (Рабия).
2. Осел, на котором ты подъехал к дому, не годится, чтобы войти в дом.
3. Сначала раскайся, потом раскайся в своем раскаянии
Читать дальше →
14 июня 2013, 17:24

Следуя наилучшему совету

Вопрос: В последнее время широко распространена тенденция объединять верования и ритуалы из различных духовных источников. Но суфии, как мне кажется, утверждают, что хотя истина едина, формы ее различны и их нельзя смешивать. Если все формы — части единой истины, то почему же их нельзя смешивать?
Ответ: Потому что формы меняются в зависимости от эпохи и конкретных потребностей и никак не сочетаются: колесо от телеги не подходит к гоночному автомобилю.
Вам не приходилось слышать, как Мулла Насреддин пытался построить дом?
Его друзья, кто каменщик, кто плотник, кто еще кто-то, уже построившие себе дома, обступили его. Он был рад получить их совет.
Один за другим, а то и все разом, они говорили ему, что нужно делать. Мулла в точности следовал инструкциям каждого.
Когда строительство завершилось, результат был похож на что угодно, но только не на дом.
— Забавно, — сказал Насреддин, — ведь я сделал все в точности, как посоветовал мне каждый их них!
14 июня 2013, 13:54

Ни...ни...


Загадок вечности не разумеем — ни ты, ни я.
Прочесть письмен неясных не умеем — ни ты, ни я.
Мы спорим перед некою завесой. Но час пробьет,
Падет завеса, и не уцелеем — ни ты, ни я…
13 июня 2013, 11:43

Позови Хасана

Как-то некий ученик одного суфийского мастера, отличающийся особым усердием, стремящийся во всём достигать идеального результата, вошёл в комнату учителя за очередным поручением.
— Будь добр, позови, пожалуйста, Хасана, — попросил наставник.
Выйдя во двор дома, ученик не увидел там Хасана, а он отличался бесподобным зрением. Также обладая и целеустремлённостью, он вышел на улицу и стал заглядывать в каждую чайхану, спрашивая у посетителей, не видели ли они Хасана. Никто не смог ему сказать что-то вразумительное. Вконец отчаявшись, уже ближе к вечеру, ученик пошёл на крайний шаг — он закричал во все горло:
— Хасан! Хасан! Хасан!
Несколько секунд спустя из ближайшего двора появился Хасан. Отведя его к учителю, ученик расположился на ближайшей скамье, размышляя над тем, что упорство всегда приводит к достижению цели.
Некоторое время спустя его размышления прервал Хасан, вышедший из комнаты учителя. Он недовольно посмотрел в сторону ученика:
— Почему ты меня не позвал сразу же, как только велел мастер?!
— Я искал повсюду — тебя нигде не было! — возмущённо оправдывался ученик.
— Боже мой, — воскликнул Хасан, — учитель разве просил меня искать!? Нет. Он просил позвать меня и, причем не три раза, а
Читать дальше →
13 июня 2013, 11:14

Ослиная голова

Сумасшедший увидел на шесте в саду ослиную голову. Он спросил:
— Что она здесь делает?
Ему сказали:
— Её установили тут, чтобы отвести дурной глаз.
Сумасшедший ответил:
— У вас самих ослиные мозги, потому вы и посадили эту голову на кол! Когда она была жива, она не могла отвести удары палки, достававшиеся ей. А теперь, мёртвая, она должна отводить дурной глаз!
11 июня 2013, 11:30

Всадник и змея

Некий всадник, проезжая однажды по дороге, издали увидел, как маленькая ядовитая змея вползла в раскрытый рот спящего на земле человека. Всадник понял, что если несчастному позволить спать дальше, то яд наверняка убьёт его. Подхлестнув своего коня, он в одно мгновение оказался возле спящего и что есть силы стал стегать его кнутом, пока тот не вскочил на ноги с вытаращенными от страха глазами. Не давая ему времени опомниться, всадник погнал его к дереву, под которым валялось множество гнилых яблок, и заставил его их есть, потом ударами кнута пригнал его к реке и приказал пить воду большими глотками.
Человек то и дело пытался удрать от мучителя.
— Что я тебе сделал, о враг рода человеческого?! — стонал несчастный, захлёбываясь водой. — За что ты так издеваешься надо мной?
Но всадник был неумолим. До самых сумерек он истязал человека, и, в конце концов, тот, теряя сознание, упал на землю, его стало рвать, и вместе с гнильём и водой он выплюнул змею.
Спасённый человек сказал всаднику:
— Если бы ты сразу объяснил мне, в чём дело, я принял бы твоё лечение с большой охотой.
— Если бы я рассказал тебе всё с самого начала, ты бы мне всё равно не поверил, или тебя сковал бы страх, или ты убежал бы, или, наконец, снова заснул, ища забвения, и тогда было бы уже слишком поздно.
Сказав это, таинственный всадник пришпорил коня и ускакал
Читать дальше →