А что такое СЕБЯ- это и есть набор мыслеформ в твоей колбочке, или набор твоих личных файлов в твоей папочке, и ты видишь только этот набор, ведь правда?)
Кстати по поводу того, что такое зависимость.Не знаю чьё это, но это прямо в точку.А ведь сидеть на форумах это тоже зависимость.
… Тебе, наверное, известно каково это, когда очень хочется выкурить сигарету… и этот момент, когда ты её закуриваешь… Кайф, да?
Но, если разобраться, само курение не доставляет удовольствия, просто через некоторое время происходит ломка – тебе необходимо получить дозу никотина! В момент выкуривания следующей сигареты тебя ОТПУСКАЕТ… в этот момент ты испытываешь подобие Счастья! Так вот, если присмотришься, этот принцип заложен во всём – во всех желаниях.
Получается, что Счастье человеческое – это момент между тем, что ты получил, до возникновения следующего желания, которое формируется тут же, как только ты получил желаемое. Момент ОТПУСКАНИЯ хватки желания – и есть человеческое Счастье. Ты себя ощущаешь как само стремление, желание, напряжение, «я»… и в действительности получается, всё, что ты хочешь – это избавиться от этого! Тебе не важно само исполнение желания, важно ТО, что после этого тебя ОТПУСТИТ… в этот момент тебя как бы нет, не надо куда-то бежать, что-то делать, кем-то становиться, чего-то достигать. Именно за этим ты всегда охотишься. Ты всегда хочешь одного – исчезновения «Себя» – Пробуждения! Эти моменты можно назвать Благодатью, Присутствием.
Что бы ты ни делал, что бы ты ни достигал – это будет вечная неудовлетворенность и маета. Пока ты находишься в становлении, во времени, ты всегда будешь недостаточно хорош! Твоя Свобода только в том, что ты Есть...
Ир, ты там из своей колбочки видишь во круг только то, что в твоей колбочке плавает. А у меня в колбочке другие мыслеформы.)Помнишь как в «Покровских воротах» A не хлопнуть ли нам по рюмашке ??? — Заметьте, не я это предложил…
Так вот про то что вы тут бедненькие сектанты это не я сказала, заметьте, это из твоей колбочки:)Я как раз про психологию потенциальных зависимых. А это другое.
А еще случай интересный. Сын моей знакомой лет 15 назад попал в секту, под названием " Церковь Христа" Так там вообще был вечный праздник. На всех встречах- любовь и радость, пели песни, кричали Алилуйя. Там были лидеры- они собирали учеников в секту, и за каждого ученика получали бонус. Ну а лейтмотивом было- оставить семью и во имя любви к Христу жить на благо секты:)) Ели вытащили оттуда. Каждый месяц носил туда процент от зарплаты, все как положено.Вот ведь извратили как учение Христа, ужос!!!:)
Ну конечно автора, чью же еще:)Только не подумайте что тут какие то полунамёки про отношения мастер ученик. Мастер- ученик это очень здорово, особенно когда и мастер и ученик взаимообогащаются. Через меня абсолют разговаривает сам с собой :))
Знавала я когда-то одну женщину.Судьба случайно свела по работе.Женщина эта потрясла меня до глубины души. Но потом я поняла, что увы, это явление не редкое в постсоветском пространстве. В советское время была она рьяной коммунисткой. Все кто её знал говорили что она была весёлой, компанейской и очень энергичной, при этом успешно росла по карьерной лестнице. Когда союз рухнул, рухнули и иллюзии светлого коммунистического будущего. И эта женщина переключилась на религию.Зрелище было не для слабонервных.Из интересной красивой женщины она превратилась в старушку- платочек, черные тона в одежде, блеклые глаза, смиренный вид.Бедный муж забыл что у него есть жена- то пост, то среда, то пятница.Единственную 14 летнюю дочь заставляла ползать на коленях от входа в церковь и целовать каждую икону, пока та не зарозилась туберкулезом. Что с ней сейчас- не знаю. Может в адвайту ударилась:))Это к тому, что есть такие люди, у них в крови пресмыкаться перед авторитетами. Будь то коммунизм, бог или еще кто.Птица в клетке летать не будет никогда.Хотя неисповедимы пути господни. Ничего личного, просто зарисовка из жизни.
Ситуация знакомая.После смерти мамы 3 года отдала православию.Решила с ним разобраться, понять.Вот там мне и объяснили что такое гордыня и что такое смирение. Очень мне это тогда помогло увидеть сколько во мне этой гордости(ложного авторства по нашему:)Через смирение научилась не вовлекаться в эмоции, научилась жить в мире с мужем:)))С православием давно завязала, а опыт этот остался, очень помог. Так что учись смиряться, это всё гордыня в тебе :)))И спасибо за пост, очень всё искренне.
Все существа испытывают тонкие уровни страдания, а именно: страдания жизни, нахождения в физическом теле. Само по себе это — форма страдания, которого мы не в силах избежать. Все существа подвержены ему. В зависимости от сферы существования, в которой перерождается существо, оно испытывает различные формы страдания, характерные для этой сферы. В сфере адов или параноидальных состояний господствует страдание, которое выражается в нестерпимой жаре или страшном холоде. В сфере голодных духов это — голод, жажда и ощущение потери. В мире животных основное страдание в непрерывной борьбе за выживание, животные становятся жертвами и пожирают друг друга. В мире людей преобладает страдание рождения, старости, болезни и смерти. В сфере полубогов страдают от раздоров и борьбы. Страдания богов связаны с падением в низкие сферы бытия, когда их хорошая карма заканчивается. Среди людей существует страдание, обусловленное человеческой природой: ощущение беспокойства, постоянной суеты и нехватки чего-то. Эти ощущения возникают у всех. Всем знакомо чувство, что вам нужно что-то другое, не то, что есть, или имеющееся недостаточно хорошо для вас. Место, где мы живем, то или другое, все не так, как нам хотелось бы. Мы не удовлетворены. Из-за этого возникает беспокойство и суетливость, невротическое поведение, заставляющее нас удовлетворять все эти потребности. Это чувство постоянного желания и жажды чего-то, кажущееся таким естественным для человеческого существования, — это тоже причина страдания. Чтобы развить сочувствие ко всем существам, необходимо знать, каким страданиям они подвергаются и понимать, что они действительно страдают.
Все существа находятся в одной и той же ситуации, все хотят жить и быть счастливыми. Все стремятся к счастью.
Все существа находятся в одной и той же ситуации, все хотят жить и быть счастливыми. Все стремятся к счастью. Причины для счастья — позитивные действия и позитивные кармические тенденции как результаты этих действий. Но это понимают очень немногие. С одной стороны, существа не хотят быть несчастными, а с другой, они не делают ничего, чтобы избежать страданий и достичь счастья. Причины страдания — негативные действия и следующие за ними негативные кармические тенденции. И это тоже понимают лишь немногие. Большинство существ находится в ситуации, когда их действия и желания противоречат друг другу. Они не знают, как достичь счастья, к которому так стремятся, И создают всевозможные условия для еще большего страдания и запутанности. Их действия идут вразрез с целью.
Обладая истинным сочувствием и желанием помочь существам, мы понимаем: единственный действенный способ быть полезными — самим достичь Просветления.
Осознавая это, мы развиваем еще больше сочувствия к другим. Обладая истинным сочувствием и желанием помочь существам, мы понимаем: единственный действенный способ быть полезными — самим достичь Просветления. Чем больше мы реализуем значение Дхармы и приближаемся к Просветлению, тем эффективнее можем помогать другим. Сочувствие мотивирует нас стремиться к Просветлению и практиковать Дхарму.
С такой мотивацией: пробудить великое сочувствие и выразить его в активности Бодхисаттвы, в безбрежном океане активности Бодхисаттвы, которая приведет к Просветлению всех существ и нас самих, мы даем обещание Бодхисаттвы.
В бесконечном круговороте перерождений каждое отдельно взятое существо не единожды бывало нам матерью или отцом.
Один из самых знаменитых учеников Будды был архат Катаяна. Однажды, прося подаяния, он увидел сидящую в палисаднике рядом с домом молодую женщину. Она качала на руках младенца и ела рыбу. К ней подошла собака и, учуяв запах рыбы, стала выпрашивать у женщины еду. Та собрала кости и остатки рыбы, бросила собаке и отругала ее. Собака залаяла в ответ, но съела кости и остатки рыбы. Катаяна был уже настолько реализован, что мог видеть кармическую связь между участниками увиденной им сцены. Он увидел, что ум недавно умершего отца молодой женщины переродился этой рыбой, ум ее матери — собакой, а ум ее злейшего врага переродился ее ребенком. И Катаяна подумал про себя: «Женщина качает на руках своего злейшего врага так, как будто она его любит всем сердцем, ест мясо своего отца, ругает свою мать, жена пережевывает кости своего мужа. Когда я вижу все это, мне становится совершенно ясно, что сансара абсолютно нелепа».
Если мы понимаем, что все существа были нашими родителями, у нас есть основа для сочувствия. Еще больше сочувствия у нас появляется, если мы понимаем кармический процесс. Чем люди влиятельней и богаче, тем больше они нуждаются в нашем сочувствии. Власти всегда сопутствует коррупция и приносящие вред действия. Очень тяжело быть во власти и оставаться чистым. Чтобы захватить и удержать власть, людям приходится накопить много негативной кармы, это значит, в будущем ум этих существ будет переживать еще больше страдания и запутанности. И хотя в настоящий момент кажется, что все прекрасно, глубокое понимание их кармической ситуации вызывает сочувствие. То же относится и к богатству. Там, где богатство, всегда присутствует жадность. Очень тяжело скопить и сохранить богатство, не будучи скупым и жадным.
Во времена Будды в местности, известной сейчас под названием Варанаси, жил монах, равнодушный к мирским богатствам. Он был полностью сосредоточен на своей духовной практике. Однажды кто-то подарил ему великолепную драгоценность, стоившую целое состояние. Монах подумал: «Что мне с ней делать? Такая вещь мне точно не пригодится, лучше отдать ее тому, кому она действительно нужна». Он вспомнил всех бедняков и нищих в этой местности, пытаясь понять, кому из них лучше всего подарить драгоценность. Но так и не решил и пошел к Будде спросить совета. «Мне подарили удивительную драгоценность, но она не нужна мне, я не хочу ей обладать, а желаю отдать тому, кто в ней действительно нуждается». «Отдай ее королю Садже», — ответил Будда. Монах удивился, ведь король Саджа был самым богатым в той местности. И наверняка последним, кто нуждался еще в одной драгоценной вещи. Но Будда настаивал: «Нет-нет, отдай ее королю Садже. Он — тот человек, кто нуждается в этом больше всех». Монах подумал: «Будда знает, что говорит». И отнес бриллиант королю, который несказанно удивился, получив такую дорогую вещь от неимущего буддийского монаха. «Как попал к тебе этот камень и почему ты отдаешь его мне?», — спросил он. Монах отвечал: «Это подарок, но мне он не нужен. Я спросил Будду, кому больше всех может быть необходима драгоценность, и он посоветовал отдать камень вам».
Удивленный король попросил Будду встретиться с ним. В разговоре он поинтересовался, почему Будда решил, что именно он, король, больше всех нуждается в драгоценности. Будда ответил: «Естественно, это вы. Хотя вы и самый богатый, но одновременно и самый жадный во всей округе. Ваше богатство делает вас все более жадным и скупым, и вы стремитесь иметь все больше и больше. В вашем уме нет никакой удовлетворенности, потому я сказал монаху, что вы нуждаетесь в сокровище больше всех».
Состоятельность вовсе не означает благополучия, ведь в процессе накопления и сохранения благ мы создаем много негативной кармы. Богатые и могущественные люди имеют с мирской точки зрения более высокий статус, но это не значит, что им не нужно наше сочувствие. На самом деле оно необходимо им больше, чем остальным.
Богатые и могущественные люди имеют с мирской точки зрения более высокий статус, но это не значит, что им не нужно наше сочувствие.
Абсолютная, или окончательная, бодхичитта — это переживание пустоты, истинной природы ума и явлений.
Абсолютная, или окончательная, Бодхичитта означает узнавание истинной природы ума. Третий Кармапа Рангджунг Дордже говорит в своих пожеланиях Махамудры: «Природа ума не существует, так как даже Будды не видят ее, но, с другой стороны, она существует, потому что является основой сансары и нирваны, а также источником всего просветленного и непросветленного опыта». При этом заявление, что ум существует и не существует не противоречиво. Ум одновременно существует и не существует, не будучи ни одним, ни другим. И это — Срединный путь, или Срединный взгляд, когда мы избегаем того, что заставит нас впасть в одну или другую крайность. Мы не можем сказать, что ум существует, потому что нет ничего, что можно было бы увидеть. С другой стороны, он является источником сансары и нирваны. Поэтому заявления о существовании и несуществовании ума — утверждения неверные. Он и существует и не существует одновременно. Мы можем описывать его, но ни одно из описаний не будет точным. Единственное, что можно утверждать, — по своей сути ум пуст.
Поняв, что ум имеет природу пустоты, мы начинаем воспринимать проекции и переживания, которые проявляются в нем как часть той же самой неосязаемости и пустоты. Это имеется ввиду в текстах, когда говорится, что нужно воспринимать все явления без привязанности и видеть, что они подобны отражению луны на воде и не обладают собственной сущностью. Символ луны на воде используется как очень наглядный пример одновременного существования и не существования. Никто не будет искать луну в воде, но все же она там есть, очень отчетливо проявляется, и ее легко увидеть.
Это касается всех объектов нашего сознания. Все воспринимаемое нами очевидно для ума, но не обладает собственной абсолютной действительностью. Никто не стал бы искать несуществующую вещь, которая всего лишь проявляется в уме и из-за определенных обстоятельств кажется ему очевидной. Итак, мы постепенно начинаем привыкать к тому, что все воспринимаемое умом — иллюзорно или подобно сну. С возрастающим узнаванием природы ума и всех явлений растет и наше сочувствие к другим существам, у которых нет этого понимания. Мы видим, что в этом причина многих страданий и запутанности. Если мы поняли иллюзорную природу ума, нет никакой необходимости и далее оставаться в сансаре, страдать и испытывать последствия этого процесса. Но сочувствие к тем, кто пойман этой иллюзией, будет автоматически расти. По-другому и быть не может. Теперь мы увидели, в чем заключаются проблемы, и потому аспект сочувствия развивается автоматически и спонтанно с развитием абсолютной Бодхичитты.
С возрастающим узнаванием природы ума и всех явлений растет и наше сочувствие к другим существам, у которых нет этого понимания.
В нашу мировую эпоху появится тысяча Будд, четверо из них уже появились. Будда Шакьямуни — четвертый Будда из тысячи.
Все эти Будды в определенный момент в прошлом впервые пробудили в своем уме Бодхичитту — когда-то у них впервые появилось желание работать на благо других. Когда-то они формально приняли обещание Бодхисаттвы в присутствии Будды. Это послужило толчком к процессу развития, которое в конце концов в течение этой мировой эпохи приведет к Просветлению. Некоторые, состоятельные и могущественные, подносили в дар свои королевства, свою власть, чтобы получить обещание Бодхисаттвы. Другие были бедны и не могли дать ничего, кроме пригоршни травы или связки дров. Они подносили только это и получали обещание Бодхисаттвы. Чистота сердечных намерений — самое важное. В Тибете существовал обычай: люди, желавшие получить обещание Бодхисаттвы, собирались за три дня до церемонии, совершали подношения, делали простирания, помогали Сангхе, чтобы накопить заслугу и подготовить себя к получению передачи. Мы не сможем растянуть сегодняшний вечер на три дня, но осознавая важность настроя ума, мы делаем подношения в уме и накапливаем хорошие впечатления таким образом. Правильной мотивации достаточно, чтобы подготовить себя к принятию обещания Бодхисаттвы.
Относительная и абсолютная бодхичитта
Мы должны понимать, в каком контексте дается обещание Бодхисаттвы. Обещание Бодхисаттвы связано с таким качеством ума, которое мы называем бодхичитта или Просветленный настрой. Бодхичитта имеет несколько аспектов. Первый — это бодхичитта желания, когда мы, например, желаем принять обещание Бодхисаттвы, практиковать Дхарму и во всем, что мы делаем, концентрироваться на благе всех существ. Второй аспект — это применение этого желания, когда в любой активности, во время медитации мы прилагаем все усилия, чтобы действительно претворить в жизнь это желание. Вначале очень важно понимать оба аспекта: бодхичитту желания работать для блага всех существ и привести их к Просветлению и бодхичитту применения, действительного претворения желания в жизнь.
Для наглядности можно привести такой пример: если мы хотим поехать в Индию, то вначале думаем: «Я хочу поехать в Индию». Это — наше желание. Затем оформляем визу, копим деньги, бронируем билеты и так далее. Потом начинается путешествие, и это — применение. Оба этих аспекта необходимы для каждого действия: сначала возникает желание что-то делать, а затем мы можем реализовать его.
Говоря о бодхичитте, мы имеем в виду относительный и абсолютный аспекты. Относительная бодхичитта — это сочувствие по отношению ко всем существам. Абсолютная, или окончательная, бодхичитта — это переживание пустоты, истинной природы ума и явлений. Кому-то может показаться, что вначале следует говорить об относительном аспекте сочувствия, так как сочувствие обладает сильным облагораживающим действием. Чем больше мы углубляем сочувствие ко всем существам, тем больше очищаем накопленную в уме за многие кальпы негативность, все затемнения и запутанность. Чем больше мы таким образом облагораживаем наш ум, тем более способны видеть его истинную природу, его пустотность. Итак, с одной стороны, можно сказать, что сочувствие ведет к пониманию пустоты. Но можно все повернуть и утверждать, что, проникая в природу ума, мы развиваем все больше сочувствия ко всем существам, которые не знают истинной природы своего ума. В той же степени, в какой мы узнаем природу ума, мы понимаем, что неведение в уме существ препятствует непосредственному переживанию пустоты и является первопричиной всей запутанности и страдания. Это пробуждает еще большее сочувствие. Так одно обуславливает другое, поэтому говорится, что относительная и абсолютная бодхичитта помогают и опираются друг на друга.
Когда мы говорим о позитивном или негативном поведении, плохих или хороших действиях, имеется в виду не внешнее действие, а внутренняя мотивация, стоящая за ним.
Третье качество — это мудрость, и ее совсем непросто понять. Существует три вида мудрости: интеллектуальная мудрость — способность воспринимать и понимать концепции и контексты; мудрость размышления (созерцательная) и мудрость, возникающая посредством медитации. Когда мы слушаем наставления, и учитель говорит о страдании, карме, круговороте существования, пути Освобождения или качествах просветленного ума, для понимания нам необходима интеллектуальная мудрость, она позволяет ясно воспринять эти мысли и понять их значение. Следующий шаг — переварить услышанное. Мы задаем вопросы, выясняем, что подразумевается под этим и тем, и размышляем, правда все это или нет. «Я понимаю идею, но понял ли я истину?» Мы исследуем все глубже, чтобы прийти к неразрушимому проникновению в суть. Оно — все еще на концептуальном уровне, но уже гораздо глубже, чем простое теоретическое понимание. Это — мудрость, возникающая посредством глубокого размышления (созерцания). Третий вид мудрости проявляется во время медитации, когда вместо идеи и концепции мы переживаем и воспринимаем все непосредственно. Какая бы область духовной практики ни оказалась затронутой, мы всегда используем эти три вида мудрости. Это работает и в нашей ситуации, когда мы практикуем две фазы медитации: шинэ и лхагтонг. Сначала мы развиваем интеллектуальное понимание, потом глубокое проникновение в суть с помощью размышления, или контемпляции. И в конце концов в медитации у нас появляется прямой опыт.
Мирские и высшие накопления
Шинэ — первая ступень медитации, когда мы развиваем спокойствие и концентрацию ума. В настоящий момент природа нашего ума омрачена базовым неведением и эмоциональной запутанностью. Наш ум полностью рассеян и не может находиться на одном месте неотвлеченно и спокойно. Он подобен обезьяне, прыгающей в джунглях с дерева на дерево, или избалованному ребенку, который без малейшего понятия о дисциплине носится от одной вещи к другой. Наш ум в этом смысле «испорчен», у него нет ни силы, ни свободы неотвлеченно пребывать в каждой ситуации. Он поневоле постоянно отвлекается, а нам очень тяжело медитировать и быть однонаправленными в медитации. Независимо от вида медитации сначала мы стараемся сконцентрировать и успокоить ум. Опыт шинэ заключается в том, что наш ум успокаивается. Все рассеивающие влияния отступают, и ум способен покоиться в любой ситуации. Ему теперь не нужно постоянно гоняться за одним и за другим.
Опыт шинэ заключается в том, что наш ум успокаивается. Все рассеивающие влияния отступают, и ум способен покоиться в любой ситуации.
Существует мирская практика шинэ и практика шинэ, выходящая за пределы мирского, которая может привести нас к Просветлению. Когда мы упражняемся в медитации шинэ и развиваем спокойствие и концентрацию ума, у нас могут возникнуть разные опыты и переживания. Например, переживания радости, опыт ясности и лучезарности ума или опыт пустотности — состояние ума, свободное от концепций.
Эти состояния — знаки работы медитации. Они, однако, становятся проблемой, когда мы привязываемся к этим переживаниям и считаем их окончательной целью. Привязанность к опытам радости может привести к перерождению в мире богов сферы желаний. Привязанность к опытам ясности и лучезарности ума влечет за собой перерождение в сфере формы, а привязанность к пустоте, неконцептуальному состоянию сознания — в сфере без формы. Если медитация развивается неправильно, а ум притуплен и сонлив, то в крайнем случае это может привести к перерождению в мире животных. Вполне возможно, что наша медитация будет очень ограничена и послужит лишь причиной нашего дальнейшего пребывания в сансаре.
С другой стороны, практика шинэ может привести практикующего к проявлению проблесков глубокого видения природы ума — лхагтонг. Если это происходит, это — путь к Просветлению. Все зависит от того, насколько мы развили медитацию шинэ. Если мы остановились до того, как достигли полного результата, шинэ будет только причиной для дальнейшего перерождения в сансаре. Если же мы полностью ею овладели, то для нашего ума — это первый шаг к преодолению круговорота существования.
Поэтому любой нашей практике медитации, используем ли мы мирские или духовные техники, стоит придавать неконцептуальное качество. Какую бы технику мы ни применяли, важно осознание нашей цели — совершенного пробуждения. Достижение Просветления имеет две грани. С одной стороны, мы сами получаем большую пользу, реализовав Дхармакайю — Состояние истины — абсолютный уровень опыта Просветления без формы. И мы наслаждаемся этим совершенным постижением. Но совершенное пробуждение имеет и второй аспект — это принесение пользы другим существам, когда из опыта Просветления проявляются Состояния формы: Самбхогакайя (Состояние радости) и Нирманакайя (Состояние излучения). Принесение абсолютной пользы как другим, так и себе — совершенное Просветление — это наша цель.
Если мы развиваем в уме такие качества, как открытость и доверие, сочувствие и мудрость, все наши действия будут позитивными.
Как в истории про маленького мальчика, который, идя по улице, ел одну за другой сухие горошины. По дороге он встретил Будду, который как раз ходил от дома к дому, прося подаяние. Как только мальчик увидел Будду, он почувствовал огромное чистое доверие и вмиг бросил ему весь оставшийся у него в руке горох. Четыре горошины упали в чашу для подаяния, некоторые попали в Будду на уровне сердца и одна — прямо ему в лоб. Это полное доверия действие послужило причиной перерождения ума мальчика вселенским монархом, чрезвычайно богатым и влиятельным властелином четырех больших континентов. Это было кармическим результатом попадания четырех горошин в чашу для подаяния Будды. Горошины, попавшие в область сердца, стали причиной кармической тенденции, результатом которой стало господство этого великого царя не только в мире людей, но и богов. А горошина, угодившая Будде в лоб, послужила причиной духовного развития царя, и он смог достичь Пробуждения.
Для маленького мальчика бросание гороха было незначительным действием, но его преданность и доверие были настолько сильными, что поступок привел к мощным кармическим результатам. Такие качества, как доверие, сочувствие и мудрость, влияют позитивно на все, что мы делаем, и придают нашей активности огромную силу. Какие кармические последствия имеет незначительное действие, совершенное с сочувствием, иллюстрирует следующая притча.
Во времена Будды жил царь Саджа, один из самых богатых и могущественных царей Индии. Он был настолько богат и влиятелен, что многие считали его скорее богом, чем человеком. Однажды кто-то спросил Будду: «Какие причины привели к тому, что король Саджа в этой жизни стал таким богатым и могущественным? Какую карму он накопил, чтобы приобрести такое перерождение?». Будда ответил: «В одной из прошлых жизней Саджа переродился человеком и однажды встретился с бедняком, страдающим от голода. Он испытал глубокое сочувствие, абсолютно чистое и искреннее, и дал нищему горсть риса. И из-за того что сочувствие Саджи было чистым и искренним, этот малый жест созрел в потоке его сознания до мощной кармической тенденции, она и привела к перерождению царем в Индии в этой жизни».
Сочувствие, подлинное и искреннее участие приводит к созреванию самых незначительных действий до больших кармических плодов. Если мы обладаем доверием и сочувствием, то можем делать неограниченно много хорошего и накапливать заслугу, все зависит от нашей мотивации. Для наглядности расскажу про случай, который произошел во время ретрита сезона дождей, его проводил Будда для своих пятисот монахов.
Царь Саджа был главным покровителем ретрита, он предоставлял еду, место для медитаций и ночлега и давал все, в чем Будда и его ученики нуждались во время этих трех месяцев отшельничества. Каждое утро после завтрака Будда посвящал заслугу благу всех существ и особенно чествовал короля за его доверие и щедрость, говоря: «Сегодня мы разделяем заслугу и все хорошее, что возникло из нашей практики со всеми существами и особенно с царем Саджей».
В этой местности проживало много нищих, в том числе пожилая женщина, очень бедная и, конечно, не имеющая никакого социального статуса. У нее было благородное сердце, она искренне восхищалась, видя медитирующих Будду и его монахов, и без тени зависти в уме радовалась щедрости и заслуге короля, который делал это возможным. В тот день, когда в ее уме возникла эта искренняя радость, Будда спросил короля: «Стоит мне посвящать заслугу вашему благополучию или я могу посвятить ее одному человеку, чья заслуга еще больше, чем ваша?». Король удивленно огляделся и подумал: «У кого заслуга может быть больше моей? Но Будда наверняка знает лучше». Он ответил скромно: «Если есть такой человек, посвятите заслугу его благополучию». Тогда Будда произнес: «Сегодня мы разделяем заслугу и все хорошее, что возникло из нашей практики, со всеми существами и особенно с этой пожилой бедной женщиной». Все удивились, но ничего не сказали. С этого дня Будда каждое утро упоминал нищенку во время подношения заслуги. Король был сбит с толку и не мог понять, как кто-то, находясь в таком бедственном положении, мог иметь большую заслугу, чем он. Это же он был щедрым покровителем, давал пищу и кров. И вдруг про него как будто забыли.
Один из министров, от которого не укрылось настроение Саджи, был умным, но недружелюбным человеком. Он решил восстановить положение с помощью нехитрого трюка. Призвав слуг, которые приносили еду Будде и его монахам, он приказал им: «Когда понесете поднос с фруктами мимо ворот, где все время стоят нищие, как бы нечаянно уроните его. Нищие наверняка набросятся на фрукты, но вы не позволяйте их брать, а гоните и бейте, но особенно пусть достанется этой старухе». Он показал на нее еще раз и повторил: «Если старая нищенка захочет взять что-то, пинайте, бейте и гоните ее, ни на миг не оставляя в покое». Слуги последовали приказу министра и уронили поднос с фруктами у ворот. Как и ожидалось, все нищие бросились к нему, стараясь ухватить хотя бы что-то. Слуги встретили их пинками и побоями, особенно жестоко обращаясь со старой женщиной. От этой жестокости она так разъярилась, что утратила чистое, без зависти восхищение царем, наполнив свой ум гневом на него и его слуг. Царь, однако, не знал ничего о плане министра. В этот день после завтрака Будда сказал: «Сегодня мы разделяем заслугу и все хорошее, что возникло из нашей практики со всеми существами и особенно с царем Саджей».
Присутствующие были удивлены больше, чем в первый раз, и спросили Учителя, почему тот изменил посвящение заслуги? Будда объяснил: «Сначала самая большая заслуга была у царя, он действовал сочувственно и с доверием. Но эта пожилая женщина обладала такой чистотой ума, что абсолютно искренне восхищалась его действиями и без всякой зависти радовалась его заслуге. Этим она накопила больше заслуги, чем сам король. Но, к сожалению, сегодня утратила этот взгляд, и опять король Саджа обладает наибольшей заслугой».
Благодаря этим поучительным словам все поняли: в любых действиях главное — мотивация. Очень жаль, что женщина не удержала свой абсолютно чистый взгляд, благодаря которому она накапливала невероятно огромную заслугу.
Когда мы говорим о позитивном или негативном поведении, плохих или хороших действиях, имеется в виду не внешнее действие, а внутренняя мотивация, стоящая за ним. В сравнении с мотивацией внешнее действие — всего лишь тень. Кто-то может выглядеть очень щедрым, потому что дает много денег или делает богатые подношения. Внешне это выглядит очень благоприятным действием. Однако человек совершает его, желая получить признание или еще больше разбогатеть, и поэтому делится своим богатством. Если за действием стоят личностные, эгоистичные интересы, кармическая сила такого поступка будет невелика. В таком случае действие не является позитивным поступком. Даже незначительное действие, совершенное с чистой мотивацией, может быть несравненно сильнее с кармической точки зрения. Создание позитивной или негативной кармы зависит в основном от нашей мотивации. Если она позитивная, то любое действие, большое или малое, будет иметь огромное позитивное воздействие. Вместе с тем, если мотивация не чиста, то действие будет иметь такой же сильный, но негативный результат.
Сделать практику Дхармы частью жизни
В европейских и североамериканских обществах в настоящее время очень тяжело всю свою жизнь посвятить Дхарме, полностью уйти из мира и заниматься только Учением: телом, речью и умом. Даже при большом желании было бы непросто найти подходящее место, достаточно еды и так далее. Для такого вида практики нет никакой поддержки. Но это не означает, что практика Дхармы на Западе — безнадежный случай. Мы можем успешно включать ее в повседневную деятельность. Существует такое выражение: «Говорить и работать руками — действия, которые могут быть позитивными, ходить и сидеть — негативными, все зависит от нашего настроя и мотивации». С правильным настроем, с осознанием непостоянства и мыслями о свободах и преимуществах человеческого рождения мы научимся естественно встраивать практику Дхармы в жизнь. Это получается, несмотря на то, что наши обязательства в мире по-прежнему требуют времени и энергии.
С правильным настроем, с осознанием непостоянства и мыслями о свободах и преимуществах человеческого рождения мы научимся естественно встраивать практику Дхармы в жизнь.
Можно каждое утро, сразу после подъема подумать о Прибежище и со всей преданностью, идущей от сердца, принять Прибежище в Учителе и Трех драгоценностях, несколько раз с полным доверием повторив формулу Прибежища. Это поддерживает нашу связь, дает нам благословение и защиту Трех драгоценностей, мы открываемся источнику вдохновения и счастья. Можно развивать Просветленный настрой (бодхичитту), обещая совершать все действия, будь то практика Дхармы или повседневная активность, с любовью и сочувствием на благо всех существ. Можно произнести: «Что бы я ни делал телом, речью и умом, пусть это служит этой цели». Если начинать каждый день принятием Прибежища и развитием Просветленного настроя, любое наше действие будет позитивным, даже если мы просто сидим. Это так, потому что пронизано духом пути к Просветлению. Каждый вечер, перед сном полезно вспомнить медитацию и все позитивные действия, совершенные за день, и посвятить все хорошее благу всех существ. Мы не оставляем ничего только для себя, но говорим, что это — для блага всех существ. Посвящение хороших впечатлений — очень важный аспект практики и обширная тема, если объяснять ее подробнее. Если говорить коротко, мы посвящаем все позитивное благу всех, следуя примеру Будд и Бодхисаттв, которые посвящали всем существам свою заслугу и достигли Просветления.
Начиная каждый день с принятия Прибежища, развития Просветленного настроя и заканчивая его разделением заслуги и пожеланиями развития для всех существ и нас самих, мы увидим, как постепенно самая мирская деятельность приобретает дхармические качества. Мы почувствуем действенность практики Дхармы, и ценности Учения будут пронизывать все, что мы делаем. С этого момента наша мирская активность — больше не препятствие, но средство практики Дхармы. А если при этом осознавать непостоянство и помнить о смерти, у нас всегда будет достаточно энергии и мотивации для формальной практики. И мы будем использовать для нее каждую возможность.
Но если все откладывать на будущее, говоря: «Я могу сделать это позже», то жизнь наполнится суетой и отвлечениями, у нас никогда не будет достаточно времени, энергии и мотивации для практики Дхармы. Нам будет очень тяжело. В Тибете говорят: «Не думай о будущем слишком много, иначе будешь, как отец Давы Драгпы». Чтобы выражение было понятным, я коротко расскажу эту историю.
Все началось с одного ламы, который совершал паломничество в Тибете и переходил от одного святого места к другому. В конце концов он прибыл в местность, где жил один нищий. У разных людей ему удалось выпросить миску ячменя — целое состояние для такого бедняка. Изо всех сил он заботился, чтобы ячмень не украли или не съели мыши. Поэтому привязал миску веревкой и привесил ее к потолку своей хижины. Он спал прямо под ней, следя за тем, чтобы ночью никто не вошел и не украл его сокровище. Лама, медитировавший неподалеку, в медитации увидел следующее: бедняк лег спать и задумался, как смелет из ячменя муку, продаст ее и с прибыли купит еще больше ячменя, намелет еще больше муки, получит еще больше прибыли и так постепенно разбогатеет. Он лежал и думал, как станет богачом, потом женится на хорошей женщине и будет с ней счастлив. Сначала у них родится сын. Тут бедняк стал размышлять об имени для сына, и решил в конце концов назвать его Дава Драгпа, Знаменитая Луна. Как раз в момент, когда несчастный решил дать сыну это имя, мышь перегрызла веревку под потолком, миска с ячменем упала на сердце бедняка и убила его.
Так появилась поговорка: «Не думай о будущем слишком много, а то будешь как отец Давы Драгпы». Лама присутствует в этой притче, потому что в своей медитации он увидел всю историю а потом рассказывал ее, как пример бессмысленности размышлений о будущем. Так поговорка стала известной в Тибете.
Доверие, сочувствие и мудрость
Существуют три уровня, на которых мы действуем: тело, речь и ум. Самый важный из них — это ум, именно настрой ума определяет, будут ли действия тела и речи позитивными или негативными. Если мы развиваем в уме такие качества, как открытость и доверие, сочувствие и мудрость, все наши действия будут позитивными. Тело и речь будут просто следовать этому позитивному настрою.
Родившись в мире людей, мы получили свободы и благоприятные обстоятельства, позволяющие достичь Просветления.
Перерождение в теле человека знаменательно тем, что предоставляет возможность вырваться из колеса перерождений и постичь состояние полного пробуждения вне колеса сансары с его страданиями и несвободами. Это — состояние истинного счастья и подлинной свободы. Родившись в мире людей, мы получили свободы и благоприятные обстоятельства, позволяющие достичь Просветления. Ни в одном другом состоянии мы не обладаем столькими возможностями. В одном классическом тексте говорится, что наше тело может стать лодкой, которая перевезет нас через океан страдания на берег Просветления, но может стать и камнем на шее, который утащит нас на дно этого океана. Тело — слуга ума. Если ум направляет тело в позитивную сторону, то и тело ведет себя позитивно. Если же ум наполнен негативностью, то и тело совершает негативные поступки. Действиями тела, речи и ума мы накапливаем карму, которая определяет, попадем ли мы в более высокие сферы перерождения, достигнем ли Освобождения или переродимся в низших сферах существования с еще более сильным страданием и большей запутанностью. Все зависит от нашего выбора. Возможность выбора в наших руках, и мы можем пойти по одному или другому пути. Мы действительно находимся на перепутье, и можем пойти либо вверх, либо вниз. Этим я заканчиваю лекцию и посвящаю всю заслугу от наставлений благу всех чувствующих существ.
Все меняется каждое мгновение
Сейчас мы переживаем особенно удачное состояние перерождения в мире людей. У нас есть драгоценное человеческое тело, обладающее восемью свободами и десятью преимуществами, благодаря которым наше тело становится совершенной основой для духовной практики. Мы свободны практиковать то, что хотим, и способны применять поучения в нашей жизни, чтобы с их помощью достичь Просветления. При этом мы должны помнить, что эта драгоценная человеческая жизнь закончится. Она не будет длиться вечно, она непостоянна и может оборваться в любой момент.
Что значит «мир, который мы переживаем, непостоянен»? Будда по-разному описывал непостоянство мира. Он говорил, что каждое рождение заканчивается смертью, за каждой встречей следует расставание, все накопленное опять рассеивается, а все построенное — опять разрушается. Ничто во вселенной, внешней или внутренней, не вечно. Все наши переживания и опыт соединились в какой-то момент и когда-то опять распадутся. Это относится к нашему физическому телу и ко всему остальному, поскольку непостоянство имеет «мгновенную» природу: от мгновения к мгновению мы стареем и движемся от рождения к смерти.
Ничто во вселенной, внешней или внутренней, не вечно. Все наши переживания и опыт соединились в какой-то момент и когда-то опять распадутся.
Существа меняются миг за мигом. От момента зачатия до смерти ничто не остается тем же самым. Изменения не происходят «вдруг». Не бывает так, что человек рождается маленьким ребенком, но в определенный момент вдруг становится взрослым, а потом в одно мгновение превращается в старика. Если наблюдать поверхностно, то все может показаться одинаковым, но если приглядеться, мы увидим — все постоянно меняется. Это можно сравнить с рекой: наблюдая издалека, можно подумать, что река — это нечто целостное, что есть всегда. Но, приблизившись, мы увидим, что река течет капля за каплей и никогда не бывает той же самой. Миг за мигом — это другая, новая река. Также и все остальное — всегда другое и новое.
Можно думать так: пока мы молоды, нужно добиться успеха и приобрести какую-то стабильность. А когда станем старше, у нас появится больше времени, тогда и будем практиковать Дхарму. Такой ход мыслей был бы неплох, будь у нас уверенность в долгой жизни. Но этого мы не знаем. Одно из качеств мира людей — отсутствие гарантии продолжительности жизни. Некоторые умирают еще в чреве матери, другие рождаются мертвыми или умирают сразу после рождения. Кто-то умирает в детстве, юности или едва повзрослев. Конечно, есть те, кто доживает до старости и умирает в почтенном возрасте. Но ни у кого из нас такой гарантии нет, поэтому рассчитывать на нее нельзя. Изучение Дхармы и ее применение очень важно, когда мы понимаем, что условия для практики могут скоро закончиться. Следует использовать свою счастливую возможность прямо сейчас.
Так вот про то что вы тут бедненькие сектанты это не я сказала, заметьте, это из твоей колбочки:)Я как раз про психологию потенциальных зависимых. А это другое.
Нет у тебя воли ни на что ибо ты есть персонаж пьесы, которая уже написана.
Все существа находятся в одной и той же ситуации, все хотят жить и быть счастливыми. Все стремятся к счастью.
Все существа находятся в одной и той же ситуации, все хотят жить и быть счастливыми. Все стремятся к счастью. Причины для счастья — позитивные действия и позитивные кармические тенденции как результаты этих действий. Но это понимают очень немногие. С одной стороны, существа не хотят быть несчастными, а с другой, они не делают ничего, чтобы избежать страданий и достичь счастья. Причины страдания — негативные действия и следующие за ними негативные кармические тенденции. И это тоже понимают лишь немногие. Большинство существ находится в ситуации, когда их действия и желания противоречат друг другу. Они не знают, как достичь счастья, к которому так стремятся, И создают всевозможные условия для еще большего страдания и запутанности. Их действия идут вразрез с целью.
Обладая истинным сочувствием и желанием помочь существам, мы понимаем: единственный действенный способ быть полезными — самим достичь Просветления.
Осознавая это, мы развиваем еще больше сочувствия к другим. Обладая истинным сочувствием и желанием помочь существам, мы понимаем: единственный действенный способ быть полезными — самим достичь Просветления. Чем больше мы реализуем значение Дхармы и приближаемся к Просветлению, тем эффективнее можем помогать другим. Сочувствие мотивирует нас стремиться к Просветлению и практиковать Дхарму.
С такой мотивацией: пробудить великое сочувствие и выразить его в активности Бодхисаттвы, в безбрежном океане активности Бодхисаттвы, которая приведет к Просветлению всех существ и нас самих, мы даем обещание Бодхисаттвы.
Один из самых знаменитых учеников Будды был архат Катаяна. Однажды, прося подаяния, он увидел сидящую в палисаднике рядом с домом молодую женщину. Она качала на руках младенца и ела рыбу. К ней подошла собака и, учуяв запах рыбы, стала выпрашивать у женщины еду. Та собрала кости и остатки рыбы, бросила собаке и отругала ее. Собака залаяла в ответ, но съела кости и остатки рыбы. Катаяна был уже настолько реализован, что мог видеть кармическую связь между участниками увиденной им сцены. Он увидел, что ум недавно умершего отца молодой женщины переродился этой рыбой, ум ее матери — собакой, а ум ее злейшего врага переродился ее ребенком. И Катаяна подумал про себя: «Женщина качает на руках своего злейшего врага так, как будто она его любит всем сердцем, ест мясо своего отца, ругает свою мать, жена пережевывает кости своего мужа. Когда я вижу все это, мне становится совершенно ясно, что сансара абсолютно нелепа».
Если мы понимаем, что все существа были нашими родителями, у нас есть основа для сочувствия. Еще больше сочувствия у нас появляется, если мы понимаем кармический процесс. Чем люди влиятельней и богаче, тем больше они нуждаются в нашем сочувствии. Власти всегда сопутствует коррупция и приносящие вред действия. Очень тяжело быть во власти и оставаться чистым. Чтобы захватить и удержать власть, людям приходится накопить много негативной кармы, это значит, в будущем ум этих существ будет переживать еще больше страдания и запутанности. И хотя в настоящий момент кажется, что все прекрасно, глубокое понимание их кармической ситуации вызывает сочувствие. То же относится и к богатству. Там, где богатство, всегда присутствует жадность. Очень тяжело скопить и сохранить богатство, не будучи скупым и жадным.
Во времена Будды в местности, известной сейчас под названием Варанаси, жил монах, равнодушный к мирским богатствам. Он был полностью сосредоточен на своей духовной практике. Однажды кто-то подарил ему великолепную драгоценность, стоившую целое состояние. Монах подумал: «Что мне с ней делать? Такая вещь мне точно не пригодится, лучше отдать ее тому, кому она действительно нужна». Он вспомнил всех бедняков и нищих в этой местности, пытаясь понять, кому из них лучше всего подарить драгоценность. Но так и не решил и пошел к Будде спросить совета. «Мне подарили удивительную драгоценность, но она не нужна мне, я не хочу ей обладать, а желаю отдать тому, кто в ней действительно нуждается». «Отдай ее королю Садже», — ответил Будда. Монах удивился, ведь король Саджа был самым богатым в той местности. И наверняка последним, кто нуждался еще в одной драгоценной вещи. Но Будда настаивал: «Нет-нет, отдай ее королю Садже. Он — тот человек, кто нуждается в этом больше всех». Монах подумал: «Будда знает, что говорит». И отнес бриллиант королю, который несказанно удивился, получив такую дорогую вещь от неимущего буддийского монаха. «Как попал к тебе этот камень и почему ты отдаешь его мне?», — спросил он. Монах отвечал: «Это подарок, но мне он не нужен. Я спросил Будду, кому больше всех может быть необходима драгоценность, и он посоветовал отдать камень вам».
Удивленный король попросил Будду встретиться с ним. В разговоре он поинтересовался, почему Будда решил, что именно он, король, больше всех нуждается в драгоценности. Будда ответил: «Естественно, это вы. Хотя вы и самый богатый, но одновременно и самый жадный во всей округе. Ваше богатство делает вас все более жадным и скупым, и вы стремитесь иметь все больше и больше. В вашем уме нет никакой удовлетворенности, потому я сказал монаху, что вы нуждаетесь в сокровище больше всех».
Состоятельность вовсе не означает благополучия, ведь в процессе накопления и сохранения благ мы создаем много негативной кармы. Богатые и могущественные люди имеют с мирской точки зрения более высокий статус, но это не значит, что им не нужно наше сочувствие. На самом деле оно необходимо им больше, чем остальным.
Богатые и могущественные люди имеют с мирской точки зрения более высокий статус, но это не значит, что им не нужно наше сочувствие.
Абсолютная, или окончательная, Бодхичитта означает узнавание истинной природы ума. Третий Кармапа Рангджунг Дордже говорит в своих пожеланиях Махамудры: «Природа ума не существует, так как даже Будды не видят ее, но, с другой стороны, она существует, потому что является основой сансары и нирваны, а также источником всего просветленного и непросветленного опыта». При этом заявление, что ум существует и не существует не противоречиво. Ум одновременно существует и не существует, не будучи ни одним, ни другим. И это — Срединный путь, или Срединный взгляд, когда мы избегаем того, что заставит нас впасть в одну или другую крайность. Мы не можем сказать, что ум существует, потому что нет ничего, что можно было бы увидеть. С другой стороны, он является источником сансары и нирваны. Поэтому заявления о существовании и несуществовании ума — утверждения неверные. Он и существует и не существует одновременно. Мы можем описывать его, но ни одно из описаний не будет точным. Единственное, что можно утверждать, — по своей сути ум пуст.
Поняв, что ум имеет природу пустоты, мы начинаем воспринимать проекции и переживания, которые проявляются в нем как часть той же самой неосязаемости и пустоты. Это имеется ввиду в текстах, когда говорится, что нужно воспринимать все явления без привязанности и видеть, что они подобны отражению луны на воде и не обладают собственной сущностью. Символ луны на воде используется как очень наглядный пример одновременного существования и не существования. Никто не будет искать луну в воде, но все же она там есть, очень отчетливо проявляется, и ее легко увидеть.
Это касается всех объектов нашего сознания. Все воспринимаемое нами очевидно для ума, но не обладает собственной абсолютной действительностью. Никто не стал бы искать несуществующую вещь, которая всего лишь проявляется в уме и из-за определенных обстоятельств кажется ему очевидной. Итак, мы постепенно начинаем привыкать к тому, что все воспринимаемое умом — иллюзорно или подобно сну. С возрастающим узнаванием природы ума и всех явлений растет и наше сочувствие к другим существам, у которых нет этого понимания. Мы видим, что в этом причина многих страданий и запутанности. Если мы поняли иллюзорную природу ума, нет никакой необходимости и далее оставаться в сансаре, страдать и испытывать последствия этого процесса. Но сочувствие к тем, кто пойман этой иллюзией, будет автоматически расти. По-другому и быть не может. Теперь мы увидели, в чем заключаются проблемы, и потому аспект сочувствия развивается автоматически и спонтанно с развитием абсолютной Бодхичитты.
С возрастающим узнаванием природы ума и всех явлений растет и наше сочувствие к другим существам, у которых нет этого понимания.
Все эти Будды в определенный момент в прошлом впервые пробудили в своем уме Бодхичитту — когда-то у них впервые появилось желание работать на благо других. Когда-то они формально приняли обещание Бодхисаттвы в присутствии Будды. Это послужило толчком к процессу развития, которое в конце концов в течение этой мировой эпохи приведет к Просветлению. Некоторые, состоятельные и могущественные, подносили в дар свои королевства, свою власть, чтобы получить обещание Бодхисаттвы. Другие были бедны и не могли дать ничего, кроме пригоршни травы или связки дров. Они подносили только это и получали обещание Бодхисаттвы. Чистота сердечных намерений — самое важное. В Тибете существовал обычай: люди, желавшие получить обещание Бодхисаттвы, собирались за три дня до церемонии, совершали подношения, делали простирания, помогали Сангхе, чтобы накопить заслугу и подготовить себя к получению передачи. Мы не сможем растянуть сегодняшний вечер на три дня, но осознавая важность настроя ума, мы делаем подношения в уме и накапливаем хорошие впечатления таким образом. Правильной мотивации достаточно, чтобы подготовить себя к принятию обещания Бодхисаттвы.
Относительная и абсолютная бодхичитта
Мы должны понимать, в каком контексте дается обещание Бодхисаттвы. Обещание Бодхисаттвы связано с таким качеством ума, которое мы называем бодхичитта или Просветленный настрой. Бодхичитта имеет несколько аспектов. Первый — это бодхичитта желания, когда мы, например, желаем принять обещание Бодхисаттвы, практиковать Дхарму и во всем, что мы делаем, концентрироваться на благе всех существ. Второй аспект — это применение этого желания, когда в любой активности, во время медитации мы прилагаем все усилия, чтобы действительно претворить в жизнь это желание. Вначале очень важно понимать оба аспекта: бодхичитту желания работать для блага всех существ и привести их к Просветлению и бодхичитту применения, действительного претворения желания в жизнь.
Для наглядности можно привести такой пример: если мы хотим поехать в Индию, то вначале думаем: «Я хочу поехать в Индию». Это — наше желание. Затем оформляем визу, копим деньги, бронируем билеты и так далее. Потом начинается путешествие, и это — применение. Оба этих аспекта необходимы для каждого действия: сначала возникает желание что-то делать, а затем мы можем реализовать его.
Говоря о бодхичитте, мы имеем в виду относительный и абсолютный аспекты. Относительная бодхичитта — это сочувствие по отношению ко всем существам. Абсолютная, или окончательная, бодхичитта — это переживание пустоты, истинной природы ума и явлений. Кому-то может показаться, что вначале следует говорить об относительном аспекте сочувствия, так как сочувствие обладает сильным облагораживающим действием. Чем больше мы углубляем сочувствие ко всем существам, тем больше очищаем накопленную в уме за многие кальпы негативность, все затемнения и запутанность. Чем больше мы таким образом облагораживаем наш ум, тем более способны видеть его истинную природу, его пустотность. Итак, с одной стороны, можно сказать, что сочувствие ведет к пониманию пустоты. Но можно все повернуть и утверждать, что, проникая в природу ума, мы развиваем все больше сочувствия ко всем существам, которые не знают истинной природы своего ума. В той же степени, в какой мы узнаем природу ума, мы понимаем, что неведение в уме существ препятствует непосредственному переживанию пустоты и является первопричиной всей запутанности и страдания. Это пробуждает еще большее сочувствие. Так одно обуславливает другое, поэтому говорится, что относительная и абсолютная бодхичитта помогают и опираются друг на друга.
Третье качество — это мудрость, и ее совсем непросто понять. Существует три вида мудрости: интеллектуальная мудрость — способность воспринимать и понимать концепции и контексты; мудрость размышления (созерцательная) и мудрость, возникающая посредством медитации. Когда мы слушаем наставления, и учитель говорит о страдании, карме, круговороте существования, пути Освобождения или качествах просветленного ума, для понимания нам необходима интеллектуальная мудрость, она позволяет ясно воспринять эти мысли и понять их значение. Следующий шаг — переварить услышанное. Мы задаем вопросы, выясняем, что подразумевается под этим и тем, и размышляем, правда все это или нет. «Я понимаю идею, но понял ли я истину?» Мы исследуем все глубже, чтобы прийти к неразрушимому проникновению в суть. Оно — все еще на концептуальном уровне, но уже гораздо глубже, чем простое теоретическое понимание. Это — мудрость, возникающая посредством глубокого размышления (созерцания). Третий вид мудрости проявляется во время медитации, когда вместо идеи и концепции мы переживаем и воспринимаем все непосредственно. Какая бы область духовной практики ни оказалась затронутой, мы всегда используем эти три вида мудрости. Это работает и в нашей ситуации, когда мы практикуем две фазы медитации: шинэ и лхагтонг. Сначала мы развиваем интеллектуальное понимание, потом глубокое проникновение в суть с помощью размышления, или контемпляции. И в конце концов в медитации у нас появляется прямой опыт.
Мирские и высшие накопления
Шинэ — первая ступень медитации, когда мы развиваем спокойствие и концентрацию ума. В настоящий момент природа нашего ума омрачена базовым неведением и эмоциональной запутанностью. Наш ум полностью рассеян и не может находиться на одном месте неотвлеченно и спокойно. Он подобен обезьяне, прыгающей в джунглях с дерева на дерево, или избалованному ребенку, который без малейшего понятия о дисциплине носится от одной вещи к другой. Наш ум в этом смысле «испорчен», у него нет ни силы, ни свободы неотвлеченно пребывать в каждой ситуации. Он поневоле постоянно отвлекается, а нам очень тяжело медитировать и быть однонаправленными в медитации. Независимо от вида медитации сначала мы стараемся сконцентрировать и успокоить ум. Опыт шинэ заключается в том, что наш ум успокаивается. Все рассеивающие влияния отступают, и ум способен покоиться в любой ситуации. Ему теперь не нужно постоянно гоняться за одним и за другим.
Опыт шинэ заключается в том, что наш ум успокаивается. Все рассеивающие влияния отступают, и ум способен покоиться в любой ситуации.
Существует мирская практика шинэ и практика шинэ, выходящая за пределы мирского, которая может привести нас к Просветлению. Когда мы упражняемся в медитации шинэ и развиваем спокойствие и концентрацию ума, у нас могут возникнуть разные опыты и переживания. Например, переживания радости, опыт ясности и лучезарности ума или опыт пустотности — состояние ума, свободное от концепций.
Эти состояния — знаки работы медитации. Они, однако, становятся проблемой, когда мы привязываемся к этим переживаниям и считаем их окончательной целью. Привязанность к опытам радости может привести к перерождению в мире богов сферы желаний. Привязанность к опытам ясности и лучезарности ума влечет за собой перерождение в сфере формы, а привязанность к пустоте, неконцептуальному состоянию сознания — в сфере без формы. Если медитация развивается неправильно, а ум притуплен и сонлив, то в крайнем случае это может привести к перерождению в мире животных. Вполне возможно, что наша медитация будет очень ограничена и послужит лишь причиной нашего дальнейшего пребывания в сансаре.
С другой стороны, практика шинэ может привести практикующего к проявлению проблесков глубокого видения природы ума — лхагтонг. Если это происходит, это — путь к Просветлению. Все зависит от того, насколько мы развили медитацию шинэ. Если мы остановились до того, как достигли полного результата, шинэ будет только причиной для дальнейшего перерождения в сансаре. Если же мы полностью ею овладели, то для нашего ума — это первый шаг к преодолению круговорота существования.
Поэтому любой нашей практике медитации, используем ли мы мирские или духовные техники, стоит придавать неконцептуальное качество. Какую бы технику мы ни применяли, важно осознание нашей цели — совершенного пробуждения. Достижение Просветления имеет две грани. С одной стороны, мы сами получаем большую пользу, реализовав Дхармакайю — Состояние истины — абсолютный уровень опыта Просветления без формы. И мы наслаждаемся этим совершенным постижением. Но совершенное пробуждение имеет и второй аспект — это принесение пользы другим существам, когда из опыта Просветления проявляются Состояния формы: Самбхогакайя (Состояние радости) и Нирманакайя (Состояние излучения). Принесение абсолютной пользы как другим, так и себе — совершенное Просветление — это наша цель.
Как в истории про маленького мальчика, который, идя по улице, ел одну за другой сухие горошины. По дороге он встретил Будду, который как раз ходил от дома к дому, прося подаяние. Как только мальчик увидел Будду, он почувствовал огромное чистое доверие и вмиг бросил ему весь оставшийся у него в руке горох. Четыре горошины упали в чашу для подаяния, некоторые попали в Будду на уровне сердца и одна — прямо ему в лоб. Это полное доверия действие послужило причиной перерождения ума мальчика вселенским монархом, чрезвычайно богатым и влиятельным властелином четырех больших континентов. Это было кармическим результатом попадания четырех горошин в чашу для подаяния Будды. Горошины, попавшие в область сердца, стали причиной кармической тенденции, результатом которой стало господство этого великого царя не только в мире людей, но и богов. А горошина, угодившая Будде в лоб, послужила причиной духовного развития царя, и он смог достичь Пробуждения.
Для маленького мальчика бросание гороха было незначительным действием, но его преданность и доверие были настолько сильными, что поступок привел к мощным кармическим результатам. Такие качества, как доверие, сочувствие и мудрость, влияют позитивно на все, что мы делаем, и придают нашей активности огромную силу. Какие кармические последствия имеет незначительное действие, совершенное с сочувствием, иллюстрирует следующая притча.
Во времена Будды жил царь Саджа, один из самых богатых и могущественных царей Индии. Он был настолько богат и влиятелен, что многие считали его скорее богом, чем человеком. Однажды кто-то спросил Будду: «Какие причины привели к тому, что король Саджа в этой жизни стал таким богатым и могущественным? Какую карму он накопил, чтобы приобрести такое перерождение?». Будда ответил: «В одной из прошлых жизней Саджа переродился человеком и однажды встретился с бедняком, страдающим от голода. Он испытал глубокое сочувствие, абсолютно чистое и искреннее, и дал нищему горсть риса. И из-за того что сочувствие Саджи было чистым и искренним, этот малый жест созрел в потоке его сознания до мощной кармической тенденции, она и привела к перерождению царем в Индии в этой жизни».
Сочувствие, подлинное и искреннее участие приводит к созреванию самых незначительных действий до больших кармических плодов. Если мы обладаем доверием и сочувствием, то можем делать неограниченно много хорошего и накапливать заслугу, все зависит от нашей мотивации. Для наглядности расскажу про случай, который произошел во время ретрита сезона дождей, его проводил Будда для своих пятисот монахов.
Царь Саджа был главным покровителем ретрита, он предоставлял еду, место для медитаций и ночлега и давал все, в чем Будда и его ученики нуждались во время этих трех месяцев отшельничества. Каждое утро после завтрака Будда посвящал заслугу благу всех существ и особенно чествовал короля за его доверие и щедрость, говоря: «Сегодня мы разделяем заслугу и все хорошее, что возникло из нашей практики со всеми существами и особенно с царем Саджей».
В этой местности проживало много нищих, в том числе пожилая женщина, очень бедная и, конечно, не имеющая никакого социального статуса. У нее было благородное сердце, она искренне восхищалась, видя медитирующих Будду и его монахов, и без тени зависти в уме радовалась щедрости и заслуге короля, который делал это возможным. В тот день, когда в ее уме возникла эта искренняя радость, Будда спросил короля: «Стоит мне посвящать заслугу вашему благополучию или я могу посвятить ее одному человеку, чья заслуга еще больше, чем ваша?». Король удивленно огляделся и подумал: «У кого заслуга может быть больше моей? Но Будда наверняка знает лучше». Он ответил скромно: «Если есть такой человек, посвятите заслугу его благополучию». Тогда Будда произнес: «Сегодня мы разделяем заслугу и все хорошее, что возникло из нашей практики, со всеми существами и особенно с этой пожилой бедной женщиной». Все удивились, но ничего не сказали. С этого дня Будда каждое утро упоминал нищенку во время подношения заслуги. Король был сбит с толку и не мог понять, как кто-то, находясь в таком бедственном положении, мог иметь большую заслугу, чем он. Это же он был щедрым покровителем, давал пищу и кров. И вдруг про него как будто забыли.
Один из министров, от которого не укрылось настроение Саджи, был умным, но недружелюбным человеком. Он решил восстановить положение с помощью нехитрого трюка. Призвав слуг, которые приносили еду Будде и его монахам, он приказал им: «Когда понесете поднос с фруктами мимо ворот, где все время стоят нищие, как бы нечаянно уроните его. Нищие наверняка набросятся на фрукты, но вы не позволяйте их брать, а гоните и бейте, но особенно пусть достанется этой старухе». Он показал на нее еще раз и повторил: «Если старая нищенка захочет взять что-то, пинайте, бейте и гоните ее, ни на миг не оставляя в покое». Слуги последовали приказу министра и уронили поднос с фруктами у ворот. Как и ожидалось, все нищие бросились к нему, стараясь ухватить хотя бы что-то. Слуги встретили их пинками и побоями, особенно жестоко обращаясь со старой женщиной. От этой жестокости она так разъярилась, что утратила чистое, без зависти восхищение царем, наполнив свой ум гневом на него и его слуг. Царь, однако, не знал ничего о плане министра. В этот день после завтрака Будда сказал: «Сегодня мы разделяем заслугу и все хорошее, что возникло из нашей практики со всеми существами и особенно с царем Саджей».
Присутствующие были удивлены больше, чем в первый раз, и спросили Учителя, почему тот изменил посвящение заслуги? Будда объяснил: «Сначала самая большая заслуга была у царя, он действовал сочувственно и с доверием. Но эта пожилая женщина обладала такой чистотой ума, что абсолютно искренне восхищалась его действиями и без всякой зависти радовалась его заслуге. Этим она накопила больше заслуги, чем сам король. Но, к сожалению, сегодня утратила этот взгляд, и опять король Саджа обладает наибольшей заслугой».
Благодаря этим поучительным словам все поняли: в любых действиях главное — мотивация. Очень жаль, что женщина не удержала свой абсолютно чистый взгляд, благодаря которому она накапливала невероятно огромную заслугу.
Когда мы говорим о позитивном или негативном поведении, плохих или хороших действиях, имеется в виду не внешнее действие, а внутренняя мотивация, стоящая за ним. В сравнении с мотивацией внешнее действие — всего лишь тень. Кто-то может выглядеть очень щедрым, потому что дает много денег или делает богатые подношения. Внешне это выглядит очень благоприятным действием. Однако человек совершает его, желая получить признание или еще больше разбогатеть, и поэтому делится своим богатством. Если за действием стоят личностные, эгоистичные интересы, кармическая сила такого поступка будет невелика. В таком случае действие не является позитивным поступком. Даже незначительное действие, совершенное с чистой мотивацией, может быть несравненно сильнее с кармической точки зрения. Создание позитивной или негативной кармы зависит в основном от нашей мотивации. Если она позитивная, то любое действие, большое или малое, будет иметь огромное позитивное воздействие. Вместе с тем, если мотивация не чиста, то действие будет иметь такой же сильный, но негативный результат.
В европейских и североамериканских обществах в настоящее время очень тяжело всю свою жизнь посвятить Дхарме, полностью уйти из мира и заниматься только Учением: телом, речью и умом. Даже при большом желании было бы непросто найти подходящее место, достаточно еды и так далее. Для такого вида практики нет никакой поддержки. Но это не означает, что практика Дхармы на Западе — безнадежный случай. Мы можем успешно включать ее в повседневную деятельность. Существует такое выражение: «Говорить и работать руками — действия, которые могут быть позитивными, ходить и сидеть — негативными, все зависит от нашего настроя и мотивации». С правильным настроем, с осознанием непостоянства и мыслями о свободах и преимуществах человеческого рождения мы научимся естественно встраивать практику Дхармы в жизнь. Это получается, несмотря на то, что наши обязательства в мире по-прежнему требуют времени и энергии.
С правильным настроем, с осознанием непостоянства и мыслями о свободах и преимуществах человеческого рождения мы научимся естественно встраивать практику Дхармы в жизнь.
Можно каждое утро, сразу после подъема подумать о Прибежище и со всей преданностью, идущей от сердца, принять Прибежище в Учителе и Трех драгоценностях, несколько раз с полным доверием повторив формулу Прибежища. Это поддерживает нашу связь, дает нам благословение и защиту Трех драгоценностей, мы открываемся источнику вдохновения и счастья. Можно развивать Просветленный настрой (бодхичитту), обещая совершать все действия, будь то практика Дхармы или повседневная активность, с любовью и сочувствием на благо всех существ. Можно произнести: «Что бы я ни делал телом, речью и умом, пусть это служит этой цели». Если начинать каждый день принятием Прибежища и развитием Просветленного настроя, любое наше действие будет позитивным, даже если мы просто сидим. Это так, потому что пронизано духом пути к Просветлению. Каждый вечер, перед сном полезно вспомнить медитацию и все позитивные действия, совершенные за день, и посвятить все хорошее благу всех существ. Мы не оставляем ничего только для себя, но говорим, что это — для блага всех существ. Посвящение хороших впечатлений — очень важный аспект практики и обширная тема, если объяснять ее подробнее. Если говорить коротко, мы посвящаем все позитивное благу всех, следуя примеру Будд и Бодхисаттв, которые посвящали всем существам свою заслугу и достигли Просветления.
Начиная каждый день с принятия Прибежища, развития Просветленного настроя и заканчивая его разделением заслуги и пожеланиями развития для всех существ и нас самих, мы увидим, как постепенно самая мирская деятельность приобретает дхармические качества. Мы почувствуем действенность практики Дхармы, и ценности Учения будут пронизывать все, что мы делаем. С этого момента наша мирская активность — больше не препятствие, но средство практики Дхармы. А если при этом осознавать непостоянство и помнить о смерти, у нас всегда будет достаточно энергии и мотивации для формальной практики. И мы будем использовать для нее каждую возможность.
Но если все откладывать на будущее, говоря: «Я могу сделать это позже», то жизнь наполнится суетой и отвлечениями, у нас никогда не будет достаточно времени, энергии и мотивации для практики Дхармы. Нам будет очень тяжело. В Тибете говорят: «Не думай о будущем слишком много, иначе будешь, как отец Давы Драгпы». Чтобы выражение было понятным, я коротко расскажу эту историю.
Все началось с одного ламы, который совершал паломничество в Тибете и переходил от одного святого места к другому. В конце концов он прибыл в местность, где жил один нищий. У разных людей ему удалось выпросить миску ячменя — целое состояние для такого бедняка. Изо всех сил он заботился, чтобы ячмень не украли или не съели мыши. Поэтому привязал миску веревкой и привесил ее к потолку своей хижины. Он спал прямо под ней, следя за тем, чтобы ночью никто не вошел и не украл его сокровище. Лама, медитировавший неподалеку, в медитации увидел следующее: бедняк лег спать и задумался, как смелет из ячменя муку, продаст ее и с прибыли купит еще больше ячменя, намелет еще больше муки, получит еще больше прибыли и так постепенно разбогатеет. Он лежал и думал, как станет богачом, потом женится на хорошей женщине и будет с ней счастлив. Сначала у них родится сын. Тут бедняк стал размышлять об имени для сына, и решил в конце концов назвать его Дава Драгпа, Знаменитая Луна. Как раз в момент, когда несчастный решил дать сыну это имя, мышь перегрызла веревку под потолком, миска с ячменем упала на сердце бедняка и убила его.
Так появилась поговорка: «Не думай о будущем слишком много, а то будешь как отец Давы Драгпы». Лама присутствует в этой притче, потому что в своей медитации он увидел всю историю а потом рассказывал ее, как пример бессмысленности размышлений о будущем. Так поговорка стала известной в Тибете.
Доверие, сочувствие и мудрость
Существуют три уровня, на которых мы действуем: тело, речь и ум. Самый важный из них — это ум, именно настрой ума определяет, будут ли действия тела и речи позитивными или негативными. Если мы развиваем в уме такие качества, как открытость и доверие, сочувствие и мудрость, все наши действия будут позитивными. Тело и речь будут просто следовать этому позитивному настрою.
Перерождение в теле человека знаменательно тем, что предоставляет возможность вырваться из колеса перерождений и постичь состояние полного пробуждения вне колеса сансары с его страданиями и несвободами. Это — состояние истинного счастья и подлинной свободы. Родившись в мире людей, мы получили свободы и благоприятные обстоятельства, позволяющие достичь Просветления. Ни в одном другом состоянии мы не обладаем столькими возможностями. В одном классическом тексте говорится, что наше тело может стать лодкой, которая перевезет нас через океан страдания на берег Просветления, но может стать и камнем на шее, который утащит нас на дно этого океана. Тело — слуга ума. Если ум направляет тело в позитивную сторону, то и тело ведет себя позитивно. Если же ум наполнен негативностью, то и тело совершает негативные поступки. Действиями тела, речи и ума мы накапливаем карму, которая определяет, попадем ли мы в более высокие сферы перерождения, достигнем ли Освобождения или переродимся в низших сферах существования с еще более сильным страданием и большей запутанностью. Все зависит от нашего выбора. Возможность выбора в наших руках, и мы можем пойти по одному или другому пути. Мы действительно находимся на перепутье, и можем пойти либо вверх, либо вниз. Этим я заканчиваю лекцию и посвящаю всю заслугу от наставлений благу всех чувствующих существ.
Все меняется каждое мгновение
Сейчас мы переживаем особенно удачное состояние перерождения в мире людей. У нас есть драгоценное человеческое тело, обладающее восемью свободами и десятью преимуществами, благодаря которым наше тело становится совершенной основой для духовной практики. Мы свободны практиковать то, что хотим, и способны применять поучения в нашей жизни, чтобы с их помощью достичь Просветления. При этом мы должны помнить, что эта драгоценная человеческая жизнь закончится. Она не будет длиться вечно, она непостоянна и может оборваться в любой момент.
Что значит «мир, который мы переживаем, непостоянен»? Будда по-разному описывал непостоянство мира. Он говорил, что каждое рождение заканчивается смертью, за каждой встречей следует расставание, все накопленное опять рассеивается, а все построенное — опять разрушается. Ничто во вселенной, внешней или внутренней, не вечно. Все наши переживания и опыт соединились в какой-то момент и когда-то опять распадутся. Это относится к нашему физическому телу и ко всему остальному, поскольку непостоянство имеет «мгновенную» природу: от мгновения к мгновению мы стареем и движемся от рождения к смерти.
Ничто во вселенной, внешней или внутренней, не вечно. Все наши переживания и опыт соединились в какой-то момент и когда-то опять распадутся.
Существа меняются миг за мигом. От момента зачатия до смерти ничто не остается тем же самым. Изменения не происходят «вдруг». Не бывает так, что человек рождается маленьким ребенком, но в определенный момент вдруг становится взрослым, а потом в одно мгновение превращается в старика. Если наблюдать поверхностно, то все может показаться одинаковым, но если приглядеться, мы увидим — все постоянно меняется. Это можно сравнить с рекой: наблюдая издалека, можно подумать, что река — это нечто целостное, что есть всегда. Но, приблизившись, мы увидим, что река течет капля за каплей и никогда не бывает той же самой. Миг за мигом — это другая, новая река. Также и все остальное — всегда другое и новое.
Можно думать так: пока мы молоды, нужно добиться успеха и приобрести какую-то стабильность. А когда станем старше, у нас появится больше времени, тогда и будем практиковать Дхарму. Такой ход мыслей был бы неплох, будь у нас уверенность в долгой жизни. Но этого мы не знаем. Одно из качеств мира людей — отсутствие гарантии продолжительности жизни. Некоторые умирают еще в чреве матери, другие рождаются мертвыми или умирают сразу после рождения. Кто-то умирает в детстве, юности или едва повзрослев. Конечно, есть те, кто доживает до старости и умирает в почтенном возрасте. Но ни у кого из нас такой гарантии нет, поэтому рассчитывать на нее нельзя. Изучение Дхармы и ее применение очень важно, когда мы понимаем, что условия для практики могут скоро закончиться. Следует использовать свою счастливую возможность прямо сейчас.