24 августа 2013, 00:24

О необходимости переживаний - образец обучения у суфиев из книги М.Берка "Среди дервишей"

Однажды утром, когда у меня было немного свободного времени, я рассматривал очень странный предмет, стоявший в одиноком величии на деревянной подставке. Он был сделан из дерева, и к нему был прибит кусок жести неправильной формы. Деревянный предмет походил, по-моему, на грубого, примитивного идола. Внимательнее рассмотрев его, я увидел, что дерево было грубозернистое, неизвестного мне вида. На зазубренном листе жести было несколько царапин, нанесенных заострённым инструментом, которые для меня не имели никакого смысла. Сбоку от этого предмета, стоявшего на высоте примерно трёх футов, находилась ветка сушёного винограда. Я заметил, что дерево было в пятнах, или, может быть, это был результат выветривания. Возле винограда в маленькой чашке были три камня, окатыша. Я рассматривал это необычное явление со всех возможных сторон. Могло ли это быть идолом, — в общине, испытывавшей отвращение к идолам? Быть может, это было неким сообщением, и некий сложный смысл можно было извлечь из этого, правильно поняв символы благодаря интуиции? Зачем находились здесь виноград и камешки, и что они означали?

Когда я вернулся в меджлис (зал собраний), мой ум был почти полностью занят этими и многими другими мыслями. Может быть, это фаллический символ. Возможно, его смысл был забыт, и считалось, что он наделён какими-то силами. Определенно он имел некую важность. Ассоциации из моего обширного чтения по антропологии, психологии и истории нахлынули в мой ум. Начали складываться построения, возникали полуоформленные теории.

В таком состоянии я сидел на своём коврике, не слишком замечая других обитателей общины, входивших и выходивших или просто сидевших и медитировавших.

Примерно в это время вошёл Муршид, знаком указавший мне не вставать. Вместо того, чтобы занять своё обычное место, он подошёл ко мне и встал на одно колено. Его обветренное лицо было спокойно, но большие глаза искрились.

— Ты видел Бе-асрар — то, что стоит на камне?

Он, разумеется, знал, что я видел, и что как
Читать дальше →
21 августа 2013, 00:54

Об условиях "Работы" - отрывок из "Суфийских текстов"

Время от времени внутреннее учение двигалось с Востока на Запад. Это всегда происходило в ответ на органическую необходимость. Очень немногие знают, как и почему совершался этот процесс. Для того, чтобы понять, как и почему это работает, человек должен быть соответствующим образом оснащен. Единственный способ оснастить себя — быть вовлеченным в то, что мы называем «Рабочей ситуацией».
«Работа» — это осмысленная деятельность индивидуумов и групп людей, посвятивших себя Пути и находящихся под руководством учителя, миссия которого — руководить Работой. Не может существовать никакой «Рабочей ситуации», никакой реальной деятельности там, где нет такого специально назначенного учителя.
Когда люди, не имея на то никаких полномочий, продолжают следовать внешним формам, которые развивал их прежний учитель, они превращаются в автоматы. «Секрет сам себя защищает», становясь недоступным для тех, кто его недостоин.
Необходимо со всей определенностью осознать, что Работа осуществляется учителем согласно его осознанию ситуации, в которой он оказался. Единственные учебники, системы и методы, которые могут использоваться, это те, что принадлежат школе текущего момента. Упражнения, деятельность, учебные материалы, терминология — все это просто формулировки, подобранные учителем для группы, с которой он работает. Работа по природе своей есть нечто органическое, она зависит от своего собственного взаимодействия с учеником и учителем, как и с окружающей средой и культурной ситуацией. А потому ей нельзя обучать натаскиванием и заучиванием догматов. Люди обучаются Работе, постоянно взаимодействуя друг с другом и используя возникающие ситуации.
В этом важном аспекте Работа отличается от деятельности подражательных групп и отпочковавшихся от нее вторичных образований, пребывающих в состоянии упадка, а таких очень много. Этому не обучаются по книгам, путем повторений того, что сказал или сделал предыдущий учитель. Работа выражается только в процессе применения реального знания,
Читать дальше →
14 августа 2013, 17:17

Без ожиданий, без надежд...

Без ожиданий, без надежд,
без веры и без убеждений
Иду дорогой всех невежд,
не веря в смыслы заключений
Желания попрятались по закуточкам,
а может испарились навсегда
И даже не желать — поставить точку,
и это не по силам — вот беда!
Товарищей мне нет, остались лишь сомнения,
и отрицание всего, что есть вокруг
Я верую в неверие, осталось только тление,
да пустота мой вечный спутник-друг
И смыслы все бессмысленны, смешны и так нелепы,
да описать все это — ведь никак не сможешь
Такая вот игра — реальность, — положим ее в склепы,
и тут уже ничем себе ты не поможешь!
Ну есть же что-то, чем ты дорожишь?!,
идя через пустыню туманных отречений
Нет, все не ценно, ничего не сторожишь!
и разницы между вещами нет — нет различений
Дорога спутана, ведет она, петляя в никуда,
все знания скрутились в клубок
Иду, совсем не ведая — как и куда,
и в этом — соль, весь не усвоенный урок!
Который будет повторяться кругами воплощений
пока искать ты не устанешь исхода — сути омрачений
10 августа 2013, 18:26

Будь проклят тот день...

Будь проклят тот день, когда я узнала —
Когда я в сплетенья познаний попала
Когда даже тень от себя обыскала —
Всему, что где есть — ярлыки надевала
Когда я душою любить этот мир перестала
И праздновать жизнь, не мысля о «мало»…
Когда я цветов аромат обонять и не стала —
Засев за концепций и дум покрывало…
Когда я рассвет новым днем не назвала!
А глупо над умными фразами гордо вздыхала…
Когда я порхать и дышать перестала…
А мертвыми книгами ум запятнала…
Когда бытие я природы вокруг — не узнала!
А вместо — в экран монитора влепилась устало
Когда я блаженство миров на умняк променяла…
Сама виновата — вот теперь получай как желала!..
8 августа 2013, 12:25

Временная вспышка

Будучи опять захваченной неудержимой и всепоглощающей волной собственного Авторства, находясь в очередном режиме гонок с непременными наивысшими результатами, я решила вчера, что нормальная тренировка должна быть во первых – пятичасовой, во вторых – беспрерывной. Я не знаю, каким чудом я приволокла ноги домой и, как это обычно со мной бывает, даже несмотря на зверскую усталость, у меня, на последнем издыхании, появляется либо побуждение сделать еще что-то, да побольше, либо начинается усиленный мысле-поток, с которым я еле-еле успеваю справляться. В этот раз был вариант два в одном: сначала я сделала еще много чего, а потом, в уверенности, что сил уж точно никаких нет, предвкушая момент сладкого и мгновенного проваливания в глубокий сон, я завалилась на кровать. Но не тут то было…
Мысли со страшной силой ворвались на пространство моей головы и перескакивая с одной на другую, стали требовать моего внимания. Если бы в такие моменты я хотя бы частично записывала все, что мне приходит в голову, я может быть, сделала бы гениальное изобретение, и не одно, на благо всего человечества…:)) Но, увы, после такого периода бурных мыслеизлияний, я почти ничего из помысленного не помню.
Итак, вместо ожидаемого сна приходили в большом изобилии мысли, что никак не способствовало такому желаемому погружению в мир Морфея, несмотря на уже совсем загнанное тело.
Первая мысль, заставившая меня истерически расхохотаться, была такая: «завтра с утра я отработаю вот эти конкретные элементы танца, ой не я, а тело, я здесь не при чем». Далее в какой-то момент вообще все мысли утихли и я стала прислушиваться к окружающим звукам, просто их регистрируя, без мысленного описания и в какой-то момент мне стало казаться, что я уже не различаю звуки вне меня и внутри меня, казалось, что это все один поток, который слитен и целостен и нет слушающей эти звуки, процесса слушания – есть только эти звуки. Далее меня настиг следующий каскад вспышек мыслей, как удар молнии среди темной ночи:…что, если
Читать дальше →
31 июля 2013, 16:46

Знаете, кто я?

Бродячий дервиш уселся на обочине рядом с каким-то взъерошенным типом. Тот сказал:
— Я не могу молиться, я не в силах понять суфийских классиков, мне не нравятся эзотерические упражнения…
— Так бросьте все это, — посоветовал дервиш.
— Но как я могу? Я же известный в этих краях «суфийский учитель»…