Допустим, почти никто из людей не может отличать горячее от холодного.
Тогда они не смогут использовать тепло или холод. Люди будут в их власти.
Они найдут, что вода иногда ошпаривает, а иногда бывает приятной и пригодной для питья. Предметами непрерывного поиска станут ответы на вопросы: почему это так, и как избежать опасной и выбрать хорошую воду. Свойства воды, а также многие другие вещи, во время этого поиска не будут иметь объяснения, они будут казаться управляемыми некоей капризной Судьбой.
По отношению к этому люди станут суеверными. Их будут привлекать те, кто может что-либо сказать об этом — или кажется способным сказать.
Однако, факт заключался бы в том, что у них нет органа восприятия, нервов, которые сигнализировали бы им, когда тепло и когда холодно.
Скорее всего, они будут постоянно находиться в таком состоянии, что вступят в конфликт с тем, кто все же расскажет им об этом, потому что это кажется столь банальным. Кроме того, это звучит покровительственно. Их доверчивость к 'учителям' по теплу и холоду в этих случаях будет сменяться требованием 'предъявить' доказательства, что все так и есть.
Им, возможно, скажут, как мы и делаем, что в первую очередь необходимо развить воспринимающий орган, и что все доказательства, которые были отложены, придут позже. Но из порочного круга не выйти: «Расскажи мне сейчас, покажи мне сейчас».
Опять же, теряется много времени и сил, так как орган осязания, отвечающий за различение тепла от холода, довольно специфичен и не
Читать дальше →
В тот день, когда шел снег дежурный монах попросил Якудзю прочитать монахам проведь.
«Снежинки, падая на землю, полностью завершают картину мира, — ответил Якудзю.
— С какой стати мне идти в зал читать проповедь?».
Когда Суйган был еще совсем молодым монахом, он решил, что чего-то добился в дзен, покинул монастырь Джимье и пошел странствовать по Китаю. Спустя несколько лет Суйган снова посетил этот монастырь.
«Поведай мне суть буддизма», — просил его старый мастер.
«Если облако не висит над горой, тогда лунный свет пронзит волны озера», — ответил Суйган.
Джимье гневно посмотрел на своего бывшего ученика. «Ты стареешь! — воскликнул Джимье. — Твои волосы поседели, во рту у тебя осталось немного зубов, но у тебя осталось прежнее воззрение на дзен. Как тебе избежать рождения и смерти?».
По щекам Суйгана потекли слезы, он уронил голову на грудь. Через несколько минут Суйган попросил мастера: «Поведайте мне, пожалуйста, суть буддизма».
«Если облако не висит над горой, тогда лунный свет пронзит волны озера», — ответил Джимье.
Не успел мастер договорить, как Суйган достиг просветления.
Стадия первая. В поисках быка.
Продираясь сквозь кусты ежевики, ищешь быка. Широкие реки, вечные горы — пути не видно. Силы на исходе, ум истощен — не можешь его найти. Слышишь лишь шорох кленовых листьев, вечернее пенье цикад.
Стадия вторая. Обнаружил следы быка.
У реки, в лесной чаще, находишь следы. Средь ароматных трав изучаешь слабые вмятины. Следы, вдруг ставшие ясными, как далекое небо, ведут тебя в бескрайние горы. Негде укрыться.
Стадия третья. Увидел быка.
Песня желтой иволги разносится по лесу. Теплое солнце, нежный ветерок, зеленые ивы вдоль берега. Бык не может развернуться в ежевике.
Стадия четвертая. Поймал быка.
Постаравшись изрядно, быка заарканил, но он все еще норовист и силен: то в горы умчится, то исчезнет в тумане.
Стадия пятая. Укротил быка.
Держи при себе кнут и привязь, в болото чтоб бык не забрел. Учи его терпеливо, успокоится — тогда можно отвязать. Свободный, он сам пойдет за тобой.
Стадия шестая. Верхом на быке вернуться домой.
Дорога петляет: верхом на быке можно вернуться домой. Звук твоей флейты раздается в вечернем тумане. Каждая нота, каждая песня — в беспредельности. Дальше, чем губы, дальше, чем рот.
Стадия седьмая. Забыл о быке.
Верхом на быке приехал домой. Теперь отдыхаешь, о нем забыл. В небе яркое солнце, в доме блаженный покой. Кнут и привязь забросил на задний двор.
Стадия восьмая. Превзошел быка.
Кнут, привязь, «я» и бык слились воедино, не различишь. Безбрежное синее небо нельзя охватить мыслями: как может снежинка
Читать дальше →
Учитесь столь же аналитически подходить к вещам, которым вы доверяете, как вы подходите к вещам, которые вы критикуете.
Людям, находящимся под глубоким впечатлением от пережитого «высшего внутреннего опыта» следует подумать над высказыванием: «Когда Бог хочет уничтожить муравья, он дает ему крылья»
Я не знаю, как обстоит дело с прочими предметами, но знаю, что многие люди, которые воображают, что могут говорить и думать о метафизике, не узнают ее, даже если найдут ее у себя в супе.
Гораздо меньше размышляйте над «я буду продвигаться», и больше над «я» стоит на моем пути.
Мастер Бахауддин всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Его ученики сидели вокруг и один спросил:
— Почему Вы смеетесь? Всю свою жизнь Вы смеялись, и мы все не решались спросить, как Вам это удается? И вот сейчас, в последние минуты, Вы смеетесь! Что здесь смешного?
— Много лет назад я пришел к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже глубоко страдающим. Мастеру же было семьдесят, а он улыбался и смеялся просто так, без всякой видимой причины. Я спросил его: «Как Вам это удается?». И он ответил: «Внутри я свободен в своем выборе. Просто это — мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня — блаженство или страдание? И так случается, что я выбираю блаженство, ведь это так естественно».
Некий человек пришел к Бахауддину Накшбанди и сказал:
— Я странствовал от одного учителя к другому, и я изучил много Путей, каждый их которых дал много пользы и много всяких выгод. Теперь я хочу стать одним из твоих учеников, чтобы иметь возможность пить из источника Знаний и таким образом становится все более и более продвинутым на Тарикате — Мистическом Пути.
Бахауддин, вместо того, чтобы прямо ответить на вопрос, велел принести обед. Когда было принесено блюдо с рисом и жареным мясом, он начал ставить перед гостем одну полную тарелку за другой. Затем он дал ему фрукты и пирожные. Затем велел принести еще плова и различные другие блюда: фрукты, салаты, сладости. Сначала этот человек был польщен, и поскольку Бахауддин проявлял явное удовольствие при каждом глотке, который делал гость, то он ел столько, сколько мог. Когда темп его еды замедлился, суфийский шейх выказал признаки очень большого неудовольствия, и, чтобы избежать его раздражения, несчастный человек добросовестно съел еще одно блюдо.
Когда он уже не мог проглотить ни одного зернышка риса и в ужасном неудобстве откинулся на подушки, Бахауддин обратился к нему со следующими словами:
— Когда ты пришел навестить меня, ты был настолько полон непереваренными учениями, насколько ты теперь полон мясом и рисом. Ты чувствовал неудобство, а поскольку ты не привык к духовному неудобству реального вида, ты интерпретировал его как голод к дальнейшим знаниям. Несварение желудка — вот твое состояние.
Люби то, что позволяет жить осознанно.
Помни себя всегда и везде.
Позаимствуй понимание на Востоке, а знание — на Западе и ищи.
Если Вам не дано от природы критически мыслить, ваше пребывание здесь бесполезно.
Блажен тот, у кого есть душа, блажен тот, у кого ее нет, но горе и печаль тому, у кого она в зачаточном состоянии.
Смелая надежда — это сила. Надежда с сомнениями — трусость. Надежда со страхом — слабость.
Лучшим средством, возбуждающим желание работать над собой, является осознание того, что вы можете умереть в любой момент. Но сначала вы должны научиться помнить об этом всегда.
Когда вы учите других, вы учитесь сами.
Помогай только тому, кто не ленится.
Тот по-настоящему хороший человек, кто любит своих родителей.
Суди о других по себе, и ты вряд ли ошибешься.
Только тот может быть справедливым, кто может себя поставить на место других.
Учитывай то, что люди думают о тебе, а не то, что говорят.
Помни, что ты пришел сюда, осознав необходимость борьбы с самим собой — только с собой. Поэтому благодари каждого, кто дает тебе такую возможность.
Знайте, что этот дом может быть полезен лишь для тех, кто осознал свое ничтожество и верит в возможность изменить себя.
Тот, кто поборол болезнь под названием «завтра», тот добьется желаемого.
Здесь находятся не русские, не англичане, не иудеи, не христиане, а только те, кто преследует одну цель — быть способным на то, чтобы быть.
Осел стоял и жевал кактус.
Мимо пробегала собака. Она спросила: «Что ты ешь?»
«Самую восхитительную еду», — ответил осел.
Собака откусила кусок. «Ах ты, подлый негодяй, — закричала она, — ты нарочно обманул меня, и теперь в моей пасти полно колючек. Вкус этого отвратительного овоща никак не похож на сочный кусок мяса, о котором я думала.»
Ящерица и паук
Встретились ящерица и паук. Ящерица спросила: «Что ты ешь?», и паук ответил: «Мух.» «И я тоже, — сказала ящерица, — кажется, мы будем подходящими компаньонами.» И они вместе построили дом.
Однажды ночью они вышли из дома ловить мух. Вдруг показался кот. За мгновение до того, как он бросился на ящерицу, та крикнула пауку: «Кот сейчас схватит меня, что мне делать?» Паук прокричал в ответ: «Просто выпусти немного паутины и беги ко мне в эту крошечную нору.» Пока ящерица пыталась это понять, кот схватил ее.