У меня нет учителя,
Жизнь мой учитель.
У меня нет властителя,
Карма мой властитель.
У меня нет оружия,
Непоколебимая воля — мое оружие.
У меня нет крепости,
Непоколебимый дух — моя крепость.
И я умираю вновь
Чтобы родиться таким, каким я хочу.
Все мы так или иначе пытаемся убежать, отгородиться от реальности. Каждый по-своему, но цель всегда одна — спрятаться, укрыться от того, что есть. Если вы думаете, что это не про вас, пронаблюдайте, как что-то в вас противится этому факту, выставляет защитный барьер. У вас есть целая куча доводов, что это не так, что у вас все наоборот… Вы защищаетесь, а ведь защищаться можно только от реальности.
С точки зрения бегства от реальности, всех нас можно разделить на две категории.
Заметьте, как вы насторожились… Вы хотите узнать, что это за категории, и в какую из них вы попадете. Ведь сейчас у вас есть шанс определить себя в еще одном контексте. Конечно, вам может быть немного обидно — ведь вы хотите видеть себя вне категорий, единственным и неповторимым — тогда снова почувствуйте барьер, которым вы отгораживаетесь от возможности оказаться таким же, как многие другие, попавшие в ту же категорию, что и вы…
Итак, две категории. Первые — это те, что кто бежит от реальности бесхитростно, уйдя с головой в житейские заботы, в отношения, в эмоции и так далее. Если же вы вдруг осознали всю бессмысленность и бренность житейской суеты, пытаетесь искать себя в мире духовном, являетесь человеком религиозным или «практикующим», то вы — вторая категория — тяжелый случай, то есть те, кто прилагает усилия, чтобы, как им кажется, приблизиться к реальности, тем самым удаляясь от нее еще дальше.
Возможно, вы надеетесь, что есть еще какая-то третья, благополучная категория… Почувствуйте, как вы всеми силами пытаетесь защититься от этого факта — категории только две.
Самые изворотливые подумают, что я, подобно психологу, ограниченному спектром изучаемых проблем, просто не знаю про третью категорию «избранных», идущих все же к реальности, а не от нее. Еще вы можете подумать, что я знаю про «избранных» и лишь провоцирую вас… Насчет провокации вы отчасти правы, но категории все равно только две, и вы относитесь к одной из них. Заметьте, как вы ищите все новые и новые способы уйти от этого.
Еще одна реакция — вы со мной заранее согласны, не спорите, что бежите от реальности и ждете, что дальше по тексту вам будет предложена «техника», возвращающая вас к реальности… Техники не будет, ведь во-первых ее не существует, а во-вторых, дай вам технику — вы заползете в нее так прочно, что вас уже оттуда будет не выковырять.
Теперь, загнанные в угол, вы, возможно, переходите к тяжелой артиллерии, и спрашиваете: «А как же Будда, Христос, Лао-цзы?.. Они то не бежали от реальности?..». Сейчас мы с вами выманили и любуемся своей лживой надеждой на просветление. Если бы мы действительно к нему стремились, мы бы просветлели еще вчера…
Итак, мы поколебали одну из жизненных ниш — духовное развитие. В качестве ниши может быть и семья, и работа, и творчество, и развлечения — все, что угодно. И всех нас объединяет здесь одно — нам так или иначе нужна опора, точка отсчета. Нам необходима ниша, которую можно занять, н
ора, в которую можно нырнуть, из которой было бы уютно обозревать мир.
Читать дальше →
Время от времени кто-нибудь задает вопрос в лоб: «Вы пробужденный?» или «Вы просветленный?» На поверхности эти вопросы кажутся абсолютно здравыми и прямыми, заслуживающими столь же прямого ответа. Не гак давно в интернете я наткнулся на сайт, посвященный «поиску вашего духовного учителя». На нем идет сортировка всех учителей и гуру с целью определить, кто из них подлинный и наиболее подошел бы именно вам. Сайт включает перечень индикаторов и проверочных тестов, один из которых предлагает вам спросить потенциального учителя: «А сами вы просветлены?», и он или она должны ясно и незамедлительно выдать вам «да» или «нет» в ответ. В противном случае вам нужно немедленно перенести поиски в другое место. Все истинно просветленные индивидуумы обязаны говорить с вами прямо, и любой уклончивый или недобросовестный ответ есть верный признак того, что данный индивидуум — шарлатан.
Хотя наверняка все это имеет самые благие намерения, трудности начинаются как раз тогда, когда непробужденный ум сновидческого персонажа, со всей его обусловленностью и ограниченностью, берет на себя полномочия устанавливать критерии, по которым должно оценивать пробуждение, кое по определению он не понимает и не может понимать. Дело не в том, что кто-то пытается уйти от ответа, просто с позиции пробужденного вопрос «Вы пробуждены?» звучит совершенно бессмысленно. Он подобен вопросу «Какого цвета километр?». Или, как говорит Нисаргадатта Махарадж, вопросу о «ребенке бесплодной женщины». Спрашивающий искренен в своей серьезности и тем вызывает желание помочь ему с ответом, но, в очередной раз: все вопросы, не дающие покоя до пробуждения, растворяются в собственной бессмысленности и неуместности, когда оно происходит. С точки зрения пробужденного вопрос «Вы пробуждены?» в основе своей неверен: любой ответ на него — неверный ответ, потому как неверна сама предпосылка вопроса. Это похоже на коан дзэн, на который по сути не может быть ответа.
Пробуждение, или просветление, называют еще «Реализацией Я», потому как речь идет о реализации понимания, кем или чем на самом деле является Я. Это понимание того, кем являюсь «я» и кем не являюсь. Самая суть пробуждения заключается в постижении, что пробуждаться некому, что не существует индивидуума, не существует индивидуумов. Я — Все, Что Есть, нет ничего, чем бы Оно не являлось. «Сознание — все, что есть». Индивидуальное «я», кажущееся отдельной сущностью, творцом или «деятелем» чего-либо, представляет собой главную иллюзию, основное «помрачение», из которого выводит просветление.
Читать дальше →
Сядьте в самолет на Оклахому. Летите прямо на юг. Над чем вы пролетаете? Если вы ответите «над Техасом», то у меня для вас новость: нет такой вещи, как «Техас». Если вы посмотрите вниз, пока будете лететь на юг, никакого такого «Техаса» вы там не обнаружите. Взгляду предстанут безводные пустыни, фермерские хозяйства, горы, реки, дороги, города. Техас — это только идея, она существует только в качестве созданной по договоренности концептуальной конструкции. Нет ничего «подлинного» в границе между Техасом и Оклахомой, и пролетая над ней, вы ее не увидите. Линейные ограничения, различение, решение называть этот кусок земли Техасом, а лежащий несколькими футами дальше — Оклахомой, существует только в уме как ментальное построение. Отделение в благоразумные обособленные сущности есть слой, добавленный поверх лишь мысленно. Это различение, называние, это отделение, эти «вещи», как отдельные сущности, существуют исключительно как идеи.
«Вы» и «я» — это «Техас».
В следующий раз сходите в кино. Остановитесь, когда будете выходить из зала, и подумайте о том, что вы только что увидели. Когда вы приметесь описывать фильм, я попрошу вас остановиться. Возможно, то, что вы увидели, было фильмом, но это отнюдь не то, что там происходило. Вы провели в кинотеатре что-то около двух часов, и почти все то время неотрывно смотрели на экран, расположенный впереди. Но если я попрошу вас описать мне этот экран, скорее всего вы просто непонимающе посмотрите на меня. Из-за пучков цвет¬ных лучей, проецируемых на экран все это время, вам не было видно самого экрана, хотя он и был там, а вы смотрели на него. На экране не было «настоящих» людей, или пейзажей, или событий, хотя, по всей видимости, история и эмоции фильма захватили вас так, словно они были подлинными. Именно за этим вы и идете в кино, и если хотя бы на какое-то мгновение во время просмотра у вас возникает мысль «это нереально», возможно, фильм не настолько уж хорош. Проецирование света на экран обусловило появление на нем людей, мест и событий, которые выглядели очень правдиво и вызвали у вас умственный и эмоциональный отклик. Но на протяжении всего этого времени экрана вы не видели, хотя, собственно говоря, именно на него и смотрели все два часа, и без которого проецируемому свету не на что было бы падать, а вам не удалось бы увидеть фильм.
«Вы» и «я» — это фильм.
Хороший фильм о поиске Себя, фильм с прекрасной философией, который в очередной раз доказывает, что насколько бы трудной и сложной ни казалась жизнь, самое гениальное — в простом. А чтобы узнать, в чем заключается эта простота, зритель должен пройти увлекающий и полный приключений путь с главными героями фильма, не упуская ни малейшей детали, так как они тесно взаимосвязаны.
В. Они тревожат химию?
У.Г. Они тревожат химию, и в процессе этого случаются все возможные вещи, которые вы склонны считать духовными опытами. Ваши дыхательные упражнения, ваша йога, ваши медитации тревожат химию тела так же, как это случается у людей, принимающих наркотики, — их химия тоже потревожена. Вы говорите, что с ними что-то не так, но на самом деле, в случае с техниками это намного более ″не так″, чем в случае с наркотиками.
Я вас не призываю принимать наркотики, но они делают то же, что и все ваши терапии, духовные и психологические, — все, которые есть и которые появляются день ото дня. Это факт, что они дают вам некое облегчение, как анацин, — у вас головная боль, и вы не даёте телу даже малой возможности самостоятельно справиться с этим: вы идёте в магазин и покупаете анацин, аспирин или ещё какой-нибудь наркотик для себя. Именно поэтому ваше тело отучаеся естественным образом справляться с этими вещами, помогать вам победить боль.
В теле есть все галлюциногены, о которых вы говорите, — это часть его системы. Оно само хочет контролировать и облегчать боль. Ему известна только физическая боль, и оно совершенно не заботиться о вашей психологической боли. Решения, которые предлагаются вам, находятся исключительно в психологическом поле, а не в физическом.
Так что, если вы, например, принимаете аспирин, это лишь убивает способность организма самому справляться с болью. Я не агитирую вас сразу принять естественный путь и отказаться от всех антибиотиков и всех остальных забавных медицинских штук. Всё это так же вредно, как и любая другая медицина.
Читать дальше →
Вы не хотите жить без единой проблемы. Вы сами проблема. Если у вас нет проблем, вы создаёте проблемы. Конец проблем – это ваш конец. Так что эти проблемы остануться до самого конца. Вы уйдёте, тогда уйдут и проблемы. Семьдесят, восемьдесят, девяносто… сто лет – сколько бы вы ни жили, надежда остаётся. Никакого пессимизма, это реализм. Я не даю вам решения. Пожалуйста, ради Бога, посмотрите на свою проблему – если вы можете… Вы не в состоянии отделить себя от проблемы. Проблема создана противоположностью этого.
Для начала, почему вы чувствуете себя несчастными? Окуда берётся это нехорошее чувство в вас? Из-за цели. Это то, что создано противоположностью. Вы сами должны увидеть это, я не буду вам ничего разъяснять. Вы постоянно думаете: «Я должен быть тем, я должен быть этим, мне нужно быть таким.., почему я не такой?» Эти мысли тут же создают собственные противоположности. Если первое уйдёт, уйдёт и второе. Этот человек не может быть карьеристом. И этот человек не может быть чувствительным, чувствительным в том смысле, как это понимает ваша культура и образование.
Но это чувствительность другого рода. Пока вы преследуете все эти идеалы, которые культура или общество поставили перед вами, вы будете оставаться антагонистичны к ним. И вы надеетесь, что в один очень хороший день, с божей помощью или, возможно, с помощью гуру вы сможете как-то решить проблему… НЕТ НИ ЕДИНОГО ШАНСА! [драматично кричит].
Я не могу создать этот голод в вас. Как я могу создать в вас голод?.. Если он присутствует в вас, вы просто посмотрите вокруг и увидите, что всё, что есть, не может удовлетворить вас. Если вы согласны удовлятворяться крохами, тогда всё в порядке. Вот что делают все гуру – бросают вам крошки, как собаке, которая скулит у их ног. Люди, как животные, никакой разницы нет. Если мы осознаем, что разницы нет, то больше шансов, что мы наконец начнём действовать как люди.
В. Когда же мы будем действовать как люди?
У.Г. Когда человек перестанет пытаться стать совершенным человеком.
Любое явление, будь то явление природы или просто какая-то вещь, не могут существовать бесконечно. Все они имеют начало и конец. Представляешь, если бы ты все время ходил в одной и той же одежде, ел одну и ту же еду, и делал одни и те же движения, никогда не спал, и никогда не менялся, и ничего вокруг тебя никогда бы не менялось, и это продолжалось бы вечно. Как тебе такая картина?
Вот и для Сознания, которое является всем, и которое единственное переживает все что есть, все существующие состояния, не может вечно пребывать в одном и том же состоянии.
И жизнь и смерть одинаково нужны, как две противоположности, которые не могут существовать одно без другого. Вместе они являются проявлением одного целого явления. Это как рот и жопа. Что лучше, полезней и ценней для человека, жопа или рот?
С одной стороны, может показаться, что рот гораздо ценнее и полезнее. Он весь такой возвышенный, одухотворенный, чувствительный! Мы им целуемся, едим разные вкусности, пьем, дышим, получаем столько приятных впечатлений! Да и находится он значительно выше жопы, можно сказать ближе к Богу. Просто явные привилегии перед жопой! А что жопа? Жопа только срет да пердит, какой с нее толк? Вонь да говно! Только одни неудобства доставляет. Разве ее можно сравнивать со ртом?
Но если хоть немного задуматься и взглянуть на оба эти органа с другой перспективы, то увидим, что рот, это всего лишь начало жопы. И вместе они создают один орган с названием желудочно-кишечный тракт. Оба эти органа в равной степени важны и нужны, и не могут существовать один без другого.
Глубокое понимание того, что жизнь и смерть являются противоположными сторонами одного явления дает освобождение и от привязанности к жизни и от страха смерти. Это и есть пробуждение, которое так же принято называть просветлением, или осознанием своей истинной природы, или пониманием того, что есть.
Почему-то Будду все или многие воспринимают и представляют себе пассивным существом, «достигшим» нирваны и постоянно сидящим или лежащим «без дела» – и так всё хорошо. Четыре благородные истины, размеренная жизнь, медитации… Махакашьяпа принимающий цветок из рук Будды, молча, благостно…
Бред всё это! Будда, прежде всего – ВОИН! (из рода Сакиев, Шакиев, Закиев…). Во вторых, принц и будущий король (царь).
Только человек-воин может пройти путь и проснуться, выдержав все испытания. Только воин может бросить вызов смерти и победить в битве. Железная воля и не сгибаемое намерение – никогда не отступать и никогда не сдаваться, отличает воина от обычного человека.
Со времён Будды на Земле ничего не изменилось, т.е. каким человек был таким он и остался. Научно-технический прогресс ничего не дал человеку, не добавил: ни внутренней силы, ни мужества, ни смелости. Не избавил человека от жадности, страха (перед смертью).
«– Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая…
– Аппаратура! – подсказал клетчатый.
– Совершенно верно, благодарю, сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
– Да, это важнейший вопрос, сударь.» М. Булгаков
www.wake-up-now.ru/2011/06/27/из-книги-я-будда/
Почему многие не интересуются САМЫМ ГЛАВНЫМ ВОПРОСОМ ЖИЗНИ — ДЛЯ ЧЕГО ТЫ ЖИВЁШЬ (гребаный ублюдок, кусок мяса) гыгыгы вместо этого идут в духовность как своего рода способ безопасности (всё светлое и хорошее, если я там буду, то возможно и меня зацепит и я буду приобщён к ним, ведь я же такой чистый и светлый гыгыгы, а ещё буду учителем потом таким спецрм на все руки и ноги дык вообще смысл жить появицца хехе) избегания всей боли (всего темного и плохого, попробуй в наркомане и убийце увидеть Атмана, особенно который грабит и убивает «тебя», которого нет гыгыгы), занимаются всякой ерундой, только для того, чтобы доказать что «они» существуют гыгыгы
Чудовищно сложно описать или объяснить это ничто, которое потому-то и называется невыразимым. По существу, нет ни видения, ни невидения, завеса ни поднята, ни не поднята. Просто быть мистиком, йогином или шаманом, конечно, мало что значит: только еще большее количество ролей для персонажей сновидения. До тех пор пока остается тот, кто понимает, понимания не происходит. Пока есть, кому пробудиться, пробуждения нет. Основное послание сутр и шаманов заключается в одном и том же: человек понимания — это тот, кто умер до того, как он умер, кто не оставляет следов, кто не следует ни какому пути, ибо он знает, что как личности, как сущности, его нет. Но кто способен на это, какое «я» готово умереть? Никакое, как сказал бы Вэй У Вэй, по-тому что никакое «я» не существует, смерть может только случиться. Нет никого, кто мог бы знать — есть только знание, а весь этот мир словно пребывает во сне или в галлюцинации. Только Сияние за пределом света, Любовь за пределом любви, ясное знание чистой красоты, струящейся сквозь эти прозрачные формы, — больше никого.
Когда очевидно, что то запредельное сияние Сат-Чит-Ананды есть все, что есть, продолжающее разворачиваться сновидение скользит, подобно тени. Но в то же самое время все это, возникающее во сне и пустое по сути, ощущается теперь намного глубже, чем можно было когда-либо себе вообразить, во всем великолепии совершенного творения, именно потому, что это не что иное, как Сат-Чит-Ананда, которое есть все, что есть. Все, что не имеет значения, что есть пустая иллюзия, в то же самое время есть само запредельное сияние, совершенная красота. Так или иначе, равновесие не нарушается: эти два очевидно противоположных аспекта не сводят друг друга на нет, а дополняют. Кажется, что здесь отсутствует «логика», но это так, как оно есть.
В адвайте есть традиция, которая говорит, что майя, проявление физической вселенной, за-крывает собой, лежит поверх Сат-Чит-Ананды. Я не силен в этих вещах и могу только попытаться описать понимание. А Понимание здесь говорит за то, что не может быть никакого наложения одного на другое. Майя, проявление, физическая вселенная, есть в точности Сат-Чит-Ананда, ничем не отличается от него, не существует сама по себе как нечто отделенное, чтобы его можно было наложить поверх чего-то еще. В том-то и вся суть! Нет майи! Единственная причина, по которой кажется, что у нее есть собственная реальность, и поэтому ее принято считать реальной, заключается в ошибке восприятия, которое видит кажущееся, а не Что Есть. Это то, что имел в виду Хуан-бо, говоря, что «не следует проводить различия между Абсолютом и чувственным миром». Никакого различия! Есть только Одно. Никогда, ни в каком смысле не существовало двух. Все восприятие базируется на различении и разделении, все восприятие двойственности и все восприятие того, что известно как физическая реальность, — ментальная иллюзия. Когда учитель указывает на физический мир и говорит: «Все это майя», — то, что он на самом деле говорит, звучит как что, что вы видите, — иллюзия»; все то, что есть, — Все, Что Есть, чистое Бытие, Сознание, Блаженство, Излияние. И только ваше восприятие этого как физического мира — майя, иллюзия.
Конечно, на самом деле нет никаких врат, которые открывались бы во Все, Что Есть, и ни один путь не ведет туда. Возможен только сдвиг в восприятии, позволяющий увидеть майю, нереальность как нереальность. Через данного персонажа сновидения Понимание произошло в контексте духовных практик туземных племен, поэтому то, что известно в этом сне как «шаманизм», в данном случае сыграло роль безпутного пути к безвратным вратам, которые распахнулись и явили то, что никогда не было скрыто, никогда не было на другой стороне. Как и любая другая форма религиозной или духовной практики на этой планете, шаманизм — по большей степени такой же вздор, к занятию которым прибегают персонажи сна, дабы вычленить из всего какой-то смысл и на том успокоиться, пока сон продолжает идти своим чередом. Все те потуги и все атрибуты шаманических практик взорвались, растворились в свете Присутствия, Всего, Что Есть