… И большинство здесь распознают, что наша естественная позиция – это не эти ограничения, а открытость, безграничность. Но иногда в игре этого мира приходится вновь стряхивать с себя привычку к ограничению. Это как если ты курил 50 лет, то кажется, что рука автоматически тянется к сигарете, и очень тяжело не брать эту сигарету. Но на самом деле усилием является как раз взять сигарету и закурить ее. А безусильность в том, чтобы не делать этого. Но если ты курил 50 лет и теперь пытаешься бросить, то тебе будет казаться, что большее усилие в том, чтобы не брать сигарету. И то же самое происходит в сатсанге. В силу того, что нашей привычкой стало подбирать эти ограниченные представления, нам кажется, что для того, чтобы прийти к естественной позиции безусильности, требуются усилия. Бхагаван (Рамана Махарши) говорит: до тех пор, пока это чувствуется как усилие, ты должен совершать это усилие, пока не придешь к своей безусильности.
Насколько вспоминается, возможно, всем приходившим и имеющимся болезням предшествовали приложения усилий:
— Деструкция стекловидного тела в обоих глазах из-за излишних усилий в гимнастике для зрения. (Посадил его компьютерными играми и не только, напрягая глаза);
— Опущение внутренних органов с изменением теплообмена (тело может мёрзнуть и летом; конечности особенно, до синевы), плюс варикозное расширение вен и видимые мелкие капилляры (особенно много на ногах). В результате одного неправильного выхода из длительного голодания. (И само это голодание было психическим усилием и в неправильном выходе из него прилагал их);
— Оперативное вмешательство в коленный сустав недавно было. (Поднимаясь по лестнице или где-то вверх при ходьбе, слышны щелчки. Особенно в левом). Начались изменения из-за бодибилдинга, где без усилий никак;
— Хронический вазоматорный ринит, лет 14 которому. Как осложнение после какого-то сильного ОРЗ. Прилагал усилия, придерживаясь услышанной идее, что организм сам должен справиться. Никаких таблеток и всё тут!
Можно ещё продолжить список последствий от усилий.
Жизнь сего тела продолжается лишь потому, что есть мысль, что самоубийство — грех, и после него будет больше последствий.
… Знать бы ранее сей указатель:
«От усилия все печали.
Но никто не понимает этого.
Благословенный обретает свободу через это одно поученье». (Аштавакра-гита, 16.3, перевод Неаполитанского С.М)
Но даже при знании его сейчас, так и не наступила Свобода, и продолжаю совершать ошибки.
Похоже, сей персонаж-максималист должен прожить вот такую глупую жизнь.
Если воспринять прямо, то… так, похоже, работает майя, защищая саму себя.
П: Почему мудрецы в основном хранят молчание и говорят только с немногими?
М: Почему Иисуса распяли, а Мансура убили его приятели мусульмане? Лишь немногие могут слушать Истину терпеливо и переварить её. Истину нельзя давать всем подряд. Судьба основной массы людей — оставаться в неведении. Поэтому мудрецы передают знание лишь немногим избранным.
*
Иисус тоже Буддой был:
«Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». (Иоан. 14:10)
Насколько понимаю, истинная безусильность — это когда нет усилий ни к каким парам противоположностей:
ни к деланию, ни к недеянию,
ни к говорению, ни к неговорению.
Схема та же, как описывается Абсолют: не то, не то.
То есть если прилагаются усилия, чтобы быть безусильным, то разве это безусильность? Или: если есть пытающийся быть безусильным, то разве не прилагаются к тому усилия?
Вот как у Пападжи в топике:
«Не прикладывайте усилий к чему бы то ни было».
Но это, полагаю, просветлённый уровень. Когда не осталось «того», «кто» хотел бы или не хотел прикладывать/не прикладывать усилия.
Для того чтобы практиковать Махамудру, держи расслабленным как ум, так и тело, но без особого усердия делай это; отбросив все сомнения и волнения, оставайся в равновесии.
<...>
Сохранять тело расслабленным не значит полностью отказаться от всех видов деятельности. Действия должны осуществляться, но плавно, расслабленно и спонтанно.
Сохранять ум расслабленным не значит сделать его нечувствительным или тупым. Следует стремиться повышать и оттачивать его способность к ясному осознаванию.
«Будьте без усилий».
«Когда нужны будут усилия, они придут, когда нужна будет легкость, она появится. Мы не должны толкать жизнь к этому, нужно течь вместе с этим и ставить перед собой задачу раствориться в настоящем».
*
Постоянно направленное усилие приводит к безусильности бытия; другими словами, постоянная практика в итоге приводит к выходу за ее пределы. Тогда приходит спонтанность. В безусильном существовании лежит путь к Бесконечному.
Sofa,
Согласен с Вами.
Если оттолкнуться от мысли, что есть только Единая Реальность (Единый Бог, Сознание), то легко можно прийти к абсолютности Её Воли, что Всё — в Ней, Ей. И эта мысль может развиться в леность садхака, ничего неделание. С присутствующим эго, не хотящим ничего делать, и посему идущей жизнью под откос.
Реальность парадоксальна из состояния неведения. Поэтому лучше уж пусть делается практика, производятся молитвы и т.д.
Пока есть ощущение присутствия себя как делателя, то почему бы не направлять внимание в нужную сторону?
Sofa,
В «моём» случае пока так:
Вот, смотрю на экран смартфона.
Полностью весь чётко не вижу. Из-за особенностей строения человеческого глаза.
Наиболее чётко видна каждая отдельная буква, а остальное зримое воспринимаемое замыливается. Оно нечёткое.
Так же и со слухом:
Внимание через этот орган чувств может блуждать от отдельного звука к другому.
Внимание через органы чувств избирательно «подсвечивает» ярче что-то одно из всего потока восприятий.
Пока не могу отрицать наличие внимания.
Интересное наблюдение получается.
Каким образом?
— Ананта. Растворение ищущего
Тут Учителям адвайты — Большое Спасибо.
— Деструкция стекловидного тела в обоих глазах из-за излишних усилий в гимнастике для зрения. (Посадил его компьютерными играми и не только, напрягая глаза);
— Опущение внутренних органов с изменением теплообмена (тело может мёрзнуть и летом; конечности особенно, до синевы), плюс варикозное расширение вен и видимые мелкие капилляры (особенно много на ногах). В результате одного неправильного выхода из длительного голодания. (И само это голодание было психическим усилием и в неправильном выходе из него прилагал их);
— Оперативное вмешательство в коленный сустав недавно было. (Поднимаясь по лестнице или где-то вверх при ходьбе, слышны щелчки. Особенно в левом). Начались изменения из-за бодибилдинга, где без усилий никак;
— Хронический вазоматорный ринит, лет 14 которому. Как осложнение после какого-то сильного ОРЗ. Прилагал усилия, придерживаясь услышанной идее, что организм сам должен справиться. Никаких таблеток и всё тут!
Можно ещё продолжить список последствий от усилий.
Жизнь сего тела продолжается лишь потому, что есть мысль, что самоубийство — грех, и после него будет больше последствий.
… Знать бы ранее сей указатель:
«От усилия все печали.
Но никто не понимает этого.
Благословенный обретает свободу через это одно поученье». (Аштавакра-гита, 16.3, перевод Неаполитанского С.М)
Но даже при знании его сейчас, так и не наступила Свобода, и продолжаю совершать ошибки.
Похоже, сей персонаж-максималист должен прожить вот такую глупую жизнь.
Не прилагающий усилий в адрес опасного для здоровья лишает себя этой опасности.
То же можно сказать про вредное для здоровья.
Вот Путь всех Будд.
— Учения Тибетской Йоги, ч. I, гл. «Песнь Махамудры1 Тилопы»
*
Иисус тоже Буддой был:
«Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». (Иоан. 14:10)
ни к деланию, ни к недеянию,
ни к говорению, ни к неговорению.
Схема та же, как описывается Абсолют: не то, не то.
То есть если прилагаются усилия, чтобы быть безусильным, то разве это безусильность? Или: если есть пытающийся быть безусильным, то разве не прилагаются к тому усилия?
Вот как у Пападжи в топике:
«Не прикладывайте усилий к чему бы то ни было».
Но это, полагаю, просветлённый уровень. Когда не осталось «того», «кто» хотел бы или не хотел прикладывать/не прикладывать усилия.
Вот такое непросветлённое понимание. Априори.
Для того чтобы практиковать Махамудру, держи расслабленным как ум, так и тело, но без особого усердия делай это; отбросив все сомнения и волнения, оставайся в равновесии.
<...>
Сохранять тело расслабленным не значит полностью отказаться от всех видов деятельности. Действия должны осуществляться, но плавно, расслабленно и спонтанно.
Сохранять ум расслабленным не значит сделать его нечувствительным или тупым. Следует стремиться повышать и оттачивать его способность к ясному осознаванию.
— Учения Тибетской Йоги, гл. «Пять аналогий в описании переживания Махамудры»
«Будьте без усилий».
«Когда нужны будут усилия, они придут, когда нужна будет легкость, она появится. Мы не должны толкать жизнь к этому, нужно течь вместе с этим и ставить перед собой задачу раствориться в настоящем».
Указатели Истины: Нисаргадатта Махарадж
— Беседы с Шри Раманой Махарши. Том 1
— Из коллекции историй о Рамане Махарши
*
Постоянно направленное усилие приводит к безусильности бытия; другими словами, постоянная практика в итоге приводит к выходу за ее пределы. Тогда приходит спонтанность. В безусильном существовании лежит путь к Бесконечному.
— Указатели Истины: Анандамаи Ма
То всё нужное для понимания есть.
Садху Ом всё качественно объяснил.
Согласен с Вами.
Если оттолкнуться от мысли, что есть только Единая Реальность (Единый Бог, Сознание), то легко можно прийти к абсолютности Её Воли, что Всё — в Ней, Ей. И эта мысль может развиться в леность садхака, ничего неделание. С присутствующим эго, не хотящим ничего делать, и посему идущей жизнью под откос.
Реальность парадоксальна из состояния неведения. Поэтому лучше уж пусть делается практика, производятся молитвы и т.д.
Пока есть ощущение присутствия себя как делателя, то почему бы не направлять внимание в нужную сторону?
По затронутой теме есть такое:
В «моём» случае пока так:
Вот, смотрю на экран смартфона.
Полностью весь чётко не вижу. Из-за особенностей строения человеческого глаза.
Наиболее чётко видна каждая отдельная буква, а остальное зримое воспринимаемое замыливается. Оно нечёткое.
Так же и со слухом:
Внимание через этот орган чувств может блуждать от отдельного звука к другому.
Внимание через органы чувств избирательно «подсвечивает» ярче что-то одно из всего потока восприятий.
Пока не могу отрицать наличие внимания.