16 сентября 2014, 16:00
Дзадзен
Дзадзен это форма которую принимают последователи Дзен садясь на подушки. Дзадзен называют сидячей медитацией когда пытаются определить что это. Дзадзен это «просто сидение» (сикантадза) для тех кто сидит в дзадзен. Для многих формально знакомых с этой «техникой» это просто трата времени сидя лицом к стене, ничего не делая. Дзадзен настолько прост что понять его очень непросто.
Что же это?
Это форма выражения нашего существования, удобная и собранная форма тела и сознания. Это момент в котором внимание наблюдает существование самое себя. Это «практика» я-есмь, удобная и свободная от помех и направление внимание на чистое осознавание. Дзадзен не является практикой ничего кроме осознавания самого сидения поэтому его называют «бесполезным». В нём нет пользы как мы её понимаем для дальнейшей жизни и будущего. Он бесценен но стоит только сесть с мыслью о достижении и делания важного дела и дзадзен упущен. Дзадзен это самоосознавание и поэтому его называют «практикой без практики» так как себя самого невозможно практиковать. Рамана Махарши сказал: «Не медитируйте-просто будьте.» Это и есть дзадзен. С.Судзуки проводил параллель между дзадзен и походом в уборную, указывая на то, что как и в случае с уборной где мы оставляем всё переваренное раньше чтобы не отравлять организм так и дзадзен это разгрузка ума от всего набросанного нами за день.
Практика самоосознания в Дзен не упирается в сидение у стены поэтому неверно думать что это и есть суть дзенского подхода. Суть дзен в прстоянном внимании к себе и тому, что происходит. В осознавании ощущения собственного присутствия как центра всего происходящего.
У многих возникает вопрос: а зачем тогда сидеть если можно делать то что необходимо и просто практиковать это в повседневной жизни?
Ответ на это может потребовать не один десяток страниц но основное вкратце можно выразить так:
Кто вам сказал что дзадзен это не повседневная жизнь? Где граница между повседневной необходимостью и «духовными практиками»? Следование старым привычкам и образу жизни можно ли назвать свободой в противовес «нудному сидению у стены»?
Уделяя время «проблемам» разве уделять время себе это преступление?
Дзадзен это спусковой крючок выстреливающий заряд осознанности, положение в котором человек ощущает себя очень отчётливо, момент тотального внимания к себе неразбавленного эмоциями и человеческими отношениями. Это начало реки, ручеек безмолвия который перерастёт в необъятный поток тишины. Так случилось что такая форма сидения одна из наиболее удобных и в положении с прямой спиной нашему сознанию легче перестать прыгать с объекта на объект и начать сознавать собственное присутствие.
Это тот момент когда всё возвращается к истоку. К безмолвию в самом центре нашего существа. Как олимпийский огонь, такое самовспоминание мы несём дальше, деавтоматизируя жизнь, проживая её как свидетель позволяя случаться тому, что случается без наших комментариев.
Это самое начало возвращения к себе. Дзадзен это практически все продвинутые практики даосизма дзогчена, индуизма, буддизма и многих других учений. «Безобъектная медитация.» Суть выражения незнания и нахождения в состоянии до состояний. Бытийность. Приятие. Позволение Богу войти сюда. Вера Сущему, Творцу, доверие происходящему. Дзадзен это не поза для достижения. Являясь упражнением «по возвращению», для начинающих, в дальнейшем дзадзен становится просто выражением любви и «недеяния».
Дзадзен случается так же как и всё остальное. Нет границы между повседневностью и дзадзеном. Нет ни начала ни конца дзадзен и это даёт нам представление о процессах нашего существования. Шёл. Сел. Посидел. Встал. Пошёл завтракать. Поехал на работу. Ничего не упущено. Всё идёт своим чередом… У всех кипят чувства а у меня чай… И этим всё сказано…
Спасибо.
Что же это?
Это форма выражения нашего существования, удобная и собранная форма тела и сознания. Это момент в котором внимание наблюдает существование самое себя. Это «практика» я-есмь, удобная и свободная от помех и направление внимание на чистое осознавание. Дзадзен не является практикой ничего кроме осознавания самого сидения поэтому его называют «бесполезным». В нём нет пользы как мы её понимаем для дальнейшей жизни и будущего. Он бесценен но стоит только сесть с мыслью о достижении и делания важного дела и дзадзен упущен. Дзадзен это самоосознавание и поэтому его называют «практикой без практики» так как себя самого невозможно практиковать. Рамана Махарши сказал: «Не медитируйте-просто будьте.» Это и есть дзадзен. С.Судзуки проводил параллель между дзадзен и походом в уборную, указывая на то, что как и в случае с уборной где мы оставляем всё переваренное раньше чтобы не отравлять организм так и дзадзен это разгрузка ума от всего набросанного нами за день.
Практика самоосознания в Дзен не упирается в сидение у стены поэтому неверно думать что это и есть суть дзенского подхода. Суть дзен в прстоянном внимании к себе и тому, что происходит. В осознавании ощущения собственного присутствия как центра всего происходящего.
У многих возникает вопрос: а зачем тогда сидеть если можно делать то что необходимо и просто практиковать это в повседневной жизни?
Ответ на это может потребовать не один десяток страниц но основное вкратце можно выразить так:
Кто вам сказал что дзадзен это не повседневная жизнь? Где граница между повседневной необходимостью и «духовными практиками»? Следование старым привычкам и образу жизни можно ли назвать свободой в противовес «нудному сидению у стены»?
Уделяя время «проблемам» разве уделять время себе это преступление?
Дзадзен это спусковой крючок выстреливающий заряд осознанности, положение в котором человек ощущает себя очень отчётливо, момент тотального внимания к себе неразбавленного эмоциями и человеческими отношениями. Это начало реки, ручеек безмолвия который перерастёт в необъятный поток тишины. Так случилось что такая форма сидения одна из наиболее удобных и в положении с прямой спиной нашему сознанию легче перестать прыгать с объекта на объект и начать сознавать собственное присутствие.
Это тот момент когда всё возвращается к истоку. К безмолвию в самом центре нашего существа. Как олимпийский огонь, такое самовспоминание мы несём дальше, деавтоматизируя жизнь, проживая её как свидетель позволяя случаться тому, что случается без наших комментариев.
Это самое начало возвращения к себе. Дзадзен это практически все продвинутые практики даосизма дзогчена, индуизма, буддизма и многих других учений. «Безобъектная медитация.» Суть выражения незнания и нахождения в состоянии до состояний. Бытийность. Приятие. Позволение Богу войти сюда. Вера Сущему, Творцу, доверие происходящему. Дзадзен это не поза для достижения. Являясь упражнением «по возвращению», для начинающих, в дальнейшем дзадзен становится просто выражением любви и «недеяния».
Дзадзен случается так же как и всё остальное. Нет границы между повседневностью и дзадзеном. Нет ни начала ни конца дзадзен и это даёт нам представление о процессах нашего существования. Шёл. Сел. Посидел. Встал. Пошёл завтракать. Поехал на работу. Ничего не упущено. Всё идёт своим чередом… У всех кипят чувства а у меня чай… И этим всё сказано…
Спасибо.
95 комментариев
есть шанс? А если нет старых привычек, нужно ли нудное сидение? И чем плохи старые привычки? Не стане ли сидение новой старой привычкой?
«Дзадзен случается так же как и всё остальное. Нет границы между повседневностью и дзадзеном. Нет ни начала ни конца дзадзен и это даёт нам представление о процессах нашего существования. Шёл. Сел. Посидел. Встал. Пошёл завтракать. Поехал на работу. Ничего не упущено. Всё идёт своим чередом…»
Здесь есть где-нибудь о привычках? О развитии «нудных» привычек сидеть? Дзадзен случается. Те кто впихивают себя в практику занимаются торжественным онанизмом. Всё очень просто. :)
Автор говорил как раз о том что ты упустил и в этой стать тоже. Ничего удивительного. Это упускается постоянно. И автор сам долгое время упускал этот маленький нюанс. Свобода не в том чтобы сидеть или не сидеть. Не в сидении дело.
Говоря о привычках: есть формы. От них никуда не деться. Чистишь зубы-не на голове стоишь. Кушаешь-форма. Привычка это форма она облегчает тебе задачу передвижения и совершения действий в физическом пространстве. Сохраняя «осознанность» ты делаешь то, что привычно. Сидеть-просто форма. Ты просто есть. В облегчённом варианте. Перечитай ещё раз. Иначе твои вопросы адресованы не мне и не статье а твоему желанию поспорить о том о чём ты любишь спорить. :)
Намастэ ;)
свободой....»и т.д. Так это еще и не твой текст?
Не руби фразы. Речь как раз о том, о чём ты споришь. О новых и старых привычках. Читай: «Уделяя время «проблемам» разве уделять время себе это преступление?»
Какая разница? Речь и идёт о тех кто делит на «реальную жизнь» и нудное сидение. Где граница? Моя жизнь-сидение у стены-равны. Ты можешь читать газету или дзадзенить. Кто-то будет. Кто-то не будет. Тот чей «жизненный путь» привёл к дзадзену будут сидеть. Тех кого нет-не будут. В чём проблема? Расскажи что конкретно тебя напрягает? :)
Извини не сподобил господь мне тебе видимо объяснять ничего. я сдаюсь. :) Ты споришь со своим собственным непониманием. Этого нет в тексте.
Это текст про дзадзен. Не нравится-не сиди. Ты до каждого текста так доклёпываешься? Если где-то что-то сказано о каком-нибудь аспекте «духовной практики» ты также начинаешь с: «а что без этого нельзя»? Можно, дорогой мой, можно. Без всего можно.
Но речь о дзадзен.
Здесь.
В Дзен сидят дзадзен.
Может они все конченые и только ты чист и светел, я не знаю. Спасибо что открыл глаза. :)
Нет целей и средств, прекрати спорить с самим собой. Всё случается. Об этом и речь. Где цель? Где средство? Где сказано об этом? Откуда ты это берёшь всё?
Ой. Я пойду в сад. :)) Меня чего-то прет. До многих уже докопалась. :)))
Обнимаю, хоть и нет тебя сапсем! :)*
-Себя найди для начала".
Ответ:
-Я себя не терял. :)
Всё.
Мир.Дружба.Жвачка. Намастэ. :))
«Направь свой взгляд в простор неба. Это ключевые точки каналов.»
«Подтяни нижний ветер и опусти верхний. Это ключевые точки ветров.»
«Визуализируй E из красного тигле в нирмана чакре. Визуализируй белое тигле из BAM в махасукхе чакре. Это ключевые точки тигле.»
«Сфокусируй свой ум на плавлении BAM посредством нагревании огнем из E, в результате чего белые и красные тигле соединяются вместе в дхарма чакре. Это ключевые точки ума.»
«Пусть белые и красные тигле в размерах станут всё меньше и меньше, и в конце концов не удерживай в уме ничего. Это ключевые точки совершенного и полного просветления».
Практиковав данным образом у меня возникли некоторые переживания. Например, ощущения как будто не было тела, отсутствие ощущения вдоха и выдоха, ощущение, что могу беспрепятственно передвигаться сквозь явления, и ощущение, что я бессмертен. Когда такие переживания возникли, я был горд и рассказал о них своему гуру.
Гуру ответил: «Невероятно глупо гордиться тем, что тебя коснулось благословление учителя и считать, что этого достаточно. Теперь отправляйся в уединенное место и не создавай каких-либо умственных конструкций». из advaitaworld.com/blog/buddhism/36213.html#cut
мне тут вспомнилось. недавно моя дочь сильно повздорила со своим братом и пришла ко мне искать утешения и справедливости. не вступая в роль судьи (меня там не было) я предложила ей помедитировать. в этот момент в её руке была игрушка, какой то супергерой и моментально переключившись она согласилась. перед тем как сесть в позу полулотоса она усадила свою игрушку в эту позу ))
сидение было недолгим. это был её первый раз и я не хотела сильно привязывать её внимание к медитации. нескольких минут оказалось достаточно.
в общем в результате возвращение в покой и затем исследование сорры с братом. ))
Отталкивание :)
что это его произведение))
И Дзен это всетки религия, да, нормальный махаянистский буддизм. Поэтому насчет просветления там реально никто не заморачивается, говорить о просветлении считается дурным тоном (все ведь дают обет бодхисаттвы, спасти сначала всех живых существ а потом уж спастись самому), гораздо важнее не быть мудаком и выработать в себе привычку к альтруистическому поведению.
А Дзен вообще при том, вообще-то, что топик называется дзадзен )))
это как если бы вы говорили о христианстве и начали спорить убранство какой церкви отвечает христианскому духу больше, православной или католической, и как обряды и наряды священников отражают истину. понимаете? вы спорите о внешних наносных деталях, форме. это конечно тоже дзен наверное, но всё-таки. :)
Делюсь тем, что приходит через меня и требует выражения. :) Народ здесь я не знаю какой, но поспорить любит. Интеллектуально повыкручивать кота за… хвост. Весело. :)))
за этот чудесный текст :))))
очень близко :)))) _/ \_