27 ноября 2016, 22:38
Достижение
Сама идея о достижении чего-то находится в уме. То есть, по сути, я сам ее создаю и сам ей следую. Идея такая: «Да, надо практиковать, чтобы достичь чего-то в будущем». То есть сейчас я не готов к пробуждению и мне надо поработать, чтобы достичь его когда-нибудь. Но именно это и не дает покоя и держит ум в напряжении. Сама эта идея о достижении чего-то не дает увидеть то, что есть здесь и сейчас, полностью осознать это и полностью быть в этом моменте.
Когда я вижу цель в будущем, которую хочу достичь, то игнорирую то, чем являюсь здесь и сейчас. Я как бы говорю этим: «Нет, то, что есть, меня не устраивает, я хочу чего-то особенного — какого-то особого состояния». И таким образом я создаю: 1) неудовлетворенность и поиск чего-то еще, чего нет в этом моменте; 2) напряжение от усилий добиться чего-то, чего нет здесь и сейчас; 3) ожидание появления этого самого чудесного состояния; 4) желание чего-то достичь.
Если оставить идею о достижении чего-либо, тогда ум задает резонный вопрос: а что делать? К чему стремиться, что будет дальше?
Во-первых, надо принять всё как есть и полностью осознать всё, что есть здесь и сейчас. Несмотря на боль, напряжение, сопротивление и прочие так называемые препятствия. На самом деле, все эти «препятствия» являются таковыми только для того, кто хочет их обойти или преодолеть. Но для того, кто является свидетелем всего происходящего, кто видит и осознает этого «деятеля, который хочет чего-то достичь», эти препятствия не являются препятствиями, потому что как только они полностью осознанны, они перестают быть мешающими.
Вся проблема состоит в состоянии ума. Если ум напряжен, взбудоражен и излишне занят мыслительной деятельностью (думает без перерыва), то он создает тягостное и мучительное состояние тоски и безвыходности. И при полном отождествлении с умом, я только и делаю, что продолжаю думать о том, как выйти из этого положения. Хотя это всего лишь гипнотический транс. Ум, как гипнотизёр, внушает, что всё именно так, а главное — что я это он. Что я и нахожусь в этом тягостном безвыходном положении и что именно я должен найти выход. Хотя этот «я» — это в действительности часть ума, и естественно, что «я» страдает и ищет выход из ситуации. Но я на самом деле — не нахожусь в уме и не обременен его проблемами. Я — сама осознанность, которая делает возможным само осознание происходящего с умом. А что такое осознанность? Она не может быть понята, т.к. не находится в уме. Но если я что-то осознаю, то это значит, что осознанность — там уже есть, и она была там даже до того, как что-то появилось. Поэтому, то, что появляется — вторично, а сама осознанность — первична. Но чтобы увидеть эту осознанность, надо сначала успокоить ум. Потому что взбудораженный и напряженный ум привлекает к себе слишком много внимания. Хотя опять же, кто обращает внимание на ум? Кто должен увидеть эту осознанность? Если я — и так являюсь этой осознанностью, я не могу не быть ею, то кто тогда пытается быть ею и достичь ее? Ответ прост — это тот же ум, который взбудоражен и напряжен. В спокойном и расслабленном, но сосредоточенном уме не возникает идея о том, что «я должен увидеть эту осознанность и быть ею». Как успокоить ум? Сосредоточить его на чем-либо. И когда ум сосредоточится и успокоится, тогда тот, кто хотел его успокоить, просто исчезнет. А вместе с ним и все проблемы. И — напоследок: неосознанность или неполная осознанность — также выдуманные понятия, существующие в беспокойном уме. На самом деле осознанность не может быть неполной, весь вопрос в том, кто ее осознает, кто является свидетелем ее наличия. И где во всем этом я? Опять же, в напряженном уме, как в кривом зеркале, всё отражается неправильно. Отражения я в уме будет в виде какого-то деятеля, ограниченного обстоятельствами, который хочет чего-то достичь. Что, как вы понимаете, на самом деле не так.
Когда я вижу цель в будущем, которую хочу достичь, то игнорирую то, чем являюсь здесь и сейчас. Я как бы говорю этим: «Нет, то, что есть, меня не устраивает, я хочу чего-то особенного — какого-то особого состояния». И таким образом я создаю: 1) неудовлетворенность и поиск чего-то еще, чего нет в этом моменте; 2) напряжение от усилий добиться чего-то, чего нет здесь и сейчас; 3) ожидание появления этого самого чудесного состояния; 4) желание чего-то достичь.
Если оставить идею о достижении чего-либо, тогда ум задает резонный вопрос: а что делать? К чему стремиться, что будет дальше?
Во-первых, надо принять всё как есть и полностью осознать всё, что есть здесь и сейчас. Несмотря на боль, напряжение, сопротивление и прочие так называемые препятствия. На самом деле, все эти «препятствия» являются таковыми только для того, кто хочет их обойти или преодолеть. Но для того, кто является свидетелем всего происходящего, кто видит и осознает этого «деятеля, который хочет чего-то достичь», эти препятствия не являются препятствиями, потому что как только они полностью осознанны, они перестают быть мешающими.
Вся проблема состоит в состоянии ума. Если ум напряжен, взбудоражен и излишне занят мыслительной деятельностью (думает без перерыва), то он создает тягостное и мучительное состояние тоски и безвыходности. И при полном отождествлении с умом, я только и делаю, что продолжаю думать о том, как выйти из этого положения. Хотя это всего лишь гипнотический транс. Ум, как гипнотизёр, внушает, что всё именно так, а главное — что я это он. Что я и нахожусь в этом тягостном безвыходном положении и что именно я должен найти выход. Хотя этот «я» — это в действительности часть ума, и естественно, что «я» страдает и ищет выход из ситуации. Но я на самом деле — не нахожусь в уме и не обременен его проблемами. Я — сама осознанность, которая делает возможным само осознание происходящего с умом. А что такое осознанность? Она не может быть понята, т.к. не находится в уме. Но если я что-то осознаю, то это значит, что осознанность — там уже есть, и она была там даже до того, как что-то появилось. Поэтому, то, что появляется — вторично, а сама осознанность — первична. Но чтобы увидеть эту осознанность, надо сначала успокоить ум. Потому что взбудораженный и напряженный ум привлекает к себе слишком много внимания. Хотя опять же, кто обращает внимание на ум? Кто должен увидеть эту осознанность? Если я — и так являюсь этой осознанностью, я не могу не быть ею, то кто тогда пытается быть ею и достичь ее? Ответ прост — это тот же ум, который взбудоражен и напряжен. В спокойном и расслабленном, но сосредоточенном уме не возникает идея о том, что «я должен увидеть эту осознанность и быть ею». Как успокоить ум? Сосредоточить его на чем-либо. И когда ум сосредоточится и успокоится, тогда тот, кто хотел его успокоить, просто исчезнет. А вместе с ним и все проблемы. И — напоследок: неосознанность или неполная осознанность — также выдуманные понятия, существующие в беспокойном уме. На самом деле осознанность не может быть неполной, весь вопрос в том, кто ее осознает, кто является свидетелем ее наличия. И где во всем этом я? Опять же, в напряженном уме, как в кривом зеркале, всё отражается неправильно. Отражения я в уме будет в виде какого-то деятеля, ограниченного обстоятельствами, который хочет чего-то достичь. Что, как вы понимаете, на самом деле не так.
10 комментариев
И, если есть, то в чём?