6 июня 2016, 10:55

Йога Васиштхи "Утпатти Пракарана"


отрывок из первой главы

Хотя видение этого мира было отброшено, и я сижу здесь в медитации, но во мне еще остается безначальное семя воспоминаний об этой самсаре.

Из-за этого восприятия, как может быть непрерывным состояние самадхи, как окончательное, четвертое, состояние, или турия, может быть возможным?

Когда ты пробуждаешься из такого самадхи, как из сна, мир с его бесконечными страданиями опять возникает, как и раньше. [Здесь и далее подчеркивается, что даже достижение нирвикальпа самадхи без понимания своей природы не приводит к освобождению — прим. переводчика.]

Достижение этого так называемого самадхи, О Рама, бесполезно — что за счастье в том, что длится только мгновение, через которое ты опять попадаешь в страдания?

Если же это состояние превзойдено непосредственным пониманием в нирвикальпа самадхи, тогда оно становится подобным непрерывному глубокому сну, и это считается высочайшим и чистейшим состоянием.

Пока есть видение реальности любых имен и форм, это состояние не достигается. Воистину, где есть движение разума, есть и эта иллюзия мира.

Если наблюдатель с усилием отключает движение разума, становясь подобным инертному камню, то, выходя из этого состояния, он опять видит мир!

Каждый знает, что такое состояние нирвикальпы самадхи, подобное бессознательному камню, является преходящим и непостоянным.

И даже лучшие успехи в достижении такого камне-подобного бессознательного самадхи не превращают его в высочайшее состояние чистейшего изначального неизменного Сознания, Брахмана.

В видении мира никак невозможно успокоение; лишь глупцы считают, что спокойствие достигается аскетизмом, повторением мантр или концентрацией.

Как в зарослях лотоса в глубине цветка прячется семя, так способность к объективному восприятию существует в том, кто воспринимает.

Как существует смысл в значениях слов, как масло существует в семенах кунжута, как аромат существует в цветах, так способность к восприятию существует в том, кто воспринимает.

Как бы далеко не была спрятана камфара или иное пахучее вещество, запах выдает его, так же и видимый мир существует в самой природе разума.

Как разум видит свои сны, фантазии и восприятия в себе самом, так и то, что воспринимается, существует в сердце того, кто воспринимает.

Как привидение, воображенное ребенком, пугает его, так видимые формы обманывают и пугают того, кто это видит.

Как из семени в нужное время и в нужном месте появляется росток, так и восприятие разума создает прекрасное проявление.

Как это видимое чудесное создание рождается, существует и пропадает в сердце, так сознание, становясь объектами этого мира, само же их и ощущает в самом себе.

43 комментария

Lucifer
Каждый знает, что такое состояние нирвикальпы самадхи, подобное бессознательному камню, является преходящим и непостоянным.
Отличный пост для размышления — тем кто считает, что прийти к самоосознанию можно через какие-то необычные опыты (изменённое состояние сознание), почувствовать сердцем, ну или каким-нибудь другим местом
Lucifer
Интеллектуальное понимание — вот с чего следует начинать познание себя и проживание этого понимания непосредственным наблюдением в повседневной жизни -это может дать опыт самадхи и другие побочные эффекты -но это уже неважно, а многие же пытаются смоделировать состояние, побочный эффект — о котором прочитали или услышали — без всякого понимания, поэтому и получается десяток пробуждений, два сатори, откаты и т.д., не ставьте телегу впереди лошади
Felix
Не натягивай один указатель на всё. Это о том что временное прекращение активностей ума не означает разоблачение я как мысли и не приводи к началу процесса сжигания вассан. И уж тем более к этому не приводи концептуальное понимание.
Lucifer
приводи концептуальное понимание.
я сказал не концептуальное, а понимание с помощью интеллекта -джняна-йога, не сердцем, рукой или жопой -а именно с помощью интеллекта
Felix
Есть много путей я тоже за джняни, но он не один.
bip
Есть много путей я тоже за джняни, но он не один.

А причём здесь мало или мало путей?
Люцифер говорит, что без интеллектуального понимания, все состояния и гроша ломаного не стоят.
Интеллектуальное понимание — вот с чего следует начинать познание себя и проживание этого понимания непосредственным наблюдением в повседневной жизни -это может дать опыт самадхи и другие побочные эффекты -но это уже неважно, а многие же пытаются смоделировать состояние, побочный эффект — о котором прочитали или услышали — без всякого понимания, поэтому и получается десяток пробуждений, два сатори, откаты и т.д., не ставьте телегу впереди лошади
Felix
Понимание это описание уже произошедшего. Поэтому мы знаем только тех, кто об этом говорили — описывали.
bip
Понимание это описание уже произошедшего

Понимание — это понимание, а описание — это описание этого понимания, если только хочешь донести своё понимание до оппонента.

Если же не хочешь ничего никому рассказывать, то никакое описание и даром не нужно.
tnc
понимание с помощью интеллекта -джняна-йога,
Тут как раз и указано на синтез — понимание + нирвикальпа-самадхи. Одно без другого не работает.
Tvorex
Если есть понимание(не концептуальное), никакое самадхи не нужно. Самадхи — искусственно вызванное состояние, является так же производным ума.
tnc
Тут же прямо сказано:

Если же это состояние превзойдено непосредственным пониманием в нирвикальпа самадхи, тогда оно становится подобным непрерывному глубокому сну, и это считается высочайшим и чистейшим состоянием.

То есть, само по себе понимание невозможно без нирвикальпа самадхи. Для понимания требуется не только верное воззрение, но и опыт.
Tvorex
с углублением понимания приходит и опыт, выразится он может как через самадхи так и другими виртуальными способами ума. Понимание первостепенно, самадхи второстепенно.
tnc
с углублением понимания приходит и опыт,
Конечно.

выразится он может как через самадхи так и другими виртуальными способами ума.
Только не в случае с постижением того самого:

Из-за этого восприятия, как может быть непрерывным состояние самадхи, как окончательное, четвертое, состояние, или турия, может быть возможным?

Опыт недостижения недостижимого можно получить только не достигнув его. Нирвикальпа самадхи — опыт отсутствия всех «способов ума», уникальный.

Понимание первостепенно, самадхи второстепенно.
Естественно. Но и без второго первое тоже бесполезно.
Tvorex
Разве у всех «просветлённых» был такой опыт? Описывают его (самадхи) только те, кто был к нему предрасположен(йога и другие медитативные практики), у таких самадхи может случится и без понимания, в следствии практики.
Часто встречается опыт понимания без самадхи, и таких людей так же причисляют к «просветленным», и они ни слова не говорят о каких-то состояниях, если и говорят то в контексте сна.
tnc
Разве у всех «просветлённых» был такой опыт? Описывают его (самадхи) только те, кто был к нему предрасположен(йога и другие медитативные практики), у таких самадхи может случится и без понимания, в следствии практики.
Самадхи без понимания, сколько угодно. Но вот понимание без самадхи???

Часто встречается опыт понимания без самадхи, и таких людей так же причисляют к «просветленным», и они ни слова не говорят о каких-то состояниях, если и говорят то в контексте сна.
Не представляю себе механизм, который мог бы сработать в этом случае.
Tvorex
Карл Ренц утверждает, что каждый младенец находится в самадхи. У самого Карла опыт пробуждения произошёл во сне.
Вы видно хорошо знакомы с восточными учениями, там опыт самадхи встречается повсеместно. Более современные или западные «просветленные» не считают опыт самадхи обязательным. Ренц не единственный пример.
tnc
Более современные или западные «просветленные» не считают опыт самадхи обязательным. Ренц не единственный пример.
Ну, говоря откровенно, по-моему западные «просветлённые», они такие западные. :) Особенно после таких вот заявлений о том, что «каждый младенец находится в самадхи». :)
Tvorex
Понимаю Вашу приверженность восточным течениям, ничего не имею против их опыта. Но отрицать опыт других все же не стоит, он субъективный. Кто-то испытал такое-то состояние и назвал его самадхи, другой испытал похожее но по другому и назвал его таким-то самадхи. Какая разница? Каждый опыт уникальный. У меня тоже были различный трансцендентные состояния, но я их никак не называл, ибо понимаю иллюзорность данного опыта.
tnc
Каждый опыт уникальный.
Нет, если было бы так, не нужны были бы никакие философские системы, общие для всех. Единое познаётся в едином для всех опыте, иначе никак.
Tvorex
Вершина горы одна, взойти на неё можно с разных сторон.
tnc
Вершина горы одна, взойти на неё можно с разных сторон.
Да, опыт восхождения у всех разный, но опыт стояния на этой вершине (установки) один. Именно потому что вершина на всех одна.
Tvorex
самадхи помоему больше относится к опыту восхождения, нежели к стоянию на вершине
tnc
самадхи помоему больше относится к опыту восхождения, нежели к стоянию на вершине
Нирвикальпа самадхи — отсутствие всего. Как оно может быть у каждого разным, это отсутствие? И какой другой опыт может подтвердить верность недвойственного воззрения?
Tvorex
Его может и вообще не быть, или быть опыт прозрения. Опыт глубокого понимания, что лично мне знакомо. В любом случае к стоянию на вершине все эти опыты не относятся, это лишь цветы на этой дороге, наклонятся за ними, лишь отвлечение от цели.
tnc
Его может и вообще не быть, или быть опыт прозрения.
Прозрение всё равно требует поддержание веры, это не окончательное понимание. Только окончательное понимание прекращает невежество в каком-то вопросе. А так устроен человек, что он не может полноценно заменить непосредственный опыт чем-то иным (умственной спекуляцией, яркой фантазией и т.д.). И это, кстати, здорово — кто так может, он ведь теряет связь с реальностью, становится неадекватным.
Felix
Самадхи это состояние, а пробуждение это то, что есть каждое состояние.
Tvorex
Именно, оно приходит и уходит, возникая и исчезая на фоне неизменного. Поэтому все эти состояния это сновидения, и не являются обязательными для постоянного и неизменного.
tnc
Поэтому все эти состояния это сновидения, и не являются обязательными для постоянного и неизменного.
И, тем не менее, есть опыт отсутствия всякого опыта — он может быть только один. Это как кричать в пещере — и всю жизнь слышать эхо. Эха не будет только тогда, когда кричат там, где нет стен. И по отсутствию этого эха и можно только понять, что такое практически возможно — стен нет.
tnc
Самадхи это состояние, а пробуждение это то, что есть каждое состояние.
Понимание невозможно без опыта, только лишь на основании воззрения (умственной спекуляции). А опыт «отсутствия всего» может быть только в нирвикальпа самадхи. Хотя бы краткий.
Light555
ага, Самадхи — если к ним не привязыватся — опыты прозрения))
Tvorex
Опыт отсутствия всего переживается и в глубоком сне без сновидений.
tnc
Опыт отсутствия всего переживается и в глубоком сне без сновидений.
Но не осознаётся. Для понимание же обязательно нужна осознанность. Ведь это синтез имеющегося опыта (памяти), воззрения (веры) и того опыта, к которому идут с помощью воззрения-из-веры. Всё это должно осознаваться, этим и отличается нирвикальпа-самадхи от глубокого сна без сновидений.
Tvorex
Самадхи так же сумма собранного опыта положенного на веро-воззрения.
tnc
Самадхи так же сумма собранного опыта положенного на веро-воззрения.
Не совсем понимаю вас. Самадхи — это плод чистого, спокойного ума, как мне представляется.
Tvorex
как я уже писал выше, что самадхи происходило в основном у людей восточных течений, медитация, йога, танцы суфиев, дзадзен и тд, это и есть собранный опыт. Положенный на евро-воззрения, тоесть в этих учения уже описывался опыт самадхи или ему подобный. Ищущие подсознательно слыша об этом опыте стремятся к нему. И ум даёт им его.
tnc
как я уже писал выше, что самадхи происходило в основном у людей восточных течений, медитация, йога, танцы суфиев, дзадзен и тд, это и есть собранный опыт. Положенный на евро-воззрения, тоесть в этих учения уже описывался опыт самадхи или ему подобный. Ищущие подсознательно слыша об этом опыте стремятся к нему. И ум даёт им его.
Да исторический контекст тут на мой взгляд не очень-то и важен. Важна философская система (метод), которая поддерживает то или иное воззрение. Окончательное недвойственное воззрение может быть поддержано одной-единственной философской системой, как бы она не называлась. У буддистов «пустота которая не пустота», у индуистов в адвайта-веданте это «полнота, на которую невозможно указать пальцем» и т.д. Так вот тут важно главное — выход за пределы всего, на что можно указать (или, если угодно в пустоту, где кроме неё и нет ничего), он может быть произведён одним-единственным образом. Через опыт-отсутствия-опыта. И, насколько я понимаю, теоретически это и есть опыт криков в пещере-без-стен. А пещера-без-стен она одна-единственная на всех, по-иному это невозможно. Невозможно, чтобы у одного «без стен» было как-то одно, а у другого «без стен» было как-то по-другому. Так или иначе может быть только со стенами — такие стены, иные стены и т.д. И соответственно и эхо в пещерах со стенами разное — такое, иное.

Но эхо в пещере-без-стен у всех «одинаковое» — ни у кого его просто-напросто нет. Как не кричи.

Но как же оказаться в этой пещере-без-стен, и что это такое вообще? А это и есть нирвикальпа-самадхи, осознанное переживание отсутствия всего (кроме самого состояния, самого крика). Крик переживается — а отклик нет. Это и есть практическое переживание пещеры-без-стен, практическое ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (ОПЫТ) что это возможно. И этот опыт может быть только одним на всех. Во всех остальных случаях переживается и крик, и разные отклики.
Tvorex
Вот вы пишите сначала, что это выход за пределы всех опытов, и тут же завершаете сообщение, что этот опыт один и он практический.

Все дхармы пусты. Будда
tnc
Вот вы пишите сначала, что это выход за пределы всех опытов, и тут же завершаете сообщение, что этот опыт один и он практический.

Все дхармы пусты. Будда
Без опыта невозможно понимание, поэтому это несомненно опыт. Но это не опыт «пустоты», это опыт «крика без ответа». И крик, и отсутствие привычного ответа — это опыт, переживание. Это то, что можно осознать. Но это возможно только тогда, когда крик по-настоящему происходит в пещере-без-стен. А вот это само «без стен» (пустоту дхарм) уже в прямом непосредственном опыте никак не пережить — пустота пуста и от любого опыта. Но зато понять — можно.
bip
как я уже писал выше, что самадхи происходило в основном у людей восточных течений

Не согласен.
Самадхи — естественное состояние после распознавания «своей» истиной природы.
Margosha
Положенный на евро-воззрения, тоесть в этих учения уже описывался опыт самадхи или ему подобный. Ищущие подсознательно слыша об этом опыте стремятся к нему. И ум даёт им его.
Не у всех так. Со мной опыт самадхи произошел до знания и слышания о нем. Я только недавно попыталась описать его. До опыта не было йоги, медитаций, дзадзен. Ну, разве что ежедневные занятия кунг-фу.
Tvorex
Кунг-фу, насколько я знаю энергетическая практика, не только единоборство, но и спокойный ум развивает, что так же могло вытолкнуть в состояние отсутсвия.
«Кунг-фу панда 3» смотрели? Там панда даже просветился от этого.
Margosha
Возможно, я занималась в школе с древней традицией.
Да, и практики там действительно энергетические. После меня еще с десяток человек ввалились в разные состояния, правда, нирвикальпа почему-то только со мной случилось…