21 апреля 2015, 00:47

Падение в милость. Falling into Grace [12]

2.1. ОТКРЫТИЕ ДВЕРИ В СТРАДАНИЕ

Что есть такого в ощущении «я», что даёт начало страданиям?

Когда нет ощущения «я», мы по-прежнему можем чувствовать боль и определённый вид душевных мук. Младенец может злиться, плакать и кричать, но это принципиально другой тип страдания, чем тот, с которым мы встречаемся, взрослея и осознавая, кем являемся. Есть нечто в восприятии себя, как кого-то или чего-то отдельного, независимого от всего остального, что и даёт начало страданиям. Становясь старше, мы начинаем развивать то, что называют «эго». Наше эго, в его наиболее широком смысле – это ощущение того, кто мы есть. Эгоистическое ощущение своей сущности – это, по сути, видение самих себя как нечто отдельное и отличное от всего окружающего мира.

Изначально, это ощущение отличности вовсе не является проблемой. Напротив, как мы видели, когда дети обнаруживают свою отличность – это по-настоящему великое открытие для них. Но когда дети начинают говорить, «Это моё, а не твоё. Это моё! Дай мне это! Я хочу это! Я хочу то!», ощущение отличности начинает изменяться.

В начале, учась этому образу видения мира, дети чувствуют самостоятельность и появление новых возможностей. Поэтому они так активно используют его. Когда они обнаруживают своё первичное ощущение «я», это помогает им найти некоторое равновесие в мире. Это помогает им определить: «вот я – противоположный тебе». Кажется, что это определение является необходимым. Я говорю, что это кажется необходимым, так как это происходит почти с каждым человеком. Каждый человек развивает чувство отделённого «я» и структуру эго. Так что, на самом деле нет никакого смысла говорить, что это неправильно или этого не должно происходить, поскольку это и произойдёт и происходит почти постоянно и почти со всеми людьми.

Но у нашего ощущения «я» есть и обратная сторона: Когда мы видим себя отделённым, как что-то отличающееся от жизни вокруг нас, это вызывает ощущение отчуждения и страха. Потому что, когда мы видим жизнь как что-то отличающееся, когда мы видим друг друга, как «других», тогда эти «другие» рассматриваются как потенциальная угроза. Конечно, в восприятии эго сама по себе жизнь является одной из самых больших угроз.

Жизнь безмерна. Ты можешь пуститься в путешествие, поехать в отпуск, отправиться на другую сторону Земли, но всё же, ты не можешь убежать от жизни. Можешь полететь на Луну, но не убежать от жизни. Ты не можешь убежать от существования.

До тех пор, пока мы видим существование как нечто принципиально отдельное от нас самих, мы будем рассматривать существование как потенциальную угрозу. И этот взгляд на существование, как на потенциальную угрозу порождает страх, который, в свою очередь, порождает конфликты и страдания.

Когда мы видим себя совершенно отдельными, то начинаем думать, что Я должен позаботиться о «я», что мои потребности и мои желания являются первостепенной важностью, и поэтому, я должен быть уверен, что получу то, что хочу, независимо от желаний и потребностей кого-то другого.

Итак, одно из самых глубоких пониманий, которое может прийти к тебе – это что всё страдание основано на ошибочном восприятии «себя». Как только мы приходим к выводу, что мы существуем как отделённые «я», мы открываем дверь в страдание.
Для более ясного понимания уточню, что я не говорю, будто кто-то должен попытаться избавиться от ощущения «я».

Каждый человек нуждается в ощущении «я». Только представь жизнь, если бы у тебя вообще не было никакого ощущения «я». Если бы ты был голоден, ты бы в буквальном смысле не знал, куда положить еду. Положить еду в свой рот или в чей-то рот где-то там? В какой именно рот засунуть её?

Если бы у тебя не было ощущения «я», ты бы в буквальном смысле не знал, как действовать в мире. Если ты хочешь пить, то кого напоить водой?

Кажется довольно странным, но на самом деле в очень, очень глубокой медитации можно достигнуть такого состояния, где забываются все ощущения «я», где «я» временно исчезает. Проблема заключается в том, что ты становишься совершенно не функциональным. Ты в буквальном смысле не можешь делать вообще ничего.

Так что, иметь ощущение «я», чувство “вот он я!” — это очень важно. По сути, это биологически запрограммировано в нашей системе.

Но здесь начинается потенциально ошибочное восприятие, потому что, когда нам дают имя, мы интуитивно помещаем его прямо на это ощущение «я», и теперь наше ощущение «я» имеет имя; а затем появляется возраст, и с течением жизни «я» обзаводится штукой, которая называется история.

Чем старше мы становимся, тем более плотным становится ощущение отделённого «я». Оно все больше и больше затвердевает, становится всё более и более сжатым, и в некотором смысле, реальным. И чем более реальным чувствуется «я», тем больше мы чувствуем, что оно нуждается в защите, нуждается в собственном мнении. Чем более реальным чувствуется наше ощущение отделённости, тем больше мы будем и чувствовать в себе желание контролировать своё окружение и других, чтобы быть уверенными, что получим то, что хотим.

Мне часто задают вопрос: «как может быть ощущение «я», без как такового «я»?» Пример, который я люблю использовать, чтобы это объяснить – ощущение «я» подобно аромату. Это чувство, которое есть во всей твой сути, оно наполняет всё то, чем и кем ты являешься. Как я уже сказал, это помогает тебе ориентироваться в мире, и помогает тебе функционировать. Это как осязание аромата, который ты чувствуешь в ощущении «я», и ты обнаруживаешь, что это скорее чувство, чем вещь. Это ощущение – оно как запах, который распространяется сквозь всю твою сущность. Это просто ощущение пребывания «я» здесь, ощущение его «существования».

Затем ум начинает навешивать на это первичное ощущение «я». И первое, что он добавляет это мысль, которая называется «я» или «меня». Даже с этой первой мыслью, ты можешь почувствовать, что ощущение «я» становится всё более плотным, более сжатым, уже более стабильным — уже не столь легко струящимся как аромат. Напротив, оно начинает принимать качества чего-то, что имеет значение; чего-то, что отличается от мира вокруг него. И ум всё больше и больше будет работать над этим, создавая всё более и более тщательно продуманные «я», и он будет использовать это ощущение «я» как доказательство того, что в действительности должно бы существовать некое «я».

Перевод: Danio Rerio
Полный текст (Google Docs)
Части: [1] ... [11] [12] [13]

6 комментариев

Upananda
Очень Спасибо!!!