Жизнь невозможно понять. Все попытки понять ее — лишь проявления одной-единственной темы человеческого мышления: защитить и поддержать свое собственное «я».
Древняя легенда гласит, что, когда Бог создавал мир, к нему подошли четыре ангела. Первый спросил: «Как ты делаешь это?» Второй спросил: «Зачем ты делаешь это?» Третий спросил: «Могу ли я помочь?» Четвертый спросил: «Стоит ли этим заниматься?»
Первый был ученым, второй — философом, третий — альтруистом, а четвертый — агентом по недвижимости.
Пятый ангел с восторгом наблюдал за всем происходящим и аплодировал от всего сердца. Этот был мистиком.
Евангелие от иоанна 4:14
кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Чтобы жить полно, целостно, в каждом дне открывая все новую и новую прелесть, нужно умирать для всего вчерашнего; если этого нет, вы живете механически, а механический ум никогда не сможет узнать, что такое любовь или что такое свобода.
ДИАЛОГ В НИГДЕ И НИКОГДА
— Кто здесь?
— Я.
— Я — это кто?
— Я пока и сам не знаю. А ты кто?
— Я тоже не знаю. Но поскольку нам все же надо как-то отличать нас друг от друга, то я назовусь Первым.
— А почему первым будешь именно ты?
— Да потому, что я первым голос подал. Справедливо? Вот то-то же. А ты тогда будешь Вторым.
— А почему именно Вторым?
— Да потому, что здесь, кроме нас, никого нет, и на втором номере расчет оканчивается по любому. Впрочем, если тебе не нравится этот вариант, можешь называться Последним.
— Нет уж, лучше Вторым.
— Тогда привет тебе, Второй!
— Привет тебе, Первый! У меня давно уже назрел вопрос. Нет, даже три вопроса: кто мы, где мы и когда мы?
— Пока никто, нигде и никогда. Но это только пока. Пока не будет открыта первая страница этой книги. Что там написано в заглавии?
— «Путь для героя» и «Следствие считать открытым». Что бы это могло значить?
— Да кто его знает? Какая-то авторская задумка, — названия совершенно ни о чем не говорят.
— А если нам это дело самим додумать?
— Нет, думать — не наша работа. Мы можем только воспринимать информацию и делать выводы.
— Что же нам тогда сейчас делать?
— Сейчас — ничего. А по ходу чтения мы и так все узнаем. В нашем деле главное — начать, а потом уж оно все само собой сложится…
(из предисловия к одной книге)
— Вы бегаете по утрам?
— Нет.
— А почему, ведь это очень полезно!
— Может быть, но у меня лёд из вискаря вываливается.
… в нигде и только в никогда (т.е. без идолов) он находит свое завершение, свою вечность. Ныне из запутанности рождается свобода, из свободы — любовь, из любви — новая запутанность. И только немногие проходят через царство Люцифера легкими неслышными шагами, не путаясь в его соблазнах. Как жил Лаоцзы, как шел по водам Христос.
Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое и правое дело. Спасти может не страстная односторонность, а ощущение целого и «бесстрастие духа»".
То, что мы обычно считаем своим я, — только узелок мы. В нем связаны ниточки наследственности, впечатлений детства, юности, любви, страха, следы прочитанных книг… Время завязывает узлы, и время развязывает их. Началось в прошлом, исчезнет в будущем. Ничего этого нет в вечности. Если узелок времени и есть я, то я — иллюзия. Если это самость, то самость — препятствие, которое должно быть разрушено в поисках вечного. Но за будничным, временным что-то есть. Что-то «не ставшее, не рожденное, не сотворенное», как сказал Будда. И чтобы прийти к этому «не ставшему, не рожденному», действительно надо разрушить или, по крайней мере, расшатать, сделать не сплошным, сделать прозрачным все ставшее, рожденное, сотворенное. Смотреть на него, как на хворост, сгорающий в огне смерти. И тогда за этим огнем, за смертью начинает мерцать что-то, на что откликается мое сердце, что-то глубинное мое — и бесконечно большее, чем я.".
Все в мире несовершенно, болезненно, неустойчиво, трудно. Но увидеть это, не цепляться за устойчивость, за нетрудность, за комфорт — первый шаг к устойчивости в пустоте. Мое ничтожное положение стало моей почвой.
_______________________________________________________
Померанц, Григорий Соломонович (кстати МУЖ той самой З.Миркиной)
"… более того, НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ начинается после того, как тело разрушится."
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней верно нет его.
(А. С. Пушкин)
«Любовь — это не привычка, не компромисс, не сомнение. Это не то, чему учит нас романтическая музыка. Любовь — есть… Без уточнений и определений. Люби — и не спрашивай. Просто люби.»