Будда объявлял в каждом городе, куда бы не пришел:
— Пожалуйста, не задавайте мне одинадцать вопросов.Эти вопросы
включают в себя все важнейшие понятия: Бог, душа, смерть, жизнь,
истина итд.
Когда его спрашивали: «Почему?», он отвечал:
— Потомучто на них не могут быть даны ответы. Не то, что бы я
не знал ответы на них, но, во-первых, это не возможно выразить
словами, во-вторых, познание этих вещей не способствует святос-
ти жизни и не ведёт к просветлению, а, в третьих, эти вопросы
создают верования, которые мешают вам воспринимать Истинную
реальность. Спрашивайте о гневе и о том, как выйти за его
пределы. Спросите о жадности, о привязанности, о трансформации.
Спросите о том, как отбросить ум и достичь состояния медитации…
Ноуменально нет никакой сущности, чтобы быть ограниченной.
Феноменально нет никакой сущности, чтобы быть свободной.
Учитесь столь же аналитически подходить к вещам, которым вы доверяете, как вы подходите к вещам, которые вы критикуете.
Людям, находящимся под глубоким впечатлением от пережитого «высшего внутреннего опыта» следует подумать над высказыванием: «Когда Бог хочет уничтожить муравья, он дает ему крылья»
Я не знаю, как обстоит дело с прочими предметами, но знаю, что многие люди, которые воображают, что могут говорить и думать о метафизике, не узнают ее, даже если найдут ее у себя в супе.
Гораздо меньше размышляйте над «я буду продвигаться», и больше над «я» стоит на моем пути.
Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону только потому,
что чувствуют пустоту своей жизни,
но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.
Однажды Банкей демонстративно сжёг буддийское священное писание. Ученики спросили его:
— Мастер, что Вы делаете? Вы всегда учили по этим писаниям, комментировали их и размышляли над ними. Зачем же Вы сжигаете их?
Мастер рассмеялся и сказал:
— Потому что я пришёл домой. Карты мне больше не нужны.
Третий сёгун Иэмицу изучал технику фехтования хаявадза под руководством мастера меча господина Ягю Тадзима-но-ками. Однажды Такуан посетил сёгуна в замке Эдодзё и застал его за странным занятием. Шёл дождь, но сёгун находился в саду и прыгал по каменным ступеням. — Что вы делаете, господин? — спросил Такуан.
— О, Такуан Осё! С некоторых пор я учусь выполнять движения хаявадза и уже кое-чего достиг. Посмотрите, хотя я прыгаю под дождём уже давно, мои движения такие быстрые, что я до сих пор не намок, — гордо сказал Иэмицу. — Прекрасно! — ответил Осё. — Для этого нужно быть очень быстрым и выносливым, верно? — Верно. Вы выполняете технику хаявадза с быстротой молнии. Но если сравнить вашу технику с моей, окажется, что она не самая быстрая. Услышав такое, гордый сёгун возмутился: — Вы хотите сказать, что можете выполнить хаявадза быстрее меня? — Да, моя хаявадза быстрее вашей.
— Правда? Тогда продемонстрируйте, пожалуйста, вашу технику.— Хорошо, — сказал Такуан, спускаясь в сад в деревянных туфлях гэта. Иэмицу озадаченно смотрел на Такуана и не мог понять, как тот собирается выполнять хаявадза в этой обуви. Тем временем Такуан уже успел изрядно намокнуть под дождём. — Это и есть моя хаявадза. Иэмицу недоумевал. — Намокнуть под дождём — это и есть ваша хаявадза? — озадаченно спросил он. — Совершенно верно. Человек естественно намокает под дождём, если у него нет зонтика. О хаявадза нельзя сказать, что она подлинна, если тот, кто её выполняет, не намок. Вы должны много и
Читать дальше →
Был мастер. Его звали Мастер Небесное Сердце. Его так звали оттого, что Его сердце духовное было соединено с Бесконечностью Дао. И оно открывало достойным — врата в Обитель Дао.
Когда Он шёл — Дао было с Ним и в Нём.
Когда Он останавливался — проход в Бесконечность Дао открывался в том месте, где Он стоял.
Когда Он размышлял — являлись Дэ и освещали Его мысли.
Когда Он просто погружался в покой — Он растворялся и исчезал в Безграничности Океана Дао.
Когда Он действовал — Великие Дэ направляли Его действия, а Изначальное Дао давало Ему Силу для осуществления.
Так было с любым замыслом, в котором Он участвовал. Причём Он не тратил мысли понапрасну и соблюдал покой и молчание ума — чтобы не вмешиваться без нужды в уже сотворённое. Но если Он участвовал в создании и осуществлении того или иного замысла — то не было силы, которая могла бы помешать этому замыслу осуществиться.
Мудрый ведь видит все связи между вещами и событиями — в их единстве, причём из Покоя Дао. И Он действует только тогда, когда Дао побуждает Его к действию.
Таков был Мастер Небесное Сердце.
Я говорю «был», следуя обычаю людей называть «существующим» — только то, что имеет место в мире материи, и «несуществующим» — то, что ныне не одето в материальную оболочку.
Но, если быть честными, то следовало бы именовать всё иначе.
Бессмертные Мастера живут по другую сторону от множества вещей и явлений мира плотного, материального. Но это не значит, что Они не существуют.
Они
Читать дальше →
Одному хорошему, богобоязненному человеку приснилось, что они вместе с Богом идут по пустыне. Сон был метафорой жизни этого человека. По песку за путниками тянулись две цепочки следов. Но иногда одна цепочка следов исчезала. Человек заметил это и с удивлением спросил Бога: “Господи, почему, когда в моей жизни наступают особенно трудные времена, когда я нахожусь в горе и отчаянии, на песке остается только одна цепочка следов? Почему, когда я больше всего нуждаюсь в помощи, Ты оставляешь меня?” С огромным состраданием и любовью Бог посмотрел на человека и ответил: “Сын мой, действительно, когда в твою жизнь приходит несчастье, на песке остаются следы только одного из нас. Но это мои следы, потому что в это время я несу тебя на руках”.
Узнай, откуда берутся печаль и радость, любовь и ненависть, почему происходит пробуждение и засыпание, даже если человек не желает этого, почему человек влюбляется, даже не желая того, — и если ты тщательно изучишь все эти явления, ты найдешь Бога в себе и в других, так же как и в атоме, ты найдешь в себе путь, ведущий за пределы тебя самого.
Арабский мудрец Моноймус
Хуэй Ши спросил Чжуан-цзы: — Может ли человек совсем ничего не чувствовать, не испытывать никаких желаний? — Может, — ответил Чжуан-цзы. — Но можно ли тогда назвать его человеком? — спросил Хуэй Ши. — Ты не понимаешь, что такое чувства, — ответил Чжуан-цзы. — Я говорю о человеке, который не вредит своему телу, потакая страстям. Он принимает жизнь как есть и позволяет ей протекать своим чередом. — Но если он не улучшает того, что дано жизнью, как он может проявить себя в этом мире? — Дао сделало его таким, каков он есть, Небо дало ему тело, а сам он, не потакая страстям, не причиняет вреда своему телу. Вот и всё! А ты привязываешь свой дух к внешним вещам, не имеющим к тебе отношения, а внутри истощаешь жизненную силу Ци. Прислонись к дереву и пой! Облокотись о столик и спи! Небо дало тебе тело и наполнило его жизнью, а ты утомляешь своё тело в бесконечных ненужных спорах и беседах…