24 августа 2013, 00:57
Распознать настоящего учителя - отрывок из книги М.Берка "Среди дервишей"
Я спросил его, кто такие настоящие учителя, и как можно распознать истинного учителя.
— Сахарную голову ты взвешиваешь с помощью гири или другой сахарной головы, — сказал он со смехом, – одного учителя ты не можешь «взвесить» относительно другого. Тебе приходится «взвешивать» его относительно себя. И вот твоя проблема: «взвешивая» учителя, ты взвешиваешь не инертную вещь. Он может, если пожелает, увеличить или уменьшить свой вес. Ты меня понимаешь?
— Вы имеете ввиду, что учитель должен принять меня, прежде чем я смогу судить его?
— Трудность в этом вот какая. Видишь ли, ты не можешь выбрать себе учителя с помощью логики. Причина в том, что логика не распространяется на область, в которой действует учитель. Вот почему лучше, чтобы учитель избрал тебя.
— Но если логики недостаточно, то, естественно, «незрелый» не способен будет распознать учителя? Разве может учитель появиться перед ним и сказать: «Я твой учитель»? А если он так поступит, ученик не может сказать, настоящий это учитель или нет.
— Вот почему, — сказал Муршид, — так называемый «выбор учителя» совсем не есть выбор. Происходит вот что. Желающий стать учеником приближается к потенциальному учителю и открывает ему своё сердце. Это значит, что он позволяет себе стать восприимчивым к тому, что учитель говорит и делает. Он должен принять в себя нечто от всей сущности, от целостности личности учителя и его трудов. Тогда может быть установлен контакт. В уме ученика возникает узнавание учителя, признание, что этот учитель для него. Если это распознавание ложно, учитель отсылает его собирать вещи.
— А если учитель ложный, и оба думают, что произошло настоящее распознавание? — спросил я.
— В этом случае ты имеешь образование групп, фанатично привязанных к личности учителя, пытающихся утвердить его правоту любым способом и рассказывающих о его чудесах. Это ложные, но также и полезные, хотя и неполные школы. Это стадия, на которой остановились многие аскеты.
— Тогда как ученик может знать, что он следует настоящему учителю?
— Ибо что-то произошло внутри него. Это что-то отражается во всём, что он делает. Это не тот же человек, что был раньше, когда завершается процесс перерождения. Изменения в социальных возможностях и материальных достижениях ученика очевидны для каждого: очевидны для совершенно посторонних людей, а они всегда отмечают это. Человека привлекает учитель той же степени искренности, которой он достиг сам.
— Вы имеете в виду, что люди говорят: «Как ты изменился! Ты стал совсем другим!»?
— Да, и гораздо больше. Люди начинают чувствовать какую-то силу, исходящую от тебя. Кроме того, ты прогрессируешь в материальном мире настолько, насколько новые способности дают тебе превосходство над обычными людьми. Это, вполне естественно, приносит деньги, имущество, продвижение, счастье. Многие из этих вещей очень, очень очевидны для непосвящённых.
— Итак, нам необходимо оставаться в миру, хотя бы для того, чтобы этот критерий работал — воздействие, которое мы оказываем на непосвящённых?
— Да. Это одна из причин, по которой ложные учителя часто проводят всё своё время «вне мира». Там никто им не скажет, что их ученики не прогрессируют как человеческие существа.
— Но многие несуфийские школы и не утверждают, что способны развить человека так, что он достигнет материального успеха.
— Именно в этом и состоит абсурдность таких школ. Мы рождены людьми, и все наши потенциальные возможности должны быть использованы. Иначе жизнь — лишь насмешка. Превратить человека в имитацию тотально духовного существа было бы либо попыткой мошенничества, либо (что более вероятно) неверным пониманием аскетизма.
— А возможно ли быть аскетом и оставаться в миру?
— Да, конечно возможно. Бывает надобность во временном затворничестве для определённых целей в некоторых фазах работы, но полный уход от мира — это бессмыслица.
— Сахарную голову ты взвешиваешь с помощью гири или другой сахарной головы, — сказал он со смехом, – одного учителя ты не можешь «взвесить» относительно другого. Тебе приходится «взвешивать» его относительно себя. И вот твоя проблема: «взвешивая» учителя, ты взвешиваешь не инертную вещь. Он может, если пожелает, увеличить или уменьшить свой вес. Ты меня понимаешь?
— Вы имеете ввиду, что учитель должен принять меня, прежде чем я смогу судить его?
— Трудность в этом вот какая. Видишь ли, ты не можешь выбрать себе учителя с помощью логики. Причина в том, что логика не распространяется на область, в которой действует учитель. Вот почему лучше, чтобы учитель избрал тебя.
— Но если логики недостаточно, то, естественно, «незрелый» не способен будет распознать учителя? Разве может учитель появиться перед ним и сказать: «Я твой учитель»? А если он так поступит, ученик не может сказать, настоящий это учитель или нет.
— Вот почему, — сказал Муршид, — так называемый «выбор учителя» совсем не есть выбор. Происходит вот что. Желающий стать учеником приближается к потенциальному учителю и открывает ему своё сердце. Это значит, что он позволяет себе стать восприимчивым к тому, что учитель говорит и делает. Он должен принять в себя нечто от всей сущности, от целостности личности учителя и его трудов. Тогда может быть установлен контакт. В уме ученика возникает узнавание учителя, признание, что этот учитель для него. Если это распознавание ложно, учитель отсылает его собирать вещи.
— А если учитель ложный, и оба думают, что произошло настоящее распознавание? — спросил я.
— В этом случае ты имеешь образование групп, фанатично привязанных к личности учителя, пытающихся утвердить его правоту любым способом и рассказывающих о его чудесах. Это ложные, но также и полезные, хотя и неполные школы. Это стадия, на которой остановились многие аскеты.
— Тогда как ученик может знать, что он следует настоящему учителю?
— Ибо что-то произошло внутри него. Это что-то отражается во всём, что он делает. Это не тот же человек, что был раньше, когда завершается процесс перерождения. Изменения в социальных возможностях и материальных достижениях ученика очевидны для каждого: очевидны для совершенно посторонних людей, а они всегда отмечают это. Человека привлекает учитель той же степени искренности, которой он достиг сам.
— Вы имеете в виду, что люди говорят: «Как ты изменился! Ты стал совсем другим!»?
— Да, и гораздо больше. Люди начинают чувствовать какую-то силу, исходящую от тебя. Кроме того, ты прогрессируешь в материальном мире настолько, насколько новые способности дают тебе превосходство над обычными людьми. Это, вполне естественно, приносит деньги, имущество, продвижение, счастье. Многие из этих вещей очень, очень очевидны для непосвящённых.
— Итак, нам необходимо оставаться в миру, хотя бы для того, чтобы этот критерий работал — воздействие, которое мы оказываем на непосвящённых?
— Да. Это одна из причин, по которой ложные учителя часто проводят всё своё время «вне мира». Там никто им не скажет, что их ученики не прогрессируют как человеческие существа.
— Но многие несуфийские школы и не утверждают, что способны развить человека так, что он достигнет материального успеха.
— Именно в этом и состоит абсурдность таких школ. Мы рождены людьми, и все наши потенциальные возможности должны быть использованы. Иначе жизнь — лишь насмешка. Превратить человека в имитацию тотально духовного существа было бы либо попыткой мошенничества, либо (что более вероятно) неверным пониманием аскетизма.
— А возможно ли быть аскетом и оставаться в миру?
— Да, конечно возможно. Бывает надобность во временном затворничестве для определённых целей в некоторых фазах работы, но полный уход от мира — это бессмыслица.
14 комментариев
даже если он «неправильный»,
Заблуждаться легче группой, чем одному, так как в группе не заметны заблуждения.
Потому как в одного, надо действовать и подтверждать то чего надумываешь и «осознаешь»,
В одного больно, в группе можно спрятаться.
Да и потрыднеть безопасно можно.
Сила учителя в возможности не собирать и не иметь никаких групп,
и при этом оставлять группу там,(если уж она случилась), там где она есть,
не привязывая к себе никого,