Мы определяем себя не только тем, что мы говорим или делаем, но и тем, что нас задевает и вызывает реакцию. Послушайте, как разговаривают люди. Часто то, что они говорят, напрямую исходит из реагирования на что-то.
Мир может казаться враждебным местом, где мы живем в постоянном реагировании.
Сейчас речь даже не об искоренении реакций, а о том, чтобы научится видеть, где они затрагивают личностное. Если к вам подойдут и спросят, который час, вы отреагируете, верно? Вы посмотрите на часы и скажете: «4.30». Это не личное. Это вид реакции, необходимый для взаимодействия. Вы скажете что-то, я отвечу, потом вы ответите – ничто из этого не задевает личностных моментов и не вызывает конфликт. Сейчас речь совсем не о повседневных наших реакциях, в которых нет ничего личного.
Личностные реакции могут возникать на что угодно. Это может быть реакция на того, кто пролез перед вами в очереди в супермаркете, или реакция на мировоззрение, с которым вы совершенно не согласны, потому что оно идет вразрез с вашим собственным виденьем. Такой реакцией может стать резкая оценка друга. Эти реактивные паттерны усиливают чувство разделенности между тем, кто реагирует, и тем, против чего направлена реакция. Здесь начинается отделенная личность – в постоянных жалобах, обвинениях и реакциях.
Это происходит даже в духовных кругах, где так любят говорить о недвойственном. Часто это реакция против чужого взгляда на духовность, принадлежащего другому человеку или учению. Стоит признать, что разборчивость – важная часть жизни. Это полезная способность – различать, что работает и что не работает, что ясно, а что не очень, что резонирует, а что нет. Но часто мы отождествляем себя со своими духовными взглядами и делаем их частью своего духовного эго, реагируя на то, что воспринимается как чужое или угрожающее.
Можно жить мире, в котором ценится мудрое различение без отождествления с личными суждениями и реакциями. Это происходит через замечание самих мыслей, которые отделяют одно от
Читать дальше →