Чтобы проверить себя. Чего ты боишься? Сосредоточение для тебя — это что-то плохое?
Посидел пятнадцать минут… Довольно быстро начало распирать горло и голову. Дыхание стало приобретать характер «уджайя», о котором говорил Путник. Может быть и пульс несколько вырос. Как закончил, состояние восстановилось.
Это как?
Внимание, в моем понимании, есть выделение одного из каналов восприятия в ущерб другим. Требует определенного усилия. Осознанность же безусильна. И все под рукой.
Различие между тем, что подразумевается под словами “медитация” и “созерцание” в учении Дзoгчен, является важным моментом. Сама практика Дзогчена — это практика созерцания, когда практикующий пребывает в непрерывно самоосвобождающемся, недвойственном, выходящем за пределы рассудочного уровня деятельности ума состоянии, которое, тем не менее, включает в себя даже тот процесс, который принято называть деятельностью обычного ума или рациональным мышлением. Хотя при созерцании мысль может возникнуть и действительно возникает, она не обусловливает нас, но освобождается сама собой, если оставить ее, как она есть. При созерцании ум не совершает никакого психического усилия, и нет ничего, что нужно было бы делать или не делать. Все присутствует как есть — самосовершенно.
Под медитацией же в Дзогчене подразумевается любая из множества существующих практик, в которых имеется какая-либо работа ума, помогающая войти в состояние созерцания. Такие практики могут включать в себя различные способы фиксации взгляда, которые применяются для обретения состояния покоя, а также различные виды практик визуализации и т. д. Итак, если мы говорим о медитации, то в ней всегда есть работа ума, а в созерцании ее нет.
Практикуя Дзoгчен, можно в равной мере объединять с созерцанием и момент покоя, в котором нет никаких мыслей, и те моменты, где есть движение мысли, оставаясь в полном присутствии и осoзнанности, не засыпая, не возбуждаясь, не отвлекаясь. Именно это чистое присутствие, эта коренная осознанность, когда мы и не отвергаем мысль и не следуем за ней, подразумевает тибетское слово ригпа, антоним слова маригпа, означающего коренное неведение двойственного ума. Если вы не можете обнаружить это чистое присутствие ригпа, то никогда не обнаружите Дзoгчен: чтобы найти Дзoгчен, следует отыскать обнаженное состояние ригпа. Состояние ригпа — это стержень учения Дзoгчен
В результате тех практик, о которых писал ранее. Она раскрылась сама…
Восприятие раскрывается снизу вверх, тогда как осознование и управление — сверху вниз… «От грубого к тонкому» против «от тонкого к грубому». Примиряется первое и второе путем подчинения второго первому. То есть, управление отзывается восприятию. Грубое главенствует над тонким, будучи полностью зависимым от него. Вот такой парадокс.
Осознанность есть у всех. Просто в обычном состоянии она находится на втором плане, но если немного поработать над собой, убрать отождествление с телом и мыслями, то она становится главной. Становится тобой. Или ты становишься ей…
У меня нет фокусировки на ней. Я как бы сам в этой области и идентифицирую свое положение по реакции тела. Если этот я — внимание, то я один и нет того, кто меня сосредотачивает. Если я останавливаюсь, то тело меня теряет…
Ум никуда не поднимается и не опускается. Внимание можно направить на какой-то объект.
Тут такое дело… Я несколько раз замечал свое пробуждение от сна. Любопытный опыт, когда шумный поток (прана ?) идет в голову, и когда заполняет ее, то включаются телесные чувства. Идет ли этот поток сам по себе, или ему предшествует движение внимания или ума — здесь достоверно сказать не могу. Возможно, это все проделки того самого меня, о котором я написал выше.
милая фантазия :)
Конечно, это образно, но по моим ощущениям, когда я в голове, то эго есть, зато когда в сердце, то оно пропадает. Остается лишь пузырь восприятия с миром внутри него.
И каким же он выглядит?
Да обычным. Все на своем месте. И деревья, и тело, и мысли, и знание об этом. Тихо, мирно, радостно и приятно. Как на пляже под лучами ласкового солнца. И делать ничего не хочется, потому что и так все хорошо…
Да давно это было… Первая — борьба с отвлечениями и блужданием ума, смысл которой —сохранение присутствия и осознанности. Вторая — борьба с эмоциями, когда в случае появления эмоции разотождествляешься с ней и просто наблюдаешь ее и видишь как она уходит.
А зачем? Я как-то привык к вниманию без внимания. Назову это хранением осознанности. Вот от этого стараюсь не отвлекаться, в том числе на фокусировки на внутренних и внешних объектах.
Скажу со своей кочки об уме в нижней части живота… Правда, я пришел немного к другой концепции. Не ум держать в нижней части живота, а смотреть «из сердца». Воспринимать мир оттуда. Именно в этом случае и достигается внутренняя тишина и созерцание становится устойчивым. В противном случае, если смотреть из головы, то тут же вылезает эго и все, что с ним связано. При пробуждении человека от сна ум автоматически поднимается в голову и надевает очки эго, не дающие видеть мир таким, каким он является без примеси своих представлений о нем.
Существует способ выражения мысли, «не оставляющий ни малейшего промежутка». Когда кремень ударяется о сталь, не проходит и мгновения, как стремительно появляется искра. Это относится и к уму, который не «останавливается» на объекте, не тратит времени на обдумывание (ибо аффекты любого рода отстаивают свои права). Это не значит, что со¬бытия проходят буквально одновременно или мгновенно следуют одно за другим. Важно не давать уму на чем-либо фиксироваться (останавливаться). Мгновенность сама по себе бесполезна, если ум «останавливается» хоть на мгновение. Пока есть хоть мгновение остановки, ваш ум уже не ваш, поскольку он попадает под контроль чего-то иного. Когда ум размышляет, как ему совершать быстрое движение, сама эта мысль уже сковывает его (вы себе уже больше не хозяин).
Я пытался передать примерно это своими словами. «скольжение ума» — это не перепрыгивание с объекта на объект. Это поток восприятия, непрерывно текущий. Ум как бы расфокусирован, охватывая все. Здесь в целом даже не нужны слова. Все происходит в тишине. Мысли начинают звучать тогда, когда требуется какая-либо рационализация.
На объектах мышления, о чем написал чуть раньше. На материальных долго не задерживался. Ну, минут десять может быть. Но особенных стараний для развития такой концентрации не прилагал, потому что нашел другой метод, который для меня «зашел». Дзогчен. Конечно, это было чересчур самоуверенно и дерзко вот так вот начинать практиковать сразу с середины, а не с начала. Да еще и без учителя. Но что сделано, то сделано… Те основные практики, о которых я прочитал в открытом доступе, довольно быстро дали всходы. Началось разотождествление, появился я-делатель и наблюдатель, смотрящий на него. Потом опустошение, безразличие, отрешенность. Затем выстрелило туммо, так что «ехала крыша»… А затем пустота начала превращаться в полноту.
Пробовал. Особенно ярко вспоминается то, как происходит поиск решения трудной задачи. Внешний мир исчезает и ты остаешься один на один с вопросом, на который тебе надо ответить. Усилия, необходимые для этого, кажутся неимоверными… Тем слаще победа… Не нравится здесь две вещи: поглощенность мышлением в ущерб остальным чувствам и усилия, которые приходится прилагать.
Могут ли лёгкие отказаться от «цепляния» за воздух?..
Думаю, что не могут. Если, конечно, не тяжелая болезнь…
Ум — инструмент взаимодействия тела с образами. Может он отказаться от «цепляния» за образы?..
Может. Цепляние приводит к остановке восприятия и возникновению омрачений, с которыми как раз и надо бороться. Не-цепляние — это просто сохранение контакта с восприятием без его остановки, когда ум скользит по ощущениям и мыслям. Пример — созерцание.
Классическое определение понятия «ноумен» как " объекта интеллектуального созерцания" имеет полное право на существование. Такое понимание «бьется» с общепринятой идеей о двух сигнальных системах: первой (пять чувств) и второй (высшая нервная деятельность или мышление). По сути подобное представление о восприятии близко к концепции буддизма о грубом (ощущения от пяти телесных чувств) и тонком (разум или речь) уровнях функционирования ума. Здесь разум выступает в качестве шестого чувства, расширяющего наши возможности познания мира, обмена этими знаниями с другими людьми, планирования деятельности и выборе способов реагирования на постоянно изменяющиеся обстоятельства.
А что такое «не-феномен»? Мышление к нему относится? " Отсутствие" также требует прояснения. Глубокий сон — это отсутствие всего?
Ноуменальность — это измерение Абсолютного Присутствия,
и в контексте Пробуждения Ума применяется и
для обозначения в контексте феноменального аспекта,
как того что Ноуменально проявляется как видимая
феноменальность и в таком контексте,
Ноумен — это Прямое Воспринимание или Апперцепция.
А если сказать так: цель практики достигается при устранении омрачений… Что такое омрачения известно…
Посидел пятнадцать минут… Довольно быстро начало распирать горло и голову. Дыхание стало приобретать характер «уджайя», о котором говорил Путник. Может быть и пульс несколько вырос. Как закончил, состояние восстановилось.
Внимание, в моем понимании, есть выделение одного из каналов восприятия в ущерб другим. Требует определенного усилия. Осознанность же безусильна. И все под рукой.
В результате тех практик, о которых писал ранее. Она раскрылась сама…
Восприятие раскрывается снизу вверх, тогда как осознование и управление — сверху вниз… «От грубого к тонкому» против «от тонкого к грубому». Примиряется первое и второе путем подчинения второго первому. То есть, управление отзывается восприятию. Грубое главенствует над тонким, будучи полностью зависимым от него. Вот такой парадокс.
Осознанность есть у всех. Просто в обычном состоянии она находится на втором плане, но если немного поработать над собой, убрать отождествление с телом и мыслями, то она становится главной. Становится тобой. Или ты становишься ей…
У меня нет фокусировки на ней. Я как бы сам в этой области и идентифицирую свое положение по реакции тела. Если этот я — внимание, то я один и нет того, кто меня сосредотачивает. Если я останавливаюсь, то тело меня теряет…
Тут такое дело… Я несколько раз замечал свое пробуждение от сна. Любопытный опыт, когда шумный поток (прана ?) идет в голову, и когда заполняет ее, то включаются телесные чувства. Идет ли этот поток сам по себе, или ему предшествует движение внимания или ума — здесь достоверно сказать не могу. Возможно, это все проделки того самого меня, о котором я написал выше.
Конечно, это образно, но по моим ощущениям, когда я в голове, то эго есть, зато когда в сердце, то оно пропадает. Остается лишь пузырь восприятия с миром внутри него.
Да обычным. Все на своем месте. И деревья, и тело, и мысли, и знание об этом. Тихо, мирно, радостно и приятно. Как на пляже под лучами ласкового солнца. И делать ничего не хочется, потому что и так все хорошо…
Что об этом можно сказать? Как переживается?
Я пытался передать примерно это своими словами. «скольжение ума» — это не перепрыгивание с объекта на объект. Это поток восприятия, непрерывно текущий. Ум как бы расфокусирован, охватывая все. Здесь в целом даже не нужны слова. Все происходит в тишине. Мысли начинают звучать тогда, когда требуется какая-либо рационализация.
Это понятно. В данном подходе мне не нравится сокращение каналов восприятия. Один образ, а все остальное — мимо…
Какие средства помогают преодолеть такие состояния?
Думаю, что не могут. Если, конечно, не тяжелая болезнь…
Может. Цепляние приводит к остановке восприятия и возникновению омрачений, с которыми как раз и надо бороться. Не-цепляние — это просто сохранение контакта с восприятием без его остановки, когда ум скользит по ощущениям и мыслям. Пример — созерцание.
А что такое «не-феномен»? Мышление к нему относится? " Отсутствие" также требует прояснения. Глубокий сон — это отсутствие всего?
А если сказать так: цель практики достигается при устранении омрачений… Что такое омрачения известно…