3 августа 2015, 15:18

Притча о водяном колесе

Один крестьянин пришел к старому Фыну и сказал:

— Учитель, много лет я страдал от голода и жажды. Зато мне удалось скопить немного денег. Теперь я хочу открыть свое дело и разбогатеть. Дайте мне совет!

— Купи водяное колесо, — отвечал Фын.

Крестьянин обрадовался:

— О, водяное колесо стоит нынче не так дорого! На оставшиеся деньги я смогу построить хижину и нанять работника. Большое вам спасибо за совет!

Крестьянин поклонился и бодро зашагал к выходу.

— Эй! — окликнул его Фын. — Тебе придется еще купить реку.

Комментарий Ван Тана:

Kрутится водяное колесо, давая кому добрую муку, кому треск и шум. Но без реки все равно не получишь ничего. Где же купить реку, подумай?
3 августа 2015, 02:15

Недостаточности - нет!

Существует расхожее мнение: внутри меня есть Дыра. Черная дыра недостаточности. Жаба, которой все время всего мало. Ненасытное (и притом несуществующее) я, которое повсюду лихорадочно ищет подтверждения своему существованию, дабы хоть ненадолго почувствовать себя реальным. Говнистый ребенок, который тщательно скрывает свою ущербность и недостаточность. Короче говоря, внутри меня есть Боль. Большая-пребольшая. И я делаю все, чтобы эту боль как можно тщательнее скрыть от себя самого. Вся моя психическая активность построена на избегании этой боли — но в попытках избегания ее я постоянно лажаюсь. Как ни поверни, я лох и сущность моя — болезнь. Эту болезнь можно якобы излечить, но на поверку выходит только хуже.

Короче говоря, я тщательно исследовал все это. И пришел к выводу: все здесь, до самого последнего слова — ложь. Просто ложь. Я не нашел в себе ничего из вышеописанного. Эта концепция ложна и вредна, она загоняет человека в тупик, из которого нет выхода. Доказательства тому публикуются на сайте каждый день. Оттого я сейчас несколько эмоционален.

Что я нашел? Там нет никакой «дыры». Нет и никогда не было. «Там» — одна только Полнота, бьющая ключом Жизненность, постоянно переливающаяся через край. Это не иллюзорное «я» ищет подтверждения своему кажущемуся существованию. Это Жизнь, изливаясь из себя же, являет самой себе свою Жизненность, свою энергию. Мятущийся ум, рвущееся сердце, неугомонная физиология — все три аспекта Единого полны до краев непрекращающимся биением, движением, пульсацией Жизни.

Нет во мне и ни в ком никакой «болезни», никакого «заражения познающей природы» и всей этой унылой, суггестивной бредятины. Нет и не было никогда! Есть только одна проблема, она называется НЕВЕДЕНИЕ. Неведение относительно своего абсолютного, нерушимого здоровья! Заблуждение, состоящее в том, что импульс живой сущности — жить! — принимается за недостаточность, ущербность, «недостаточность реальности себя». Речь не идет ни о каком «исцелении» — поймите это,
Читать дальше →
2 августа 2015, 13:20

Безопасность. Притча

Однажды старый Фын с учеником путешествовали в лодке по Желтой Реке. Они старались держаться берега, чтобы не сбиться с пути и вовремя причалить, если разразится буря. Однако, так вышло, что оба уснули, и лодку унесло течением далеко от берега. К тому же, начиналась гроза. Проснувшись от раскатов грома, ученик в страхе воскликнул:

— Горе нам! Мы заблудились!

В ответ на это старый Фын громко расхохотался:

— Не беда, мой друг. Главное, чтобы не заблудилась река.

Комментируя это в сборнике «Песни у подножия Большой Горы», Третий Патриарх заметил: «Обретая Дхарму, теряешь Будду.» В свитке «Песен», хранившемся ранее в Южном Шаолине, некто оставил на этом месте саркастическую приписку: «Желтая Река не имеет берегов.» Лю Бао-Тонг в своей «Хронике» намекает, что эта приписка неизвестного едва ли не стоила Третьему Патриарху рясы и посоха.
31 июля 2015, 16:52

Что меня сегодня тронуло

Меня сегодня очень тронул и вдохновил этот коммент Роста:

Я честно не знаю что такое недостаточность. Мне свойственен страх. Иногда он терзает меня днями, а потом бесследно уходит. Я давно свыкся и воспринимаю это как свойство этого тела-ума плюс слишком эмоциональное восприятие событий в детстве. Но я научился и не идти у этого чувства на поводу. Если бы я слушал что он говорит то нихрена бы не сделал ничего в жизни.
Это к чему. Я не понимаю почему что то должно перестать терзать? Кто это вообще сказал? Разным людям свойственны различные последовательности состояний, включая негативные. Негативные состояния совершенно не значат, что ты там соскочил, или с тобой что то не так, ты не просветлен и пр. И очень просто пообещать что приятием или там просветлением свойственные негативные состояния уберутся и человек на это купится. Или сыграть на вине, что дескать если ты это испытываешь с тобой что то неправильно. Такие манипуляции — это нехорошо )

В очередной раз хотелось бы признаться Вам в любви, мой дорогой! Всеми своими открытиями последних месяцев я обязан прежде всего Вам. Здесь — именно та светлая мудрость недвойственного взгляда, которая оживляет и поддерживает, а не провоцирует и не отравляет слащавым сиропом. Скажу совсем по-детски: с кого бы я хотел брать пример, так это только с Вас. Вы единственный, у кого я практически учусь — просто читая и впитывая Ваши
Читать дальше →
28 июля 2015, 17:48

Духовность и Жисть

Нам дан в пользование чудесный инструмент – Play Station под названием сознание. Цель и смысл этого подарка только одна — получение удовольствия от игры. Пока мы являемся дикими, неосознанными игроками, мы прибегаем к простейшим сценариям, вызывающим боль и — на ее фоне — удовольствие.

Эти сценарии отчасти описываются Треугольником Хартмана, они же являются основным содержанием обычной, каждодневной жизни. Реализация Ананды — кайфа от игры — у большинства людей происходит по накатанным схемам, унаследованным через семью и общество.

Стремление пережить более интенсивный кайф от игры ведет к освоению новых, более энергозатратных сценариев. Это напрямую связано с личным кондиционированием и обусловлено природным эволюционным импульсом человека. Он выражается через недостаточность — сигнал о том, что пора менять сценарий.

Через привычно-доминирующую роль в треугольнике Хартмана можно схематически проследить, какие варианты сценариев могут быть освоены. Так, например, Жертва организует себе пожизненный конфликт в семье или нищую старость, Палач отправляется на Майдан, а потом в Донбасс, Спасатель подается в священники и т.д.

Рост духовности (осознанность, взросление) проявляется прежде всего в выборе как можно более экологичных игр и сценариев. Грубо говоря, это означает минимизацию причинения страданий себе и окружающим. Баланс между этими двумя тем гармоничнее, чем выше духовный уровень человека.

Доминирующую роль в подобных сценариях играет творческий аспект. Духовно развитый человек понимает, что кайф от творчества гораздо выигрышнее, чем кайф от страдания. Собственно, это основной критерий практической мудрости: умение осознанно выбирать источник наслаждения.

Будет ли это творческая деятельность в прямом смысле, бизнес, самооздоровление, наука или духовный поиск, безразлично. Основной критерий — замена привычного кайфа от страдания (своего и/или окружающих) на более экологичный и соответственно менее эгоистичный кайф.

Духовный поиск в этом
Читать дальше →
27 июля 2015, 14:10

Все чашки полны

Старый Фын и его ученик странствовали в одной провинции, жители которой были грубы и не очень-то жаловали монахов. Так что обоим странникам доставалось порой лишь полчашки риса в день. Ученик ослаб и едва волочил ноги, старый Фын, однако, оставался бодр и весел.

Однажды ученик сказал:

— Мастер, много лет подряд вы открывали мне Дхарму, но скрыли от меня Искусство Ци, которым вы владеете в совершенстве. Прошу вас, научите меня этому!
— С чего ты взял, что я владею чудесным Искусством Ци? — удивился Фын.
— Ах, зачем вы лукавите, учитель? — отвечал на это ученик. — Если бы не Ци, как удавалось бы вам довольствоваться лишь половиной чашки риса в день и сохранять отменную бодрость?

При этих словах старик громко рассмеялся:

— Все чашки полны, сын мой. Оттого я не чувствую голода и отменно сыт после каждой трапезы. Все чашки всегда полны!

Услыхав это, ученик прозрел.
26 июля 2015, 17:36

Теория и практика

Примерно за 200 лет до нашей эры древний грек Эратосфен доказал, что Земля круглая. Спустя примерно 1700 лет (1519-й год) испанец Фернан Магеллан в ходе первого в истории кругосветного плавания пережил на опыте доказанное Эратосфеном. Спустя ровно 442 года русский космонавт Юрий Гагарин первым среди людей увидел земной шар из космоса. Между первым и последним событиями лежит более одного тысячелетия!

Вопрос: изменилась ли форма нашей планеты за это время?

Это о вечном споре между «теоретиками» и «практиками». Меняется ли факт, данность от того, обнаружена ли она аналитическим путем или пережита в прямом опыте? Конечно, нет. Свою знаменитую формулу Эйнштейн вывел задолго до того, как был построен первый ускоритель частиц, доказавший ее на практике. А вот атомную бомбу, в которой практически реализуется формула Эйнштейна, сконструировали гораздо раньше — когда формула еще не была доказана в ускорителе. Практические выводы из теоретического открытия можно делать сразу. Если же нет практических выводов — какой смысл в теориях?

Можно сформулировать вопрос и иначе: а каковы критерии «прямого опыта»? Является ли таковым озарение Менделеева, увидевшего во сне свою таблицу, «эврика» Архимеда или яблоко Ньютона? Нужно ли непременно лететь в космос, чтобы постичь круглость Земли? Даосы говорили: «Не выходя из дома, мудрый познает весь мир.» Что они имели в виду?

Когда после долгих и мучительных исследований (а иногда — совсем-совсем «с кондачка») человека внезапно осеняет удивительная мысль, ответ на долго мучивший вопрос, разгадка казавшейся навеки сокрытой тайны, — разве это не прямое постижение, не мистический опыт, не сатори? Разве можно проследить, распознать, из какого источника являются ответы на мучающие нас вопросы, — ответы, которые вдруг дают возможность увидеть мир и себя в нем под совершенно иным углом зрения? Разве можно это предугадать и спланировать?

Только чужое знание, заимствованные мысли, натыренные цитаты, присвоенные озарения, краденая
Читать дальше →
25 июля 2015, 14:02

Субботние записки

Когда у некоторых везунчиков случается прозрение, они зрят: действие есть, а делателя нет! На этом основании рождаются самые фантастические предположения. А фокус лишь в том, что я и есть это самое действие. Я есть буквально происходящее со мной. Что же касается «деятеля», то он простo додумывается.

Когда же он успешно додуман, искун-самоделкин сие раскусывает, нарекает придумку «персонажем» и начинает горячо полемизировать о том, может ли «персонаж сна» пробудиться. Знакомо?

То же самое и с «принятием». Сам являясь страхом или гневом, я не могу чисто технически «узнать» себя как страх или гнев, потому что я это уже есть. И я через мышление создаю «себя» как нечто отличное от актуальной эмоции, а потом от имени «персонажа» пытаюсь совершить головокружительный кульбит «принятия». Который никогда не удается, ибо принимать некому и нечего.

В этом смысле Бытие есть абсолютный тупик. Процессы — хотя и кажутся таковыми — невозможны. Ничто никуда не движется, поскольку движущийся и есть само движение, а покоящийся — сам покой.

Вот принцип абсолютной свободы: сам являясь страхом — кого и чего мне бояться? Сам будучи виной — за что и перед кем виниться? Будучи жертвой — кто меня обидит? Будучи смертью — кому умирать?

Думают, что просветление — это быть чем-нибудь особенным. Что ж, если случится просветление, я буду этим просветлением. А придет затемнение — буду тьмой кромешней. У меня нет выбора, поскольку я сам есть любой возможный выбор. Я есть выбор, и я есть выбранное. Нас никогда не двое. Нас нету даже одного. Есть только то, что есть. И это, как ни странно, я.

Я есть страдание. Я есть стремление к прекращению страдания. Я есть то, что выглядит как препятствие на этом многотрудном пути. Я есть реализация Природы Будды. Между мной как страданием и мной как Реализацией нет моста, поскольку и то, и другое — я. Только я.

Я есть страдающий, причина страдания и само страдание. Вот «триада», вокруг которой все скачут как ненормальные. Я не сумма, не
Читать дальше →