29 марта 2011, 12:41

Джарбан Халиль Джарбан (о боли, о познании себя, о разуме и страсти, о свободе, о законах)

О ЗАКОНАХ

И адвокат тогда сказал: — А о законах
Скажи, учитель… — Отвечал ему он так:
— Вы с удовольствием их пишете, но как
Понять, что рады их нарушить в темных водах?

Вы словно дети на песчаном берегу,
Что строят башенки и тут же их ломают,
Босыми ножками барьеры воздвигают
Да с тихим смехом ждут приливную волну…

Так Океан над простодушными смеется!
Но как быть тем, кто не смеется вместе с Ним,
Кто жизнь скалой воспринимает, кто гоним
Ее твердынею, кто терпит и дерется…

Как быть калекам, что не могут танцевать,
Как быть с влюбленным в свой хомут домашним волом?
А как со змеем быть, что тех считает голым,
Кто кожу сбросив, молодым предстал опять?

Как быть с такими, кто на при приходит первым,
А уж наевшись, говорит, что все пиры
Есть нарушение порядка и вредны,
И кто пирует, тот не станет Богу верным…

Что я скажу о них? Они хоть и стоят
В лучах Светила, но спиною все ж к нему.
И принимают за законы… тень свою,
А от лучей Его глаза у них болят…


Читать дальше →
29 марта 2011, 12:36

Джарбан Халиль Джарбан ("Пророк")

О ДАРАХ

Один богач просил: — Скажи нам о дарах! — И он сказал ему: — Вы дарите так мало,
Коль часть владенья отдаете с видом дара…
Но настоящий Дар — есть часть Себя… в веках…

То, чем владеете вы, это только вещи,
Что сохраняете вы впрок из-за боязни,
А вдруг понадобятся завтра, как для казни,
Но… что есть завтра, как не призрачные клещи…

Собака кости зарывает все в песок,
Хоть за паломником спешит она всегда…
Она расчетлива, а, может быть, умна?
Паломник странствует к святыням долгий век…

Боязнь нужды… Не то же ль самое — нужда?
А ужас жажды? Не сама ли жажда это?
И пусть колодец полон, пусть в разгаре лето,
А сам хозяин все вздыхает… Вот беда…

Читать дальше →
29 марта 2011, 12:31

ДЖАБРАН ХАЛИЛЬ ДЖАБРАН

О ЛЮБВИ

Тогда Колдунья и сказала: — О Любви
Нам расскажи…
И воцарилось тут Молчанье,
И разнеслось над Морем нежное звучанье…
— Любовь… Везде…
Ее бесчисленны Пути…

И коль ведет Любовь, то следуйте за Нею.
И как бы ни были тернисты те дороги,
Не ожидайте от попутчиков подмоги,
А только к Ней стремитесь всей душой своею…

И если вас Она крылами осенила,
То вы прислушайтесь, пусть даже ранит меч,
Что в опереньи скрыт и режет кожу плеч…
Всем сердцем слушайте, и чтоб ни говорила,

Вы верьте Ей! Пусть даже рушит все мечты,
Пусть ветром северным срывает листья сада.
Когда вы верите Любви, вас ждет награда,
И зацветут давно засохшие сады…

Она венчает вас, Она же распинает,
И обнимает ваши ветви, что дрожат,
И сотрясает ваши корни, что грешат,
Она растит вас и Она же подрезает!

Снопом пшеничным соберет вокруг Себя,
И обмолачивает, чтобы обнажить.
От шелухи освободит, научит жить,
До белизны размелет, сердце ослепя…


Читать дальше →
28 марта 2011, 13:27

Кабир о Раме

Кабир о Шри Раме

Кабир, хотя и почитался как индуистами, так и мусульманами, обращался к Богу по имени одной из Его инкарнаций — «Шри Рама». Шри Рама также известен под другими именам — Говинда, Хари, Кешав. Все они имеют разные значения, однако указывают на одну и ту же личность — Всемогущего Бога. (перевод Н. Б. Гафуровой)

О поминании имени Рамы

Кабир: я постоянно повторяю, слушайте все: Произносите имя Рамы, от этого вам будет благо, иначе блага не будет.
Говорит Кабир: я уже говорил; это говорили Брахма и Махеш.

Имя Рамы — сущность сущего: всем даю такое наставление.
Истинная реальность — тилак трех миров, а имя Рамы — суть его.

Бхакт Кабир поставил тилак себе на лоб и стал беспредельно красив.
Бхакти и бхаджан — вот имя Рамы, все другое — бесконечная скорбь.

Суть всего — поминание Всевышнего в мыслях, в словах и делах, — о Кабир!
Кабир: суть всего — поминание Всевышнего, все остальное — пустые хлопоты.

Все обыскал везде и всюду — вокруг одна смерть.
Одна забота у бхакта — имя Хари, иных забот нет у слуги.

Читать дальше →
28 марта 2011, 13:17

Кабир. О безграничном

Поэзия Кабира

(по материалам Н. Б. Гафуровой и Н. М. Сазановой)

Глава о безграничном

Тело, что камандал, я наполнил чистой и свежей водой бхакти и знания.
Тело и душа пьют ее большими глотками, но жажда не покидает тела.

Душа перевернулась, встретилась с рекой любви к Богу и стала купаться в ней, очищаясь от скверны сансары.
Купаясь, в глубине она, не нашла дна: «Ты бездонен, о Милосердный!»

Везде ищу тебя, о подруга, но Кабир исчез.
Как найдешь ту каплю, которая растворилась в Океане?

Везде ищу тебя, о подруга, но Кабир исчез.
Как найдешь Море, которое растворилось в капле?

Глава о неизрекаемом

Если скажу, что Всевышний — тяжелый, то боюсь ошибиться, скажу легкий — неправда.
Как мне знать Раму, если мои глаза никогда не видели Его.

Если увижу, то как скажу, каков Он? Сказанному никто не поверит.
Хари таков, каков Он есть, — с радостью восхваляй Его имя.

Никому не говори об этом чуде, сокрой это чудо в глубине души.
Он не доступен ни ведам, ни пуранам: сказанному тобой никто не поверит.

Природа Творца непостижима, ты оцени Его сам. Иди потихоньку, и ты достигнешь истины.
Когда достигнем вершины счастья и будем ликовать в том месте, тогда и скажем, каков Он.

А сегодня наша лодка в море, и все разговоры бесполезны.

Глава о слове без дела

Что с того, что читаешь проповеди, если не подтверждаешь их делом?
Это похоже на крепость из земляной опоки, которая разрушается на ваших глазах.
Подкрепляй делами слова, которые исходят из твоих уст.
Тогда будешь жить рядом с Парабрахмой, и он в один миг проявит к тебе свою милость.

Те, кто говорят одно, а в жизни поступают иначе,
Не люди, а собаки; связанные, они войдут в Джампур.

От пения пад радуется сердце, от чтения сакхи проистекает покой.
Но ты не постиг сердцем суть Господа, и веревка смерти опутывает твою шею.

Распевает киртаны, подняв высоко голову.
Но он не понимает их божественной сути, он слеп, словно туловище без головы.
28 марта 2011, 13:08

Суфии - кто они?

Где мудрость, утраченная нами ради знания?
Где знание, утраченное нами ради сведений?
Томас Элиот.

В наши дни, когда на право духовного наставничества современного человека претендуют многочисленные религии и вероучения, слова «суфи», «суфии» и «суфизм» все еще остаются тайной за семью печатями практически для всех.

Если такая «религия» существует, то почему ее адепты не пропагандируют своих взглядов на улицах и не распространяют листовки, где точно бы указывалось, что они, суфи, собой представляют и как намерены облагодетельствовать человечество? Между тем, на протяжении тысячи лет сущность суфизма пытались постичь вначале ученые Ближнего и Среднего Востока, а затем и всего мира, однако об успехе этих усилий даже сейчас говорить, мягко говоря, преждевременно. Поэтому любые попытки кратко объяснить, кто такие суфии, можно рассматривать лишь как первый шаг на пути к постижению этой по-настоящему волнующей тайны…

Итак, «суфи» — это человек верящий в возможность непосредственного приобщения к Всевышнему (Высшему существу)и подчиняющий свою жизнь стремлению к этому приобщению. Жизнь, подчиненная какой-либо цели, часто ассоциируется с Дорогой, и суфи обычно именуют себя людьми Пути, имея в виду Путь к Истине, являющейся одним из имен Всевышнего.

*Суфизм — (на арабском-тасаввуф, буквальный перевод — одетый в шерсть, от арабского «суф»-грубая шерстяная ткань, власяница-отличительный знак аскета) религиозно-филосовское учение (мистико-аскетическое течение), сложившееся в рамках ислама. Предположительно возникло в середине II/VIIIв. на территории нынешнего Ирака и Сирии и оказало огромное влияние на арабскую, персидскую и тюркскую литературы. В основе суфийской идеологии лежит мистическая любовь и приближение к Богу, непосредственное общение(и слияние) с ним в интуитивных экстатических озарениях. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой. Члены некоторых суфийских орденов на своих собраниях устраивают радения с песнопениями и плясками, во время которых впадают в мистический экстаз.

Читать дальше →
28 марта 2011, 12:46

Кабир о смерти

Кабир о смерти

(перевод Н. Б. Гафуровой)
Традиция «Ади Грантх»

В тот день, когда я умру, придет радость — Я встречусь со своим владыкой, и те, кто со мной, восславят Гобинда
Убей то! Смерть его принесет тебе счастье. Каждый скажет тогда, что это хорошо; ни один не сочтет это дурным.
Эта жизнь подобна темной ночи, где бродит майя в виде воров с арканами, свитыми из искушений. Знай, бог накажет тебя, если попадешься им.
Мир боится смерти, а я радуюсь ей. Ведь только в смерти обретешь истинное блаженство.
Каждый умирает, но никто не знает, как умирать. Умри так, чтобы тебе не пришлось умирать снова.
Ни один лжец не может выдержать испытания на пробном камне Рамы. Лишь тот выдержит испытание, кто живет, словно мертвый.
Кости горят, как дрова; волосы горят, подобно траве. Видя, как горит этот мир, Кабир стал печален.
Я хочу умереть, а когда умру, то пусть это будет у дверей Хари. Пусть спросит Хари: «Кто это лежит у моего порога»?

Читать дальше →
20 марта 2011, 14:29

Сказки

Сказки о байках про сплетни о слухах
С губ вылетают врезаются в ухо.
Шум нагнетает давление кожи.
Лопнуть не хочет, взорваться не может.
Просто гудит, просто капает речка.
Просто течёт.
Просто плавится свечка.
Просто горит. Может час, может вечно.
Может быть любит,
А может быть лечит,
Может, калечит, а может быть тупит
Может не зря просто так
Может сладко
Может горчит или может быть гладко
Может быть то, а возможно и это.
Так или сяк или носится ветром
Может быть дует, а может пушинка
Может быть море, а может снежинка
Может пучину разбрызгало в капли
Или у сердца закончились грабли
Или ничё.
Просто плавится свечка.
Просто течёт.
Просто капает речка.
Просто звенит.
Просто дымно клубится.
Просто чему-то зачем-то не спится.
16 марта 2011, 13:36

Тит Махарадж

Ниже приведу выдержки из книги Ильи Беляева «Пространство сознания». Именно, прочитав этот краткий текст о Тите Махарадже, я, будучи в Индии, решил приехать к этому Учителю и посмотреть на него. Сначала мы поехали в Джагешвар, где расположен его ашрам. Место могучее, в воздухе висит какая-то древняя сила. Там расположен непонятной датировки храмовый комплекс из 108 храмов. Предгорья Гималаев. Исполинские деревья в пять обхватов и строения, больше напоминающие по архитектуре и рисункам постройки Майя. Ящерицы, драконы, орнаменты. Брамины убеждали нас, что здесь находится один из двенадцати Джотир-лингамов — самых почитаемых реликвий Шивы в Индии. Не знаю, может это и так. Мы не стремились именно к этому, но получается набрели совершенно случайно.
В музее раскопок тоже странные, нетипичные для Индии экспонаты и скульптуры. Наверное, более уместно было бы увидеть такое где-нибудь в Мексике. В общем, запутанная история.
Но Тита Махараджа в ашраме небыло. Нас встретила его жена, женщина, которую он приютил и принял еще девочкой по каким-то причинам гонимой местными. Он спас её своим авторитетом великого отшельника и с тех пор она ему служила как ученица. Тит Махарадж оказался в Ришикеше и мы, не долго думаю, поехали туда.
И мы его застали. 130-ти (или около того) -летний йог принял нас дружелюбно и отстранённо. Раздал нам, принесённые нами же ему сладости и фрукты. Он не выглядет старым или дряхлым. Скорее наоборот. На глаз ему можно было дать лет 60, а может и меньше. Худой, живой, сухощавый. Сидел в позе лотоса всё время и иногда улыбался. Был очень немногословен. А глаза сияли так притягательно, что после этого Даршана у одной из девушек в нашей маленькой группе наступила самопроизвольная мауна. Она еще пару часов улыбалась и молчала, боясь расплескать тот заряд внутренней тишины, который получила.
Встреча была короткой. Тит вскоре уехал в свой ашрам в Джагешваре, а мы ещё какое-то время общались в его учеником, в доме которого Махарадж останавливался. Тот рассказал нам много удивительных историй о Тите. Вроде бытовых, но интересных. Например, как Тит по выходит на берег Ганги в Ришикеше и по трое суток сидит в лотосе в глубоком самадхи. Расказал про распорядок Махараджа — он довольно суров и не меняется уже много десятков лет.
Или история с тигрёнком, более подробно, чем из книги Ильи Беляева.
Тит жил с тигрицей в одной пещере много лет и подружился с ней. Он уже сорок лет жил в этой пещере отшельником и ни с кем не общался, кроме неё. Тигрица родила тигрёнка. И вот однажды один индийский князь (раджа) вышел на охоту и застрелил этого тигрёнка.
Тит, когда узнал об этом, взял пёрышко и дунул на него. Пёрышко полетело в сторону владений Раджи. И вскоре все его поместья, даже находящиеся в разных местах, сгорели до тла.
Дошел слух до Раджи откуда ветер дует. Он приехал к Титу и стал на коленях просить прощения. Тит сказал: Ты не передо мной виноват. Проси прощение у тигрицы, ты ей доставил большие страдания.
После этого случая Тит прервал своё сороколетнее уединение и вышел в мир.

А вот, наконец, история Ильи Беляева, с книги которого и зародился интерес к этому уединённому йогу.

Тит Махарадж

Когда я спросил 120-ти летнего индийского йога по имени Тит Махарадж о состоянии мокши [Мокша — состояние освобождения в индуизме. — прим. авт.], он ответил: «Если мокша придет к тебе, то скажи ей: Уходи! Иди к тому, кто в тебе нуждается. Живи без желаний».

У Махараджа есть маленький ашрам в Гималаях, в двух километрах от Джагешвара, древнего храмового комплекса в штате Уттаранчал. Ашрам называется Мокша Дхам. На санскрите это означает «дом освобождения». Тит — классический шиваитский йог. Большую часть своей долгой жизни он провел в гималайских пещерах и на священном озере Манасаровар в 30 километрах от горы Кайлаш, на вершине которой, по преданию, обитает Шива. Свое имя «Тит» он получил по названию одной из пещер, где жил.
Спустившись с высокогорья, Махарадж выбрал место поблизости от древнего центра силы Джагешвар, на берегу реки, текущей на север. Обычно реки Индии текут с Гималаев на юг. Первое время он жил в маленькой кутье на гребне холма над рекой, потом вокруг, как это часто происходит в Индии, вырос небольшой ашрам.
Тит Махарадж — необычный святой. Он выучил английский, когда ему было 110 лет. У него есть машина — маленькая «Марути», на которой он носится по горным дорогам с умопомрачительной скоростью. Машину ему подарил один из его преданных. Этому человеку Тит посоветовал поехать в Америку, где тот быстро превратился в миллионера. Вернувшись в родную Индию, преданный отблагодарил учителя — построил ему ашрам и подарил автомобиль. Тит походил вокруг машины, попинал ее ногами, понюхал, побибикал, потом сел и поехал, как будто всю жизнь крутил баранку.
Во время отшельнической жизни у Тита был любимый тигренок, о котором он заботился. Когда тигренок подрос и ушел в джунгли, на охоте его застрелил раджа. В тот же момент царский дворец загорелся и сгорел дотла. Второй дом, который раджа построил, также был уничтожен огнем. В результате, он и его семья были разорены и кончили свои дни в бедности.
Тит хорошо знает индийскую астрологию Джотиша и помогает многим приходящим к нему людям как астролог. У него хранятся древние астрологические манускрипты, которых нет ни в одной библиотеке. Когда я спросил йога о секрете его долголетия, он ответил просто: «Ешь как можно меньше». Сам Тит ест миску овощного супа раз в день. Когда он уходит в самадхи, может не есть по месяцу.
В другой раз я завел разговор о том, где лучше искать место для ашрама [Ашрам — центр духовного обучения. — прим. авт.]. Тит подчеркнул, что это обязательно должен быть берег реки и назвал конкретный район. У меня на примете был один участок ниже Джагешвара по течению реки. Тит отклонил это место, сказав что есть секретные причины, запрещающие устройство ашрама в этом месте. Я догадался, о чем он говорит.
Выше по течению находится смашан — место, где сжигают трупы. Тит сказал, что духи мертвых могут овладевать людьми, поэтому ашрам должен быть или выше по течению, или в другом месте. При этом спросил, не замечал ли я в Джагешваре людей, характерно подергивающихся — это и есть, мол, одержимые духами мертвых.
Я спросил о стоимости участка земли, Махарадж сказал, что нужно не менее 50 лакхов. Это более 100 000 долларов. Когда я сказал, что у меня нет таких денег и я небогатый человек, старец очень рассердился: «Как ты смеешь называть себя бедным?» — закричал он. «Ты йог! Ты должен сесть вот так! (при этом он для наглядности принял йогическую позу) — и все придут и все тебе принесут!»
Через несколько дней в ашраме начиналась пуджа [Пуджа — ритуал служения божеству. — прим. авт.] девяти планет, во время которой в огне хавана [Хаван — яма в земле, обложенная камнями, место жертвенного огня. — прим. авт.] сгорают приношения в виде благовоний, очищенного масла гхи, зерна и других ингредиентов ведийского ритуала стоимостью в десятки тысяч долларов. Тит Махарадж, как будто подтверждая свое наставление, сидел все эти дни в зале, принимая народ, составляя гороскопы и пересчитывая огромные пачки индийских рупий, которые ему приносили люди. Все это должно было пойти в огонь.
Махарадж много путешествовал по миру, бывал и в России. В Америке его встречала в аэропорту племянница Билла Клинтона, но он отказался от сопровождения и объехал более тридцати мест один. В Амстердаме он отказался от еды, сказав, что это слишком грязное место; Тит согласился поесть, лишь когда машина выехала за пределы города, где-то в полях.
Махарадж собирает воды семи океанов в бутылочки. Ему еще осталось добраться до двух океанов. После этого он сольет воды вместе, сделает большую пуджу и уйдет.
Поза лотоса — обычная поза Тита Махараджа. Рассказывают, что однажды он оставался в этом положении восемь дней. Тит — простой человек, не интеллектуал. Поэтому практику он тоже дает «простую»: нужно научиться многочасовому сидению в лотосе, есть и спать как можно меньше, успокоить ум и тогда, по его словам «о чем бы ты ни подумал, ты будешь знать это». Это классическая йога Патанджали в упрощенном виде.
Махарадж действительно обладает этими знаниями. Иногда он просит пришедшего подержать в ладони пригоршню риса, потом берет это рис и рассказывает все про этого человека. Иногда Тит соблюдает мауну [Мауна — обет молчания. — прим. авт.], тогда с ним можно общаться только с помощью записок.
В глазах Тита Махараджа горят искры того особенного йогического огня, который безошибочно указывает на воспламенение центров — результат правильной садханы. Он — один из хранителей древнего знания великой Бхараты [Бхарата — древнее название Индии. — прим. авт.].