7 января 2016, 18:48
Опыт использования нейрофидбэка в практике
В прошлом посте я немного описал достижения науки и техники, которые можно применять для исследования состояний мозга, а так же для углубления практик. Теперь немного расскажу, что я уже успел попробовать сам и поделюсь впечатлениями. Так как для решения своих задач по работе, я постоянно пишу программы, то и тут я твердо решил, что буду создавать свои решения. Во-первых, потому что существующие решения очень ограничены в функциональности, во-вторых, производитель в этом вопросе идет на встречу энтузиастам и предоставляет все необходимые инструменты и даже примеры программ, что значительно упрощает дело. Но так как для этой затеи необходимо выделить время, а самое главное надо четко понимать цель, то сначала я решил поизучать теорию и существующие программы. В первую очередь я решил найти замену свече. Больше всего мне показалась похожей одна очень простая программа, в которой при высоком уровне медитации шар взлетает и летит вверх, при среднем удерживается на месте, а при низком падает вниз. Программа так же показывает максимальную высоту и максимальное время, которое получается удержать шар за сеанс.
Чтобы показать как это работает, я записал небольшое видео:
Из наблюдений могу отметить, что состояние, которое позволяет поднимать шар, отличается от того, в котором я пребывал концентрируясь на свечи. Второй интересный момент выяснился когда я поэксперементировал с близкими — как выяснилось каждый поднимал шар по разному — используя разные стратегии, так же у всех были разные результаты. Например, его можно поднять, если закрыть глаза и представить, что идешь по лесу и т.д., но у меня как я не пытался таким образом шар не поднялся ни на сантиметр. Мне не очень хочется стать профессиональным мечтателем, поэтому сразу решил, что буду практиковать близкое к адвайте.
В итоге я начал перебирать различные практики: следить за мыслями, ОВД, пребывать в моменте или я-есть, двунаправленное внимание и так далее. Я понял, что этот механизм работает следующим образом, есть желание — поднять шар, затем ты сидишь, смотришь на него и пытаешься как-то воздействовать на свое состояние с помощью практики. В какой-то момент, ритмы сигнализируют о высоком медитативном состоянии и шар начинает взлетать. Мозг, подкрепляемый желанием, связывает свое текущее состояние с поднимающимся шариком. Когда шарик падает мозг «понимает», что состояние теряется, в итоге на интуитивном уровне начинаешь понимать как удержать это состояние — это как учиться держать равновесие на велосипеде. В итоге у меня получилось держать шар в состоянии такой спокойной невовлеченности, когда ум довольно ясный и спокойный. Мысли при этом не подавляются, но и нет сильного вовлечения. Если не сильно увлечься внутренним диалогом, то это практически не влияет на шар, увы, но если увлечься сильно, то шар начинает активно падать, что хорошо. Так же обычный игровой интерес подстегивает к большей внимательности.
С другой стороны игровой интерес длится не так долго, плюс мозг заметно устает. Например, в первый день у меня не получалось держать шар больше 5 минут и поднимать его больше 4-5 метров. Вчера вечером, я продержал его в воздухе 25 минут и максимальная высота была 68 метров, затем силы начали заканчиваться и шар держался все ниже и ниже пока совсем не упал. Потом я сделал перерыв минут 10-15 и начал снова. За второй сеанс удалось поднять на 40 метров и 7 минут, а остальные 20 минут сеанса он не поднимался и на 5 метров и не дольше 1 минуты, в конце просто вообще не получалось ничего. После часа такой практики я чувствовал себя как будто я не спал сутки и напряженно работал, голова была мутная, я лег спать, отключился и проспал до 12 часов, когда обычно встаю в 9. Но и к утру я не был полностью отдохнувшим — 68 метров, но всего 15 минут и жуткая усталость уже после первых 30 минут. То есть эффект как когда нагружаешь еще не отдохнувшую мышцу — она очень быстро устает.
Мозг очень активно меняет свое состояние и сложность практики, с этой точки зрения, именно в том, чтобы удержать какое-то одно состояние длительное время. Блуждающий ум в этом деле одна из главных помех. Поэтому, в рамках своего марафона, ближайшая цель — это научиться максимально долго удерживать это состояние, попутно очищая разум.
Чтобы показать как это работает, я записал небольшое видео:
Из наблюдений могу отметить, что состояние, которое позволяет поднимать шар, отличается от того, в котором я пребывал концентрируясь на свечи. Второй интересный момент выяснился когда я поэксперементировал с близкими — как выяснилось каждый поднимал шар по разному — используя разные стратегии, так же у всех были разные результаты. Например, его можно поднять, если закрыть глаза и представить, что идешь по лесу и т.д., но у меня как я не пытался таким образом шар не поднялся ни на сантиметр. Мне не очень хочется стать профессиональным мечтателем, поэтому сразу решил, что буду практиковать близкое к адвайте.
В итоге я начал перебирать различные практики: следить за мыслями, ОВД, пребывать в моменте или я-есть, двунаправленное внимание и так далее. Я понял, что этот механизм работает следующим образом, есть желание — поднять шар, затем ты сидишь, смотришь на него и пытаешься как-то воздействовать на свое состояние с помощью практики. В какой-то момент, ритмы сигнализируют о высоком медитативном состоянии и шар начинает взлетать. Мозг, подкрепляемый желанием, связывает свое текущее состояние с поднимающимся шариком. Когда шарик падает мозг «понимает», что состояние теряется, в итоге на интуитивном уровне начинаешь понимать как удержать это состояние — это как учиться держать равновесие на велосипеде. В итоге у меня получилось держать шар в состоянии такой спокойной невовлеченности, когда ум довольно ясный и спокойный. Мысли при этом не подавляются, но и нет сильного вовлечения. Если не сильно увлечься внутренним диалогом, то это практически не влияет на шар, увы, но если увлечься сильно, то шар начинает активно падать, что хорошо. Так же обычный игровой интерес подстегивает к большей внимательности.
С другой стороны игровой интерес длится не так долго, плюс мозг заметно устает. Например, в первый день у меня не получалось держать шар больше 5 минут и поднимать его больше 4-5 метров. Вчера вечером, я продержал его в воздухе 25 минут и максимальная высота была 68 метров, затем силы начали заканчиваться и шар держался все ниже и ниже пока совсем не упал. Потом я сделал перерыв минут 10-15 и начал снова. За второй сеанс удалось поднять на 40 метров и 7 минут, а остальные 20 минут сеанса он не поднимался и на 5 метров и не дольше 1 минуты, в конце просто вообще не получалось ничего. После часа такой практики я чувствовал себя как будто я не спал сутки и напряженно работал, голова была мутная, я лег спать, отключился и проспал до 12 часов, когда обычно встаю в 9. Но и к утру я не был полностью отдохнувшим — 68 метров, но всего 15 минут и жуткая усталость уже после первых 30 минут. То есть эффект как когда нагружаешь еще не отдохнувшую мышцу — она очень быстро устает.
Мозг очень активно меняет свое состояние и сложность практики, с этой точки зрения, именно в том, чтобы удержать какое-то одно состояние длительное время. Блуждающий ум в этом деле одна из главных помех. Поэтому, в рамках своего марафона, ближайшая цель — это научиться максимально долго удерживать это состояние, попутно очищая разум.
24 комментария
Далее, мозг будет выстраивать «обратную связь» при управлении шаром. Адвайта же — это постижение реальности, а не тренажёра! Даже наблюдение за пламенем свечи должно быть оставлено как можно раньше. Гораздо более реально — наблюдение за мыслями (ВД), за эмоциями и т.д. Но и это должно быть оставлено — наблюдением за более тонкими вещами. Эмоции (в виде обратной связи) помогут сформировать адекватное мировоззрение и успокоить ум. А что вы получите от шара (датчика ЭЭГ)? Слишком грубая обратная связь.
Вот смотри
Какого такого ума? Что такое ум? Разве существует такое явление? Вынь да положь!
Неужели не понятно, что под словом ум, в данном случаи подразумевается «источник» всех явлений?
И, отсюда, очень важно получается — на что конкретно смотреть, чтобы видеть! То есть, практика удержания состояния сознания начинается конечно же там, где человек способен её начать. Но в любом случае объекты меняются — и практика двигается как бы по лестнице, причем ступени этой лестницы уже заведомо известны и учтены во всех традиционных учениях. И задача практикующего, в общем случае — понять, на какой ступени лично он находится, чтобы следовать общему, в принципе-то, для всех пути. Включая и объекты для медитации.
А если смотришь и ничего не чувствуешь? Нет ни эмоций ни чувств. Никаких.