Голубая тетрадь N 10
Был один рыжий человек, у которого не
было глаз и ушей. У него не было и волос,
так что рыжим его называли условно.
Говорить он не мог, так как у него не
было рта. Носа тоже у него не было.
У него не было даже рук и ног. И живота
у него не было, и спины у него не было, и
хребта у него не было, и никаких внутреннос-
тей у него не было. Ничего не было! Так что
не понятно, о ком идет речь.
Уж лучше мы о нем не будем больше говорить
***
Читать дальше →
на прямой дороге,
что то грустно мне…
Огонь!
Он распускается цветком пьянящей неги
И возвышается до сказочных высот,
Он рай и ад, он все что есть на свете,
Он дарит нам вершины всех красот…
Два пламени сливаясь воедино
Танцуют танец Страсти и Любви
И каждый поднимается к Вершине,
Сгорая от немыслимой волны…
В огне сливаются все мыслимые грани,
Они стремятся покорить собой мечту,
Пусть будет так и Вечно и отныне,
Все превзойдет огонь, начавшийся в бреду…
Я смерть зову. Я до смерти устал — От гордости, идущей в приживалки,
От пустоты, занявшей пьедестал,
От вымученной веры из-под палки,
От срама орденов и галунов,
От женщин тех, что смолоду пропали,
От силы под пятою болтунов,
От мудрого величия в опале,
От вдохновения исподтишка,
От простоты, в которой нету прока,
От знания в руках у дурака,
От доброты в подручных у порока…
Я так устал…
Шекспир
Я так устал…
Во времена Оттоманской империи, в Турции, один из гостей султана поведал ему об известном Шейхе, живущем в Анатолии. Он предостерегал султана быть осторожным в его отношении, так как у Шейха сотни тысяч последователей, готовых пойти за ним и в огонь, и в воду. И если Шейх обернется против султана, то в государстве начнется переполох, и султан даже может лишиться трона. Услышав такие настораживающие речи, султан решил послать за Шейхом, чтобы узнать, кто же он такой на самом деле.
Когда Шейх прибыл во дворец, и они встретились, султан обратился к Шейху со следующими словами:
— Говорят, что у вас сотни тысяч истинныхприверженцев. Так ли это?
— Нет, это неправда, — ответил Шейх.
— Странно. Ну, а сколько же тогда их увас? — продолжал расспрашивать султан.
— Полтора, — загадочно ответил Шейх.
— Полтора… Очень странно. А почему же все говорят мне, что увас столько последователей, что вы с их поддержкой обладаете силой провести государственный переворот?
Не получив ответа, султан продолжил:
— Что ж, в таком случае мы устроим проверку. Мне самомунадо убедиться в истинности ваших слов. И не будем откладывать, сделаемэто прямо послезавтра. На окраине города находится большое поле, туда мы всех и пригласим.
После этого разговора султан отправил гонцов во все уголки государства с сообщением, обращенным всем последователям Шейха, что через день Шейх будет находиться в таком-то месте, и что их присутствие будет очень важно. А перед полем, куда предстояло собратьсявсем последователям Шейха, султан велел установить большой шатер. А в шатер он приказал поместить несколько овец, но так, чтобы никто об этом не узнал.
В назначенный день на поле прибыли сотни тысяч людей, чтобы увидеть Шейха. Увидев такую огромную толпу, султан вышел из шатраи тихо обратился к Шейху:
— Вы же говорили, что у вас только полтора ученика. А что же получается, кто же все эти люди? Ведь они все себя считают вашими приверженцами.
— Может, и считают, ноэто только на словах. На самом деле они таковыми не являются. Как я вам уже говорил, у меня только полтора истинных ученика. Впрочем, очень скоровы и сами в этом убедитесь.
Тогда султан произнес, обращаясь ксобравшимся:
— Шейх совершил преступление. И он будет немедленно казнен, если из вас не найдется десять добровольцев, готовых отдать свою жизнь, чтобы спасти Шейха.
В толпе началось волнение. Люди стали испуганно переглядываться. И тут один из присутствующих вышел вперед со словами:
— Он — мой Шейх и он — мой Учитель. И я готов пожертвовать собой ради его спасения.
По знаку султана стражники взяли этого человека и отвели в тент. А в тенте они зарезали овцу, причем сделали это так, что кровь струей потекла за пределы тента. Они сделали это специально, чтобы люди увидели это и поверили, что человек был казнен. Увидев текущую кровь, люди заволновались не на шутку. Некоторым привиде крови даже сталодурно. Тут из тента вновь вышел султан и повторно сделал свое объявление, вызывая на этот раз девять добровольцев, готовых расстаться с жизнью ради любимогоУчителя.
В ответ было молчание. На какие-то доли минуты в толпе воцарилось полнейшая тишина. Затем встала женщина и сказала, что готова пожертвовать собой. Как и с предыдущим добровольцем, стражники отвели ее втент и там зарезали вторую овцу. Увидев, как свежая струя крови вытекает из тента и вливается в лужицу с кровью от предыдущей резни, толпа в ужасе начала расходиться. Буквально через считанные минуты от сотни тысяч так называемых приверженцев никого не осталось.
Тогда Шейх обратился к султану:
— Вот теперь вы и самиубедились, что у менявсего лишь полтора настоящих ученика.
Султану ничего больше не оставалось, как согласно кивнуть головой. Затем он добавил, рассуждая вслух:
— Теперь все ясно. Значит, этот мужчина — это один ученик, а женщина — половина.
— Нет, нет, — сказал Шейх. — Как раз женщина — это мой настоящий ученик, а мужчина — лишь половина ученика.
И увидев, как при этих словах лицо султана приобрело недоуменно-вопросительное выражение, Шейх не мешкая добавил:
— Мужчина не был уверен, что ему действительно предстоит умереть, тем более он и не догадывался, что его убьют сразу же там, в тенте, причем таким жестоким образом. А женщина знала, на что идет, она воочию видела пролившуюся кровь, и все равно согласилась пойти на казнь. Вот она-то и есть настоящий ученик. Ученик с Большой Буквы.
Высоко в горах Тибета жил-был йогин, который мог силой своей медитации переносить свой ум в различные уголки Вселенной. И вот, однажды, решил он отправиться в Ад. Он оказался в комнате с большим круглым столом посередине, вокруг которого сидели люди. На столе стоял горшок с тушеным мясом, который был настолько большим, что еды с лихвой хватило бы каждому. Мясо пахло так вкусно, что рот у йогина наполнился слюной. Тем не менее, никто из людей не прикасался к еде. У каждого сидевшего за столом была ложка с очень длинной ручкой – достаточно длинной, чтобы дотянуться до горшка и набрать полную ложку мяса, но слишком длинной для того, чтобы положить мясо в рот. Все люди были ужасно истощены, их лица были полны отчаяния и злобы. Йогин понял, что страдания этих людей и в самом деле ужасны и сочувственно склонил голову.
И тогда решил йогин отправиться в Рай. Он оказался в комнате, которая ничем не отличалась от первой – тот же стол, тот же горшок мяса, те же ложки с длинными ручками. И сначала йогин подумал, что ошибся, но радостные лица людей, глаза, светящиеся счастьем, говорили о том, что он действительно попал в Рай. Йогин ничего не мог понять, но потом посмотрел внимательно, и ему стало ясно, чем отличался Рай от Ада. Различие было только в одном – люди в этой комнате научились кормить друг друга.
Цветастым марокканским покрывалом
Укрыты клены, в облаках паря.
Как девочка средь лиственных развалов,
По улицам проходит тишина.
И с ней под руку, вместе, как подружки,
Плывем в вечернюю неведомую даль.
Где просветленье озаряет душу,
И каждая калитка – двери в рай.
И вот уже ровнее шаг несмелый,
Уже повсюду нахожу себя:
Лучится ветер, пью себя всем телом,
Фонарь, и кошка, и луна – всё я!
И вот как клен, листвой оранжевея,
Взмываю в небеса, едва дыша.
И увядаю лепестком космеи –
В безвременье Пути беспечный шаг.
И, очарованный, мешаю явь со снами…
Участники Божественной игры –
Влюбленные, летящие, мы с вами –
Для радости бессмертья рождены!
Меня нелегко убедить в чем-либо. Я ставлю под сомнение буквально все. Именно это вполне привычное чувство недоверия охватило меня как-то раз, когда я вернулся домой и, удобно устроившись в любимом мягком кресле, долго смотрел на сюрреалистическое полотно, купленное когда-то Сюзан в состоянии временного помрачения рассудка. Если, конечно, это можно было назвать произведением искусства.
Картина представляла собой жуткое переплетение зеленых и лиловых полос, извивающихся, словно змеи. Я ужасно устал после тяжелого рабочего дня, и перед глазами у меня немного плыло. От этого казалось, что картина колышется, идет волнами, будто в ночном кошмаре.
И тут, ни с того ни с сего, я вдруг подумал: а существует ли картина на самом деле? Право, было бы куда лучше, если б эта пародия на искусство никогда не была написана. Меня посетило сомнение в ее реальности…
И в одно мгновение картина бесследно исчезла. От нее не осталось ничего, даже более светлого пятна на стене.
Я встал с кресла и подошел посмотреть на стену поближе. Должно быть, решил я, Сюзан сняла картину, когда я задремал. Странно.
Из кухни появилась жена, немного раскрасневшаяся и, как всегда, по-своему очаровательная. Сногсшибательная стройная блондинка.
— Суп почти готов, — сказала она.
— А где картина? — спросил я.
Сюзан озадаченно посмотрела на меня.
— Какая картина?
— Твоя. Сюрреалистическая. — Я показал на стену.
Сюзан натянуто хихикнула и подошла ближе, явно рассчитывая на поцелуй.
— Эд, ради бога, о чем ты? Ты же знаешь — у нас не было никаких картин.
— Если ты решила выбросить ее, — сказал я, поцеловав, наконец, Сюзан, — я не буду возражать. Совсем наоборот.
— Ты с ума сошел, — ответила она и вернулась на кухню.
Я снова посмотрел на стену и не увидел даже дырки от гвоздя, на котором висела картина. Я обыскал квартиру, но полотна нигде не было.
Сюзан приготовила бифштекс. Я чувствовал его запах, но когда попытался открыть крышку жаровни, жена шлепнула меня по руке и
Читать дальше →
Унылый день все краски мира тушит.
Но мягкою заботливой рукой
Он медленно укутывает душу,
Как в одеяло, в серый свой покой.
И кажется, что наклонился кто-то,
Кому до слез меня сегодня жаль…
Благодарю за тайную заботу.
Благодарю за светлую печаль…