Все говорят о реальности, но это только сон. Это не больше, чем реальность внутри сна. Когда говорят о войне и революции, мы все думаем, что там происходит что-то необычное, но разве это всего лишь не переворачивание во сне с одного бока на другой? Когда ты умрёшь, то увидишь сон как сон. Тот, кто не разберётся со своим сном ещё в течение жизни — заурядный человек.
Кто-то сочинил во время харакири следующие строки: «Что бьёт и кого бьют — после того как они вместе закончат свой путь, вернутся к одной и той же грязи, к одной и той же земле». Во время харакири слишком поздно для такого понимания. Ещё до того, как мы закончим свой путь, мы — та же самая грязь и та же самая земля.
Для снов мы не можем ни строить планов, ни репетировать. Также и со сном Дхармы, сном учения. Сон обучает сон во сне…
Никто не смотрит за свой горизонт. Все верят, что жизнь имеет какой-то смысл, при этом это попросту как у ласточек: мужские особи собирают еду, женские высиживают яйца…
Это начинается тем, что мы говорим «я». Все, что идет после этого — иллюзия…
Все представляют себе, что их «Я» неизменно: неподвижный центр, вокруг которого всё движется. Был как-то человек, который сказал: «Смотрите, все умирают, но только не я!». Тем временем он сам уже давно мертв…
Смотрите своими собственными глазами, слушайте своими собственными ушами. Ничто в мире не сокрыто; чего же вы хотите услышать от меня?
(Тэнкэй)
Если хочешь увидеть, как открывается Путь, не держись за мысль о его существовании и не-существовании…
(Сэнцань)
Пять цветов ослепляют зрение человека.
Пять звуков притупляют слух человека.
Пять вкусовых ощущений портят язык и небо.
Охота и погоня сводят человека с ума.
Цель, которой трудно добиться, губит поведение человека.
Вот почему мудрый заботится о желудке, но не о глазе…
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор Вселенной,
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди не уставая.
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья.
И мыслить, мысли не обожестлив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена, и снова,
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело,
И только Воля говорит: «Иди»!
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!
Р.Киплинг
Тосоцу воздвиг три препятствия, спрашивая у монахов:
— Чтобы избавиться от иллюзий и познать истину, вы должны постичь вашу подлинную природу. Но где она в это самое мгновение?
— Когда вы постигаете вашу подлинную природу, вы освобождаетесь от жизни и смерти. Но когда меркнет свет ваших глаз, как вы можете избежать жизни и смерти?
— Освободившись от жизни и смерти, вы знаете свой путь после смерти. Но когда четыре элемента распадаются, где вы оказываетесь?
Один монах спросил Ма-цзы:
— Что есть Будда?
— Будда есть ум, — ответил Ма-цзы.
— А что есть Путь? — спросил тогда монах.
— Путь есть не-ум, — ответил Ма-цзы.
— Будда и Путь — это что, разные вещи? — спросил монах.
— Будда — это подобно вытягиванию руки, Путь — это подобно сжиманию кулака, — ответил Ма-цзы)))